9 мая
презентация к уроку (3 класс) на тему

Тряпицына Юлия Васильевна

Внекласное мероприятие для 3 класса  о письмах  с фронта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект классного часа, посвящённого 70 годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Фронтовые письма

Цели: 1) привлечь внимание детей к истории ВОВ, отражённой в письмах её участников;

  2) познакомить детей с особенностями почтовых отправлений в военные годы; указать на значимость почтовой переписки в достижении Победы в Великой Отечественной войне;

3) воспитывать в детях любовь к Родине, чувство патриотизма, уважение к памяти воинов, сражавшихся за нашу страну, а также уважение к ветеранам войны.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация; у каждого ребёнка на парте: тетрадный лист и ручка.

  1. Вступительное слово.

И будет так, неотвратимо будет –

    На сцену выйдет в орденах старик –

 Последний на планете фронтовик,

        И перед ним в порыве встанут люди…

         И голосом спокойным и усталым

      Боец бывалый поведёт рассказ,

 Как эту землю вырвал из металла,

  Как это солнце он сберёг для нас…

   Мальчишки будут очень удивляться,

   Девчонки будут горестно вздыхать -

          Как это можно — умереть в семнадцать,

    Как можно в годик маму потерять…

     И он уйдет, свидетель битвы грозной,

                              С букетом роз и маков полевых…

                             Запоминайте их, пока не поздно,

                             Пока они живут среди живых!

           9 мая наша страна отмечает праздник, который есть и будет всегда самым светлым и радостным праздником в году, потому что в этот день наши деды и прадеды  отстояли нашу Родину, её свободу и счастье. В этом году это особенный праздник, потому что мы отмечаем 70 годовщину Победы над фашистской Германией.

          Но в то же время это ещё день памяти и скорби по миллионам погибших воинов и мирных людей, которые стали жертвами той страшной и кровопролитной войны.

Давайте почтим их память минутой молчания.

          Война  началась 22 июня 1941 года обычным летним утром, изменив жизнь целого поколения людей. Вся страна в едином порыве встала на защиту своего Отечества. 1418 дней и ночей наша страна отстаивала своё право на свободу, жизнь и счастье. Одни насмерть стояли в бою, другие – неустанно трудились в тылу.

         Об этой страшной войне написано много книг. К счастью, ещё есть и живые свидетели тех страшных лет – ветераны- участники войны, которые могут о ней рассказать. Но кроме того есть  "свидетели", которые хранят живые страницы истории, историю в лицах. Это фронтовые письма. Именно об истории Великой Отечественной войны, отражённой в письмах, и пойдёт у нас сегодня речь.

2. Основная часть.

         Важно помнить  о том, что во всех боях, сражениях и битвах участвовали обыкновенные люди, у которых, помимо большой любви к Родине и ненависти к врагу, были свои собственные переживания и заботы, радости и огорчения.

Писем белые стаи

 Прилетали на Русь.

        Их с волнением читали,

Знали их наизусть.

 Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут,

     Как большую святыню

                                                   Сыновьям берегут.

        Во многих семьях, в музеях хранятся письма военного времени. Это письма с фронта или из тыла на фронт. Они спасали наших воинов, поднимали боевой дух, помогали хоть немного отвлечься от тягот войны.

       Все письма с фронта и на фронт подвергались тщательному рассмотрению -  специальной цензуре. Было ведомство, которое отслеживало, чтобы в письмах не содержалось никаких секретных военных сведений, которые случайно могли попасть в руки врагу. После просмотра письма на него ставили специальную печать и отправляли адресату. Если же письмо не проходило цензуру, то его уничтожали В годы войны письма из тыла на фронт отправлялись в обычных конвертах. А вот с фронта такие письма приходили довольно редко. Во-первых, в условиях военных действий сложно было найти такой конверт, а во- вторых, страна вынуждена была экономить. Поэтому широко распространены были почтовые карточки. На них было не очень много места для письма, да много его и не нужно было порой, потому что солдату просто некогда было много писать.

                  Немаркированные иллюстрированные почтовые карточки предназначались в основном для отправлений из действующей армии в тыл. На лицевой стороне написано: «Почтовая карточка» или «Воинское». После слов «Обратный адрес» следовали надпись «Полевая почта» и линии для указания обратного адреса. Для рисунка оставалась всего половина лицевой стороны, поэтому рисунки были лаконичны  с кратким выразительным текстом. Почтовые карточки являлись не только средством связи с родными, но ещё и мощным оружием в поднятии боевого духа воинов и гражданского населения страны.

             Несмотря на суровые годы, о праздниках всё равно не забывали, поэтому были карточки с рисунками, приуроченными к праздничным датам.

            Кроме того, были карточки, изображавшие портреты известных русских полководцев, например, А. С. Суворова

              На многих карточках – изображения военных действий, боевой техники, советского солдата - стреляющего, воюющего, побеждающего, гордящегося своими боевыми успехами. Рисунки сопровождаются актуальными надписями: «Преследовать раненого немецкого зверя по пятам и добить его в его собственной берлоге» (И. Сталин)

               И, наконец, самодельные треугольники. Их складывали из любой оказавшейся под руками бумаги, вплоть до газетной. Но могли они быть сложены и из специальной почтовой бумаги. На такой бумаге помещались патриотический рисунок и текст.

             У вас на столе есть листы бумаги. Теперь давайте попробуем сложить из них треугольники, которые и использовали воины Великой Отечественной войны для пересылки посланий своим родным и близким. (Вместе с учащимися складываем треугольники, отчерчиваем ручкой поля  на лицевой и оборотной стороне, которые использовались для написания адресов.)

          Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. И неслучайно у поэта А.Т. Твардовского  в 1943 году родились строки:

"...И чем бездомней на земле

                                             Солдата тяжкий быт,

Тем крепче память о семье

                                              И доме он хранит.

     Забудь отца, забудь он мать,

                                              Жену свою, детей,

                                             Ему тогда и воевать

                                             И умирать трудней.

Живем, не по миру идем,

Есть что хранить, любить.

              Есть где-то, есть иль был наш дом,

А нет - так должен быть!"

           Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Далее обязательно шли слова : "Жив, здоров", -  потому что на тот момент это было самым важным, что хотели знать родные. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. А потом, конечно же, бойцы интересовались семьёй, детьми.

         Великая Отечественная война была очень кровопролитной. Из 100 солдат, ушедших на фронт в самом начале войны, погибали 97. Поэтому очень часто на родину приходили "похоронки". Так называли официальные письма о гибели солдат. Но иногда о гибели сообщали и друзья погибших.

      Читая фронтовые письма, понимаешь, почему именно эти люди разгромили прежде непобедимую немецкую армию, под пятой которой оказались европейские страны. Почти в каждом письме выражается пепоколебимая вера в победу, которой они «заряжали» своих близких, а также любовь к ним, которая их согревала и придавала силы.

3. Заключительное слово.

          Фронтовые письма – это документы огромной нравственной силы, которые никого в любом возрасте не могут оставить равнодушным. В них жизнь и эмоции воинов, сражавшихся за мир на своей земле, сражавшихся за будущее своих детей. Именно благодаря мужеству и героизму русского народа, который одержал Победу в 1945 году, мы сейчас живём в мирной и свободной стране. Наши деды и прадеды сражались за то, чтобы мы никогда не узнали и не пережили тех ужасов, которые им довелось пережить.

Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края
Поднялся победитель - солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста! -
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат
И к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти: были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом потирая колючий плетень.
За плечами вставала заря молодая,
Предвещая солнечный день.

                  Наше занятие мне хотелось бы закончить написанием писем, которые будут адресованы ветеранам. Я хочу, чтобы каждый написал в своём письме слова благодарности и поздравление ветеранам Великой Отечественной войны.

(Ученики пишут письма)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1418 дней и ночей отстаивала наша страна своё право на свободу, жизнь и счастье

Слайд 4

Одни насмерть стояли в бою, другие – неустанно трудились в тылу.

Слайд 5

Писем белые стаи…

Слайд 6

Письма из дома спасали наших воинов: поднимали боевой дух, помогали хоть немного отвлечься от тягот войны. Они давали воинам надежду на будущее, напоминая, что дома их ждёт семья.

Слайд 7

Все письма подвергались цензуре. После прочтения на них ставился штамп с государственным гербом и надписью: «Просмотрено военной цензурой». А также указывался номер подразделения, которое просматривало данное письмо.

Слайд 8

Как трудно было найти свободную минутку в перерывах между боями, чтобы написать пару строк родным и близким…

Слайд 9

Немаркированная почтовая карточка Немаркированная почтовая карточка была одним из главных средств отправления корреспонденции с фронта. На ней не было марки, зато стоял штамп полевой почты, то есть воины отправляли такие карточки бесплатно. На всех карточках в верхнем правом или левом углу помещался обязательный лозунг: «Смерть немецким оккупантам!» или «Смерть немецким захватчикам!»

Слайд 10

Несмотря на суровые годы, о праздниках всё равно не забывали

Слайд 11

Интересны карточки-плакаты с портретами русских полководцев с их изречениями, например А. Суворова или М. Кутузова Часто рядом с портретом великого полководца были слова Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова»; «Мы можем и должны очистить советскую землю от гитлеровской нечисти» и другие.

Слайд 12

На многих карточках – изображения военных действий, боевой техники, советского солдата - стреляющего, воюющего, побеждающего, гордящегося своими боевыми успехами. Рисунки сопровождаются актуальными надписями: «Преследовать раненого немецкого зверя по пятам и добить его в его собственной берлоге» (И. Сталин)

Слайд 13

Солдатские треугольники

Слайд 14

Добрый день маленький шалунчик Гена. Поздравляю тебя с днём рождения. Тебе 12 августа исполнилось 6 лет, а ты всё такой же шалунчик, как и был. Ну что же Гена, расти большой, слушайся маму, Витю, Дусю и т. д., будь умным мальчиком, играй, бегай, только поменьше дерись с мальчиками такими, как ты. С удовольствием бы тебе к твоему дню рождения прислал яблок, но посылок не принимают, а поэтому в день твоего рождения я вместо тебя буду кушать яблочки и вспоминать тебя. Тебе высылаю денег 300 руб. Пусть мама тебе что-либо купит. Итак, расти, расти, расти большой, умный и хороший. Целую тебя. Твой папа. 23. 08. 43 г.