ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
рабочая программа (3 класс)
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека,общества, государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitat._rabota_korshunova.docx | 102.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия г. Советский
Программа
воспитательной работы в начальной школе в 1-4 г классе по направлению
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников
в рамках ФГОС»
Автор :Коршунова В.Г.
Паспорт программы
Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы)
Основание для разработки
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
- формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
- формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
- Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс)
Ожидаемые результаты:
- -активная жизненная позиция школьника;
- -приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
- -патриотическое и гражданское самосознание;
- -уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
- -соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням;
- -эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
- -представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Пояснительная записка
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Воспитание, в традиционном его понимании, - передача социального опыта от одного поколения к другому. По определению Х.И. Лийметса «воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности». На сегодняшний день главенствующими социально - педагогическими целями являются духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое и физическое воспитание личности школьника.
Полноценное формирование и воспитание социально-востребованной личности ребёнка возможно осуществить лишь в процессе воспитательного процесса, где на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, проникнутые уважением к личности, признанием её уникальности, своеобразия.
Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
Личность ребенка – слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Программа воспитательной работы «Мир познания» в начальной школе с точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива. подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
В основе программы заложены принципы:
ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Участники программы
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на четыре учебных года.
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, формирование и воспитание компетентного гражданина России, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
- Формировать представление о национальных ценностях российского общества.
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
- Изучать личностные качества обучающихся.
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
- Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
- беседы, рассказы, убеждения учителя;
- слушание;
- решение проблем;
- обсуждение прочитанной литературы;
- исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
- игры;
- ролевые игры;
- рассказывание истории, сказок;
- импровизированные сценки, спектакли;
- дебаты;
- мозговой штурм или мозговая атака;
- изготовление газеты;
- моделирование;
- тренинги;
- опросы, анкетирование.
Экскурсии:
- посещение детской библиотеки
- посещение МБУК «Музей истории и ремёсел»
Этапы реализации программ
1 класс
«Узнай самого себя»
Цели этапа "Узнай самого себя":
- создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
- определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;
- сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Задачи этапа:
- удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:
– о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;
– требованиях и педагогической позиции учителя; - изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Узнай самого себя»
"Источник информации" | Ознакомление родителей с Уставом школы. Предъявление единых требований к родителям и детям. Знакомство родителей и детей с работниками школы. Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе. | |
"Хранитель школьных тради-ций" | Вовлечение детей и родителей в традиционный круг школьных мероприятий: День знаний, Посвящение в ученики, Масленица, спортивные праздники, новогодний утренник и др. Создание классных традиций (поздравление именинников и др.) | |
Выявление детских талантов. | ||
"Аналитик" | Анализ выполнения плана воспитательной работы. Определение степени реализации воспитательной программы. | |
Проведение и анализ диагностики. | ||
"Организатор" | Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей. |
Критерии успешного завершения этапа " Узнай самого себя":
- имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
- созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
- дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
- в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с родителями;
- выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
2 класс
Этап "Учимся дружить"
Цель этапа "Учимся дружить": обеспечить организационное единство класса.
Задачи этапа:
- сплочение детского коллектива;
- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
- организация работы актива класса.
Роль учителя в рамках работы на этапе " Учимся дружить"
Роль учителя | Характеристика деятельности | |
"Лучший слушатель" | Организация обсуждений, дискуссий. Обучение детей "слушать" и "слышать" друг друга | |
"Штурман" | Направление работы актива класса, организация работы творческих групп | |
"Организатор" | Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей и родителей |
Критерии успешного завершения этапа "Учимся дружить":
- созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
- учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
- функционирует актив класса;
- созданы сменные творческие микрогруппы.
Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
3 класс
Этап "Азбука жизни в коллективе!"
Цель этапа "Азбука жизни в коллективе": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
- изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
- обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
- обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Азбука жизни в коллективе"
Роль учителя | Характеристика деятельности | |
"Старший товарищ" | Помощь во включении в различные виды деятельности. Забота об учащихся. | |
Организация различных творческих дел. | ||
"Корректор" | Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка. | |
"Организатор" | Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса. Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение в разнообразные коммуникативные ситуации. |
Критерии успешного завершения этапа " Азбука жизни в коллективе":
- обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
- полноценно функционирует актив класса;
- дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.
4 класс
Этап "Один за всех, все за одного!"
Цель этапа:"Один за всех, все за одного!": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:
- обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
- создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
- поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
- Роль учителя в рамках работы на этапе " Один за всех, все за одного!"
Роль учителя | Характеристика деятельности | |
"Организатор" | Организация общественно-значимых мероприятий на уровне школы, района, республики. | |
"Сподвижник" | Оказание детям помощи в самореализации. | |
"Носитель культуры" | Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов) |
Критерии успешного завершения этапа " Один за всех, все за одного!":
- обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
- повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.
Работа с родителями
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
Родительские собрания проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.
При подготовке к родительским собраниям придерживаемся следующих правил:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Принципы общения с родителями:
● Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умным и тактичным. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
● Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
● Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
В работе с родителями определяются следующие задачи:
1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;
2. Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
3. Привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно трудное.
Используя диагностику нужно помнить о нравственных аспектах всех исследований и руководствоваться определенными правилами.
Правило первое. Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем.
Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешевание ярлыков.
Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.
Классному руководителю нужна информация о семье:
• Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка
• Для привлечения родителей к работе класса
• Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».
Учителю начальной школы необходимо знать о семьях своих учеников:
Социально-демографический портрет семьи.
• Состав семьи.
• Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
• Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации).
• Материальная обеспеченность семьи.
• Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи.
Круг интересов, хобби членов семьи.
