классный час "Скверная привычка"
классный час
В наше время существует огромная проблема сохранения чистоты русского языка. Грамотная речь окружения в начальной школе формирует привычку ребенка грамотно и красиво говорить
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skvernaya_privychka.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «Скверная привычка»
Цель мероприятия:
Выявить отношение учащихся к сквернословию, способствовать отказу от сквернословия. Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, мата, бранных слов
Задачи мероприятия:
- Показать отрицательное влияние сквернословия на развитие личности, прививать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам.
- Воспитывать толерантность, вежливость, культуру речи.
- Развивать речь, мышление
Ход мероприятия:
- Сейчас я вам предлагаю просмотреть фрагмент из кинофильма «Старик Хоттабыч». Подумайте, о чем пойдет наш сегодня разговор.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( про обзывания, про нашу речь, общение).
- Я назвала тему занятия Скверные привычки.
- Про какие привычки я имею виду? (обзываться, использовать бранные слова, ругаться матом, …)
-Соедините два слова «скверна» и «слово». Какое слово получилось? (сквернословие).
- А что такое сквернословие?
- Согласно словарю В. Даля «скверна – мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения,; смрад, вонь; непотребство, всё богопротивное .»
- Слушая, как сегодня разговаривают не только взрослые, но и подростки, и дети, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Сквернословие так заразно, что распространяется с ужасающей быстротой.
Все мы часто слышим такие выражения и слова, как так сказать, ну, в общем
- Кто может продолжить список слов
( это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа, чисто, в принципе, короче и т.д. )
- Скажите, можно назвать эти слова скверной привычкой?
(Да. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь.)
- У вас на партах лежит задание под номером 1.
Это отрывок из «Повести о капитане Копейкине», Н.В.Гоголя).
1. Найти слова паразиты. 2. Убрать эти слова-паразиты. 3. Сделать вывод об употреблении их в речи. Для чего Н.В.Гоголь использовал их в тексте.
ОТРЫВОК «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед нами свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховская, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то. Есть, прикосновения, — словом, Семирамида, сударь, да и полно!»
- Когда вы прочитали отрывок из текста, вы поняли о чём шла речь?
- Когда убрали слова – паразиты?
На доске записаны выражения, подберите какое высказывание подходит к данному отрывку. «Сказал так много, но ничего не сказал».
Следующая скверная привычка – это употребление в нашей речи слова –сленг .
- Что такое Сленг? (То же, что и жаргон, — это буквально: испорченный язык.)
Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и так далее). Дж. Б. Гриноу и Дж. Л. Киттридж охарактеризовали сленг следующим образом: «сленг — язык-бродяга, который слоняется в окрестностях литературной речи и постоянно старается пробить себе дорогу в самое изысканное общество». Понятие «сленг» смешивается с такими понятиями как «диалектизм», «жаргонизм», «вульгаризм», «разговорная речь», «просторечие».
- Как вы думаете, почему дети употребляют сленг? ( ребятам, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех.)
Задание 2.
Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад:
- Ловлю кайф (получаю удовольствие).
- Понтово (получаю удовольствие).
- Выделываться (вести себя вызывающе).
- Прикол (шутка).
- Отпад (замечательно).
- Изи (легко)
- Тащиться (быть в восторге).
- Красава – (молодец. Похоже на «красавчик» и «ай, молодца!», соединенное вместе.
- Братэлла – друг, брат)
- Скажите, сложное задание было для вас?
- Поднимите руку, кому было сложно?
Несложным оказалось задание. Всё же сленг незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык вам оказалось проще простого. Надеюсь, что подобный «словесный мусор», тем более непристойная брань, не засорят ваше общение.
- Найдите высказывание, которое подойдет к нашему сейчас разговору. Речь- это показатель ума.
- Как вы думаете, о какой вредной привычке пойдет сейчас речь?
Третья скверная привычка – это ругаться матом, пожалуй, самым страшным вирусом современности стала матерная брань.
- Может кто то из вас знает, откуда появились матерные слова?
- Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они их будут мучить бесы. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбиться водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место — поле. Отсюда и появилось выражение «поле брани».
Ученые доказали: слова могут разрушать живые организмы на молекулярном уровне
биолог Петр Гаряев создал аппарат, который «переводил» человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности –ДНК. С помощью чудо-техники ученый решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.
- Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению, - заявил Петр Гаряев. – Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко. Поэтому опытам подверглись семена растений. В течение нескольких недель регулярно (по три-четыре часа в день) магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство
семян погибли. А выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвел теплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали «срастались», семена ожили и взошли.
Казалось бы, от растений до людей – огромная дистанция. Но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ – будь то человек, скумбрия или подсолнух – работают по каким-то неведомым пока универсальным законам.
Видеоролик№2 влияние мата на растения
- И третье высказывание, которое подойдет к вредной привычке. Хотите жить долго – говорите только хорошее.
- Рефлексия.
- Перед вами лежат лучики трех цветов. Каждый из вас прикрепит нашему солнцу, тот лучик, который он посчитает нужным.
- Красный лучик – я употреблял в своей речи, нецензурные слова, так и буду
- Оранжевый – я употреблял в своей речи, нецензурные слова, больше не буду
- Желтый - я не употреблял в своей речи, нецензурные слова и не буду
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого классного часа для пропаганды здорового образа жизни "Здоровые привычки и как их создавать"
Классный час разработан для учащихся 3 классов....
Классный час "Вредные привычки"
Классный час "Вредные привычки" для учащихся начальной школы...
Классный час в 4-Б классе по теме: «Вредные привычки – знак беды!»
Сегодня мы хотим понять и разобраться, какой вред наносят здоровью: табак, алкоголь и наркотические вещества.Здоровый человек – счастливый человек!!!...
Классный час "привычки хорошие и вредные"
О пропаганде здорового образа жизни и воспитании негативного отношения к вредным привычкам....
Классный час "Привычки"
Знакомство с понитием слова "привычка", положительные и отрицательные привычки. Формировать у учащихся положительные привычки....
Классный час "Привычки, которые мешают нам жить", с элементами тренинга "Умей сказать нет!"
Классный час направлен на профилактику вредных привычек среди обучающихся начальной школы....
Конспект классного часа «Привычки»
Класс: 1 «А»Тема: «Привычки»Цели: формирование представления о привычках, их значении в жизни человека, о последствиях влияния привычек на здоровье человекаОборудование: ...