Пути экологического воспитания школьников
статья на тему

Гусейнова Светлана Борисовна

Проблемы экологического воспитания учащихся выступают в контексте формирования у учащихся экологической культуры. Совершенствование экологической культуры учащихся должно основываться на общих теоретических основах и иметь четко очерченную тактику - методику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_ekologicheskogo_vospitaniya_shkolnikov.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пути экологического воспитания школьников

Проблемы экологического воспитания учащихся выступают в контексте формирования у учащихся экологической культуры. Совершенствование экологической культуры учащихся должно основываться на общих теоретических основах и иметь четко очерченную тактику - методику.

Формы организации учебно-воспитательного процесса − это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которая происходит в соответствующей последовательности и режиме. Учитывая специфику эколого-воспитательного процесса различают следующие формы экологического воспитания.

Эколого-психологический тренинг − это комплексная форма экологического воспитания, основанная на методологии социально-психологического тренинга и направлена на коррекцию экологического сознания личности.

Устный журнал – одна из форм массовой художественно-пропагандистской работы по охране природы[1]. Его подготовка основывается на инициативе и самодеятельности коллектива с момента зарождения замысла. Не стоит превращать журнал в набор коротких лекций, докладов или монтаж из стихов и песен. Хорошо, если каждая страница журнала будет представлена отдельным жанром. Общение участников мероприятия, содержание выступлений должны иметь характер импровизаций.

Одной из форм экологического воспитания, направленного на познание природы и понимания ее законов, является эколого-туристические походы. Во время похода создаются благоприятные условия для учащихся, которые стремятся лучше узнать родной край, изучить его богатства, понять красоту природы, а также для школьников, которые в стенах школы не могут проявить свои таланты и яркие черты характера.

Летний экологический лагерь – форма экологического воспитания учащихся, цель которого развить у детей и подростков способность чутко относиться к природе, предвидеть последствия своих действий, понимать взаимосвязь различных явлений в природе.

 Экологические акции – действенная форма экологического воспитания. Акция может быть эпизодической или постоянной. Такие мероприятия формируют активную жизненную позицию ребенка, и поэтому их надо проводить, начиная с первого класса школы.

 Неделю экологии. Подготовку к его проведению необходимо начинать за 1-1,5 месяца. За это время следует составить план мероприятий Недели, разработать сценарии экологических викторин, турниров, игр, вечеров, проектов и тому подобное. Обязательно вместе с учениками нужно распределить роли или участка работы, за которые они будут отвечать[2].

Клубные формы работы в экологическом воспитании, как свидетельствует педагогическая практика, являются эффективными в старшем школьном возрасте. Технологии для объединений могут быть разнообразными: встречи с интересными людьми; викторины; демонстрация кинофильмов на определенную тематику; обсуждение журнальных и газетных статей; решение специальных задач и обсуждение жизненных ситуаций; посещение государственных руководящих органов. Клуб должен иметь устав, в котором изложены основные положения, цель и задачи клуба. Клуб может иметь несколько секций (например, научная, театральная, редакционная и тому подобное).

 Кроме того, среди нетрадиционных форм экологического воспитания достаточно распространенными являются экологическая эстафета, экологический турнир, экологический бумеранг, экологическая викторина.

Творческая «терапия» – отображение человеком окружающей среды и чувств, вызванных им, средствами искусства. Достаточно широко могут быть использованы средства изобразительного искусства, лепка (глина, пластилин), моделирование с природными материалами, музыка. Целесообразно использовать творческую «терапию» в структуре экопсихологического тренинга после упражнений на эмпатию (сопереживание) и идентификация с природными объектами. В структуре урока творческая «терапия» удачно интегрируется на любом этапе его зависимости от информации, которую подает учитель.

Имитационное моделирование – прогнозирование и демонстрация природных процессов и фрагментов экологической реальности путем отражения созданной модели через личностную включенность в нее[3]. На основе междисциплинарного подхода к решению экологических проблем рядом исследователей были разработаны и апробированы имитационные экологические игры, направленные на моделирование предметного содержания экологической деятельности.

 Одним из самых эффективных методов экологического воспитания являются экологические игры. Во время проведения игр формируется заботливое отношение к природе. Игры и викторины на экологическую тематику стимулируют интерес учащихся к проблемам окружающей среды и придают урокам яркой эмоциональной окраски.

 Среди содержательных и организационных методов экологического воспитания младших школьников особое место занимает беседа. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношении к животным, растениям, людям.

 Экологические экскурсии − один из методов изучения предмета экологии. Вместе с тем их можно рассматривать как урок в живой природе. Проводят такие экскурсии с разной целью и в разных биогеоценозах: в лесу, парке, на лугах, возле болот и озер. Объектами изучения при этом являются растительный и животный мир, абиотические условия природной среды. Во время экскурсии учащиеся учатся наблюдать за объектами и явлениями, анализировать их, делать выводы и обобщения.

 Экологический вечер – классическая форма экологического воспитания. Готовя сценарий вечера, в него можно включить элементы народоведения или полностью посвятить мероприятие обрядам, которые тесно связаны по своему содержанию с природой. Именно такая форма способствует формированию национального сознания будущего гражданина нашего государства.

