Музей моего Я
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Посмотри в своё зеркало.
Музей моего Я
Цель: изучать признаки личности и создать проект “Музей моего Я”.
Задачи:
- закрепление знаний о врождённых и приобретённых/ сформированных признаках;
- изучить признаки личности;
- развивать общие учебные умения и навыки;
- развивать умение работать в группе
- воспитывать духовно-нравственные качества личности, как целеустремлённость, оценка и самооценка своей работы;
- развивать проектные умения и навыки.
Методы: проблемно-диалогический, поисковый, метод консультанта
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группе.
Ход урока
1.Приветствие гостей
2. Проблема
Доска: «Музей моего Я»
- Ребята, посмотрите на доску. Несколько необычная запись. Не так ли?
- О чём будем говорить?
- Давайте подробно разберём каждое слово.
- Что такое музей?
(Музей это место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведенияискусства, предметы и документы, имеющие культурное, научное, историческое значение)
- Любой предмет может оказаться в музее? (Нет. Тот, который имеет определенную ценность – материальную, духовную)
- Что означает слово «моего»? (То, что принадлежит мне)
- Я - почему в данном случае местоимение Я написано заглавной буквы? (Называет каждого определенного человека, совершенно отличимого от других).
- В коробочке лежит предмет, который поможет справиться с задачей, которую я перед вами поставила. Может быть кто-то из вас попробует определить его на ощупь? (Несколько ребят подошли, попробовали, выдвинули предположения).
- Этот предмет может так сказать о себе:
Я молча смотрю на всех
И смотрят все на меня
Весёлые видят смех,
С печальными плачу я. (Зеркало)
- Но это не обычное зеркало. Оно является экспонатом нашего школьного музея.
- Какие вещи хранятся в музее нашей школы? (Те, которые имеют отношение к ВОВ). Зная это, можем предположить, кому принадлежало зеркало? (Солдату, участнику ВОВ. Хозяином зеркала был Куриной Станислав Егорович, который прошёл всю войну).
- А сейчас обращу ваше внимание на еще один предмет.
(На доске появляется театральная маска).
– В старину театральную маску называли словом «личина», от слова «лик», «лицо». СЛАЙД появляется запись:
Лик, лицо, личина, личность.
Слова «лицо», «личина», «личность» похожи? (Похожи.)
СЛАЙД новая запись:
?
Лицо = личность.
- В чём разница выражений – «лицо человека» и «личность человека», какое отношение к местоимению Я?
- Что,по вашему мы увидим, глядя в зеркало(зеркало держу в руке)? Личность, …лицо, или то и другое?(Дети выдвигают предположения)
- Сейчас вы сможете проверить правильность ваших предположений
3.Актуализация знаний
– Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого? СЛАЙД (Врождённые (раскрыть, что это такое) и приобретённые признаки – сформированные в процессе жизнедеятельности(раскрыть, что это такое).)
– От чего зависит, какими будут наши черты лица? (От того, какие у нас родители, потому что внешность определяется врождёнными признаками человека.)
– А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или сформированными определяется личность человека? СЛАЙД с данным вопросом
(Выслушиваются, но не комментируются все предположения– как верные, так и неверные)
а пока мы можем только записать в таблицу вопрос, на который необходимо ответить, чтобы решить проблему.
4. Работа над вопросом
- Чтобы найти точный ответ на данный вопрос предлагаю вам, посовещавшись, распределить карточки, лежащие в конвертах на две колонки. На одних карточках говорится о лице, на других – о личности человека
На левой створке доски появляется таблица
Черты лица | Личность |
Работа по группам. Ученики объединяются в группы по 4–6 человек. Каждая группа получает по 2 листа, на листах написано по одной фразе:
У моего друга ямочки на щеках.
У моей мамы голубые глаза.
У моей сестры на носу веснушки.
У моего папы родимое пятно на щеке.
Мой друг очень ответственный человек.
Моя сестра любит хвастаться.
Мой брат всегда заступается за слабых.
Я всегда выполняю свои обещания.
Ученики совещаются в группах, и представители вывешивают фразы в таблицу Черты лица, Личность
– Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек с рождения обладает данными качествами? (Нет)
- Что вы можете ответить на вопрос: «Личность – врождённые признаки,или сформированные в процессе жизнедеятельности?» (СЛАЙД)
м
- Что же тогда скрывается за словом “личность” - внешний облик или его внутренний мир?(карточки внешний облик и внутренний мир на доске – их перевернуть)
- Внутренний мир. (Прикрепляют слова “Внутренний мир”рядом со словом личность)
5. Формирование понятия «сознание» - внутреннее зеркало
- Кто из вас желает посмотреть в зеркало и рассказать, что в нём увидел?