• Образ жизни семьи.
Организация и принципы семейного воспитания.
• Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.
• Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.
Взаимоотношения родителей с классом.
• Участие членов семьи в жизни класса.
• Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.
Психолого-педагогическое просвещение родителей. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений: врача, психолога, логопеда. Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, учитывают предложения и пожелания при выборе тем родителей. Данное направление организовывают с помощью следующих форм работы:
- торжественные собрания;
- индивидуальные консультации;
- круглые столы;
- беседы;
- обучающие тренинги;
- родительско – ученические капустники;
- конференции;
- обмен мнениями;
- обучающие семинары;
- устные журналы;
- семинары – практикумы;
- оформление памяток для родителей.
Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм работы:
- дни творчества детей и родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса;
- совместные праздники;
- творческие лаборатории родителей;
- походы, экскурсии в природу;
- игры-соревнования.
При проведении родительских встреч, собраний нужно придерживаться правил и знать десять секретов успешного проведения родительского собрания :
1. Для проведения родительского собрания выбирать наиболее благоприятный день и час
2. Определить одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников класса, и на её обсуждении строить разговор с родителями.
3. Особое внимание обращать на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовить визитки с именами родителей, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумать правила для участников собрания.
Например:
• снимать верхнюю одежду обязательно;
• не молчать при обсуждении проблемы;
• отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;
• называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Беречь время людей, приглашённых на собрание. С этой целью устанавливать регламент и строго следить за его соблюдением.
7. В ходе собрания использовать игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Делать общение на собрании непринужденным и откровенным при помощи чашки чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремиться к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:
● Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;
● Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;
● Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;
● Сформировать общие подходы к воспитанию;
● Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;
● Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;
● Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;
● Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пре
Приоритетные направления воспитательной работы
Направление I «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом посёлка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия«Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
-спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами;
- походы выходного дня, дни здоровья;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Направление II «Интеллектуальное»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формироватьинтеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационнуюненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллектуальное»:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления «Интеллектуальное»:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллектуальное»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса;
- интеллектуальные бои;
- спецкурсы для интеллектуального развития.
Направление III«Духовно-нравственное»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы:
- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Духовно-нравственное»:
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
- Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций.
- Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.
- Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Основные понятия направления «Духовно-нравственное»:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Духовно-нравственное»:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии, поездки, походы по боевымместам.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление IV «Эстетическое»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи работы:
1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Эстетическое»:
- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
- Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций.
- Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.
- Предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.
- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Эстетическое»:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок,
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации;
- литературные балы, конкурсы талантов;
- дискотеки, танцевальные вечера.
Направление V«Гражданско-патриотическое»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством,требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи работы:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
- Праздники, читательские конференции по праву.
Направление VI «Трудолюбие»
Цель: Формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности как способа самореализации человека.
Задачи работы:
1. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело на правах хозяина своего класса, школы.
2. Расширять знания об окружающей жизни, ее практической, трудовой стороне.
3. Развивать чувство уважительного отношения к труду своему и других людей.
4. Формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности как способа самореализации человека.
5. Вооружать учащихся основными трудовыми умениями и навыками по самообслуживанию.
6. Вырабатывать привычку осуществлять заботу об окружающих людях.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Трудолюбие»:
- уроки,
- субботники,
- трудовой десант,
- дежурства,
- акция «Книжкина больница».
Направление VII «Экологическое»
Цель: Привитие любви к природе.
Задачи работы:
1. Формировать заботливое отношение к природе во всех ее проявлениях: к человеку, к растениям, к животным, к земле и воде, к родному краю, к миру вокруг.
2. Прививать любовь к природе.
3. Формировать активную позицию защитника окружающей среды.
4. Развивать эмоционально-чувственное восприятие детей.
5. Изучать природу родного края, ее красоту и особенности.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Экология»:
- уроки,
- занятия в школьном и краеведческом музеях,
- туристические походы на природу,
- познавательные конкурсы и викторины,
- театрализованные представления.
Ожидаемые результаты
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Вид образовательной компетентности | Результаты воспитания (сущность характеристики) |
Информационная компетентность | Осознание значимости и ценности умения работать с информацией |
Коммуникативная компетентность | Безусловное уважение к человеку, признание ценности эффективного позитивного общения и взаимодействия с людьми любой национальности, вероисповедания, сословия, возраста и места жительства, эмоциональная гибкость в общении, навыки этического поведения, общий культурный уровень, осознание социальных ролей в обществе и признание их ценности для общества |
Интеллектуальная компетентность | Признание ценности интеллектуального труда и авторского права на интеллектуальный продукт, стремление к самопознанию своих интеллектуальных, психических, психологических возможностей и способностей |
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Большая работа в этот год проводиться школьным психологом. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «Мальчики и девочки», «Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание созидательной дисциплины», семейный праздник «Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, выездные экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
Мониторинг
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету по направлениям программы.
- Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
- Изучение межличностных отношений;
- Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
- Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок
Основные формы изучения:
- Наблюдения.
- Беседы с учениками, родителями.
- Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.
- Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.
- Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.
Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной рабо
Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы
Аспекты изучения | Показатели |
1. Создание условий для развития личности воспитанника | 1.Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе 2.Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности 3.Характеристика семьи учащегося 4.Уровень адаптации учащихся 5.Состояние отдельных направлений учебно-воспитательной работы в школе 6.Эффективность учебно-воспитательного мероприятия (урока) 7.Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью 8.Удовлетворенность родителей результатами воспитания и обучения своего ребенка |
2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности | 1.Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования 2.Уровень познавательной мотивации школьников 3.Обученность и качество знаний воспитанников 4.Профориентационные склонности учащихся 5.Результативность участия школьников в конкурсах, конференциях, фестивалях научно-исследовательских и реферативных работ учащихся 6.Результативность участия школьников в предметных олимпиадах 7.Креативные способности учащихся 8.Результативность участия школьников в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях 9.Готовность учащихся к переходу в среднее звено |
3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности | 1.Уровень воспитанности учащихся 2.Социальная активность учащихся 3.Личностный рост обучающихся 4.Склонность к отклоняющемуся поведению 5.Внешний вид учащихся. Ведение дневников |
4. Сформированность физического потенциала личности | 1.Количество учащихся, занимающихся спортом 2.Результативность участие школьников в спортивных состязаниях и соревнованиях 3.Состояние здоровья учащихся 4.Охват учащихся горячим питанием 5.Количество пропусков уроков по болезни |
5. Сформированность коммуникативного потенциала личности | 1.Уровень общительности воспитанников 2.Уровень развития классного коллектива 3.Степень конфликтности и степень сплоченности класса |
1 класс « Узнай самого себя»
Направление | Мероприятие | |
Сентябрь | ||
« Здоровье».
| 1. Игра «Я - школьник». 2.Месячник безопасности дорожного движения. 3. Проведение инструктажей по ГО, ПДД, ППБ. 4. День здоровья. 5. «Волшебные стёкла»- беседа о зрении. | |
«Интеллектуальное».
| 1. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса. 2. Игра «Что? Где? Когда?» 3. Экскурсия в природу «Вот и осень пришла» | |
«Духовно нравственное»
| 1.«Я гражданин России» 2. Правила поведения в школе, в столовой… 3. Посещение представления «Праздник первоклассника» 4. Поход в театр кукол «Барабашка».
| |
«Патриотическое»
| 1.«Государственная символика РФ» 2. Права и обязанности школьника. 3. День солидарности в борьбе с терроризмом. ( беседа)
| |
«Трудолюбие»
| 1. Изучение семей обучающихся, составление социального паспорта. | |
«Экологическое» | 1. Игра «Давайте познакомимся» 2.Участие в ярмарке «Дары Самотлорского лета». 3. Родительское собрание «Давайте познакомимся!» 4. Консультирование родителей. 5. Р.собрание «Знакомство с Уставом школы». | |
« Эстетическое» |
| |
|
|
|
Направление | Мероприятие |
Октябрь | |
« Здоровье».
| 1. Участие во всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей». 2. Кл.час по теме «Внимание, грипп». 3. Обеспечение всех обучающихся класса горячим питанием. 4. Весёлые эстафеты.(совместно с родителями) 5. Кл.час «Огонь- друг и враг человека»
|
«Интеллектуальное».
| 1. Экскурсия в библиотеку. 2. Викторина «Знаешь ли ты птиц?» 3. Праздник «Золотая осень».
|
«Духовно нравственное»
|
1. Поздравление учителей с праздником. 2. Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку» 3. Час общения «Моя любимая игрушка». 4. Учебная книга – наш друг.(учебное занятие)
|
«Патриотическое»
| 1. Месячник гражданской обороны. (беседы) 2. Подготовка к празднику «День народного единства».
|
«Трудолюбие».
| 1. Беседа о правилах поведения в школе, на прогулке. 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
«Экологическое» | 1. Подготовка к участию в конкурсе «Звёздный дождь». 2. Весёлые эстафеты. 3. Индивидуальное консультирование родителей. |
« Эстетическое» |
|
Направление | Мероприятие |
Ноябрь | |
« Здоровье»
| 1. Разучивание подвижных игр. 2. Беседа о вредных привычках среди детей. 3. День здоровья. Игры в парке. 4. Месячник профилактики ИППП и СПИДА.( конкурс рисунков) 5. Беседа по теме «Как правильно пользоваться электроприборами, водой, газом…» |
«Интеллектуальное» | 1. Посещение кружков по интересам учащихся в школе. 2. Творческие конкурсы по окружающему миру. 3. Кл.час «Мир моих увлечений». 4. Экскурсия в клуб «Бурундучок»
|
«Духовно нравственное»
|
1. Кл.час «Традиции семьи – история России» 2. Поговорим о нравственности. (беседа) 3. Мудрые заповеди предков. (беседа) 4. Ролевые игры «Учимся дружить» 5. Беседа о празднике «День матери». 6. Посещение театра ростовых кукол.
|
«Патриотическое»
| 1. Кл.час «Я граждание России». 2. Беседа «Югра – наш дом».
|
«Трудолюбие».
| 1. Кл.час «Азбука безопасного поведения» |
«Экологическое» | 1. Индивидуальные встречи с родителями. 2. Подготовка к конкурсу «Звёздный дождь»
|
« Эстетическое» |
|
Направление | Мероприятие |
Декабрь | |
« Здоровье».
| 1. День здоровья «Снежные забавы» 2. Игра «Красный, жёлтый, зелёный». 3.Игра «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» 4. Контроль за посещаемостью. |
«Интеллектуальное».
| 1. Кл.час по теме «Книга рекордов Гиннеса». 2. КВН по русскому языку. 3. Участие в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку. 4. Диагностическое исследование по изучению мотивации учения детей класса.
|
«Духовно нравственное»
|
1. Участие в акции «В защиту хвойных растений». 2. Игра-путешествие «Где живёт Дед Мороз?» 3. Кл.час « Встречают по одёжке, провожают по уму».
|
«Патриотическое»
| 1. Кл.час по теме «День Конституции РФ» 2. Беседа о дне Героев Отечества. (9 декабря)
|
«Трудолюбие» | 1. «Что такое конституция? Какие права и обязанности есть у тебя» (беседа) 2. Игра «Тропинка безопасности»
|
«Экологическое» | 1. Участие в конкурсе «Снежная скульптура». 2. Родительское собрание «Проблемы и трудности периода адаптации первоклассников». 3. Выставка рисунков «Семейные радости». |
« Эстетическое» |
|
Направление | Мероприятие |
Январь | |
« Здоровье»
| 1. Беседа о рациональном правильном питании 2. Подвижные игры на свежем воздухе. 3. Витамины наши друзья…(беседа)
|
«Интеллектуальное»
| 1. КВН «Лес – наше богатство». 2. Конкурс пословиц о зимних приметах. 3. Мои любимые уроки.(Викторина-игра)
|
«Духовно - нравственное»
|
1. Кл.Час «История одежды мальчиков и девочек». 2. Путешествие по страницам Красной книги». 3. Птичкам зимой надо помогать. Конкурс кормушек.
|
«Патриотическое»
| 1. Семейные праздники.(беседа, рисунки) 2. Участие в конкурсе социальных проектов «Я гражданин России». 3. «Защита хвойных растений». Конкурс рисунков.
|
«Трудолюбие»
| 1. Мои права и обязанности. (беседа) 2. Встреча с социальным педагогом школы. |
«Экологическое» | 1. Конкурс кормушек, рисунков. 2. Родительское собрание «Мотивы учения младших школьников». |
« Эстетическое» |
|
Направление | Мероприятие |
Февраль | |
« Здоровье»
| 1. «Самые ловкие и смелые»(спортивные соревнования) 2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице. 3. Беседа и личных вещах гигиены… Встреча с медицинским работником школы. |
«Интеллектуальное»
| 1. Игра-викторина «Что? Где? Когда?» 2. Кл.час «Поговорим о профессиях» 3. Игра-путешествие «Путешествие по сказкам»
|
«Духовно - нравственное»
|
1. Искусство делать подарки. (беседа) 2. Наш родной Югорский край. Игра- путешествие. 3. Ролевая игра «Пойми меня правильно».
|
«Патриотическое»
| 1. Урок мужества. 2. Символика города Нижневартовска и Югры.
|
«Трудолюбие»
| 1. Кл.час «Где нас подстерегает опасность?» 2. Разговор о взаимоотношениях детей друг с другом. |
«Экологическое» | 1. Конкурс рисунков «Профессии моих родителей». 2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице. 3. Индивидуальные встречи с родителями и консультирование. |
« Эстетическое» |
|
Направление | Мероприятие |
Март | |
« Здоровье» | 1. Лыжная прогулка в парк. 2. «В природе должно быть чисто и красиво!». Прогулка. 3. «Дорожные приключения Бабы-Яги». Игра по ПДД. |
«Интеллектуальное»
| 1. Конкурс лучших тетрадей, учебников. 2. Кл.час « Путешествие в книжное царство - мудрое государство».
|
«Духовно - нравственное»
|
1. Концерт для мам и бабушек. 2. «О наших мамах, бабушках, сестричках». Викторина. 3. Кл.час « Добру путь откроет сердце».
|
«Патриотическое»
| 1. Игра «Приятная наука вежливость» 2. Этическая беседа «Не стесняйся доброты своей»
|
«Трудолюбие»
| 1. Кл.час «Будь справедливым в словах и поступках». |
«Экологическое» | 1. Лыжная прогулка совместно с детьми. 2. Концерт для мам и бабушек. «Спасибо, дорогие мамы». 3. Родительское собрание «Волевые качества ребёнка. Как их развивать» ( встреча с психологом). |
« Эстетическое» |
|
Направление | Мероприятие |
Апрель | |
« Здоровье»
| 1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее». 2. Кл.час «Чистота – залог здоровья!» |
«Интеллектуальное».
| 1. Игры на развитие воображения и внимания. 2. КВН по сказкам.
|
«Духовно - нравственное.
|
1. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?»
|
«Патриотическое»
| 1. Беседа «Любовь к Родине». 2. Экскурсия в школьный музей славы.
|
«Трудолюбие»
| 1. Упражнения на гармонизацию противоречивости личности. 2. Методика «Моя семья». |
«Экологическое» | 1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее». 2. Клуб выходного дня (Музей истории русского быта) 3. Консультирование родителей. |
« Эстетическое» |
|
Направление | Мероприятие |
Май | |
« Здоровье»
| 1. Кл.час «Чтобы гриппа не бояться, надо братцы закаляться». 2. Правила поведения на водоёмах. 3. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт». |
«Интеллектуальное»
| 1. Конкурс «Грамотеев». 2. Экскурсия в природу.
|
«Духовно - нравственное» |
1. Кл.час «Будь справедливым в делах и поступках». 2. Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать». 3. Посещение театра.
|
«Патриотическое»
| 1.Кл.час «О тех, кто мир нам подарил». 2. Беседа «Будь внимательным к людям».
|
«Трудолюбие»
| 1. Беседа «Плохо природе, плохо человеку». 2. Будь внимателен на дорогах. |
«Экологическое» | 1. Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы». 2. Итоговое родительское собрание. 3. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт». |
« Эстетическое» |
|
2 класс «Учимся дружить»
Направление | Мероприятие |
Сентябрь | |
| 1. Кл.час «Правила поведения в школе, общественных местах…» 2. Игра – путешествие «Береги сам себя» 3. День здоровья. |
| 1. Час общения «Моя любимая игрушка» 2. Кл.час «Зачем мы ходим в школу?»
