Классный час в 4 классе Семья и семейные ценности
классный час (4 класс)

Классный час в 4 классе Семья и семейные ценности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_4_klasse.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Семья и семейные ценности» 4 класс.

Подготовила:  учитель начальных классов Степанова Л.С.

Цель:  

  1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
  2.  Определить понятие «семья»;
  3. Формировать понятие «счастливая семья»;
  4.  Осознание ценности семейных отношений.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
  2. Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
  3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
  4. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
  5. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Предварительная подготовка:

● оформление выставки рисунков на тему: «Портреты моих любимых людей»;
● подготовить фотовыставку «Моя семья»;
● сочинения учащихся на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Тайна моего имени»;
● заранее предложить детям вместе с родителями поинтересоваться историей своей семьи;
● изобразить генеалогическое дерево.

Оборудование: компьютер; мультимедиа презентация «Семья и семейные ценности»; аудиозаписи  песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз.В. Шаинского); пословицы; загадки; викторина «И в шутку и всерьёз»; высказывания В. Сухомлинского о семье; памятки.

 Ход занятия:

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Учитель:  В нашем доме, в нашем классе

Урок будем  начинать!

Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

-Итак, послушайте стихотворение   и  сформулируйте тему нашего классного часа.

2. Самоопределение к деятельности

                                             Ученик (заранее подготовленный):  

   Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже? 
Теплом встречает отчий дом, 
Здесь ждут тебя всегда с любовью, 
И провожают в путь с добром! 

Отец и мать, и дети дружно 
Сидят за праздничным столом, 
И вместе им совсем не скучно, 
А интересно впятером. 

Малыш для старших как любимец, 
Родители - во всем мудрей, 
Любимый папа - друг, кормилец, 
А мама ближе всех, родней. 

Любите! И цените счастье! 
Оно рождается в семье, 
Что может быть ее дороже 
На этой сказочной земле

(Тараданова Дарья)

Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.  А что же такое семья? (Ответы детей)

3. Основная часть      

Учитель: Беседа «Что такое семья. Что объединяет членов семьи»

Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Это близкие люди, которые вас любят, неустанно заботятся о вас, стараются сделать все возможное, чтобы вы были счастливы. А когда вы станете взрослыми и обзаведетесь своей семьей, то также будете заботиться о своих близких, как делали это ваши папа и мама, бабушка и дедушка и другие родственники — тети, дяди, прабабушки, прадедушки...

Главное предназначение семьи в том, чтоб на свет появлялись новые люди, чтоб не иссяк род человеческий. Но рождение ребенка — это и огромная радость, и огромная ответственность. От того, как родители воспитают ребенка, сумеют ли заложить в него понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, будет зависеть, как сложится его жизнь в дальнейшем, станет ли он достойным человеком или опасным для окружающих.

Любовь — это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.

 Учитель: Где мы можем узнать точное значение этого слова?

(Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)

Учитель: А как вы считаете, для чего человеку семья? (Ответы детей)

  В  семье все друг друга понимают, любят, уважают;  заботятся друг о друге, помогают.

 Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся.

Я хочу прочитать вам одну легенду.

Чтение учителем легенды

« Как появилась дружная семья».  

   Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

 На доске изображение избы. На каждом бревне перевёрнутые карточки.

Ребята как вы думаете, какие слова делают каждую семью крепкой и счастливой?  

Учитель переворачивает карточки.      

   Понимание  Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба Любовь

-Прочтём названия этих качеств.  Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие.  А значит, все будут счастливы.

Читают дети:

Арина: Семья – это счастье, любовь и удача,

Лёша:  Семья – это летом поездки на дачу.

Арина: Семья – это праздник, семейные даты,

Лёша:  Подарки, покупки, приятные траты.

Арина: Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Лёша:  Мечты о хорошем,  волнение, трепет.

Арина:  Семья – это труд, друг о друге забота,

Лёша:   Семья – это много домашней работы.

Арина:  Семья – это важно!

Лёша:  Семья – это сложно!

Арина:  Но счастливо жить одному невозможно!

Вместе: Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

 Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

 Какая хорошая эта семья!

 - Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете?  

Узнаете  отгадав  загадки.

+ Кто в семье со всеми дружен?

Кто всегда нам очень нужен?

Кто готовит, шьет, стирает

И почти не отдыхает?

Кто заботится о нас

Каждый день и каждый час?   (Мама)

 

+ Детям он решит задачу,

Отвезет семью на дачу.

Починить готов утюг,

Если тот сломался вдруг.