Создание и функционирование в школе экологического патруля является еще одной формой экологического воспитания. Работа экопатруля в школе направлена на доведение каждому ученику важности экологических знаний и соблюдения норм экологически грамотного поведения не только в природе, но и в школе, на улице, дома. В течение определенного времени экологический патруль собирает информацию о различных видах негативного поведения и деятельности учащихся в школе.

Мозговой штурм – метод, который предусматривает коллективную работу, которая  характеризуется общей направленностью мышления и имеет целью разработку идей и подходов к решению определенной проблемы, но не их оценку[4]. На доске или на большом листе бумаги пишут вопрос, по которому проводится мозговой штурм, а все высказанные мысли записывают ниже. В штурме принимают участие все, и чем выше его темп, тем лучше, потому что оригинальные и смелые мысли возникают, когда нет паузы. Есть также правила мозгового штурма: говорить вслух все, что возникает в ваших мыслях по данной теме; не объяснять свои мысли и не защищать их; не обсуждать и не критиковать идеи других.

Каждый класс школы в рамках объединения сформирован в экологический отряд, имеющий свое название («Лучики», «Источник», «Радуга» и т. д.). Каждый отряд имеет свое дело и задания по изучению и улучшению окружающей среды. Ежемесячно выдается в школе экологическая газета «Подсолнух», в которой освещаются проведенные экологические акции учениками (по высадке деревьев, озеленении прилегающей территории, ликвидации свалок, подкормки птиц, и т. п.).

Ученики школы являются активными участниками ежегодных  акций  «Добрые крышечки» (акция произвела колоссальный эффект, стала масштабной) и «Сбор батареек» (за месяц собрали более 50 кг батареек, все батарейки переданы в Межрегиональную экологическую и благотворительную общественную организацию  «Зелёный полюс»).

Основными формами и методами деятельности по экологическому воспитанию учащихся школы являются: осуществление просветительской работы; рекламно-издательская деятельность (изготовление буклетов, плакатов, фотопродукции); разработка и прокладка экологических троп.

Увлекательным для учеников школы было путешествие по школьной экологической тропе, которая включает такие остановки: «Школьный цветник», «Парк отдыха», «Оберегаем зеленые елки». Организация и проведение экскурсий, экологических турниров, выставок, семинаров, праздников; проектная деятельность учащихся; работа кружков, участие в различных конкурсах и турнирах. Также проводили конкурс рисунков «Берегите природу», помогали птицам: строили скворечники и кормили птиц,  несколько раз в год классы сдают макулатуру.

Принимаем участие в районной акции «Чистая вода». Организован и проведён целый ряд мероприятий, посвящённых этой акции. Все они были достаточно интересными и познавательными. В этот день в школе состоялся единый экологический урок на тему «Вода для жизни». Содержание урока было направлено на развитие бережного отношения к природе, формирование экологической грамотности, развитие экологической культуры, формирование экологической потребности. В рамках классных часов были проведены конкурсы рисунков об охране водных ресурсов, инсценировки художественных произведений о воде).

 В нашей школе есть «Музей воды». Уникальные экспонаты, представленные в архивной части музея, посвящены истории развития водопроводной и канализационной систем города Москвы, начиная со времён Ивана Калиты и заканчивая концом ХХ века. Здесь можно увидеть части древней водопроводной системы Москвы, схемы водоснабжения, представленные в виде современных мультимедийных схем и важные исторические документы. Также процесс очищения и контроля водопроводной воды от химических и биологических примесей, и узнать откуда берется вода для снабжения Москвы и области.

Экологическое воспитание осуществляется классными руководителями, учителями на всех этапах обучения в школе. На каждом из них ставится определенная цель, задача, подбирается соответствующая методика, учитывая возрастные особенности школьников[5].

Успех экологического воспитания и образования зависит от использования и правильного сочетания различных методов, форм и средств.

Итак, экологическое воспитание учащихся должно основываться на формировании у них экологической культуры. На уровне учебного заведения необходимо сформировать у детей чувство сопричастности, ответственности, понимание необходимости заботы о природе, готовности жить в согласии с природой и в соответствии с ее законами.


[1] Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов/Л.И.Егоренков. – М.: АРКТИ, 2014. – с.55

[2] Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / Л.М. Хафизова // Начальная школа. – 2016. - №8. – С. 43. 

[3] Куценко В.И. Образование: место и роль в формировании нового экологического мышления в контексте требований здоровой жизненной среды / В.И. Куценко // Экол. вестник. – 2015. - №10. – С.18.

[4] Калинин В. Формула экологического образования / В. Калинин // Евразия. Природа и люди. – 2014.- №6. – С. 39. 

[5] Половинко Г. Пути повышения эффективности экологического воспитания школьников / Г. Половинко // Краеведение. География. Туризм. – 2014. - № 16. – С. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников и их родителей в ГПД

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы.Земля - это наш единственный и общий для всех родной дом, которы...

Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...

Экологическое воспитание школьников

Недалёк тот день, когда будущее планеты окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так в...

"Экологическое воспитание школьников"

Краткая аннотация.        В начальной школе формируются основы экологической культуры. Во внеурочной  работе учитель имеет большие возможности для организ...

Элементы экологического воспитания школьников в работе творческого объединения "Юные друзья природы"

Многообразие экологического воспитания, развитие эстетического отношения к природе....

Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»

В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...