Урок "Толерантность"
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Леннова Светлана Геннадьевна

В рамках внеурочной деятельности может быть проведен урок, на котором дети познакомятся с трудностями, которые приходится преодолевать людям с ограниченными возможностями. Подумают, как они смогут помочь таким людям при встрече, познакомятся с понятием "толерантность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarii.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий “Урока толерантности”

(перед уроком парты сдвигаются по две, чтобы получилось 4 “станции”. На каждой станции находится ведущий с учебными материалами.)

  1. Станция “Зрение”. Детям предоставляется возможность ощутить, как сложно взаимодействовать с окружающим миром людям с ослабленным или отсутствующим зрением.
  2. Станция “Движение”. Ребята попытаются понять затруднения, возникающие у людей с ограниченной подвижностью рук и ног вследствие травм или заболеваний.
  3. Станция “Слух”. Дети попробуют понять, с чем приходится сталкиваться людям с ограничениями по слуху, как они получают и передают информацию собеседникам, как адаптируются в окружающем мире.
  4. Станция “Ощущения”. Станция посвящена людям, которые обладают повышенной чувствительностью органов слуха, вкуса и осязания. Ребятам демонстрируется, что для них те раздражители, которые кажутся нам незначительными, могут быть очень неприятными и даже пугающими.

Вступительное слово учителя (слайды, видео и т.п.)

Дорогие ребята, мы с вами уже знаем, что на земле проживает очень много людей. Каждый человек уникален. Свои особенности есть у каждого, но, к сожалению не ко всем особенностям легко приспособиться.

Мы говорили с вами, что есть люди с ограниченными возможностями. Эти люди ежедневно вынуждены преодолевать, бороться. Сегодня мы постараемся понять, какие сложности могут испытывать эти люди.Уверяю вас, что это только маленькая часть того, с чем  они сталкиваются.

Урок пройдет в игровой форме, и для вас он пройдет скорее в виде увлекательного квеста.НО...Прошу  обратить внимание на то, что те сложные испытания, которые вы будете проходить за неск минут, люди с ограниченными возможностями терпят постоянно. И все то, что сегодня вам покажется забавным и  интересным, для людей реальная, далеко не веселая, жизнь. Запомните свои ощущения и мы поговорим об этом позже.

Интерактивное взаимодействие с детьми:

  1. Что такое “толерантность”?
  2. Какие качества приятны людям в общении?
  3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним без затруднений общался человек с особыми потребностями?
  4. Где можно встретить таких людей?
  5. Какие затруднения они могут испытывать?



Практическая часть.

  1. Станция “Зрение”. Детям предлагается познакомиться со шрифтом Брайля, узнать лицо одноклассника наощупь, угадать простые предметы в мешочке вслепую, по голосу узнать, кто говорит простые фразы.
  2. Станция “Движение”. Дети пытаются ходить на костыле, подогнув одну ногу. Также с зафиксированным большим, указательным и средним пальцем руки стараются взять ложку и донести ее до рта, написать свое имя на листе бумаги.
  3.  Станция “Слух”. Дети пробуют угадать по губам, что говорит другой человек. Ведущий знакомит посетителей станции с языком жестов, учит ребят нескольким фразам на нем.
  4. Станция “Ощущения”. Ведущий включает каждому ребенку подборку неприятных звуков в наушниках. Желающим детям дает попробовать 1-2 капли лимонного сока.

Беседа с детьми по итогам занятия (примерные вопросы для обсуждения)


Итак, мы прошли с вами все станции. С какими трудностями вы столкнулись?

Интересно ли было вам? Понравились ощущения?

Смогли бы вы всегда находиться в таком состоянии?Почему?

Это страшно? Это смешно?

Как вы думаете, смогли ли вы хотя бы приблизительно понять, что ощущает человек с особенностями зрения, слуха, движения и сенсорики?

Как бы лично вы могли помочь таким детям?

Что может сделать общество, чтобы облегчить им жизнь?

Для чего нужно быть рядом с такими людьми?

Какие чувства вы испытали бы к такому человеку?

А если вас будут постоянно жалеть, напоминая про ваши трудности?

Как думаете легко общаться с такими людьми? Почему?

Нужно уметь приспосабливаться к людям, которые вас окружают?

Какие человеческие качества нужно в себе развивать?