программа "Азбука нравственности"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Азбука нравственности »
для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1_klass.docx | 59.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Азбука нравственности »
для 1 класса
на 2016 - 2017 учебный год
пос. Тишино
2017
Содержание:
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности» с указанием форм организации и видов деятельности
3.Тематическое планирование
Список литературы
- 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
- 1.1 Цель и задачи программы «Азбука нравственности»
ЦЕЛЬ : создать благоприятные условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины; воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению ;обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов ;начать формирование второго уровня воспитательных результатов;
ЗАДАЧИ :
Воспитывающие: сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие: развивать смекалку и сообразительность ;приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело; развивать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Обучающие: формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- 1.2 Уровень результатов работы по программе
Первый уровень воспитательных результатов (1 класс) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень воспитательных результатов (2-3 класс) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень воспитательных результатов (4 класс) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
- 1.3 Система отслеживания и оценивания результатов внеурочной деятельности детей
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться:
| В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
1.4 Отличительные особенности программы
Данная программа направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов 1 уровня..
Будут достигнуты результаты 1 уровня:
- приобретение социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе);
-первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта;
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому будут осуществляться последовательно.
Программа «Азбука нравственности» реализуется учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.
Данная программа способствует активности младших школьников, его участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.
Уровни воспитательных результатов будут достигнуты при использовании следующих видов внеурочной деятельности:
- познавательной деятельности;
- проблемно- ценностной;
- социально- творческой;
- игровой;
- спортивно- оздоровительной;
- туристско – краеведческой;
Технологий:
- личностно – ориентированного обучения;
- интерактивного обучения;
- использование ИКТ - технологий;
ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм ( любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность ( правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество ( творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии;
- искусство и литература ( красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество ( мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Принципы программы:
Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно- деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной. общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
1.5 Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Возраст детей и их психологические особенности.
Младший школьный возраст 7 -10 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Игровая деятельность сменяется на учебную - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
В процессе учебной деятельности у обучающегося:
- восприятие, становится целенаправленной и управляемой деятельностью, углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения;
- внимание становится произвольным;
- мышление из конкретно – образного становится абстрактным;
- дети стремятся к механическому запоминанию в памяти;
- происходит совершенствование воссоздающего воображения;
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями.Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности — деятельности в коллективе и для коллектива.
Особенности набора детей: прием детей осуществляется по желанию детей и их родителей (законных представителей). Желание выражается как в устной, так и в письменной форме.При приеме детей педагог обязан ознакомить их и родителей (законных представителей) с Уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Число обучающихся по годам обучения:численный состав первого года обучения составляет не менее 8-10 человек, последующих лет обучения не менее 6-8 человек.
Режим занятий:
- Общее число часов в год:
1 класс - 33 часа
- Число часов и занятий в неделю:
1 класс - 1 занятие в неделю по 1 часу
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание занятий 1 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание | Форма | вид | Работа с детьми ОВЗ | ||
категории | Методы | формы | ||||||
1 | Давайте познакомимся. | 1 | Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?» | Познавательная беседа | познавательная | С нарушением зрения | Наблюдение | Беседа ,упражнения, тренинги |
ЗПР | подгрупповая | беседа, интервью, анкетирование, изучение продуктов деятельности | ||||||
С нарушением речи | Наблюдение | изучение продуктов деятельности игры | ||||||
