Удивительное путешествие по Байкалу
план-конспект

Тудупова Жаргалма Чимитцыреновна

Целью внеклассного мероприятия является познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykal_4.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительное путешествие по Байкалу

Занятия для детей 7-10 лет

Занятие 1. Священный Байкал.

Цели: познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, учить снимать психоэмоциональное напряжение, формировать чувство уважения, самоуважения, желание и умкение работать в коллективе.

Оборудование: географическая карта озера Байкал; игрушка-кораблик;слайдовая презентация с видами озера Байкал;

Ход занятия.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле. Перед путешествием вам необходимо зарядиться бодростью. Сядьте свободно. Встряхните руки.

Для начала обратимся к географической карте. На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса. Озеро расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. Байкал – самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.

Я не знаю, где начало                                     Закаляло, исцеляло море.

Нашего знакомства и родства.                   Крепкий дед мой от любой беды                

С детских лет волна твоя качала                В туеске, как заговор от хвори,              

И  меня, и деда, и отца.                               Мне байкальской привозил воды.

                                                                                       А. Румянцев

В тайге у Байкала живет сказочный человечек Сибирячок, он веселый и очень любознательный.

Сибирячок, почему Байкал называется Байкалом? Откуда это название пришло в русский язык?

Сибирячок. Все народы, населявшие берега Байкала, - буряты, киргизы, монголы, эвенки, русские – по-своему называли озеро и, вероятно, переводили это название с какого-то другого языка. А вот с какого? Ученые предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы – курыкане. Байкал – тюркоязычное слово от байкюль, что означает богатое озеро.

Байкал зовут Байкюлем,                            В преданьях и легендах

Байгюлем и Бэйхаем:                                 Байкал – старик суровый

Ему дано немало                                        А он на самом деле

Таинственных имен.                                  Задорный, молодой.

Но мы на карте мира                                 Он неспроста шумливый,

Всегда его узнаем,                                      Порывистый, веселый –  

На силуэт посмотрим                                 Ведь он живой наполнен,

И скажем «Это он!»                                    А не простой водой!

                                                                                      Цыден – жап Жимбиев

Учитель. Итак, команда «Сбор!». Все заняли места на борту?

                      Игрушки – кораблик ставится на карту.

Отлично. Закройте глаза и представьте, что наш корабль плывет по морю, раскачиваясь на волнах.

                      Звучит аудиозапись шума волн.

Сибирячок. Посмотрите, со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой они подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10 – 20 км.

                     Работа с картой, цель которой научить детей работать с ней.

Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребет. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С северо – восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет Улан – Бургасы, к северу от него – хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горный кряж  Хамар – дабан.

                       Просмотр слайдов «На память о Байкале».

Учитель. Вдали виднеется земля. Сойдем на берег и отдохнем.

                                      Дети встают.

Посмотрите вокруг, здесь много красивых камешков. Давайте соберем их.

Дети изображают, как они ищут и рассматривают камешки.

Молодцы! Теперь сядьте на теплый песок и поиграйте с ним.

Дети подходят к песочнице и играют с песком.

А сейчас расслабьтесь и закройте глаза.

                               Звучит аудиозапись шума волн.

      Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Вдох – выдох, вдох –выдох, вдох – выдох. Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных. Волна беседует со мной и говорит: «Расслабься, успокойся, отдохни. Почувствуй чистый воздух моря... Тепло и свет ласкают тело. Расслабься и послушай тишину. Вдох – выдох, вдох – выдох.

      Хорошо вам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь, глаза откройте, проснитесь.

      Сибирячок. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Тогда через неделю мы вновь отправимся в плавание и познакомимся с дочерью Байкала – красавицей Ангарой. До встречи!

        Занятие 2. Живая вода Байкала.

        Цели: познакомить с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал, - Ангарой и реками, впадающими в Байкал; учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера; учить снимать психоэмоциональное напряжение; воспитывать чуткость и внимательность к людям.

         Оборудование: географическая карта озера Байкал; игрушка – кораблик; слайдовая презентация.

Ход занятия.

Учитель. Дорогие ребята! Нам пора отправляться в путь. Сегодня Сибирячок познакомит нас с единственной рекой, выпадающей из озера Байкал. Это красавица Ангара. Все готовы? Тогда вперед!

Закройте глаза и представьте, что нас корабль плывет по Байкалу, раскачиваясь на волнах.

Сибирячок. Ангара берет начало в юго-западной части Байкала. Прорезая невысокий приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км.

Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.

Ангара-река, воды чистые,

Острова по ней все лесистые,

Острова по ней все в смородине,

Нет прекраснее моей Родины.

Над тобой горят зори алые,

Ангара-река – дочь Байкалова.                М. Трофимов

Учитель. Посмотрите, невдалеке видна огромная скала! (Слайд Шаман-гора)

Сибирячок. Я расскажу вам старую легенду о том, как здесь появилась эта скала.

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле.

Днем она светла – светлее неба, ночью – темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы – гуси, лебеди, журавли – спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?»

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному – красавцу Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавицы. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...»

Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только твои слёзы!..»

Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю»

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...

Учитель. Да, Байкал бывает разным – суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега, спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце играет в байкальской волне.

Сибирячок. Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале – лучшее время, когда нагревается вода и бушуют разноцветные сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале – это радость! Радость оттого, что мы живём в таком чудесном месте!

Учитель. Какой сегодня чудесный день! Все вокруг залито солнечным светом. По голубому небу медленно плывут облака.

                                         Звучит аудиозапись шума волн.

Сибирячок. Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем.   

                                        Работа с картой.                    

Какие крупные реки впадают в Байкал? (Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная.) Молодцы!            

В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна – Ангара.

Учитель. Нам пора отправляться в обратный путь, попрощаемся с Байкалом и его дочерью Ангарой.

Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и выдох. Вот мы и вернулись в наш центр. Сядьте в круг на ковре. Предлагаю вам взять в руки клубочек и рассказать ему о своем настроении, впечатлениях о нашем удивительном путешествии по Байкалу.

     Дети по очереди разговаривают с клубочком, передавая его рядом  сидящему, отматывают ниточку и оставляют ее у себя на руках.

Учитель. Молодцы! Сейчас положите ниточку на колени, закройте глаза и послушайте слова, которые вам хочет сказать клубочек: «Мне очень по-нравилось, как вы рассказывали о своем настроении. Мне было интересно узнать о вашем путешествии на корабле. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми, уважали друг друга, чтобы у вас всегда было хорошее настроение».

До свидания, ребята! До встречи через неделю!

Занятие 3. Чудо Байкала – нерпа.

Цели: познакомить с обитателями Байкала (нерпой и рыбами); воспитывать гуманное отношение к животным; развивать мелкую моторику, память, внимание; научить делать фигурку «нерпа» в технике оригами; способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.

Ход занятия.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше удивительное путешествие по Байкалу. Все готовы?

    Дети рассаживаются на ковре вокруг географической карты Байкала и ставят на карту игрушку – кораблик. Звучит аудиозапись шума волн.

Закройте глаза и представьте, что наш корабль плывет по Байкалу, раскачиваясь на волнах.

Сибирячок. Ребята, я хочу загадать вам загадку:

                    И не рыба, и не кит.

                    Кто она  - пойди узнай-ка!

                    Рыбу ловит и молчит.

                    Догадались?

                    Это... (нерпа).

Чтобы отгадать загадку, вам необходимо сложить картинку из частей, которые лежат у вас в конверте. Молодцы! Это – нерпа. Она приплывала ко мне сегодня, оставила свои фотографии и попросила показать их вам.

Нерпа обитает в водах озера Байкал. Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих. А названа она так потому, что передние конечности у нее трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпенок – белек. Белек длиной 60 – 80 см и массой 3,5 кг, мех у него белый. Детеныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших черных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой нерпа может находиться 20 – 25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды и раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает еще в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

Учитель. Сейчас повторим пройденное. Ответьте на вопросы:

Сколько глаз у нерпы? Сколько передних ласт? Есть ли у нерпы уши? Какой у нее хвост? Как называют детеныша нерпы? Где зимует нерпа? Чем питается нерпа? Занесена ли нерпа в Красную книгу?

Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.

Сибирячок. Сейчас мы вместе создадим картину «Нерпа на Байкале».

                               Звучит аудиозапись шума волн.

    Учащиеся работают по принципу «Делай как я»: складывают базовую форму рыбы, затем фигурку нерпы и получившиеся фигурки прикрепляют на панно.

Молодцы! Благодарю всех за работу. Панно украсит нашу комнату и будет напоминать об удивительном путешествии по Байкалу.

Учитель. Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение – длиннокрылого бычка. Они умеют танцевать брэйк, поют, смешно и с шумом дуют в усы.

                                Просмотр диска «Нерпинарий».

Сибирячок. Байкал богат рыбой, в настоящее время в озере насчитывается 58 видов рыб, наиболее известны среди них омуль, хариус, сиг. Осетр стал очень редок. Его намного меньше, чем сороги, окуня, язя, которые встречаются в заливах Байкала.

Учитель. Наше путешествие заканчивается. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: окружающий мир есть радость для тебя... Теперь откройте глаза и посмотрите вокруг. Каждый из вас всегда радость для другого... Берегите себя и других. Уважайте, любите все, что есть на земле! Спасибо всем за работу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительное путешествие по галактике

Посвящено году космонавтики. Дети в увлекательной форме посещают планеты, собирают буквы для ключевого слова.На каждой планете выполняют различные задания, а также знакомятся с историей освоения космо...

урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"

Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....

Удивительное путешествие. Конспект урока во 2 классе

Урок- сказочное путешествие, где знания о музыке помогают детям справиться в теми ситуациями, которые их встречают на пути...

Урок окружающего мира "Удивительное путешествие в мир деревьев"

    Урок окружающего мира по теме «Удивительное путешествие в мир деревьев"       На уроке обучающиеся путешествуют на поезде «Зеленая стрела» и с ...

Урок-презентация "Удивительное путешествие"

Данный материал разработан для учеников 3 класса. Рекомендуется использовать на занятиях по окружающему миру в группе продленного дня....

Открытое занятие «Путешествие по Байкалу»

Внеурочная деятельность во 2 классе.Клуб «Познай свой край»Тема занятия: Путешествие по Байкалу.Цели:       познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлени...

Урок-исследование "Путешествие по Байкалу"

Внеклассный урок-исследование "Путешествие по Байкалу".  Уроку предшествовала большая подготовка. Дети за неделю  получили вопросы для подготовки к уроку. Учителю из многообразия м...