Программа внеурочной деятельности "Учимся считая"
рабочая программа (3 класс)

Грибанова Татьяна Анатольевна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся, считая» составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373);
  • «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
  • Основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ № 4;
  • Учебного плана МОБУ СОШ № 4;

Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов. Дисциплин (модулей) в МОБУ СОШ № 4.

Согласно учебному плану на изучение отводится во 2 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю).

Срок реализации рабочей программы 1год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_schitaya.docx41.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

РАССМОТРЕНО:

Руководитель МО

Э.В.Микшина ___________    

протокол от«____»___________2016 г.

№ ___

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

Е.С.Кутергина ____________

«____»____________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОБУ СОШ № 4

Е.А. Драгина____________

приказ № ___

от  «___»__________2016 г.

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочная деятельность

«Учимся, считая»

Направление ВУД:

интеллектуальная деятельность

3 класс

                                                                                                   

                                                                                                Учитель: Грибанова Т.А.

первая квалификационная категория

 

г. Зея,2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся, считая» составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373);
  • «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
  • Основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ № 4;
  • Учебного плана МОБУ СОШ № 4;

Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов. Дисциплин (модулей) в МОБУ СОШ № 4.

Согласно учебному плану на изучение отводится во 2 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю).

Срок реализации рабочей программы 1год.

Результативность освоения курса «Учимся, считая»

Первый уровень результатов -  уметь наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий). Классифицировать предметы по группам; самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком; решать простые логические задачи; отгадывать загадки и ребусы; заполнять числовые треугольники.
Второй уровень результатов – уметь решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание). Решать словесные и картинные ребусы; заполнять магические квадраты размером 3 х 3; находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству; проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое – трое ворот; объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением; решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; уметь объяснять, как получен результат заданного математического фокуса; читать простейшие изографы.

Третий уровень результатов -  получение школьниками знаний устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов. Уметь различать истинные или ложные высказывания с кванторами общности и существования; решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3 – 5 элементов.

Выписывать множество возможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»; решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса; объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением.

Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса.

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры:

«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом

заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных

и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических

средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в

условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;

число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,

призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Формы и методы работы

Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Методы:

  • Взаимодействие;
  • Поощрение;
  • Наблюдение;
  • Коллективная работа;
  • Игра.

Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.

Тематическое планирование

Темы

Кол-во часов

1.

Числа.

5

2.

Арифметические действия.

15

3.

Величины

8

4.

Мир занимательных задач

14

5.

Геометрическая мозаика

26

Итого:

68 ч

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема

1-2

Математика – это интересно

3-4.

Танграм: древняя китайская головоломка 

5-6.

Путешествие точки

7-8

Игры с кубиками

9-10

Волшебная линейка

11-12

Праздник числа 10

13-14

Конструирование многоугольников из деталей танграма

15-16

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

17-18

Конструкторы лего

19-20

Весёлая геометрия

21-22

Математические игры

23-24

«Спичечный» конструктор

25-26

Задачи-смекалки

27-28

Прятки с фигурами

29-30

Числовые головоломки

31-32

Математическая карусель

33

Уголки

34

Игра в магазин. Монеты

35-36

Волшебные переливания

37-38

В царстве смекалки

39-40

«Шаг в будущее»

41-42

«Спичечный» конструктор

43-44

Числовые головоломки

45-46

Интеллектуальная разминка

47-48

Математические фокусы

49-50

Математические игры

51-52

Секреты чисел

53-54

Математическая копилка

55-56

Математическое путешествие

57-58

Выбери маршрут

59-60

Числовые головоломки

61-62

В царстве смекалки

63-64

Мир занимательных задач

65-66

Геометрический калейдоскоп

67-68

Интеллектуальная разминка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Считай, смекай, отгадывай!"

Календарно-тематическое планирование кружка общеинтеллектуального направления....

Программа спецкурса "Думаем, считаем, решаем"

Рабочая программа направлена на профилактику трудностей учебной деятельности третьеклассников и позволяет вовлечь учащихся в процесс математической подготовки....