Сильный, ловкий и отважный,

После мамы — самый важный.   (Папа)

Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).

+ Он стар, но это ничего,

Его добрее нет.

Он папа папы моего,

А для меня он ... (дед).

 

+ У мамы сестра.

Вы добрей не найдете!

Я очень горжусь,

Ведь она моя ... (тетя).

 

+ Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне ... (сестренка).

 

+ К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне гладя: —

Руку жми, ведь я твой ... (дядя).

 

+ На Волге живут мои дядя и тетя.

Меня на каникулах там вы найдете.

От мамы и папы к ним я посланник,

Меня они любят, ведь я же ... (племянник).

 

+ Она совсем не старая,

Хотя совсем седая,

Она расскажет сказку мне,

На картах погадает.

Я сяду с нею рядышком:

Продолжи сказку,... (бабушка).

 

+ Она все на свете помнит и знает,

И бабушка мамой ее называет.

И часто приходят к ней в дом доктора,

Она же мне пра..., она же мне пра....   (Прабабушка)

Автор:  А. Шевченко

Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей? (Ответы детей)

Учитель:

   Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

 Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

 А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто?  (папы)

 –Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

- А как вы помогаете своим родителям?    (ответы детей).

Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?

Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь?    (ответы учащихся)

Учитель:

-Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

 Динамическая пауза

Игра «Аплодисменты».

А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».

Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!

Учитель:

Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом без хозяйки- сиротка.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Чем богаты, тем и рады.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом без хозяйки - сиротка.

Чем богаты, тем и рады.

И стены в доме помогают.

Ученик:

Семья – словечко странное,

 Хотя не иностранное.

 – Как слово получилось,

 Не ясно нам совсем.

 Ну, «Я» – мы понимаем,

 А почему их семь?

 Не надо думать и гадать,

 А надо просто сосчитать:

 Два дедушки,

 Две бабушки,

 Плюс папа, мама, я.

 Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

 Творческая игра «Пойми меня»

Учитель. Близкие люди, как правило, понимают друг друга без слов. Задание: изобразить с помощью жестов и мимики следующие просьбы.

Карточки

+ Дочка маме: «Купи мне туфли на высоком каблуке».

+ Папа маме: «Позвони мне в восемь вечера».

+ Брат сестре: «Пойдем выпьем чаю с бутербродом».

+ Внук бабушке: «Испеки, пожалуйста, блинов».

+ Мама папе: «Почисть селедку».

+ Папа детям: «Не включайте телевизор до моего прихода».

 Задание 2

Придумайте как можно больше прилагательных, относящихся к слову «МАМА» или «БАБУШКА», на выбор. (Дети называют прилагательные. Проверка. Подсчет  количества придуманных слов.)

Учитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй? (ученики: высказывают свои мнения).

Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

Учитель: Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку  и всерьёз».      

1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

3. Цветок – символ семьи (ромашка).

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? (о матрёшке)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться)

4. Рефлексия.

На доске записаны незаконченные предложения.

 Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю  бабушку за то….

Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

Закончить наш первый урок мне бы хотелось пожеланием:

Учитель:

Семейная радость

 Счастливые лица!

 Желаю всем семьям

 Любовью светиться!

 Пусть в семьях весёлый

 Звучит детский смех,

 Добрый и радостный

 Праздник для всех!

 Любовь процветает

 Кругом по Земле!..

 Мир вашему дому

 И в каждой семье!

Стихотворение читает ученик:

Семья.

А что значит семья?

Это – семь я.

Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

Ведь все мы связаны семьёй.

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

Учитель: наш классный час хочу закончить такой памяткой.

- Свято храни честь своей семьи.

 - Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи. –

-Подари родителям радость.

- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

-Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 1 классе "Семья и семейные ценности"

Цель:     доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия Зад...

Классный час для 3 класса "Семья и семейные ценности"

Сценарий воспитательно-развлекательной программы для учеников и родителей...

Классный час на тему "Семья и семейные ценности"

В  данной  разработке  поставлен  вопрос,  который  нужно  раскрыть: "Что  такое  семейные  ценности  и   какова   их  роль  в  жизни  семьи?"...

Классный час на тему "Семья и семейные ценности"

Классный час направленный на осознание ценности семейных отношений....

Классный час в 4-А классе «Семья и семейные ценности »

Цель:- воспитывать у учащихся чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.Задачи:- формировать у учащихся уважительное отношение  к своему дому, семье;- обратить внимание учащихс...

классный час во 2-б классе "Семья и семейные ценности"

Материал поможет воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, способствовать сплочению и развитию классного коллектива....