Внеурочная деятельность
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучаем родной край"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с.Садовый
муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан"
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Зам. дир. по УВР Директор школы
_______/Губайдуллина Г.М./ ________/Байкучкарова З.Т./ _________Туленкова А.М.
Протокол №_____
от "___"___________.2018 г. от "___"____________2018 г. Приказ №____
от "___"__________.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Изучаем родной край»
1 класс
Составитель: учитель начальных классов Шайнурова З.Х.
Год составления: 2018
Пояснительная записка
Курс «Изучаем родной край» реализует патриотическое направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с историей родного края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по предмету «История, окружающий мир, культура и литература Башкортостана»
Основными методами реализации программы являются изучение истории края, организация познавательной и творческой деятельности учащихся.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 32 часа в год с проведением занятий 1 раз в
неделю, продолжительность занятия 35 минут.
Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий, проектов) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
- формировать здоровые этико-эстетические представления школьников, привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана , стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно данной нации;
- способствовать возрождению и развитию национальных культур .
Общая характеристика факультатива
Содержание предполагает решение следующих задач:
- ознакомление с историей и бытом башкир, их традициями и обычаями;
- знакомство с героическими событиями, происходившими на башкирской земле, подвигами своих земляков;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Содержание курса
С чего начинается Родина? 4ч
Символы Башкортостана 3ч
Исторические сведения 3ч
Жизнь башкирского народа 8ч
Культура башкирского народа 5ч
Башкирский фольклор 5ч
Природа Башкортостана 2ч
Обобщение 3ч
В предлагаемой программе предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан . В связи с тем, что история родного края самостоятельно в начальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными выдающихся личностей прошлого Башкортостана способствует воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю.
Тематическое построение программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, природоведения).
Содержание предмета составляют произведения детской литературной классики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, сведения о наиболее значительных событиях из истории Башкортостана , а также лучшие детские произведения современных башкирских писателей, композиторов, художников, материалы о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцоров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обычаев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры , произведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Башкортостан . Содержание предмета учитывает художественную, образовательную и воспитательную ценность произведений, доступность материала соответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения.
Основные разделы программы:
- С чего начинается Родина?
- Символы Башкортостана.
- Исторические сведения
- Жизнь башкирского народа
- Культура башкирского народа
- Башкирский фольклор
- Природа Башкортостана
Воспитательные идеи программы:
- Познай свою малую родину!
- Люби свой родной край!
- Старайся делать добро!
Ожидаемые результаты:
- расширение кругозора, получение первичных знаний о своем родном крае;
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на общечеловеческие ценности;
- уважительное отношение к истории и культуре родного края.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения
факультативного курса
Учащиеся по истории и культуре Башкортостана должны знать:
- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов;
- по литературе: основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы.
Учащиеся должны быть ознакомлены с творчеством некоторых писателей и поэтов других республик, выходцев из Башкортостана , быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.
- по декоративно-прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.), о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ;
- по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представление об основных жанрах музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.), знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.).
- по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова, широко распространенные его танцы, выдающихся мастеров народного танца.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
С чего начинается Родина? 4ч | ||||
1 | С чего начинается Родина? | Понятия «Родина большая и малая», «родной край». Творческая деятельность: рисунок на тему «Мой родной край» | 06.09.18 | |
2 | Башкортостан – мой край! | История возникновения названия. Работа по карте.
| 13.09.18 | |
3 | Родной дом, родной край | Стихотворения башкирских поэтов. Конкурс чтецов. | 20.09.18 | |
4 | Уфа – столица Башкортостана | Презентация о достопримечательностях нашего города. Фотовыставка. | 27.09.18 | |
Символы Башкортостана 3ч | ||||
5 | Флаг Башкортостана | Как выглядит флаг. История флага Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Флаг Башкортостана» | 04.10.18 | |
6 | Герб Башкортостана | Как выглядит герб Башкортостана. История герба Башкортостана. Раскрашивание герба. | 18.10.18 | |
7 | Гимн Башкортостана | Что такое гимн? История гимна Башкортостана. Слушание гимна Башкортостана | 25.10.18 | |
Исторические сведения 3ч | ||||
8 | Что изучает история? | Что изучает история? Кого называют археологами? Беседа | 08.11.18 | |
9 | Первые поселения на башкирской земле | Кто жил на территории нашего края в давние времена? Беседа | 15.11.18 | |
10 | Чем занимались башкиры? | Презентация Конкурс рисунков по теме. | 22.11.18 | |
Жизнь башкирского народа 8ч | ||||
11 | Жилище башкир | Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Юрта» | 29.11.18 | |
12 | Башкирский орнамент | Творческая работа – аппликация «орнамент» | 06.12.18 | |
13 | История вещей. Посуда. | Башкирская утварь Деревянная, глиняная посуда Творческая деятельность: рисунок (лепка) на тему «Посуда» с башкирским орнаментом | 13.12.18 | |
14 | История вещей. Одежда. | Как одевались башкиры. Украшения. Творческая деятельность: рисунок на тему «Одежда» | 20.12.18 | |
15 | Башкирские семьи. | Семейный уклад. Как воспитывали детей. Что такое «Родословная - шежере»? Проект: составление родословной своей семьи. | 27.12.18 | |
16 | Имена и фамилии | История имен и фамилий. Проект: Что означает мое имя? | 17.12.18 | |
17 | Национальные традиции, обряды, обычаи, праздники | Сабантуй. Элементы праздника – игры на свежем воздухе | 24.01.19 | |
18 | Блюда башкирской кухни | Фотовыставка «Мамины рецепты» детские доклады о блюдах | 25.01.19 | |
Культура башкирского народа 5ч | ||||
19 | О чем поет курай? | Знакомство с древним народным музыкальным инструментом. Чтение легенды о курае Слушание музыки | 31.01.19 | |
20 | Салават Юлаев – легендарный герой и поэт- импровизатор | Рассказ о личности легендарного воина , поэта С.Юлаева. Чтение стихотворений | 07.02.19 | |
21 | Художники Башкортостана | Презентация | 21.02.19 | |
22 | Мустай Карим – народный поэт и писатель Башкортостана | Знакомство с творчеством писателя. | 28.02.19 | |
23 | В мире танца | Знакомство с творчеством народного ансамбля танца им. Файзи Гаскарова. Просмотр фильма. | 07.03.19 | |
24 | Защитники мира. | Экскурсия в Музей Боевой Славы Аппликация – открытка ветерану. | 14.03.19 | |
Башкирский фольклор 5ч | ||||
25 | Загадки и кулямасы | Чтение загадок и кулямасов. Составление своей загадки. | 21.03.19 | |
26 | Башкирские пословицы и поговорки | Понятие о пословицах и поговорках. Чтение. Составление книжки-малышки | 04.04.19 | |
27 | Исторические песни. Назидательные сказки | Из истории песен «Любизар» и «Баик» | 11.04.19 | |
28 | Сказки о животных. Сказки-загадки | Чтение сказок «Заяц и Лев», «Подарок» Иллюстрирование сказки. | 18.04.19 | |
29 | Играем и поем, весело живем. | Разучивание игр. Чтение стихотворений об играх и спорах детей. | 25.04.19 | |
Природа Башкортостана 2ч | ||||
30 | Реки и озера Башкортостана | Чтение легенды о реках Агидель, Караидель | 02.05.19 | |
31 | Животные Башкортостана | Экскурсия в музей Лепка зверей. | 16.05.19 | |
Обобщение 1ч | ||||
32 | Что мы узнали и чему научились | Викторина «Проверь себя» | 23.05.19 |
Учебный комплект для учащихся:
Идельбаев М.Х., Сулейманов А.М. Живые родники. – Уфа: Китап, 2011.
Культура Башкортостана . Рабочая тетрадь к учебнику Живые родники для 1- 2 класса . Уфа: Китап, 2011.
Учебно-методическая литература для учителя:
1. История и культура Башкортостана . Хрестоматия. Уфа, ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат»,2008.
2 . Я живу в Башкортостане : Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана ./ БИРО, 2002.
3.500 вопросов и ответов об Уфе. Подготовлено при поддержке Администрации городского округа г.Уфа, 2010.
4. Ю.А. Узиков. Исторические памятники Уфы. – Уфа: Китап, 1999.
Используемая литература:
- «Башкортостан: Краткая энциклопедия». – Уфа: Научное издательство
«Башкирская энциклопедия», 1996, 672 с.
- Кузбеков Ф.Т. «История культуры башкир». Уфа: Китап, 1997. – 128 с. «Очерки по культуре народов Башкортостана». Учебное пособие по курсу
- «История, литература и культура Башкортостана»/Сост. Бенин В.Л. Уфа: Китап,
1994. – 160 с.
- История и культура Башкортостана . Хрестоматия. Уфа, ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат»,2008.
- Я живу в Башкортостане : Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана ./ БИРО, 2002.
- 500 вопросов и ответов об Уфе. Подготовлено при поддержке Администрации городского округа г.Уфа, 2010.
- Ю.А. Узиков. Исторические памятники Уфы. – Уфа: Китап, 1999.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....