Нарушение опорно двигательного аппарата | Наглядные: обследование предметов | Индивидуальные | ||||||
С нарушением слуха | демонстрационный | Демонстрация слайдов | ||||||
2 | Кто я и как выгляжу? | 2 | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | Познавательная беседа, дидактическая игра | Познавательная,игровая | С нарушением речи | Наблюдение, анкетирование | Развивающие игры, импровизация |
ЗПР | консультативная | Практические | ||||||
Нарушение опорно- двигательного аппарата | дидактические игры | Индивидуальные | ||||||
С нарушением зрения | объяснительно-иллюстративные | Групповые | ||||||
С нарушением слуха | Наглядные | Фронтальная | ||||||
3 | Что в нашем имени? | 2 | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | Познавательная беседа | Познавательная | С нарушением слуха | Наглядные | групповая, фронтальная |
ЗПР | индивидуальная | Практические | ||||||
С нарушением речи | Наблюдение | рисование | ||||||
Нарушение опорно двигательного аппарата | обследование предметов | Групповые | ||||||
4 | Этика: Азбука нравственности. | 1 | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | Познавательная беседа ,дидакти ческая игра | Познавательная ,игровая | С нарушением зрения | смешанные | Групповые |
С нарушением речи | Нетрадиционные методы: "пальчикова я гимнастика"- | Индивидульные | ||||||
Игра Игровой метод(развитие упражнений мышц артикуляционного аппарата) | ||||||||
ЗПР | малая подгруппа | Наглядные | ||||||
5 | Товарищи и друзья | 1 | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | Познавательная беседа,викторина | Познавательная | Нарушение опорно двигательного аппарата | фотографии, сюжетные картинки | Групповые |
С нарушением зрения | исследовательские | домашние задания | ||||||
С нарушением слуха | смешанные | фронтальная | ||||||
ЗПР | малая подгруппа | Наглядные-музыкотерапия ,картинки | ||||||
6 | Как завоевывать друзей | 1 | Правила общения с товарищами и друзьями.Игра «Спрятавшееся слово». | Познавательная беседа | Познавательная | С нарушением речи | анкетирование | индивидуальные |
Нарушение опорно двигательного аппарата | Наглядные | Индивидуальные | ||||||
С нарушением зрения | интервью | Беседа | ||||||
С нарушением слуха | наблюдение | импровизация | ||||||
С нарушением слуха | Демонстрационный | Демонстрации слайдов ,подбор синонимов | ||||||
7 | Бескорыстие в дружбе | 1 | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | Познавательная беседа | Познавательная | |||
ЗПР | индивидуальная | Практическая работа | ||||||
С нарушением речи | Групповые | Работа по карточкам | ||||||
Нарушение опорно двигательного аппарата | дидактические игры | |||||||
8 | Что такое этика и этикет Роль мимики, жестов и позы в общении | 1 | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | Дидактическая игра | Познавательная | С нарушением зрения | исследовательские | индивидуальные |
Нарушение опорно двигательного аппарата | Фронтальный | Наглядные: фотографии, сюжетные картики | ||||||
ЗПР | Словесные | индивидуальная | ||||||
С нарушением речи | Анкетирование | импровизация | ||||||
С нарушением зрения | Наблюдение | упражнения | ||||||
9 | О вежливых словах и их применении. | 1 | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. | Познавательная беседа,дидактическая игра | Познавательная,игровая | С нарушением слуха | нестандартные типы уроков | групповая |
Нарушение опорно двигательного аппарата | Словесные: -беседа | Индивидуальная | ||||||
ЗПР | Подгрупповая | Словесные | ||||||
С нарушением речи | Нетрадиционные методы: пискотерапия "пальчиковая гимнастика"-игра | Групповые | ||||||
12 | Правила знакомства, представления и обращения | 1 | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | Познавательная беседа,викторина | Познавательная | С нарушением зрения | Беседа | Беседа |
С нарушением слуха | Вербальные | игра-путешествие | ||||||
С нарушением зрения | Нетрадиционные методы:пискотерапия "пальчиковая гимнастика"-игра Биоэнергопластика(рукит+язык) | групповая | ||||||
ЗПР | Консультативные | Практические | ||||||
10 | Правила приветствия и прощания | 1 | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | Познавательная беседа,викторина | Познавательная | С нарушением речи | Анкетирование | Индивидуальные |
Нарушение опорно двигательного аппарата | Словесные: беседа | Фронтальные | ||||||
С нарушением слуха | демонстрация опыта | групповая | ||||||
С нарушением зрения | объяснительно-иллюстративные | Групповые | ||||||
ЗПР | Фронтальная | Наглядные | ||||||
11 | Правила извинения и просьбы | 1 | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | Познавательная беседа, Дидактическая игра | Познавательная | С нарушением речи | Игровой метод(развитие упражнений мышц артикуляционного аппарата) | индивидуальные |
Нарушение опорно двигательного аппарата | Словесные: объяснение | Фронтальные | ||||||
С нарушением слуха | наблюдение | Чтение | ||||||
С нарушением зрения | изучение продуктов деятельности. Беседа,упражнения | Индивидуальная | ||||||
ЗПР | консультативная | Словесные | ||||||
15 | Правила благодарности и отказа. | 1 | Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. | Дидактическая игра | Познавательная | С нарушением речи | Нетрадиционные методы: пискотерапия "пальчиковая гимнастика"-игра | Групповые |
