Симеон Столопник
план-конспект урока
Конспект занятия внеурочной деятельности "Симеон Столопник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_simeon_stolopnik.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Симеон Столопник.
Цель: изготовление народной куклы Симеона Столопника из ткани.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с народной культурой и традициями, уточнять, расширять представления о быте русских людей двести лет назад;
- знакомить с народными куклами, показать способ изготовления одной из народных кукол, Симеона Столопника.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, тренировать умение завязывать узелки, скручивать, сворачивать и складывать ткань.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народному творчеству и традициям, приобщать к народной культуре.
Материалы:
Коллекция народных кукол, две куклы в народных костюмах. На каждого ребенка крестовина, нитки, лоскутки ткани.
Ход занятия:
- Мотивационный момент, игровая ситуация.
Педагог: Ребята, сегодня я хочу предложить вам что-то необычное. Как вы думаете, что это?
Предположения детей.
Педагог: Сегодня мы не будем с вами чем-то заниматься, а отправимся в путешествие, но необычное, путешествие на машине времени. Куда можно отправиться на машине времени?
Предположения детей.
Педагог: Правильно! Мы отправляемся сегодня в прошлое! Закрываем глазки, кружимся вокруг себя.
Я в машину времени сажусь,
Сквозь года стремительно несусь.
Словно карусели кружат нас года.
Оказались в прошлом двести лет назад.
Педагог: Итак, садитесь, мы оказались…. А где мы оказались? Как вы думаете, что вокруг нас?
Предположения детей.
Педагог: Нашего города, он ведь у нас молодой, ему еще и ста лет нет, еще не было. В нашем районе было несколько деревень, а там, где школа сейчас стоит, вообще болото было, сюда из соседней деревни ребята по бруснику и клюкву бегали.
2. Введение в тему, выявление представлений.
Педагог: Давайте выйдем на дорогу.
- Какая она?
- Какой транспорт мы на ней можем встретить?
- А как выглядят люди, как они одеты?
- Куда они могут идти?
- А в деревне сейчас что делают в это время года?
- А чем заняты были летом и в начале осени?
Предположения детей.
Педагог: Вы молодцы! Все правильно! В деревне взрослые люди уже собрали урожай и заняты домашними делами.
- Какими делами занимались женщины?
- А мужчины?
- А дети?
Предположения детей.
Педагог: Да, взрослые пряли, ткали, шили, стругали, мастерили из природных материалов обувь, предметы обихода. А дети забавлялись и играли. А во что они могли играть? Их игрушки были похожи на наши?
Предположения детей.
- Рассматривание коллекции народных кукол.
Педагог: Смотрите, я захватила с собой в прошлое коллекцию народных кукол. Давайте рассмотрим их.
- Чем они похожи?
- Чем отличаются?
- Что вы заметили особого в каждой куколке?
Ответы детей, уточнения педагога.
Педагог: А еще по вечерам сказки любили сказывать. Как думаете, что значит «сказывать»?
Ответы детей.
Педагог: А хотите я вам расскажу одну из них?
- Сказка о Симеоне Столопнике. Автор: И.В. Винокурова.
Педагог:
Как водится, жили – были в некой деревушке муж с женой, Симеон и Проскеюшка. (Педагог показывает кукол в народном костюме, мужа и жену. Далее по тексту идет небольшая драматизация.) Жили они дружно да ладно. Симеон землю пахал, Проскеюшка по дому хлопотала. Призвал однажды царь на службу Симеона – пахаря. Осталась Проскеюшка в пустом доме одна-одинешенька. Стала ее грусть – тоска разъедать, а вечерами, когда вой волков из ближайшего леса доносился, и вовсе жутковато было. И решила она соорудить куклу, в одежды мужа обрядить, Семеном назвать и у калитки на высокий столп посадить.
