«Деятельность отряда ЮИД»
статья

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остается одной из самых актуальных для нашего общества. По данным статистики ГИБДД ежедневно на дорогах России гибнут до 10 детей и около сотни несовершеннолетних получают травмы. За один год в дорожно-транспортных происшествиях (далее ДТП) погибает количество детей, примерно равное одной школе. Эти данные говорят о низкой культуре участников дорожного движения, отсутствии у подрастающего поколения достаточных знаний о поведении на дорогах.

Важное значение в деятельности образовательных организаций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ) отводится мероприятиям, направленным на привитие обучающимся,   знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного поведения на улицах и дорогах. ДДТТ в городе является самым распространённым видом детского травматизма. С первым шагом ребёнок становится участником дорожного движения, а это значит, что обучение должно происходить именно с этого момента. Профилактическая работа по привитию навыков безопасного поведения на дорогах должна быть организована, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, как со стороны детского сада, так и школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_deyatelnost_otryada_yuid.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остается одной из самых актуальных для нашего общества. По данным статистики ГИБДД ежедневно на дорогах России гибнут до 10 детей и около сотни несовершеннолетних получают травмы. За один год в дорожно-транспортных происшествиях (далее ДТП) погибает количество детей, примерно равное одной школе. Эти данные говорят о низкой культуре участников дорожного движения, отсутствии у подрастающего поколения достаточных знаний о поведении на дорогах.

Важное значение в деятельности образовательных организаций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ) отводится мероприятиям, направленным на привитие обучающимся,   знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного поведения на улицах и дорогах. ДДТТ в городе является самым распространённым видом детского травматизма. С первым шагом ребёнок становится участником дорожного движения, а это значит, что обучение должно происходить именно с этого момента. Профилактическая работа по привитию навыков безопасного поведения на дорогах должна быть организована, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, как со стороны детского сада, так и школы.

Исследования причин ДДТТ выявили следующее,  что основной причиной происшествий является психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улицах и дорогах:

  1. переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода;
  2. обманчивые ситуации (дорожные ловушки), когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. В силу своих возрастных и психофизиологических особенностей поведения, дети не могут этого сделать, так как дети младшего школьного возраста не осознают опасности;
  3. невнимательность, не заметили приближающейся транспорт и ошибочно считали, что они находятся в безопасности;
  4. несчастные случаи происходят и по вине водителя, который, увидев бегущих детей, не снижает скорость, считая, что они успеют перебежать дорогу;
  5. дети попадают в дорожно-транспортные происшествия из-за несформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе есть трудности в ориентации, связанные с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.) и другие причины.
  6. неподчинение сигналам регулирования. В силу своих психофизиологических особенностей поведения на дороге, дошкольники и дети младшего школьного возраста медленно реагируют на смену сигналов светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдет наезд. Многие дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зеленый мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.
  7. нахождение на дороге дошкольников и младших школьников без сопровождения взрослых. Дети, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают в ДТП именно по этой причине. Дошкольники и младшие школьники не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые предоставили своим детям самостоятельность в переходе проезжей части дороги.
  8. игра вблизи и на проезжей части. В силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что сад и школа являются  ступенями знакомства с правилами дорожного движения, в системе образования наметилась линия профилактической работы по возрождению работы отрядов юных инспекторов движения (далее ЮИД), которая уже реализуется и дает свои существенные результаты. Наиболее эффективной формой работы является вовлечение самих школьников в работу отряда ЮИД.        Днем рождения движения ЮИД считается «6 марта 1973, когда было принято совместное постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегии МВД СССР и коллегии Министерства просвещения СССР и утверждено Положение об отрядах юных инспекторов движения. Им устанавливалось, что главной задачей отрядов ЮИД является активное участие в пропаганде Правил дорожного движения среди детей и подростков в возрасте 12-16 лет. Отряды рекомендовалось организовывать при школах, во внешкольных учреждениях дополнительного образования детей и подростков (клубах технического творчества детей, детско-юношеских спортивных школах и др.)» 

С 2016 года в ГБОУ Начальной школе-детском саду №678 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее ГБОУ №678)  ведет свою работу отряд ЮИД «Пропаганда.ru». Отряд создан с целью формирования активной гражданской позиции у подрастающего поколения и способствование обеспечения безопасности обучающихся на дорогах микрорайона и города.  Отряд ЮИД  ГБОУ №678 «Пропаганда.ru» действует в соответствии с нормативно-правовыми документами: Конвенцией ООН о правах ребёнка, ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями от 29.07.2017), Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864 «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», Распоряжением Комитета по образованию от 12.04.2006 № 335-р «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма», Распоряжением Комитета по образованию от 26.06.2007 № 986–р «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма», Информационно-методическим письмом Комитета по образованию «Об организации деятельности в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» от 23.08.2013 № 01-16-2560/13-0-0 и Положением об отряде юных инспекторов движения ГБОУ Начальной школы-детского сада №678 Красносельского района Санкт-Петербурга (положение - приложение №1) Деятельность Отряда ЮИД  ГБОУ №678 «Пропаганда.ru»  основывается на принципах добровольности, равноправия, гласности, самоуправления и законности, реализует цели и задачи, которые отраженны в Положении об отряде юных инспекторов движения (цели и задачи - приложение №1).

Основная цель – смена деятельности, обучение и общение на новом уровне, полноценный и эффективный психологический отдых. Особое внимание в работе с детьми следует уделять моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровыми формами в целях лучшего усвоения и закрепления получаемых знаний. Главным в воспитательном процессе безопасного поведения на дорогах и улицах города является формирование у детей уважительного отношения к Закону дороги, осознания объективной целенаправленности и необходимого выполнения правил и требований дорожного движения и выработки у них стереотипов безопасного поведения.

Работа отряда ЮИД строится по принципу «равный – равному». Обучение по этому принципу среди молодежи – это обучение, при котором сами молодые люди передают знания, формируют установки и способствуют выработке навыков среди равных себе по возрасту, социальному статусу, имеющих сходные интересы, или подверженных сходным рискам.

Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.

Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.

Навык самоконтроля – ступая на проезжую часть спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги. Познавательные программы, соревнования, развлекательные, занимательные и подвижные игры являются важным звеном в методиках интенсивного обучения детей Правилам дорожного движения.

Ожидаемые результаты: 

1. снижение детского дорожно-транспортного травматизма;

2. сформированность знаний, умений, навыков  спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. пропаганда деятельности отряда ЮИД.

5. повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Отряд юных пожарных"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Отряд юных пожарных» разработана на основе авторской программы В.А.Горского. В основу программы внеурочной деятельности «Отряд юных пожарных» положен...

Программа деятельности отряда ЮИД

Положение об отряде ЮИД. Основные направления, содержание и планирование работы....

Профилактика правонарушений. Формирование социально-ответственного поведения через волонтёрскую деятельность (на примере деятельности отряда ЮИД)

Выступление на педагогическом совете "Профилактика правонарушений".    Формирование социально-ответственного поведения через волонтёрскую деятельность  (на примере деятельност...

Программа деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения «СВЕТОФОР»

Программа деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения «СВЕТОФОР»...

Отчет о деятельности отряда ЮИД "Веселый светофор" 2021-2022 _ 1 часть

Деятельность отряда ЮИД "Веселый светофор" 2021-2022 _ 1 часть...

Отчет о деятельности отряда ЮИД "Веселый светофор" 2021-2022 _ 2 часть

Деятельность отряда ЮИД "Веселый светофор" 2021-2022 _ 2 часть...