Нарушение опорно двигательного аппарата | Двигательные: Логопедический массаж,пассивная гимнастика | Индивидуальные | ||||||
С нарушением слуха | Практические | Групповые | ||||||
С нарушением слуха | нестандартные типы уроков:наглядные | Фронтальная | ||||||
12 | Отношение к старшим | 1 | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | ДИдактическая игра,викторина | Познавательная | ЗПР | консультативная | Наглядные |
С нарушением речи | Биоэнерго пластика (руки +язык) | Групповые | ||||||
Нарушение опорно двигательного аппарата | Наглядные: обследование предметов | Фронтальные | ||||||
С нарушением зрения | Традиционные: репродуктивные | Групповые | ||||||
С нарушением речи | импровизация | Фронтальная | ||||||
13 | Отношение к учителю. |
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | Познавательная беседа, дидакти ческая игра | Познавательная | ||||
ЗПР | подгрупповая | Практические | ||||||
Нарушение опорно двигательного аппарата | Наглядные:обследование предметов | Индивидуальные | ||||||
С нарушением зрения | Беседа | Беседа | ||||||
С нарушением слуха | смешанные | подбор операций | ||||||
14 | Отношение к малышам | 1 | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.Викторина. | Викторина | Познавательная | С нарушением речи | Развивающие игры | групповая |
ЗПР | индивидуальная | Наглядные | ||||||
Нарушение опорно двигательного аппарата | дидактические игры | Обучение на дому | ||||||
С нарушением зрения | объяснительно-иллюстративные | Групповые | ||||||
С нарушением речи | импровизация | Фронтальная | ||||||
15 | Как вести себя в школе, на переменах | 1 | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | Дидактическая игра | Познавательная | ЗПР | консультативная | Наглядные |
Нарушение опорно двигательного аппарата | Биоэнерго пластика (руки +язык) | Фронтальные | ||||||
С нарушением зрения | интервью | Упражнения | ||||||
С нарушением слуха | подбор операций | Вербальные | ||||||
С нарушением речи | Игровой метод(развитие упражнений мышц артикуляционного аппарата) | Групповой | ||||||
16 | Правила поведения в столовой, за столом | 1 | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | Познавательная беседа, дидактическая игра | Познавательная | ЗПР | Фронтальная | Словесные |
17 | Нарушение опорно двигательного аппарата | Словесные:объяснение, пояснение | Групповые | |||||
С нарушением слуха | Наглядные | Демонстрации слайдов | ||||||
С нарушением зрения | Беседа | Беседа | ||||||
Нарушение опорно двигательного аппарата | Словесные: беседа,объяснение,пояснение -метод аудирования | Обучение на дому | ||||||
18 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | 1 | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | Викторина | Познавательная | |||
ЗПР | подгрупповая | Практические | ||||||
С нарушением речи | анкетирование | Групповые | ||||||
С нарушением зрения | Наблюдение | тренинги | ||||||
С нарушением слуха | наблюдение | Этюды | ||||||
19 | Искусство делать подарки | 1 | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | Дидактическая игра | Познавательная | Нарушение опорно двигательного аппарата | Двигательные: -Логопедический массаж -пассивная гимнастика | Обучение на дому |
ЗПР | подгрупповая | Практические | ||||||
С нарушением речи | Игровой метод | Групповые | ||||||
С нарушением слуха | Практические | фронтальная
| ||||||
25 | Как правильно разговаривать по телефону | 1 | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | Дидактическая игра, познавательная беседа | Познавательная, Игровая, трудовая | С нарушением зрения | Беседа | Беседа |
Нарушение опорно двигательного аппарата | Наглядные: обследование предметов -явление окружающего мира,фотографии,сюжетныекартики | фронтальная | ||||||
ЗПР | индивидуальная | Наглядные | ||||||
С нарушением речи | Наблюдение | рисование | ||||||
С нарушением зрения | Наблюдение | упражнения | ||||||
20 | Правила поведения в общественном транспорте | 1 | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | Викторина, Дидактическая игра | Познавательная | С нарушением слуха | наблюдение | импровизация |
ЗПР | Словесные-ритотерапия | индивидуальная | ||||||
С нарушением речи | Наблюдение | Групповые | ||||||
Нарушение опорно двигательного аппарата | Беседа | Фронтальные | ||||||
21 | Как вести себя в общественных местах | 1 | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | Викторина, Дидактическая игра | Познавательная, игровая | С нарушением слуха | вербальные | импровизация |
С нарушением зрения | Беседа | Беседа | ||||||
С нарушением зрения | Наблюдение | Беседа,упражнения, тренинги | ||||||
ЗПР | подгрупповая | беседа, интервью, анкетирование, изучение продуктов деятельности | ||||||
С нарушением речи | Наблюдение | изучение продуктов деятельности игры | ||||||
22 | Правила поведения в театре и кино | 1 | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | Викторина | Познавательная | Нарушение опорно двигательного аппарата | Наглядные: обследование предметов | Индивидуальные |
С нарушением слуха | демонстрационный | Демонстрация слайдов | ||||||
С нарушением речи | Наблюдение, анкетирование | Развивающие игры, импровизация | ||||||
ЗПР | консультативная | Практические | ||||||
Нарушение опорно- двигательного аппарата | дидактические игры | Индивидуальные | ||||||
