Работа в парах на занятиях в ГПД
статья (1 класс)
В группе продленного дня воспитателю необходимо тщательно продумывать формы и методы организации деятельности учащихся.
Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников (мы называем их «сильными» учениками).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_parah_na_zanyatiyah_v_gpd.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа в парах на занятиях в ГПД: особенности организации деятельности.
Орлова Ирина Вячеславовна,
педагог- воспитатель ГБОУ школы № 359
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
В группе продленного дня воспитателю необходимо тщательно продумывать формы и методы организации деятельности учащихся.
Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников (мы называем их «сильными» учениками).
«Сильные» ученики при любой системе обучения — развивающей или традиционной — быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная работа, «сильные» ученики самые активные, они первые помощники на уроке. «Слабые» же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же — вообще ничего не делают.
Эту проблему можно решить через организацию коллективных занятий.
Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах: постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого.
В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава. Такая организация занятий позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знаний.
Работу в парах можно вводить уже с первого класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения
- При разговоре смотри на собеседника
- Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам
- Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать. Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.
Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д. Следующий этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идет обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чем я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.) Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.
При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовиться к ответу ,учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится.
Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.
Каких детей объединять в пары?
При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый
Формы организации учебного процесса
Работа ученика над выполнением домашнего задания, работа над сочинением, даже простое чтение учебника — это индивидуальная форма организации учебного процесса. Ученик решает задачу, выполняет упражнение, читает правило, учит стихотворение и при этом не вступает в личный контакт с учителем или учащимися. Такая работа выполняется без сотрудничества с кем бы то ни было.
Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые,
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные,групповые индивидуальные.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп
К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.
Тренинг на умение работать в шуме
Почти ни у кого не вызывает сомнения, что учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно, у многих вызывает сомнение. Однако, это именно так. Умение учиться в шуме следует отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого ученика есть небольшая карточка, на которой написана скороговорка. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою — мальчикам.
Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед. Важно, чтобы эти фразы были написаны заранее, а не являлись экспромтом приходящих «гостей», тогда помимо основного навыка — работы в шуме — будет отрабатываться и дополнительный навык – умение обращаться с карточкой.
ЛИТЕРАТУРА
Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва - Ростов- на- Дону, 2004.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.
Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003.
Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов- на- Дону, 2002.
Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина - М., 2002.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.
Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.
Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, 1996.
Сластенин В.А. Педагогика - М., 2002.
Харламов И.Ф. Педагогика - М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа в паре на занятиях в ГПД: особенности организации.
Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова. Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. В групповой деятельности...
Работа в паре на занятии: особенность деятельности воспитателя
Проблема партнерского взаимодействия взрослого с ребенком актуальна в современной образовательной практике....
Работа в паре на занятии в группе продленного дня.
При систематической организации групповой и парной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление ...
Статья "Работа в паре на занятии детей с интеллектуальной недостаточностью"
В статье даются рекомендации, как научить работать в паре детей с интеллектуальной недостаточностью...
Работа в паре на занятиях по хору
Хоровые занятия предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.Индивидуализация обучения детей на дополнительных занятиях по хору осуществляется со сторон...
Статья "Работа в паре на занятии детей с интеллектуальной недостаточностью"
Коррекционная педагогика...
Статья "Работа в паре на занятии детей с интеллектуальной недостаточностью"
Коррекционная педагогика...