(Ребёнок говорит о том, что видит своё лицо, стены, одноклассников и пр., т. е то, что окружает)
- То есть в зеркале отражается всё то, что происходит вокруг.
(Слайд, с несколькими ситуациями, на которых разные ситуации, в которых оказались люди)
- Что происходит во внутреннем мире этого человека, а этого? (Дети высказывают предположения).
- А могу я сказать, что внутренний мир, как и зеркало, отражает всё, происходящее вокруг?(Да)
- Однако наше «внутреннее зеркало» - сознание, утроено гораздо сложнее, чем обычное стекло, покрытое тонким слоем алюминия или серебра. Потому что благодаря нему мы мыслим, принимаем решения, управляем своим поведением, желаниями.(Рядом с карточкой «Личность» учитель прикрепляет карточку «Сознание – внутренне зеркало человека»).
- Ребята, а помните, в самом начале урока мы говорили о том, что вещи, хранящиеся в музее несут определённую ценность. Какова же значимость данного зеркала (учитель держит зеркало в руке)
(Благодаря ему мы прикасаемся к великому прошлому не только солдата, участника ВОВ, но и всей нашей страны).
- Чтобы более глубоко прочувствовать это страшное и великое прошлое, я переедает это зеркало вашим товарищам (ребёнок берёт в руки зеркало, смотрит в него и произносит:
Дети выступают:
- Порой немецкие командиры приходили в ужас от упорства, отваги и героизма простых русских солдат. Один из немецких офицеров говорил: "Когда идут в атаку мои танки - земля дрожит под их тяжестью. Когда идут в бой русские - земля дрожит от страха перед ними".
- Один из пленных немецких офицеров долго заглядывал в лица русских солдат и, в конце концов, вздохнув, сказал: "Теперь я вижу тот русский дух, про который нам много раз говорили".
- Всё горит: дома, заводы, земля. Металл плавится.
– А люди?
–Люди?
– Стоят насмерть.
- Удивительно, казалось бы обычное зеркальце – ничем неприметный экспонат музея, - помогло нам увидеть картины неимоверного героизма и силы воли
-Ребята, прочитайте слова на табличках, которые лежат у вас на партах.
Беззаботность, воля, выносливость, отвага, равнодушие, самоконтроль,безволие, трусость, решительность, ответственность, упорство, безнравственность.
- Что они называют? (Качества личности)
- Как думаете, какие из них помогли советским солдатам одержать победу?
(дети совещаются, прикрепляют на доску таблички)
6.Итог урока.
- Посмотрите, что у нас получилось? (Экспозиция тех качеств, из которых складывается личность)
- Вчитайтесь внимательно, задумайтесь, может ли человек, как и музей, быть хранилищем ценностей, но не материальных, а духовных – качеств воистину значимых?
- Обратитесь к своему сознанию – ( внутреннему зеркалу) и скажите, сформированы ли у вас все эти качества? (Нет)
-Нужны ли они вообще? Ведь сейчас нет войны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по литературе " Души моей царицы" о музах А.С.Пушкина
В презентации "Души моей царицы" дается видеоряд портретов женщин, которых любил А.С.Пушкин и которые стали музами, помогающими ему творить....
Виртуальный музей «История моей семьи» - районная НПК
Каждая семья хранит свою историю, которую передаёт через рассказы и обычное общение. Но, как вы понимаете, устные рассказы недолговечны, многое со временем утрачивается и забывается, поэтому необходим...
Проектно-исследовательская работа по теме: "Музей моей мечты"
Исследование достопримечательностей Курской области....
Конспект урока "Что такое музей. Какие бывают музеи. Правила поведения в музее".
История музеев, музеи Крыма...
Виртуальный музей «Без вины виноватые» - репрессии в судьбах моих земляков-священников
Репрессии в судьбах моих земляков-священников, пострадавших за веруили «Без вины виноватые». Кружок «Юный краевед»Хранить память,беречь память – нашнрав...
ГПД МУЗЕИ МОЕГО ГОРОДА
ГПД...
ГПД МУЗЕИ МОЕГО ГОРОДА
ГПД...