23 | Поведение в библиотеке и музее | 1 | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | Познавательная беседа | Познавательная | С нарушением зрения | объяснительно-иллюстративные | Групповые |
С нарушением слуха | Наглядные | фронтальная | ||||||
С нарушением слуха | Наглядные | групповая, фронтальная | ||||||
ЗПР | индивидуальная | Практические | ||||||
24 | Добро и зло в сказках | 1 | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | Познавательная бесда | Познавательная | С нарушением речи | Наблюдение | рисование |
Нарушение опорно двигательного аппарата | обследование предметов | Групповые | ||||||
С нарушением зрения | смешанные | Групповые | ||||||
С нарушением речи | Нетрадиционные методы: "пальчикова янимнастика"- | Индивидульные | ||||||
Игра Игровой метод(развитие упражнений мышц артикуляционного аппарата) | ||||||||
25 | Сказки – волшебство, чудо и правда | 2 | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | Познавательная беседа, Дидактическая игра | Познавательная | |||
ЗПР | малая подгруппа | Наглядные | ||||||
Нарушение опорно двигательного аппарата | фотографии, сюжетные картинки | Групповые | ||||||
С нарушением зрения | исследовательские | домашние задания | ||||||
С нарушением слуха | смешанные | фронтальная | ||||||
26 | Сказка – ложь, да в ней намек | 2 | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | Познавательная беседа | Познавательная | ЗПР | малая подгруппа | Наглядные-музыкотерапия,картинки |
С нарушением слуха | Малая группа | фронтальные | ||||||
С нарушением речи | анкетирование | индивидуальные | ||||||
Нарушение опорно двигательного аппарата | Наглядные | Индивидуальные | ||||||
С нарушением зрения | интервью | Беседа | ||||||
27 | Итоговые занятия (2 ч) Что мы узнали и чему научились | 2 | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят | Познвательная беседа,дидактическая игра | Познавательная | ЗПР | малая подгруппа | Наглядные-музыкотерапия,картинки |
С нарушением слуха | Малая группа | фронтальные | ||||||
С нарушением речи | анкетирование | индивидуальные | ||||||
Нарушение опорно двигательного аппарата | Наглядные | Индивидуальные | ||||||
С нарушением зрения | интервью | Беседа |
3.Тематическое планирование
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Вводное занятие (1ч) | 1 | Давайте познакомимся. | Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?» | |||
Я среди людей (6 ч) | 2 | Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 1 | ||
3 | Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | 1 | |||
4 | Этика: Азбука нравственности. | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 1 | |||
5 | Товарищи и друзья | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 1 | |||
6 | Как завоевывать друзей | Правила общения с товарищами и друзьями. | 1 | |||
7 | Бескорыстие в дружбе | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 1 | |||
Речевой этикет (6 ч) | 8 | Что такое этика и этикет Роль мимики, жестов и позы в общении | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 1 | ||
9 | О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. | 1 | |||
10 | Правила знакомства, представления и обращения | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | 1 | |||
11 | Правила приветствия и прощания | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 1 | |||
12 | Правила извинения и просьбы | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | 1 | |||
13 | Правила благодарности и отказа | Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. | 1 | |||
Культура поведения (12 ч) | 14 | Отношение к старшим | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 1 | ||
15 | Отношение к учителю | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 1 | |||
16 | Отношение к малышам | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 1 | |||
17 | Как вести себя в школе, на переменах | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 1 | |||
18 | Правила поведения в столовой, за столом | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 1 | |||
19 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | 1 | |||
20 | Искусство делать подарки | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 | |||
21 | Как правильно разговаривать по телефону | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 1 | |||
22 | Правила поведения в общественном транспорте | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | 1 | |||
23 | Как вести себя в общественных местах | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 1 | |||
24 | Правила поведения в театре и кино | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | 1 | |||
25 | Поведение в библиотеке и музее | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 1 | |||
В мире сказок (6 ч) | 26-27 | Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 2 | ||
28-29 | Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 2 | |||
30-31 | Сказка – ложь, да в ней намек | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 2 | |||
Итоговые занятия (2 ч) | 32-33 | Что мы узнали и чему научились | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят | 2 |
Используемая литература:
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
Для обучающихся и родителей:
Горячев А.В., Иглина Н.И. "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...