«Овеянные славой флаг наш и герб»
методическая разработка
Флаг России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oveyannye_slavoy_flag_nash_i_gerb.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Флаг России
(методическая разработка классного часа с презентацией)
Пояснительная записка
Цель: развитие у подрастающего поколения гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской, особенно воинской символики и ,исторических святынь Отечества.
Задачи:
- любовь к Родине — Российской Федерации и ее многонациональному народу;
- российский патриотизм, в котором общероссийское гражданское чувство (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой Родине (родной республике, области или национальному округу);
- уважительное отношение ко всем народам, населяющим Российскую Федерацию, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
- уважение к национальным достоинствам и чувствам людей, к их этническому взгляду и убеждению;
- уважительное отношение к национальной и конфессиональной принадлежности личности, к этнокультурным и религиозным требованиям людей .
- формирование у детей гражданско-патриотического сознания,
- духовно-нравственных ценностей гражданина России.
Предлагаемый материал может быть использован для проведения классных часов патриотической направленности Флаг России, можно использовать фрагментарно в беседах, на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, истории и культуры Санкт-Петербурга, а также во внеурочной деятельности в начальных классах.
Положительными результатами работы по патриотическому воспитанию считаю в первую очередь эмоциональный отклик детей, проявление интереса к данной теме, желание узнать как можно больше об истории России, исторических событиях и выдающихся личностях своего Отечества.
Содержательная часть
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Государственная политика в области образования, провозгласившая гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважением к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающая защиту и развитие ребенка системой образования, закреплена Законом РФ от 24 июля 1998 № 124-ФЗ « об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также проектом «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 13 января 2015года. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Нравственно-правовая и гражданско-патриотическая деятельность является одним из основных направлений воспитательной работы школы.
Формирование гражданско-патриотического воспитания актуальная задача гражданско-патриотического образования школьников. Она обусловлена тем, что организация жизнедеятельности учащихся направлена на выполнение социального заказа общества: формирование гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества.
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Можно выделить несколько возрастных особенностей, свойственных младшим школьникам:
- Патриотизм применительно к младшим школьникам определяется, как стремление их принимать участие в делах на благо окружающих людей, представителей живой природы; им характерны такие патриотические качества как: сострадания, сочувствия, чувство своего достоинства; осознавать себя частью окружающего мира.
- У детей младшего школьного возраста наблюдается развитие высоких социальных мотивов и благородных чувств. В период младшего школьного возраста начинают развиваться чувства и черты характера ребенка, связывающие его со своим народ, своей Родиной. Корни такого влияния — в языке народа, который усваивается ребенком, в песнях народов, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях окружающих людей среди которых живет ребенок.
- Податливость, склонность к подражанию; внушаемость и доверчивость младших школьников; большой авторитет учителя и родителей создают благоприятных предпосылок для положительного решения данной проблемы. Возраст младшего школьника — это период интенсивного развития личности. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Чувства, господствующие над другими сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. Следовательно, чувства патриотизма начинают формироваться в период младшего школьного возраста на основе осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний .
Воспитание патриотизма, в то же время, представляет собой специфический процесс, который направлен на взаимодействие его объектов и субъектов, влияния и воздействия на личность младшего школьника окружающего коллектива и общества в целом.
Из вышеизложенного можно прийти к выводу в том, что младший школьный возраст является наиболее подходящим для воспитания интереса к явлениям в обществе, к жизни своей страны. Важно не упустить этого момента и привлечь каждого младшего школьника в многообразную и интересную жизнь, в коллективную деятельность, которая направлена на проявление заботы о ближайших..
Реализация данной программы имеет большое значение в раскрытии сущности целей, задач, определении принципов воспитания граждан в патриотическом духе и дружбы народов. Ключевыми понятиями патриотического воспитания являются:
- любовь к Родине — Российской Федерации и ее многонациональному народу;
- российский патриотизм, в котором общероссийское гражданское чувство (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой Родине (родной республике, области или национальному округу);
- уважительное отношение ко всем народам, населяющим Российскую Федерацию, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
- уважение к национальным достоинствам и чувствам людей, к их этническому взгляду и убеждению;
- уважительное отношение к национальной и конфессиональной принадлежности личности, к этнокультурным и религиозным требованиям людей .
- формирование у детей гражданско-патриотического сознания,
- духовно-нравственных ценностей гражданина России.
Одной из задач классного руководителя является сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры. В рамках воспитательной работы в классе проводятся следующие мероприятия:
- Конкурс патриотической песни
- Классный час «Я - гражданин России»
- Уроки мужества
- Беседы «Мы за мирное детство», «Наша родина – Россия»
- Поздравление ветеранов, изготовление открыток
- Возложение цветов к памятникам
- Классные часы по разнообразным темам патриотического воспитания
Формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры.
Сценарий классного часа «Флаг России»
Звучит песня «С чего начинается Родина….» (Музыка Вениамина Баснера
Слова Михаила Матусовского.)
Ведущий1
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Ведущий 2
С историей не спорят, с историей живут,
Она объединяет на подвиг и на труд.
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперёд..
Учащийся 1
Родина у каждого своя
Дом родной деревья и поля
Небо, золотистые луга
Нашей милой речки берега
Где родина, там солнце ярче светит
Нам родина милей всего на свете
Не знаю, где потом я буду жить
Но родину всегда буду любить
Родину мы любим всей душой
Это край из детства, край родной
Школа здесь, березки ,тополя
Славная российская земля.
Ведущий 1
Ребята, любовь к России у каждого и нас начинается с любви к местам, где ты родился и живёшь.
Если скажут слово «Родина» – сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот,
У реки – берёзка-скромница и ромашковый бугор.
Или степь от маков красная, золотая целина..
Родина бывает разная, но у всех она одна!
(3. Александрова)
Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.) А как называется столица? Как называется наш город?.
Ведущий 2
Удивительное чувство Родины... Невозможно человеку жить уверенно без этого чувства, без близости к деяниям своих предков, без внутреннего постижения своей ответственности за судьбу Отчизны.
Сегодня мы с вами поговорим об отличительных знаках государства.
Как вы думаете, что это за знаки?
Учащийся 1
Все страны мира, все государства имеют свои флаги и гербы, которые являются отличительными знаками государства. Государственный флаг означает единство страны и ее независимость от других государств. Его история уходит корнями в глубокую старину...
Учащийся 2
А как вообще появились флаги?
Существует несколько легенд об этом.
В древности корабли бороздили океаны вообще без флагов. С появлением пиратов, чтобы отличать мирные суда от пиратских, придумали флаги. В последствии флаги стали
государственными символами, т.е. флаги стали не только морскими, но и сухопутными.
( слайд пиратских флагов)
Учащийся 3
Сама идея флага возникла в очень древние времена. Древние охотники и воины хотели издалека узнавать и друзей , и врагов. Опознавательными знаками в таких случаях могла служить прикрепленные к древку копья перья или звериные шкуры - это были первые флаги. (слайд первые флаги)
Учащийся 4
Во времена Ивана Грозного флаг русских воинов был красным В 1667 году, когда в Подмосковье начал возводиться остов первого русского корабля, и этот корабль готовился к первому международному плаванию, встал вопрос о флаге. 9 апреля 1667 года ,отец Петра 1, царь Алексей Михайлович впервые утвердил бело- сине- красный флаг, а в 1705 году Петр1 передал этот триколор торговому флоту России.
Учащийся 5
Белый. Синий. Красный. Этим цветам на Руси издавна придавали символический смысл.
Как вы думаете, что обозначали эти цвета?
Красный соответствовал великороссам, т.е. русским
Синий - малороссам т.е. украинцам
Белый - белорусам.
Символизировали эти цвета и качества :
Красный цвет это мужество и любовь к отчизне.
Синий - верность и целеустремленность.
Белый - благородство.
(слайд флаг триколор)
Учащийся 6
А как же менялся Российский флаг со времен Петра1 до
наших дней?
Мы уже знаем, что во времена Ивана Грозного русский флаг был красного цвета. В 17 веке появился триколор на русских торговых судах . Только накануне коронации Николая 2 в1896 году бело- сине- красный флаг был утвержден как государственный. До этого государственным флагом Российской империи считался черно- желто- белый флаг.
Триколор был государственным флагом России вплоть до 1917 года.
Учащийся 1
После 1917 года Советская власть заменила его пролетарским красным знаменем.
(слайд с изображением флага Советской России)
Свободная Россия вступила в 21 век и третье тысячелетие с бело- сине- красным государственным флагом по решению Государственной Думы и Президента Российской Федерации.
Учащийся 2
Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира. В верху - божественный мир, воплощенный в белом небесном свете; ниже - синий небосвод, а под ним - мир людей - красный цвет.
Учащийся 3
Правильно ли называть триколором только Российский флаг?
Триколор по- французски означает «три цвета» , и поэтому флаг любого государства состоящий из трех разных цветов, не обязательно полос, тоже можно называть триколором.
(слайд с изображением флагов различных государств)
Ведущий 2
Что такое флаг?
Флаг— полотнище правильной геометрической
(как правило, прямоугольной формы ),
имеющее какую - либо специальную расцветку.
Ребята, из заготовок бумаги или ткани разного цвета
выберите нужные и выложите флаг России.
Вспомните, что означают цвета российского флага?
(на листах бумаги написаны слова…)
Ведущий 2
Государственный флаг– важный символ страны. Он
постоянно поднят над правительственными зданиями.
В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы.
Флаг– это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.
(слайд флаг, олимпиада, принятие присяги, на домах)
Ведущий 1
День Государственного флага Российской Федерации — Национальный праздник. Он был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.
Это один из самых «молодых» праздников современной России, он посвящён возрождённому флагу России — «государственному триколору». День Государственного флага отмечается 22 августа и не является выходным днём. Только в этот день каждый может беспрепятственно повесить флаг на своём балконе.
Песня «Российский флаг» (музыка Владимира Волченко - слова Алексея Гончарова)
Дети исполняют песню.
На всех кораблях поднимают его каждым утром,
Несут самолеты российские собственный флаг,
И путники знают, что Родина помнит как будто,
О них, посылая в дорогу им памятный знак.
Припев:
Загадывать впредь мы не будем,
С фортуной у нас договор.
Приносит удачу всем людям
Российский родной триколор!
И над стадионом он поднят не гордости ради,
А как дополнение к золоту наших наград.
Но, главное, он, как всегда, выше всех на параде,
Взметнулся над строем шагающих русских солдат.
Ведущий 2
А только ли у государства есть флаг????
Наши учащиеся вместе с родителями подготовили рассказы о разных флагах городов.
В качестве примеров.
Санкт- Петербург
Флаг Санкт-Петербурга, обозначающий единство жителей, культурное достояние города, конституционно-правовой статус, являющийся официальным символом города, был принят 8 июня 1992 года. Флаг представляет из себя красное прямоугольное полотнище, на котором расположены два перевернутых якоря и золотой скипетр с герба города. Детали скипетра изображаются желтым цветом, якоря - белым. Незначительные изменения законодательство о флаге города претерпевало в 2003 и 2004 годах.
Символика
Цвет полотнища городского флага символизирует кровопролитную Северную войну России со Швецией, что соответствует трактовке этого цвета традиционной геральдикой – красный символизирует силу, мужество и храбрость. Речной и морской якоря в центре флага олицетворяют речной и морской порты Санкт-Петербурга, указывая на удобном географическом расположении города в месте пересечения важных российских и международных водных путей. Золотой скипетр – символ царской власти и столицы России, которая в течение долгих лет размещалась в Санкт-Петербурге.
Москва
Флаг столицы России представляет собой прямоугольное полотнище темно-красного цвета, с соотношением ширины и длины 2:3. В центре развернутого флага изображен основной элемент – Святой Георгий Победоносец верхом на коне, с копьем в руке, которым он поражает Змия. Изображение Георгия Победоносца
Флаг города Ростова-на-Дону - святыня городского сообщества, символ его единства и взаимодействия горожан, подлежащий защите как внутри города, так и за его пределами. Флаг города символизирует городское сообщество независимо от вероисповедания и национальности его членов, их принадлежности к партии и общественным движениям.
Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище "золотого сечения" (соотношение высоты к длине - 2/3), состоящее из цветов герба города, вертикально делящих полотно на две равные части, располагающихся на лицевой стороне от древка в следующем порядке: синий (голубой, символизирующий честь и славу, искренность и преданность традициям многих поколений ростовчан) и красный (червленый, означающий справедливость и храбрость, силу и мужество, проявленные ростовчанами в трудовых буднях и на полях сражений за независимость и свободу Отчизны).
На флаге в центре воспроизведен малый герб города в контурном изображении: щит рассечен, на синем (голубом) поле белая двухъярусная башня с затворенными вратами и на ней развивающийся вправо белый, обремененный Андреевским синим (голубым) крестом, флаг на древке белого цвета; под пятизубцовым верхним ярусом две бойницы, расположенные над семизубцовым нижним ярусом; на красном (червленом) поле белого цвета, одетые на шест, древний шлем, повернутый прямо, и кольчуга и позади них - лук тетивою вниз накрест со стрелой и копьем.
Цвета флага и гербовые фигуры на оборотной стороне располагаются в следующей последовательности от древка флага: на синем фоне - сторожевая башня, на красном - военные трофеи.
Ведущий 1
Если сложить лист бумаги, на нем останется линия сгиба. Значит, бумага имеет память? А есть ли память у камня, дерева, цветка? А человек? Всегда ли он помнит свою историю? Всегда ли гордится своей Родиной?
Ведущий 2
Сегодня мы с вами сделали еще один маленький шажок по дороге развития чувства патриотизма и любви к своей Родине, ее истории.
Учащийся 4
Берегите Россию - Нет России другой
Берегите ее тишину и покой.
Учащийся 5
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Учащийся 6
Берегите Россию -
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть!
Ведущий 1
Классный час посвящённый флагу Российской Федерации, подходит к концу.
Ведущий 2
Русский флаг – пусть будет в каждом доме,
Это символ Родины большой,
Он величием своим совсем не скромен,
А цветами, даже роковой!
Ведущий 1
Пусть славиться мощью своею Россия,
Большая и добрая наша страна!
И по ветру флаг развивается стильно,
Во веки веков и на все времена!
Звучит финальная песня « Флаг моего государства»
Автор Денис Майданов
Исполнители: Денис Майданов и Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России . (https://www.youtube.com/watch?v=FtFx_JNKRaQ )
Ведущий 1
До новых встреч, дорогие друзья!!!
Используемые ресурсы:
Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2007. № 9.
Горшкова Е.А. Учет особенностей поведения младших школьников в процессе обучения и воспитания // Начальная школа. 2009. № 1.
Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. 2007. № 7..
Лукинова А.В. Патриотическое воспитание в современной России // Педагогическое образование и наука. 2007. № 5.
https://www.youtube.com/watch?v=FtFx_JNKRaQ
http://nauchforum.ru/node/7243
http://www.opoccuu.com/220811.htm
http://www.gerb.bel.ru/pages/russia/russia_flag_ist.htm
http://www.polit-portret.ru/symbols/flag/history/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Овеянные славою флаг наш и герб
Сценарий классного часа "Флаг России"....
Конкурс "Овеянные славой флаг наш и герб"
В этой папке история флага и герба Росси...
ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЙ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-го класса...
Презентация "Овеянные славою флаг наш и герб"
Здест рассказывается о символике России и Республики Адыгея...
Конспект урока «Окружающего мира» по теме: «Овеянные славою флаг наш и герб»
Материал конспекта может быть использован не только на уроке, но и на воспитательном мероприятии....
Презентация к уроку «Окружающего мира» по теме: «Овеянные славою флаг наш и герб»
Презентация позволяет не только проследить историю развития герба и флага России, но и проверить знания детей по теме занятия....