кружок" Земля наш общий дом"
рабочая программа (4 класс)

Внеклассная работа по биологии для учащихся2-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_3-4_kl.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Земля – наш дом»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    

      Рабочая программа по внеурочной деятельности « экология» для 3-4 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010 года) на основе программы «Окружающий мир» для начальной школы(2009г.)

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета экология отводится 68часов ( 2 часа в неделю)

УМК Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 2015

Планируемые результаты освоения предмета

 Личностные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметные результаты:

  • планета Земля - наш большой дом;
  • Солнце - источник жизни на Земле;
  • неживое и живое в природе;
  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
  • самоценность любого организма;
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
  •  многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  •  основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
  •  человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
  •  условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
  • различия съедобных и несъедобных грибов;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
  • способы сохранения окружающей природы;
  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Предметные результаты:

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Основное содержание учебного предмета

НЕЖИВОЕ и ЖИВОЕ  В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 68 часов

           

    «ВВЕДЕНИЕ»  (2 часа)

Тема   Вводное занятие. Мы жители планеты Земля  Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства  всех существ на земле.

Тема Мир вокруг.  (Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

            Раздел 1 .     « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»   (6часов)      

Тема.  Экология и мы.  

Как  человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Тема     Осенние работы в поле.  

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Тема Практическое занятие «Пришкольный участок».  Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.  

Тема  Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Тема     Осень в лесу (экскурсия)   Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

                  Раздел 2 .     « НЕЖИВОЕ  В  ПРИРОДЕ»   (12 часов)

Тема   Неживая природа      Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Тема  Солнце – источник тепла и света

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Тема   Вода, её признаки и свойства  Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды

Тема. Берегите воду!  Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги.  Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

 Тема    Почва – святыня наша. (Почва – необходимая среда для растений  Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Тема     Практическое занятие  «Почва – состав и свойства почвы».

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

Тема.   Погода. Климат.   Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Тема     Предсказание погоды по народным приметам

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Тема.      Почему нельзя..?  Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Тема.  Практическое занятие  «Диалоги с неживой природой»  Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города.  Акция «Мы, против мусора!»

Раздел  3.  «ЖИВОЕ  В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ   СВЯЗИ   МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ»     (22часа)

Тема. Практикум «Хлебные крошки»   Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Тема. Кто улетает, а кто остаётся

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  края

Тема  .   Экологические связи неживой и живой природы     Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Тема   Вода и жизнь  Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Тема.   Растения рядом  Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум  «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Тема.  Комнатные растения  

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Тема.   Размножение комнатных растений   Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

Тема. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса  Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема.  Практическое занятие «Растения луга и леса»  

 Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.  Работа с гербариями.

                        Раздел  4.   «ЦАРСТВО ГРИБОВ»  (8часов)

Тема.  Съедобные грибы

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки 

Тема. Несъедобные  грибы.

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Тема Микроскопические организмы

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру. 

Тема.  Околоводные птицы)

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Тема Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Тема. Акция «Сохраним первоцвет!»

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

Раздел 4.      «ЧЕЛОВЕК  И  ЖИВОТНЫЕ » (10часов)

Тема. Жизнь среди людей)

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Тема. Ролевая игра «Это все кошки» Тема  Домашние животные 

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Тема. Викторина «Собаки – наши друзья» 

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Тема. Уход за домашними животными

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Формы и виды учебной деятельности индивидуальная, групповая, кружковая исследовательские задания, игровые занятия, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.

Методы и формы контроля тестирование и анкетирование учащихся; в течение учебного года пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.

Учебно-методическое обеспечение

Литература

  1.   Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.:  Эгмонт, Россия Лтд, 2013.
  2.  Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М,2014.
  3.  Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с  детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2012.
  4.  Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2013
  5. Ишутинов  Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2013. -- № 6.
  6.  Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 2014
  7.  Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М.,2011. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 2012- С. 36.
  8.  Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только   / Б. А. Никитина. - Самара, 2016.
  9.  Носаль  М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в   народе / М. А. Носаль  И. М. Носаль. - Ленинград.,
  10.  Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение,
  11.  Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2012
  12.  Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. -. -№ 8.
  13. Плешаков  А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - - № 5.
  14. Чернявский А.В., Ковальчук  Д. А.  Универсальный энциклопедический справочник ./  Харьков, Белгород – 2010 .
  15. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. /  Москва
  16. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород  2016.

 

 

       

Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

        Введение     (2ч)

2

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1

2.

Мир вокруг.

1

   1.  Человек и природа  (6ч)

2

4

3

Экология и мы.

1

4

Осенние работы в поле

1

5

Практическое занятие «Пришкольный участок»

1

6

 Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи

1

7-8

Осень в лесу

2

    2.   Неживое в природе        (12ч)

6

6

9-10

Неживая природа

1

1

11

Солнце – источник тепла и света

1

12

Вода, её признаки и свойства

1

13

Берегите воду!

1

14

Почва – святыня наша.

1

15

Состав и свойства почвы

1

16-17

Погода. Климат.

1

1

18

Предсказание погоды по народным приметам

1

19

Почему нельзя..?

1

20

Диалоги с неживой природой

1

   3.   Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (22ч)

17

5

21

Практикум «Хлебные крошки»

1

22-25

Кто улетает, а кто остаётся

4

26

Экологические связи неживой и живой природы

1

27-29

Вода и жизнь

2

1

30-32

Растения рядом

2

1

33-36

Комнатные растения

4

37

Размножение комнатных растений

1

38-41

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

4

42

Практическое занятие «Растения луга и леса»

1

     4.   Царство грибов  (8ч)

     8

43-45

Съедобные грибы

       3

46-48

Несъедобные грибы

3

49-50

Микроскопические грибы

2

51-54

Тема.  Околоводные птицы (4ч)

4

55

Тема  Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» ()

1

56

Тема  Акция «Сохраним первоцвет!»

1

Раздел5.      «ЧЕЛОВЕК  И  ЖИВОТНЫЕ » (10 ч)

57

Тема. Жизнь среди людей

1

58

Тема. Ролевая игра «Это все кошки» 

1

59-60

Тема Домашние животные 

2

61

Тема  Викторина «Собаки – наши друзья» 

1

62

Тема. Уход за домашними животными

1

63-64

Тема  Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». 

1

1

65-67

Тема  Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями ()

3

68

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования

  Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. Этот климат з...

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Сборник региональных нормативных документов по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование)

Инструктивно-методическое издание посвящено проблеме подго-товки образовательных учреждений к работе в условиях внедрения Феде-рального государственного образовательного стандарта. В нем раскры-ваются...

Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего обра

Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ нача...

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального ...

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016...