|
|
1. Кл.час «Человек среди людей». 2. Ролева игра «Учимся дружить». 3. Беседа «Содержи в порядке книжки и тетрадки» |
| 1. Беседа «Я - гражданин России» 2. Беседа «Знай свои права».
|
| 1. Кл.час «Что значит быть ответственным на улицах и дорогах» 2. Составление социального паспорта. |
| 1. Родительское собрание «Воспитание в семье» 2. Консультирование родителей по текущим вопросам. 3. Участие в ярмарке «Дары осени 2011» |
Направление | Мероприятие |
Октябрь | |
Сохранение здоровья | 1. «Славная осенняя пора». Экскурсия в парк. 2. Беседа «О режиме дня». 3. Проведение инструктажей по технике безопасности, по пожарной безопасности. |
Интеллектуальное развитие | 1. Кл.час «Трудно ли учиться в школе». 2. Сказка родина чувств А.С.Пушкин «У лукоморья».
|
Духовно – нравственное |
1. Кл.час «Что такое хорошо!» 2. Кл.час «Профессии наших родителей».
|
Патриотическое | 1. Беседа «Россия – родина моя».
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Чтение и обсуждение произведений В.Осеевой и Л.Толстого о поступках детей. |
Семья и школа | 1. Кл.час «Профессии наших родителей» 2. Индивидуальное консультирование родителей.
|
Направление | Мероприятие |
Ноябрь | |
Сохранение здоровья | 1. Кл.час «Правила гигиены». 2. Беседа «Береги зрение с молоду». 3. Весёлые старты. |
Интеллектуальное развитие | 1. Кл.час «Самооценка и взаимооценка, как способ познания себя и других». 2. Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе».
|
Духовно – нравственное |
1. Этическая беседа-практикум «Вы сказали, здравствуйте!» 2. Праздник «При солнышке тепло, при матери добро». 3. Познавательная игра «Эти удивительные растения»
|
Патриотическое | 1. Кл.час «Спешите делать добро». 2. Конкурс чтецов «Наша страна Россия»
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. «Как лучше поступить?» (творческие игры) 2. К.час «Не нарушай закон». |
Семья и школа | 1. Праздник «При солнышке тепло, при матери добро». 2. Родительское собрание «Тепло семейного очага» 3. Весёлые старты. |
Направление | Мероприятие |
Декабрь | |
Сохранение здоровья | 1. «Все на лыжи и санки» 2. Выезд на турбазу. |
Интеллектуальное развитие | 1. Кл.час «Мой любимый сказочный герой» 2. Ёлочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза» 3. Поле чудес «Там на неведомых дорожках»
|
Духовно – нравственное |
1. Кл.час «От чего зависит настроение». 2. «Что мы знаем, что умеем». Тесты, пантомима, рефлексия. 3. «Моя семья» иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома.
|
Патриотическое | 1. Подкормим птиц. 2. Кл.час «Хлеб-всему голова»
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Кл.час «Будь воспитанным человеком» 2. Беседа «Поступки твои и других». |
Семья и школа | 1. Ёлочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза» 2. «Моя семья» иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома. 3. Конкурс на лучшую кормушку. 4. Индивидуальные встречи с родителями. |
Направление | Мероприятие |
Январь | |
Сохранение здоровья | 1. Кл.час «Мы и наши зубы». Выступление стоматолога школы. 2. Конкурс рисунков «Азбука здоровья» 3. Игры на свежем воздухе. |
Интеллектуальное развитие | 1. Игра-путешествие «Путешествие в страну мультфильмов» 2. Кл.час «Как мы выполняем домашнее задание» 3. Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»
|
Духовно – нравственное |
1. Кл.час «Не забывай про вежливые слова». 2. Как трудится моя семья. Выставка рисунков.
|
Патриотическое | 1. Кл.час «Символика родного края».
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Беседа «Азбука безопасного поведения» 2 Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | 1. Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье». 2. Как трудится моя семья. Выставка рисунков.
|
Направление | Мероприятие |
Февраль | |
Сохранение здоровья | 1. Игры на свежем воздухе. 2. Кл.час «Поговорим о витаминах» 3. Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" (беседа)
|
Интеллектуальное развитие | 1. Экологическое путешествие…. 2. Интеллектуальные соревнования «Кто лучше и быстрее».
|
Духовно – нравственное |
1. Литературные посиделки «Мои любимые книжки». 2. Игра «Приятная наука вежливость».
|
Патриотическое | 1. Наша Российская армия.(литературная композиция) 2. Встреча с ветеранами. Кл.час.
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Кл.час «Умей себя защитить». 2. Беседа о вредных привычках. |
Семья и школа | 1. Индивидуальные встречи с родителями. 2. Посещение кинотеатра. |
Направление | Мероприятие |
Март | |
Сохранение здоровья | 1. Кл.час о вреде курения. 2. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее» |
Интеллектуальное развитие | 1. Представление «Моя любимая игрушка». 2. Викторина «Путешествие в мир животных».
|
Духовно – нравственное |
1. Конкурс стихов и пословиц о маме. 2. Конкурс на лучшую тетрадь.
|
Патриотическое | 1. Кл.час «О людях нашей страны». 2. Достопримечательности нашего города.
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Беседа «Правила обязательные для всех». 2. Встреча с участковым школы. 3. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
|
Семья и школа | 1. Родительское собрание «Воспитание созидательной дисциплины» 2. Конкурс стихов и пословиц о маме. |
Направление | Мероприятие |
Апрель | |
Сохранение здоровья | 1. Кл.час «Опасности весны». 2. Беседа «Береги слух». 3. День здоровья. |
Интеллектуальное развитие | 1. Игра «С днём юмора» 2. Конкурс рисунков «Мой город»
|
Духовно – нравственное |
1. «О бабушках и дедушках». (устный журнал)
|
Патриотическое | 1. Кл.час «Весенние обряды и обычаи».
