Ребенок, родители и социальные сети
занимательные факты (3 класс)
Ребенок, родители и социальные сети
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_roditeli_i_sotsialnye_seti.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок, родители и социальные сети
Заместитель директора по УВР Гудова Г.Н.
Сеть. Что это такое?
Обратимся к всеведущим словарям.
- Ожегов: Приспособление для ловли рыб, птиц и т.п., состоящее из перекрещивающихся нитей, закрепленных узлами.
- По словарю Символизма: Олицетворяет ловушку, затруднительное положение.
- Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.
И все-таки – это сеть. А Вы уже попались в социальные сети?
Давайте об этом поговорим.
Мне хотелось бы выделить три основных вопроса:
- Польза и вред социальных сетей.
- Результаты анкетирования.
- Как не поссориться со своим ребенком в социальной сети.
Плюсы и минусы
Вот уже 10 лет, как появились социальные сети Фейсбук, Одноклассники и ВКонтакте (первые социальные сети появились в англоязычном Интернете в 1995 году). Многие из нас выросли, повзрослели, стали родителями, бабушками и дедушками в течение этих 10 лет. Отличаемся ли мы, «сетевые» родители от родителей прежних – наших мам, бабушек?
Вопрос, конечно, риторический, и ответ очевиден: да.
Жизнь детей и родителей стала более публичной.
Родители выставляют на суд публики фото не только хорошие, но и забавные, абсурдные, грустные – причем добровольно, да еще проставляют хэштеги, чтобы фотографии мог увидеть любой, кому интересны #дочкисыночки, #маминагордость или #малышжжот.
Таким образом, родители пренебрегают личным пространством и частной жизнью своих детей
Родители стали более требовательными к себе как к родителям
Почти треть пользователей социальных сетей недовольны собственной жизнью. Наибольший дискомфорт вызывают материальные достижения знакомых и незнакомых людей, фото с любимыми мужчинами, дружеские посиделки, заграничные поездки, и, конечно, фото достижений других детей.
Завидуя знакомым, мы более критично относимся к собственной жизни, к себе как к родителям, к своим детям, которые, скорее всего, далеки от идеалов и не всегда хотят оправдывать родительские амбиции. Публикуя фото своих детей и тексты о них, мы неосознанно просим окружающих оценить ситуацию и оценить нас, а вскоре начинаем испытывать давление общественного мнения.
Родители учатся быть родителями в социальных сетях
Большую часть информации о развитии ребенка мы получаем из социальных сетей - мнения психологов, результаты социологических исследований, ответы на спорные вопросы (прививки, детсад, домашнее образование и т.д.). Социальные сети пестрят полезными родительскими сообществами, в которых мамы и папы активно общаются.
Родители могут изучать, узнавать, «читать» своих детей по их страницам в социальных сетях. И даже добавление в друзья нужно заслужить: по мнению психологов, это демонстрация особого доверия, серьезный повод гордиться тем, что вы – понимающий и любящий родитель.
Родители много времени проводят в интернете
Если предположить, что речь идет о взрослых, обремененных детьми и работающих по 8-10 часов в сутки, то выходит, что социальные сети склонны «съедать» родительское время, исторически предусмотренное для детей. Проще говоря, современная уставшая мама, придя с работы и накормив детей и мужа, сядет проверять сообщения ВКонтакте или смотреть свежие фото друзей вместо того, чтобы проверить уроки или почитать детям сказку на ночь. Да и незачем: дети, вероятно, уроки уже сделали, так что с полным правом ведут оживленные беседы с друзьями все в том же ВКонтакте. Нередкой становится ситуация, когда, находясь на расстоянии нескольких метров друг от друга, дети и родители общаются не вживую, а через социальные сети: делятся ссылками, оставляют сообщения на стенах, взаимно «лайкают» фото.
Родители перестали быть авторитетами или «жилетками» для задушевных разговоров
Школьники больше не обращаются к родителям за утешением, поддержкой или советом. Скорее они оставят грустное сообщение с кучей плачущих смайликов на стене социальной сети или напишут кому-либо из «френдов» о неприятности, которая с ними приключилась. Именно социальные сети, а не задушевные разговоры с родителями, становятся для детей отдушиной в минуты подавленности, неуверенности или грусти, именно «в Сети» они сбегают от проблем и комплексов.
Родители вынуждены обеспечивать сетевую безопасность детей
Сюда можно отнести:
- вред для зрения от долгого сидения перед монитором,
- зависимость от компьютерных игр,
- кибер-травля,
- «слишком» взрослое кино,
- клубы по необычным интересам,
- агрессивные онлайн-игры,
- азартные онлайн-сервисы
Перечислять можно долго, но задача ответственного родителя – защитить ребенка от всего этого, в крайнем случае – строго контролировать, чем занимается, с кем общается, какую информацию о себе раскрывает ребенок в Сетях.
Таким образом, если раньше обязанностью родителей было научить детей не разговаривать с незнакомыми людьми на улице, то теперь круг обязанностей расширился. Родители запрещают не соответствующий возрасту контент, читают переписку, просматривают историю браузера. Наиболее «продвинутые» регистрируются в социальных сетях под вымышленными именами и «френдят» собственных детей, чтобы видеть, какие на детских страницах появляются фото и сообщения.
Результаты анкетирования
В опросе приняли участие 77 учащихся 7-8 классов и 83 учащихся 9-11 классов
Есть ли у тебя социальная сеть?
7-8 классы | 9-11 классы | |
а) Вконтакте б) Дневник.ру в) Одноклассники г) Facebook д)twitter е) инстраграм ж) другое | 77 70 41 21 9 17 11 | 84 67 37 22 17 21 15 |
Есть ли социальные сети у твоих родственников?
7-8 классы | 9-11 классы | |
а) брата, сестры б) мамы в) папы г) дедушки д) бабушки е)нет | 56 48 45 11 18 3 | 54 59 38 16 21 6 |
Сколько времени ты проводишь в социальных сетях?
7-8 классы | 9-11 классы | |
а) менее 1 часа б) 1-2 часа в) более 3 часов г) не «сижу» | 14 25 37 1 | 7 20 54 2 |
Выкладывают ли твои родители информацию о тебе?
7-8 классы | 9-11 классы | |
а)фото и видео б) грамоты в)поделки, рисунки г) ничего | 43 9 1 31 | 40 3 2 43 |
Как ты к этому относишься?
7-8 классы | 9-11 классы | |
а) мне нравится, значит, родители меня любят б) не нравится, это моя жизнь в) всё равно | 32 6 21 | 12 9 42 |
Что тебя раздражает?
7-8 классы | 9-11 классы | |
а) мне нравится, значит, родители меня любят б) не нравится, это моя жизнь в) всё равно | 32 6 21 | 12 9 42 |
Основываясь на анализе статей из интернета и анкетирования, проведенного в школе, сформулирую несколько полезных правил для родителей.
Как не поссориться с ребенком в сети
1. Не выкладывайте фото детей без их разрешения. Лет с пяти это можно делать, подчёркивая тем самым, что вы признаёте важность его мнения. Может, ребёнку и в самом деле кадр кажется не вполне удачным, и вы сделаете другое.
2. Проведите границу между личной и публичной жизнью. Если ребёнок делится с вами секретом, рассказывает о своей душевной тайне, первой любви или необычайном впечатлении, не пишите о ней в открытом доступе, пусть даже история кажется вам сущим пустяком, курьёзным эпизодом. Впоследствии, спустя годы, всё может всплыть, и вам будет трудно объяснить, почему вы не оправдали детского доверия. Рассказывая о своей семье в блогах, не говорите о том, что может смутить ребёнка.
3. Используйте псевдоним и переходите на личную переписку, если вы консультируетесь в соцсетях со специалистами относительно ребёнка и рассказываете о нём подробности личного плана. Уберегите ребёнка от этой информации: когда-то он будет в состоянии её обнаружить и прочитать. А ещё хуже, если фотографию зарёванного малыша или мамин крик о помощи с приложенной фотографией детского диатеза на нервной почве найдут весёлые одноклассники подросшего ребёнка — ого, какой появится простор для веселья у хулиганов! Кибербуллинг — более чем реальная угроза современных детей.
4. Если ребёнок завёл свою страничку в соцсетях, добавляйтесь к нему в друзья, но не настаивайте. Это его пространство. И, наверное, очевидно, что личная переписка — это табу, в неё нельзя залезать, как нельзя соваться в чужой карман.
5. Не делайте вид, что не видите того, что сложно не увидеть. Вы всегда можете прямо спросить: «Что ты имел в виду, сынок, когда фотографировался, показывая средний палец в сторону твоей школы?». Если вам отвечают, что фото — результат вирусной атаки, или вовсе уходят от ответа, грамотнее всего будет оставить эту тему.
6. Будьте последовательны. Когда родитель объявляет, что главное — не победа, а участие, а на его страничке в фейсбуке — одни сплошные детские грамоты за победы в олимпиадах, у ребенка могут возникнуть вопросы: кем меня мама выставляет и кем хочет меня видеть.
7. Не влезайте в ветки комментариев только потому, что там отметился ваш ребёнок. Не заступайтесь за него, пусть даже вам показалось, что кто-то недостаточно почтительно ему оппонирует. Не задавайте вопросов в общей беседе: «Сынок, а что такое бьюти-блогеры в бомберах?». Спросите потом лично. Подростки стремятся избавиться от назойливого контроля, а папа, который комментирует все посты с лайками ребёнка, похож на человека, нанятого для слежки.
8. Если вы в друзьях у вашего ребенка: У вас есть масса возможностей видеть и понимать – что его волнует, тревожит, что кажется смешным, что восхищает или пугает. Каковы его кумиры, какую музыку он слушает, какую моду поддерживает, с кем дружит. Пользуйтесь этими возможностями, но помните: информация, полученная в наблюдениях, должна переживаться вами в молчании. Недопустимо задавать прямые вопросы, типа:
- Что означает эта твоя запись?
- Тебе это что – действительно нравится?
- Этот твой друг – он всегда такой?
- Что тебя с ним связывает?
Мысленно проведите для себя черту необходимости экстренного вмешательства. Помните, что, возможно, пересечете вы ее лишь один раз, а значит, этот случай должен быть, действительно, вопиющим. Вы вправе забить во все колокола, если окажется, что вашего ребенка вовлекают в тоталитарную секту или экстремистскую группировку, склоняют к употреблению наркотиков, грубо оскорбляют или запугивают. Что вы сделаете, увидев это? Прежде всего, серьезно поговорите с ребенком, возможно, это будет стоить вам членства в его друзьях, но вам будет уже не до этого. Возможно, вы захотите поговорить с его учителем, с психологом, а то и обратиться в полицию. Ваш шанс вмешаться, скорее всего, будет исчерпан одним случаем, поэтому не паникуйте по мелочам и храните его как последний патрон в револьвере.
Чтобы не потерять право экстренного вмешательства (о котором ваш ребенок, скорее всего, по молодости лет не задумывается), постарайтесь быть спокойнее и помните:
- Подчеркнутый секси-стиль современных школьниц может ни о чем не говорить. Это дань пусть безвкусной, но моде. Не стоит делать вывод о девочке по ее фотографиям и репликам. Чаще всего, это поза, вырастет – поумнеет. Никогда не смейтесь над этим публично, особенно – в интернете.
- Многие современные мальчишки упоминают в своих разговорах алкоголь, секс, а то и наркотики – ради бравады. Ненормативная лексика у младших подростков неприятна, но не говорит о распущенности и агрессивности. Если вас позвали в компанию, где все говорят так – терпите, сколько сможете.
- Как можно больше хвалите – смешные демотиваторы, музыку, цитаты и фотографии. Все, что вам нравится, создает вашу с ребенком базу общности. Именно из-за ее существования вы и являетесь друзьями в социальных сетях. Гордитесь этим, дорожите этим, берегите это!
9. Следите за тем, чтобы ребенок не потерялся в виртуальном мире. У человека, находящемся в виртуальном мире происходит смещение ценностей и приоритетов. Иногда можно наблюдать такую картину: два человека дерутся, а еще два это снимают. Или произошла авария, и люди первым делом вынимают телефоны». Показателен случай, который обсуждался в СМИ: жительница Сербии Снежана Павлович попала в психиатрическую больницу с серьезными проблемами после того, как ее пост в Facebook не привлек внимания сетевых друзей. На профессиональном языке диагноз звучит как «неудовлетворенность социальной потребности индивидуума в современном мире».
10. Последний совет: Если чувствуете, что влияние сетей стало подавляющим, сделайте все возможное, чтобы перейти на здоровый образ жизни, путешествия, прикладное творчество и т.д. Есть меры «точечные»: уехать в отпуск на 2-4 недели без компьютера туда, где нет Интернета. Если такой возможности нет, можно удалять по одной социальной сети раз в неделю, заменяя ее новостными ресурсами. Если же и это не поможет, стоит подумать о курсе социально-психологической реабилитации или групповой психотерапии. Смело обращайтесь к психологу – проблема известная, вас поймут и помогут. Самостоятельно или с помощью врача очень важно ответить на ключевой вопрос: что для вас заменили соцсети? В чем ваша «неудовлетворенность социальной потребности»? Ведь зависимость – это всегда компенсация чего-либо. Успех очень часто скрыт в честном ответе.
Использована информация сайтов:
http://mel.fm/2016/10/18/sm_rules
http://www.kraskizhizni.com/psy/2590-roditeli-i-deti-v-sotsialnykh-setyakh
http://www.materinstvo.ru/art/11889 Materinstvo.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C
http://tass.ru/obschestvo/612732
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Берегите детей от социальных сетей
Начался учебный год. Дети после уроков дома. Компьютер рядом. А в нем социальные сети – такие соблазнительные и такие опасные...............
Родительское собрание по теме: "Дети и социальные сети"
Тип мероприятия: выступление на родительском собрании. ЦЕЛЬ: Оказание профилактической помощи родителям по проблеме регистрации детей в соцсетях ЗАДАЧИ: 1. Расширить знания родите...
Дети и социальные сети
Значение социальных сетей в жизни ребенка....
Безопасное пользование детьми социальными сетями
Памятка для родителей....
Мастер класс «Безопасность ребёнка в социальных сетях и сети Интернет»
Мастер класс «Безопасность ребёнка в социальных сетях и сети Интернет»Выполнил: учитель начальных классов МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» Зарубина А.МЦели и задачи:актуализировать ...
«Электронная почта и страница в социальной сети «Вконтакте» -один из способов общения с родителями школьников»
В основе сотруднического взаимодействия семьи и учителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу....