Основы духовности и нравственности поведения
статья

Маркова Раиса Ивановна

 

Всё  наиболее важное, чем обладает человечество -  культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих  ценностей – всё это закладывается в детстве, за первой  школьной партой, в процессе  взаимного воспитания родителей и ребёнка, взаимного влияния  учителя и учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру   стать ещё прекраснее, мудрее и совершеннее. Будущее нашей планеты зависит  от степени духовного  нравственного состояния каждого её обитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_povedeniya.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Основы  духовности  и нравственности  поведения

Всё  наиболее важное, чем обладает человечество -  культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих  ценностей – всё это закладывается в детстве, за первой  школьной партой, в процессе  взаимного воспитания родителей и ребёнка, взаимного влияния  учителя и учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру   стать ещё прекраснее, мудрее и совершеннее. Будущее нашей планеты зависит  от степени духовного  нравственного состояния каждого её обитателя.

           Духовность  личности – это система её  ценности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность.  Проще говоря, это  наши представления о мире, и о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим  и  отвергаем,  чем  вдохновляемся и от чего  грустим.  Это наш  духовный мир. Главная  задача педагогики – научить детей любить  жизнь, окружающий мир, всех людей начиная с себя. Это – чувство принятия себя таким, каким ты есть, со всеми нерешёнными проблемами, прекрасными, воистину безграничными возможностями, основывающимися на уважении к себе как  личности. Из этого уважения, радости по поводу удач и огорчений рождается  сила позволяющая человеку управлять жизнью, а не быть управляемым ею.  Процесс воспитания – взаимно духовно обогащающий. Родители, педагоги и  дети – равные участники  непрекращающегося  процесса  самосовершенствования и духовного становления.  Воспитатель, педагог получает от ребёнка столько же,  сколько отдаёт ему сам -  в этом мудрость процесса  воспитания.

       Духовный мир человека – эта та первооснова, которая в течение  всей его последующей жизни определяет  интеллект, рациональное, умственное осмысление окружающей  действительности,  руководит каждым действием или совершаемыми  поступками. Однако  наиболее ценным  свойством духовного мира  является то, что  он заключает в себе эталон  качеств,  представляюших  для  человека  безусловную духовную  ценность, а поэтому  выступает в роли  строгого судьи  наших мыслей и поступков,  именуемого  Совестью. Важно формировать у каждого ребёнка  способность  анализировать поступки других  и свои собственные,  опираясь на духовный эталон,  поддерживать в детях убеждение, что для того кто стремится к духовности  весьма важно  соблюдать «чистоту своего внутреннего жилища».  Для детей важно  не зазубривать и выдавать без запинки  правила нравственного  поведения  сформулированные  взрослыми, а научится  размышлять  над сутью  нравственности  каждого поступка, видеть её  корни.

           В общем смысле постановка задач, ведущих к достижению цели, заключается в раскрытии перед детьми их способности развивать в себе умения доброго волшебника, а именно, ощущение того, что ты обладаешь богатством, которое приносит пользу тебе, украшает тебя  и которое можно подарить другим  людям.

         Важный  психологический приём – создание  воображаемой  ситуации.  Можно предложить ребёнку  представить себя  волшебником.  Здесь решаются   две психологические  задачи.

  1. Выводя его из реальной жизненной ситуации, лишаем влияния стереотипов, ограничивающих возможности ребёнка.  (Я маленький, это я не умею, в жизни так  не бывает)
  2. Представляем возможность формирующейся душе  проявить свой положительный потенциал, силой мысли и желания влиять на реальную  жизнь.

         Таким образом, мы учим детей строить свою судьбу, уверовав в силу  своих духовных возможностей,  добрых желаний.     Надо учитывать возрастные особенности детей. С детьми 7 лет основной акцент делается   на нравственное поведение ребёнка  в кругу близких и адаптацию к новому социальному коллективу – школе.

        С детьми 8 лет учитывая эмоциональное восприятие жизни и тонкое восприятие прекрасного, уроки строятся в занимательной форме с максимальным требованием размышлять, оценивая своё поведение.

     С детьми 9 лет уделяется особое внимание  формированию эмоциональной ответственности за состояние окружающего ребёнка мира, умения утвердить себя в нём.  

      Будущее любого общества, его сила,  целиком зависят от  нравственного облика  подрастающего поколения.