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Беседа «Спешите делать добро». 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | 1. Семейный праздник «Род, родные, Родина» 2. Индивидуальные встречи с родителями. |
Направление | Мероприятие |
Май | |
Сохранение здоровья | 1. Беседа «Как надо одеваться весной?» 2. Выезд на турбазу. 3. Беседа о летнем закаливании организма. |
Интеллектуальное развитие | 1. Интеллектуальный марофон. 2. Конкурсы на внимание. Ребусы, шарады.
|
Духовно – нравственное |
1. «О весне, дружбе и мире» (выпуск плаката) 2. Ремонт книг в библиотеке. 3. Праздник «День рождения только раз в году»
|
Патриотическое | 1. День Победы. Экскурсия в парк «Победы» для возложения цветов к памятнику. 2. Ветеран живёт рядом. Изготовление открыток для ветеранов.
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Анкетирование «Летний отдых» 2. Кл.час «Мы должны соблюдать законы своей страны» |
Семья и школа | 1. Родительское собрание «Моделирование воспитательной системы класса». 2. Анкетирование «Летний отдых» 3. Выезд на турбазу. |
3 класс «Азбука жизни в коллективе»
Направление | Мероприятие | Дата |
Сентябрь |
| |
« Здоровье»
| 1. День здоровья. Утренник «Здоровым быть здорово» 2. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения. 3. Турнир по мини-баскетболу в память о погибших детях Беслана. |
|
«Интеллектуальное»
| 1. Урок «Первая женщина в истории русской космонавтики»
|
|
«Духовно нравственное»
| 1. Кл.час «Считаете ли вы себя культурным человеком».
|
|
«Патриотическое»
|
|
|
«Трудолюбие»
| 1. Практические игры «Учимся правильно жить и дружить». 2. Пересаживание комнатных растений. 3. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
|
|
«Экологическое» | 1.Экскурсия в лес
|
|
« Эстетическое» | 1.Беседа о содержании в порядке своего рабочего места и школьных принадлежностей. 2.Конкурс рисунков «Мой взгляд на интернет» |
|
Направление | Мероприятие | Дата |
Октябрь |
| |
« Здоровье»
| 1.Кл.час «Береги здоровье смолоду»». 2.Внутришкольный этап соревнований школьной баскетбольной лиги «КЭС-Баскет» сезона 2013-2014 уч.года.
|
|
«Интеллектуальное»
| 1.Беседа «Опасные растения рядом с нами».
|
|
«Духовно нравственное»
| 1. Беседа-представление «Я и мои таланты».
|
|
«Патриотическое»
| 1. Кл.час «4 ноября – день народного единства»
|
|
«Трудолюбие»
|
|
|
«Экологическое» | 1.Конкурс рисунков «Планета в опасности» |
|
« Эстетическое» |
|
|
Направление | Мероприятие | Дата |
Ноябрь |
| |
« Здоровье»
| 1. Паралимпийский урок |
|
«Интеллектуальное»
|
|
|
«Духовно – нравственное» | 1.Беседа « С чего начинается Родина»
|
|
«Патриотическое» | 1.Беседа о правах ребёнка |
|
«Трудолюбие»
| 1.Организация генеральной уборки в классе |
|
«Экологическое». | 1. Викторина «Животные твоего края» |
|
« Эстетическое» |
|
|
Направление | Мероприятие | Дата |
Декабрь |
| |
« Здоровье»
| 1. Кл.час «Огонь друг и враг человека».
|
|
«Интеллектуальное»
| Диспут «Что я могу сделать, для того чтобы лучше учиться!» |
|
«Духовно – нравственное» |
|
|
«Патриотическое» | 1. Кл.час «Герои XXI века - кто они».
|
|
«Трудолюбие»
| 1. Кл.час «А можно ли это детям?» Обыгрывание ситуаций. 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания 3. Инструктаж о соблюдении техники безопасности на новогоднем утреннике, во время зимних каникул; правил дорожного движения.
|
|
«Экологическое» | Беседа «Плохо природе - плохо человеку |
|
« Эстетическое» | 1. Праздник «Новогодний карнавал»
|
|
Направление | Мероприятие | Дата |
Январь |
| |
« Здоровье»
| Беседа «Первая помощь при обморожении». |
|
«Интеллектуальное»
| Олимпиада по математике |
|
«Духовно – нравственное» |
Беседа «Рождественские встречи»
|
|
«Патриотическое» |
|
|
«Трудолюбие»
|
|
|
«Экологическое» | Путешествие по экологической тропе
|
|
« Эстетическое» | Конкурс рисунков «Проказы матушки-зимы» |
|
Направление | Мероприятие | Дата |
Февраль |
| |
« Здоровье»
| Конкурс физминуток |
|
«Интеллектуальное»
| Конкурс «Самый грамотный у нас!»
|
|
«Духовно – нравственное» |
1. Беседа «Моя помощь родным».
|
|
«Патриотическое» | 1.Урок мужества. Подвиг воинов-интернационалистов в Афганистане.
|
|
«Трудолюбие»
|
|
|
«Экологическое» | 1. Индивидуальные беседы с родителями. 2. Конкурсная программа для мальчиков и пап. |
|
« Эстетическое» | . Экскурсия в сельскую библиотеку. |
|
Направление | Мероприятие |
|
Март |
| |
« Здоровье»
| 1. Кл.час «Поговорим об осанке».
|
|
«Интеллектуальное»
| 1. Стихи самым любимым и родным!» Конкурс.