Муж царю верно служит, а Семен на столпе восседает, его жену охраняет. Да и самой жене веселее стало. С утра она с Семеном поздоровается, сон расскажет, в поле уйдет, а как вернется с поля, Семен ее у ворот встречает, словно муж никуда и не уезжал.
Случилось как-то воры решили в дом забраться, чужим добром поживиться, пока Проскеюшка в поле ушла. И только воры через забор полезли – так от ужаса и замерли – сам Симеон на них с высокого столпа грозно глядит. В один миг, не чуя земли под ногами, перескочили они через забор обратно и, ну, бежать через всю деревню к полю. До поля добежали, Проскеюшке в ноги упали: «Прости, мол, хозяюшка, нечистая сила помыслы попутала. Проскеюшка простила по доброте душевной, но секрета куклы не раскрыла.
День за днем, неделя за неделей летели быстро, а как лето с осенью на перепутье встретились, тут и сам Симеон со службы вернулся. Подивился он выдумке Проскеюшкиной, соорудил из бревен плот, посадил на него куклу Семёна, а за то, что тот все время на столпе восседал, Столопником его окрестил и стал он Семёном Столопником с той минуты зваться.
Пустили они с Проскеюшкой плот с куклой вдоль по речке. «Пусть плывет», – говорят, – лето провожает, а нам пора осень встречать, да последний урожай собирать».
Педагог: Так и появился с тех пор обычай: на время, пока люд в поле лето работает, мастерить куклу в мужском обличии, в доме в красный угол на почетное место усаживать, чтоб за порядком следила, а как лето с осенью встретятся – на плот из бревен сажать и в дорогу по воде отправлять. А со временем и вовсе Симеон на поле перебрался.
Раздается звон будильника или гудок машины.
Педагог: Нам, кажется, пора прощаться с прошлым и возвращаться в свой год.
- Физкультминутка.
Снова мы в машину сели
Снова время завертели
С годами кружимся и мы.
В ладоши хлопнем, раз, два, три.
Потянулись вверх, нагнулись,
Разогнулись мы и вот,
Мы вернулись в этот год.
- Рассматривание и обсуждение практической работы.
Педагог: Давайте, еще раз посмотрим на эту куколку. Что она вам напоминает?
Ответы детей.
Педагог: Сейчас мы ставим на огороде пугало для того, чтобы оно отпугивало птиц от нашего урожая. А в старину, Симеона Столопника ставили для богатого урожая, люди верили, что Симеон защищал огород и поле не только от птиц, но и от плохой погоды, плохих людей и прочих неприятностей. Посмотрите, внимательно на образец куколки и скажите, из каких материалов она выполнена? Как сделано туловище? А нам придется шить? Ответы детей.
- Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – папа.
Ну, а этот пальчик?
Вот этот мальчик!
- Практическая работа
Поэтапное выполнение куклы:
- Изготовление головы: взять лоскут для головы, положить на него валик из ваты, скатать трубочку, сложить пополам, закрепить на крестовине.
- Изготовление ног: валик из ваты обернуть лоскутком и перевязать по краям. Валик сложить пополам и закрепить нитками к крестовине.
- Изготовление рубашки: меньший по размеру лоскут через прорезанное по центру отверстие надеть через голову на тело – крестовину. Перевязать ниткой ручки. Надеть второй лоскут рубашки через голову. Перевязать рубашку поясом.
- Надеть на голову шляпу.
- Рефлексия. Окончание.
Педагог: Ребята, давайте посмотрим на наших куколок.
- У кого куколка получилась? (у всех) Вы – молодцы!
- А еще большие молодцы те, у кого она получилась без посторонней помощи. Есть такие?
- Вам было трудно?
- А кто запомнил, как зовут эту куколку?
- А для чего ее делали в старину?
- Что больше всего понравилось сегодня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Симеон Полоцкий и Карион Истомин
Презентация знакомит с жизнью и деятельностью Кариона Истомина и Симеона Полоцкого...
Конспект урока по литературному чтению "Семь Симеонов"
Урок по лиературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс....