Основы духовности и нравственности поведения
статья
Всё наиболее важное, чем обладает человечество - культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – всё это закладывается в детстве, за первой школьной партой, в процессе взаимного воспитания родителей и ребёнка, взаимного влияния учителя и учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать ещё прекраснее, мудрее и совершеннее. Будущее нашей планеты зависит от степени духовного нравственного состояния каждого её обитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_povedeniya.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы духовности и нравственности поведения
Всё наиболее важное, чем обладает человечество - культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – всё это закладывается в детстве, за первой школьной партой, в процессе взаимного воспитания родителей и ребёнка, взаимного влияния учителя и учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать ещё прекраснее, мудрее и совершеннее. Будущее нашей планеты зависит от степени духовного нравственного состояния каждого её обитателя.
Духовность личности – это система её ценности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, и о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим и отвергаем, чем вдохновляемся и от чего грустим. Это наш духовный мир. Главная задача педагогики – научить детей любить жизнь, окружающий мир, всех людей начиная с себя. Это – чувство принятия себя таким, каким ты есть, со всеми нерешёнными проблемами, прекрасными, воистину безграничными возможностями, основывающимися на уважении к себе как личности. Из этого уважения, радости по поводу удач и огорчений рождается сила позволяющая человеку управлять жизнью, а не быть управляемым ею. Процесс воспитания – взаимно духовно обогащающий. Родители, педагоги и дети – равные участники непрекращающегося процесса самосовершенствования и духовного становления. Воспитатель, педагог получает от ребёнка столько же, сколько отдаёт ему сам - в этом мудрость процесса воспитания.
Духовный мир человека – эта та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет интеллект, рациональное, умственное осмысление окружающей действительности, руководит каждым действием или совершаемыми поступками. Однако наиболее ценным свойством духовного мира является то, что он заключает в себе эталон качеств, представляюших для человека безусловную духовную ценность, а поэтому выступает в роли строгого судьи наших мыслей и поступков, именуемого Совестью. Важно формировать у каждого ребёнка способность анализировать поступки других и свои собственные, опираясь на духовный эталон, поддерживать в детях убеждение, что для того кто стремится к духовности весьма важно соблюдать «чистоту своего внутреннего жилища». Для детей важно не зазубривать и выдавать без запинки правила нравственного поведения сформулированные взрослыми, а научится размышлять над сутью нравственности каждого поступка, видеть её корни.
В общем смысле постановка задач, ведущих к достижению цели, заключается в раскрытии перед детьми их способности развивать в себе умения доброго волшебника, а именно, ощущение того, что ты обладаешь богатством, которое приносит пользу тебе, украшает тебя и которое можно подарить другим людям.
Важный психологический приём – создание воображаемой ситуации. Можно предложить ребёнку представить себя волшебником. Здесь решаются две психологические задачи.
- Выводя его из реальной жизненной ситуации, лишаем влияния стереотипов, ограничивающих возможности ребёнка. (Я маленький, это я не умею, в жизни так не бывает)
- Представляем возможность формирующейся душе проявить свой положительный потенциал, силой мысли и желания влиять на реальную жизнь.
Таким образом, мы учим детей строить свою судьбу, уверовав в силу своих духовных возможностей, добрых желаний. Надо учитывать возрастные особенности детей. С детьми 7 лет основной акцент делается на нравственное поведение ребёнка в кругу близких и адаптацию к новому социальному коллективу – школе.
С детьми 8 лет учитывая эмоциональное восприятие жизни и тонкое восприятие прекрасного, уроки строятся в занимательной форме с максимальным требованием размышлять, оценивая своё поведение.
С детьми 9 лет уделяется особое внимание формированию эмоциональной ответственности за состояние окружающего ребёнка мира, умения утвердить себя в нём.
Будущее любого общества, его сила, целиком зависят от нравственного облика подрастающего поколения.