|
|
«Духовно – нравственное» |
1. Кл.час «Самые дорогие для нас слова: «Мама, Родина, мир».
|
|
«Патриотическое» |
|
|
«Трудолюбие»
| Генеральная уборка в классе |
|
«Экологическое» | Экологическое лото |
|
« Эстетическое» | 1. Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой»
|
|
Направление | Мероприятие |
|
Апрель |
| |
« Здоровье»
| 1. Кл.час «Домашняя аптечка, её назначение». Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними»
|
|
«Интеллектуальное»
|
|
|
«Духовно – нравственное» | 1.Праздник «Путешествие в страну имен».
|
|
«Патриотическое» | 1. Кл.час «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
|
|
«Трудолюбие»
| 1. Выпуск газеты «Будь здоров!»
|
|
«Экологическое» | Викторина «В гости к пернатым друзьям» |
|
« Эстетическое» | . Кл.час «День космонавтики». Конкурс рисунков. |
|
Направление | Мероприятие |
|
Май |
| |
« Здоровье»
| 1. Игры на воздухе «Мой весёлый звонкий мяч» 2. Беседа «Опасности при обращении с бытовой химией». 3. «Будем плавать, загорать! Правила поведения на воде и возле водоёмов.
|
|
«Интеллектуальное»
| 1. Прочти и расскажи! Задание на лето. 2. Путешествие по страницам Красной книги.
|
|
«Духовно – нравственное» | 1. Кл.час «Посеешь привычку, пожнёшь характер».
|
|
«Патриотическое» | 1. Встреча с интересным человеком: «Орден в твоём доме. О чём рассказал орден?» 2. Кл.час «Звучи, памяти набат!»
|
|
«Трудолюбие»
| 1. Трудовой десант.
|
|
«Экологическое» | "Вокруг света с комнатными растениями" - экологичекий устный журнал
|
|
« Эстетическое» |
|
|
4 класс «Один за всех, все за одного»
Направление | Мероприятие |
Сентябрь | |
Сохранение здоровья | 1. День здоровья. 2. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения. 3. Обеспечение всех обучающихся горячим питанием. 4. Всероссийская операция «Внимание – дети!» |
Интеллектуальное развитие | 1. Кл.час «Мир моих увлечений». 2. Викторина «Растительный мир земного шара». 3. Вовлечение ребят в кружки по интересам.
|
Духовно – нравственное |
1. Кл.час «Мои сильные и слабые стороны». 2. Беседа «Ученическое самоуправление в классе».
|
Патриотическое | 1. Кл.час «Россия, мы дети твои». 2. Беседа «Чем живёт мой город?»
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Беседа «Общение в школе». Знакомство с уставом школы и правилами поведения. 2. Поговорим об этикете. 3. Составление социального паспорта
|
Семья и школа | 1. Родительское собрание «Мы уже четвероклассники». 2. Консультации родителей по текущим вопросам. |
Направление | Мероприятие |
Октябрь | |
Сохранение здоровья | 1. «Золотая осень». Кросс. 2. Кл.час «Запасайся витаминами». 3. Вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции. |
Интеллектуальное развитие | 1. Кл.час «Домашнее задание и как мы его выполняем». 2. Беседа «Растения – синоптики». 3. Математическая олимпиада. 4. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса.
|
Духовно – нравственное |
1. Кл.час «Встречают по одёжке, провожают по уму». 2. Конкурс рисунков «Подари улыбку»(ко дню пожилых)
|
Патриотическое | 1. Кл.час «Я человек и гражданин». 2. Уборка школьной территории.
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Творческая игра «Секреты волшебницы речи!» 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | 1. Консультация родителей по вопросу «Как выполнять домашнее задание». |
Направление | Мероприятие |
Ноябрь | |
Сохранение здоровья | 1. Кл.час «Невидимые враги человека, которые мешают жить». 2. Прогулки в природу. 3. «Путь к доброму здоровью». |
Интеллектуальное развитие | 1. Викторина «Животные нашей планеты». 2. Викторина по русскому языку. 3. Конкурс «Лучший дежурный».
|
Духовно – нравственное |
1. Кл.час «Благодарность это…» 2. Праздник «Музыкальная гостиная». 3. «Птичьи столовые» Конкурс кормушек. 4. Беседа «День матери».
|
Патриотическое | 1. Разрешение ситуаций «Кто то попал в беду». 2. Права и обязанности школьника. Беседа.
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Кл.час «Соблюдаем этикет». 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | 1. Родительское собрание «Мой ребёнок становится взрослым». Беседа с врачом. 2. «Птичьи столовые» Конкурс кормушек. |
Направление | Мероприятие |
Декабрь | |
Сохранение здоровья | 1. Кл.час «Курение - вредит здоровью». 2. «Хорошо зимой на лыжах». Лыжная прогулка. 3. Беседа «Бенгальские свечи, фейерверки, хлопушки – опасные игрушки». |
Интеллектуальное развитие | 1. Кл.час «Это интересно…» 2. Экологическое путешествие.
|
Духовно – нравственное |
1. Кл.час «Как празднуют Новый год в разных странах мира». 2. Семейная гостиная «Тепло родного очага».
|
Патриотическое | 1. Кл.час «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит». 2. Беседа «Что означает ваша фамилия». 3. Беседа «Дети – детям».(3декабря день инвалида) 4. Викторина «Знаешь ли ты законы?»
