Внеурочная деятельность
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd._shahmaty_v_shkole.odt | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с.Садовый
муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан"
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Зам. дир. по УВР Директор школы
_________/Губайдуллина Г.М./ ________/Байкучкарова З.Т./ _________Туленкова А.М.
Протокол №_____
от "___"___________2018 г. от "___"____________2018 г. Приказ №____
от "___"__________.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шахматы в школе»
1 класс
Составитель: учитель начальных классов Шайнурова З.Х.
Год составления: 2018
- Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Личностными результатами:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами:
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть шахматные фигуры,
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно играть фигурами в совокупности и в отдельности.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
- уметь расставлять шахматные фигуры.
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, анализировать ситуацию и самостоятельно решать элементарные задачи на мат в один ход.
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе.
- уметь работать над решением шахматных задач в команде.
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Шахматные фигуры: белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур: начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур: правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Цель шахматной партии: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. | Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. | 03.09.18 | ||
Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 10.09.18 | ||
Диагональ. Большие и короткие диагонали. | Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. | 17.09.18 | ||
Белые и черные фигуры. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 24.09.18 | ||
Виды шахматных фигур. | Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. | 01.10.18 | ||
Начальное положение. | Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. | 08.10.18 | ||
Ладья. Место ладьи в начальном положении. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 15.10.18 | ||
Ход ладьи. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 22.10.18 | ||
Слон. Место слона в начальном положении. | Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. | 05.11.18 | ||
Ход слона. | Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. | 12.11.18 | ||
Ладья против слона. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 19.11.18 | ||
Ферзь. Место ферзя в начальном положении. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 26.11.18 | ||
Ход ферзем. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 03.12.18 | ||
Ферзь против ладьи и слона. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 10.12.18 | ||
Конь. Место коня в начальном положении. | Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. | 17.12.18 | ||
Ход коня. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 14.01.18 | ||
Конь против ферзя, ладьи, слона. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 21.01.19 | ||
Пешка. Место пешки в начальном положении. | Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. | 28.01.19 | ||
Ход пешки. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 04.02.19 | ||
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 18.02.19 | ||
Король. Место короля в начальном положении. | Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. | 25.02.19 | ||
Ход короля. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 04.03.19 | ||
Король против других фигур. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 11.03.19 | ||
Шах. Шах ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой. | Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. | 18.03.19 | ||
Открытый шах. Двойной шах. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 01.04.19 | ||
Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой. | Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. | 08.04.19 | ||
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 15.04.19 | ||
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 22.04.19 | ||
Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты. | Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. | 29.04.19 | ||
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. | Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. | 06.05.19 | ||
Игра всеми фигурами из начального положения. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 07.05.19 | ||
Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 13.05.19 | ||
Демонстрации коротких партий. Повторение программного материала. | Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления | 20.05.19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....