Классный час в 4 классе Семья и семейные ценности
классный час (4 класс)
Классный час в 4 классе Семья и семейные ценности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_v_4_klasse.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Семья и семейные ценности» 4 класс.
Подготовила: учитель начальных классов Степанова Л.С.
Цель:
- Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
- Определить понятие «семья»;
- Формировать понятие «счастливая семья»;
- Осознание ценности семейных отношений.
Задачи:
- Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
- Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
- Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
- Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
- Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Предварительная подготовка:
● оформление выставки рисунков на тему: «Портреты моих любимых людей»;
● подготовить фотовыставку «Моя семья»;
● сочинения учащихся на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Тайна моего имени»;
● заранее предложить детям вместе с родителями поинтересоваться историей своей семьи;
● изобразить генеалогическое дерево.
Оборудование: компьютер; мультимедиа презентация «Семья и семейные ценности»; аудиозаписи песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз.В. Шаинского); пословицы; загадки; викторина «И в шутку и всерьёз»; высказывания В. Сухомлинского о семье; памятки.
Ход занятия:
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Учитель: В нашем доме, в нашем классе
Урок будем начинать!
Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
-Итак, послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего классного часа.
2. Самоопределение к деятельности
Ученик (заранее подготовленный):
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
(Тараданова Дарья)
Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой. А что же такое семья? (Ответы детей)
3. Основная часть
Учитель: Беседа «Что такое семья. Что объединяет членов семьи»
Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Это близкие люди, которые вас любят, неустанно заботятся о вас, стараются сделать все возможное, чтобы вы были счастливы. А когда вы станете взрослыми и обзаведетесь своей семьей, то также будете заботиться о своих близких, как делали это ваши папа и мама, бабушка и дедушка и другие родственники — тети, дяди, прабабушки, прадедушки...
Главное предназначение семьи в том, чтоб на свет появлялись новые люди, чтоб не иссяк род человеческий. Но рождение ребенка — это и огромная радость, и огромная ответственность. От того, как родители воспитают ребенка, сумеют ли заложить в него понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, будет зависеть, как сложится его жизнь в дальнейшем, станет ли он достойным человеком или опасным для окружающих.
Любовь — это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.
Учитель: Где мы можем узнать точное значение этого слова?
(Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)
Учитель: А как вы считаете, для чего человеку семья? (Ответы детей)
В семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают.
Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся.
Я хочу прочитать вам одну легенду.
Чтение учителем легенды
« Как появилась дружная семья».
Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
На доске изображение избы. На каждом бревне перевёрнутые карточки.
Ребята как вы думаете, какие слова делают каждую семью крепкой и счастливой?
Учитель переворачивает карточки.
Понимание Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба Любовь
-Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
Читают дети:
Арина: Семья – это счастье, любовь и удача,
Лёша: Семья – это летом поездки на дачу.
Арина: Семья – это праздник, семейные даты,
Лёша: Подарки, покупки, приятные траты.
Арина: Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Лёша: Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Арина: Семья – это труд, друг о друге забота,
Лёша: Семья – это много домашней работы.
Арина: Семья – это важно!
Лёша: Семья – это сложно!
Арина: Но счастливо жить одному невозможно!
Вместе: Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
- Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете?
Узнаете отгадав загадки.
+ Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час? (Мама)
+ Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу.
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг.
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы — самый важный. (Папа)
Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).
+ Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего,
А для меня он ... (дед).
+ У мамы сестра.
Вы добрей не найдете!
Я очень горжусь,
Ведь она моя ... (тетя).
+ Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне ... (сестренка).
+ К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне гладя: —
Руку жми, ведь я твой ... (дядя).
+ На Волге живут мои дядя и тетя.
Меня на каникулах там вы найдете.
От мамы и папы к ним я посланник,
Меня они любят, ведь я же ... (племянник).
+ Она совсем не старая,
Хотя совсем седая,
Она расскажет сказку мне,
На картах погадает.
Я сяду с нею рядышком:
Продолжи сказку,... (бабушка).
+ Она все на свете помнит и знает,
И бабушка мамой ее называет.
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра..., она же мне пра.... (Прабабушка)
Автор: А. Шевченко
Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей? (Ответы детей)
Учитель:
Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?
Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.
А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)
–Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.
Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.
- А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).
Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?
Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.
-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)
Учитель:
-Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.
В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.
Динамическая пауза
Игра «Аплодисменты».
А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».
Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
Учитель:
Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом без хозяйки- сиротка.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Чем богаты, тем и рады.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом без хозяйки - сиротка.
Чем богаты, тем и рады.
И стены в доме помогают.
Ученик:
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Творческая игра «Пойми меня»
Учитель. Близкие люди, как правило, понимают друг друга без слов. Задание: изобразить с помощью жестов и мимики следующие просьбы.
Карточки
+ Дочка маме: «Купи мне туфли на высоком каблуке».
+ Папа маме: «Позвони мне в восемь вечера».
+ Брат сестре: «Пойдем выпьем чаю с бутербродом».
+ Внук бабушке: «Испеки, пожалуйста, блинов».
+ Мама папе: «Почисть селедку».
+ Папа детям: «Не включайте телевизор до моего прихода».
Задание 2
Придумайте как можно больше прилагательных, относящихся к слову «МАМА» или «БАБУШКА», на выбор. (Дети называют прилагательные. Проверка. Подсчет количества придуманных слов.)
Учитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй? (ученики: высказывают свои мнения).
Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.
Учитель: Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и всерьёз».
1. Какое выражение стало символом большой семьи:
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
2. Есть буквенная семья, в которой согласно многочисленным стихам,
«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)
3. Цветок – символ семьи (ромашка).
4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)
5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? (о матрёшке)
6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).
7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)
8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться)
4. Рефлексия.
На доске записаны незаконченные предложения.
Мама и папа для меня самые…
Я доверяю свои тайны…
Я люблю бабушку за то….
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать…
Закончить наш первый урок мне бы хотелось пожеланием:
Учитель:
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
Стихотворение читает ученик:
Семья.
А что значит семья?
Это – семь я.
Без чего не может быть она?
Без папы, мамы и меня.
А чем же скреплена она?
Любовью, заботой и теплом.
Ведь все мы связаны семьёй.
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!
Учитель: наш классный час хочу закончить такой памяткой.
- Свято храни честь своей семьи.
- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи. –
-Подари родителям радость.
- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
-Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 1 классе "Семья и семейные ценности"
Цель: доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия Зад...
Классный час для 3 класса "Семья и семейные ценности"
Сценарий воспитательно-развлекательной программы для учеников и родителей...
Сценарий классного часа на тему семьи и семейных ценностей: «Её величество – Семья». (4 класс)
Сценарий классного часа....
Классный час на тему "Семья и семейные ценности"
В данной разработке поставлен вопрос, который нужно раскрыть: "Что такое семейные ценности и какова их роль в жизни семьи?"...
Классный час в 4-А классе «Семья и семейные ценности »
Цель:- воспитывать у учащихся чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.Задачи:- формировать у учащихся уважительное отношение к своему дому, семье;- обратить внимание учащихс...
классный час во 2-б классе "Семья и семейные ценности"
Материал поможет воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, способствовать сплочению и развитию классного коллектива....
Конспект классного часа на тему для 2 класса "Семья и семейные ценности"
Осознание ценности семейных отношений....