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Беседа «Азбука безопасного поведения». 2. Диспут «Хорошие и плохие люди». 3. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
|
Семья и школа | 1. Семейная гостиная «Тепло родного очага». 2. «Хорошо зимой на лыжах». Лыжная прогулка. 3. Консультации психолога по запросам родителей. |
Направление | Мероприятие |
Январь | |
Сохранение здоровья | 1. День здоровья «Снежные забавы». 2. Беседа «Вредные привычки и как от них избавиться». 3. Беседа «Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой». 4. Конкурс снежных фигур «В гостях у Снежной королевы». |
Интеллектуальное развитие | 1. Изготовление подарков родителям к Рождеству. 2. Интеллектуальная игра по правилам хорошего тона «Молодцы и хитрецы». 3. Беседа о славянской письменности.
|
Духовно – нравственное |
1. Кл.час «Умеем ли мы обижаться?» 2. Кл.час «Рождество – праздник семейный».
|
Патриотическое | 1. Кл.час «Пойми меня правильно». 2. Беседа «Добру путь откроет сердце.
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Совместная работа с социальным педагогом по реализации комплекса профилактических мер. 2. Беседа «Дал слово, держи его».
|
Семья и школа | 1. Родительское собрание «Капризы и неврозы детей». 2. Конкурс снежных фигур «В гостях у Снежной королевы». |
Направление | Мероприятие |
Февраль | |
Сохранение здоровья | 1. Лыжная прогулка в парк. 2. Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. |
Интеллектуальное развитие | 1. Игра – викторина «Что? Где? Когда?» 2. Турнир знатоков истории. 3. Почта Святого Валентина.
|
Духовно – нравственное |
1. Кл.час «Кому нужна моя помощь?» 2. Кл.час «Наш родной Югорский край». 3. Экскурсия в зал боевой и трудовой славы.
|
Патриотическое | 1. Кл.час «В память о юных героях». 2. Классный час «Душевность и бездушность»
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Беседа «Как не стать жертвой преступления» 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | 1. Лыжная прогулка в парк. 2. Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. |
Направление | Мероприятие |
Март | |
Сохранение здоровья | 1. Экскурсия в природу «Весна! Весна! И все ей рады!» 2. Беседа «Осторожно, грипп!» 3. Выходи играть во двор. |
Интеллектуальное развитие | 1. Игры для тренировки памяти. 2. КВН для девочек «Супершкольница».
|
Духовно – нравственное |
1. Праздник «Я песню милой маме пою» 2. День театра. (27 марта). Поход в театр.
|
Патриотическое | 1. Кл.час «Какое оно, наше общество?» 2. Лекторий по правилам пожарной безопасности.
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Беседа о службах экстренной помощи. 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | 1. Родительское собрание « О детской дружбе». 2. Праздник «Я песню милой маме пою» |
Направление | Мероприятие |
Апрель | |
Сохранение здоровья | 1. Кл.час «Почему важно не забыть о гигиене». 2. День здоровья «Весёлые старты». (7 апреля – Всемирный день здоровья) |
Интеллектуальное развитие | 1. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом» 2. Конкурс лучших тетрадей, дневников , учебников. 3. «Космический» КВН
|
Духовно – нравственное |
1. Кл.час «Готов ли я к обучению в 5 классе?» 2. Путешествие по Красной книге. 3. Беседа о международном дне книги.
|
Патриотическое | 1. День космонавтики. Игра – викторина «Космический рейс». 2. Деловая игра «Мои права и обязанности».
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Кл.час «Берегись огня». 2. Встреча с представителем правоохранительных органов. 3. Круглый стол «Должен ли я знать и соблюдать законы страны?»
|
Семья и школа | 1. День здоровья «Весёлые старты». 2. Беседа с родителями по теме «Проблемы преемственности обучения в начальном и среднем звене, пути и способы решения». |
Направление | Мероприятие |
Май | |
Сохранение здоровья | 1. Кл.час «Волшебные стёкла»(разговор о зрении) 2. Игра – путешествие «Станции здоровья» 3. Выезд на турбазу. |
Интеллектуальное развитие | 1. Игра «Путешествие по родному краю». 2. КВН «Природные зоны»
|
Духовно – нравственное |
1. Беседа – диспут «За что уважают человека в семье и обществе». 2. Кл.час «Международный день птиц».
|
Патриотическое | 1. Концерт. «Вспомни героев своих!» 2. Конкурс чтецов ко дню Победы. 3. Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям С. Михалкова)
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Беседа «Основные правила пожарной безопасности на природе». 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 3. Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы».
|
Семья и школа | 1. Родительское собрание «Прощай начальная школа». 2. Консультирование родителей. 3. Выезд на турбазу. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2003.
- Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
- Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.
- БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.
- Ганжина ИМ. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.
- Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой,
М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006. - Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.
- Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
- Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.
10. Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.
11. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.
12. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
13. Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.
14. Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
15. Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992.
16. Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.
17. День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.
18. Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.
19. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. - М., 1991.
20. Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.
21. Кольцов А.В. Песня пахаря. -М., 1982.
22. Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.
23. Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982.
24. Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975.
25. Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.
26. Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.
27. Науменко Т.Н., Логинов И.М., Меринова Л.Н. Волгоград – город-герой. - М., 1977.
28. Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.
29. Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.
30. Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978.
31. Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. В. Никитина. - М., 1983.
32. Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. Л.А. Белая. - М., 1985.
33. Сказки. / Под ред. В. Тыжнова. - М., 1991.
34. Сметанников В. Отгадай. - Волгоград, 1976.
35. Томилин А. Есть ли вода в Море Дождей. - М., 1984.
36. Тютчев Ф., Фет А. Весенняя гроза. - М., 1977.
37. Честное слово (сборник). - Калининград, 1976.
38. Яковлева И. Палеонтология в картинках. - М-, 1977.
39. Яковлева И. Путь к динозавру. - М., 1