Нравственность
классный час (2 класс)
воспитывать этические качества личности; способствовать осознанию детьми таких важных нравственных категорий, как честность, верность слову и обещаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_nravstvennuyu_tematiku_dlya_mladshih_shkolnikov_2_klassa.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на нравственную тематику для младших школьников 2 класса
Цели и задачи
— воспитывать этические качества личности;
— способствовать осознанию детьми таких важных нравственных категорий, как честность, верность слову и обещаниям.
Оборудование
Настольные игры (4—5 штук).
Предварительная работа
Обсуждение пословиц и поговорок о честности, верности слову, чтение рассказов на данную тему, подготовка пересказа (индивидуально) рассказал. Н. Толстого «Правду сказал».
Ход классного часа
Чтение и обсуждение рассказа С. Баруздина «За столом»
Учитель. Послушайте рассказ и подумайте, о чем мы сегодня поговорим на занятии.
Как-то утром во время завтрака была разбита тарелка.
Никто не видел, как она упала со стола на пол и разбилась на мелкие кусочки.
Зинаида Федоровна спросила ребят:
— Кто из вас разбил тарелку?
— Не я! — сказал Володя.
— Не я! — сказала Лена.
— Не я! Не я! Не я! — сказали другие дети.
Только Светлана посмотрела на Зинаиду Федоровну и тише всех сказала:
— Наверное, она сама как-нибудь разбилась...
— Ну ладно, — говорит Зинаида Федоровна, — идите пока играть.
Стали ребята играть и забыли о случившемся. Не заметили, как пролетело время и наступил час обеда.
Все вымыли руки и сели за столы.
Нина Марковна принесла большой поднос, а на нем рядами стояли тарелки с супом.
Ребята начали обедать.
— А мне? — спрашивает Виталик. — У меня нет тарелки!
Все посмотрели на Виталика: и правда, нет у него тарелки!
— Тебе, Виталик, придется подождать, — говорит Зинаида Федоровна. — Ведь у нас утром одна тарелка разбилась. Правда, ребята?
— Правда! — закричали ребята.
— Вот и неправда, — вдруг тихо сказала Света. — Тарелки сами не бьются. Это... Это я... ее нечаянно разбила... Я больше не буду! — и она пододвинула свою тарелку Виталику. — Ешь!
Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит.
Сейчас Зинаида Федоровна накажет Свету, решили ребята.
Но Зинаида Федоровна подошла к Светлане и сказала:
— Вот и хорошо, что тарелки сами не бьются, а ребята говорят правду.
Вопросы для обсуждения:
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
— Если человек совершил проступок, как поступить? Признаться или нет? Почему?
— Как вы оцениваете поступок Светы?
— Почему Света не призналась с самого начала?
— А вы совершали нечестный поступок? Можете нам рассказать об этом?
— Легче ли вам стало, когда вы признались?
Пересказ
Учитель. Этой же теме посвящен рассказ JI. Толстого «Правду сказал».
Пересказывание текста учеником.
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что сказал правду».
Игровая ситуация «Настольные игры»
Учитель. Сейчас мы обсудим правила честной игры и состязаний.
1. Соблюдай правила игры и состязаний: не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем. Только честная борьба — иначе и победа неинтересна.
2. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.
Учитель. Вы познакомились с правилами честной игры. Сейчас на практике мы посмотрим, кто умеет выполнять эти правила. Я вам предлагаю настольные игры. Вы сейчас самостоятельно организуете команды и проведете один кон игры. А затем мы проанализируем ход игры. (Дети разбиваются на группы и играют в настольные игры.)
Вопросы для обсуждения:
— В вашей команде, на ваш взгляд, игра была честной?
— Почему вы так считаете?
— Если победа досталась нечестным путем, принесет ли она радость?
Учитель. Иногда люди дают «честное слово» и забывают о нем.
Вы не встречались с таким поведением?
Кто может поделиться такой историей? (Ответы детей.)
Чтение и обсуждение рассказа Л. Пантелеева «Честное слово»
Мне очень жаль, что я не могу вам рассказать, как зовут этого мальчика, и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе.
Как-то летом я зашел в садик — я не знаю, как он называется, — на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.
Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я захлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.
Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик сторожа.
Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.
Я свернул на боковую дорожку — там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах: какая-то будка или сторожка. А около ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.
Я подошел и окликнул его:
— Эй, что с тобой, мальчик?
Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голову, посмотрел на меня и сказал:
— Ничего.
— Как это ничего? Тебя кто обидел?
— Никто.
— Так чего же ты плачешь?
Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще всхлипывал, икал и шмыгал носом.
— Давай пошли, — сказал я ему. — Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.
И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:
— Не могу.
— Что не можешь?
— Идти не могу.
— Как? Почему? Что с тобой?
— Ничего, — сказал мальчик.
— Ты что — нездоров?
— Нет, — сказал он, — здоров.
— Так почему же ты идти не можешь?
— Я — часовой, — сказал он.
— Как часовой? Какой часовой?
— Ну что вы — не понимаете? Мы играем.
— Да с кем ты играешь?
Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:
— Не знаю.
Тут я, признаться, подумал, что, наверное, мальчик все-таки болен и что у него голова не в порядке.
— Послушай, — сказал я ему. — Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь, с кем?
— Да, — сказал мальчик. — Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?». Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик... он маршал был... он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад — в этой будке — ты будешь часовой. Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь».
— Ну?
— Ну, я и сказал: «Честное слово — не уйду».
— Ну и что?
— Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.
— Так, — улыбнулся я. — А давно тебя сюда поставили?
— Еще светло было.
— Так где же они?
Мальчик тяжело вздохнул и сказал:
— Я думаю — они ушли.
— Как ушли?
— Забыли.
— Так чего ж тогда ты стоишь?
— Я честное слово сказал...
Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, надо стоять, что бы ни случилось — хоть лопни. А игра это или не игра — все равно.
— Вот так история получилась! — сказал я ему. — Что же ты будешь делать?
— Не знаю, — сказал мальчик и опять заплакал.
Мне очень хотелось ему чем-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул, взяли с него честное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек?
Они уже небось поужинали, и спать легли, и десятые сны видят,
А человек стоит на часах. В темноте. И голодный небось...
— Ты, наверное, есть хочешь? — спросил я у него.
— Да, — сказал он, — хочу.
— Ну вот что, — сказал я, подумав. — Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.
— Да, — сказал мальчик. — А это разве можно?
— Почему же нельзя?
— Вы же не военный.
Я почесал затылок и сказал:
— Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник...
И тут мне в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем дело? Надо, значит, искать военного.
Я ничего не сказал мальчику, только сказал: «Подожди минутку» — а сам, не теряя времени, побежал к выходу...
Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.
Я встал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли какой-нибудь лейтенант или хотя бы простой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий железнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.
Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел за углом, на трамвайной остановке, защитную командирскую фуражку с синим кавалерийским околышком. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не успел добежать, вижу — к остановке подходит трамвай, и командир, молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон.
Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил его за руку и закричал:
— Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!
Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:
— В чем дело?
— Видите ли, в чем дело, — сказал я. —Тут, в саду, около каменной будки, на часах стоит маленький мальчик... Он не может уйти, он дал честное слово... Он очень маленький... Он плачет...
Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.
— При чем же тут я? — сказал он.
Трамвай его ушел, и он посмотрел на меня сердито.
Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал раздумывать, а сразу сказал:
— Идемте, идемте. Конечно. Что же вы сразу мне не сказали?
Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на ворота замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.
В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять — но на этот раз очень тихо — плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:
— Ну вот, я привел начальника.
Увидев командира, мальчик как-то выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
— Товарищ караульный, — сказал командир. —Какое вы носите звание?
— Я — сержант, — сказал мальчик.
— Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:
— А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек...
— Я майор, — сказал командир.
— Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост!
И сказал он это так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались.
И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.
Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота, и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.
Майор протянул мальчику руку.
— Молодец, товарищ сержант, — сказал он. — Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.
Мальчик что-то пробормотал и сказал: «До свидания».
А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит трамвай, побежал к остановке.
Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.
— Может быть, тебя проводить? — спросил я у него.
— Нет, я близко живу. Я не боюсь, — сказал мальчик.
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему действительно нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.
А когда он вырастет... Еще неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком.
И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.
Вопросы для обсуждения:
— Что вы можете сказать про мальчика?
— Почему мальчик не ушел с поста, если знал, что игра кончилась?
— Легко ли ему было сдержать слово?
— Почему взрослые так серьезно отнеслись к детской игре?
— Хотелось бы вам быть похожими на этого мальчика? Каким, по-вашему, он будет, когда вырастет?
— А что надо делать, чтобы и про тебя могли так сказать — «очень приятно познакомиться»?
Подведение итогов
Учитель делает вывод, что человек в любых жизненных ситуациях должен быть честным, отвечать за свои слова. Честные люди, люди «слова», чаще всего заслуживают уважение в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...