Первые весенние праздники на Руси. Сороки.
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Пантюхова Галина Григорьевна

Воспитание у детей интереса к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старинным традиционным бытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_soroki.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Первые весенние праздники на Руси.  Сороки»

Цель – пробуждать в воспитанниках интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старинным традиционным бытом.

                                           Очень часто за событиями

                                           И за сутолокою дней

                                           Старины своей не помним,

                                           Забываем мы о ней.

Первый месяц весны – март в народе называли зимобор, протальник, ветронос,  грачевник. И эти приметные названия  точно определяют  первый  месяц весны. Действительно, март борется с зимой , обнажает проталины, приносит тёплые ветры . С нарастанием солнечного света начинается обильное таяние снега, текут воды, а с прилётом грачей зима и вовсе отступает. Вся народная обрядность связана с ожиданием весны, с её  призывом. Страна наша огромна, погодные условия разнообразны, и весна наступает в разные сроки. Оттого в каждой местности призывали весну по своим обычаям и в свою пору. И только весеннее равноденствие. «когда  день с ночью мерится, равняется», отмечали все одновременно 22 марта.

    -Как вы понимаете значение слова «равноденствие»?

В церковном  календаре  22 марта – это день 40 мучеников Севастийских, а в народе-просто СОРОКИ, вторая встреча весны, древнейший на Руси праздник. Так чем же прославились 40 Севастийских мучеников? Почему чтит и помнит их народ?

           -Смотрим презентацию «40 Севастийсих мучеников»

.1 ученик:        Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка.

2 ученик:        Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить   считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.

3 ученик:        Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

4 ученик:        Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

Воспитатель:        Поэты и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения.

(Песня «Жаворонок». Исполняет хор.)

5 ученик:        Василий Жуковский «Жаворонок».

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны».

6 ученик: Евгений Баратынский.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне…

Воспитатель:  -Сегодня мы познакомимся ещё с одним народным праздником - СОРОКИ. В 320 году недалеко от армянского города Севастии  40 воинов-христиан приняли подвиг мученичества за отказ принести жертву языческим богам. Зимой в сильный мороз их вывели раздетыми на лёд озера и оставили замерзать.

Презентация «Сорок севатийких мучеников».

Какой-то воин не выдержал испытания, выбежал на берег, но тут же упал замертво. В это время лёд на озере растаял, и над головами мучеников появились светлые венцы. А души их переселились  в жаворонков. Жаворонок-одна из чистых божьих птиц. Существует такая легенда о происхождении  жаворонка Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую , как земля , птичку. Жаворонка.  Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу , а убить  считалось великим грехом .Жаворонка считали певцом Божьей Матери . Сам  жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю,  Христа прославляю». Согласно легенде, жаворонки вынимали тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время  в молитвах. Потом , внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

              -Так почему же  праздник называют СОРОКАМИ, а не Жаворонками?

 - Название дня - Сороки, безусловно, произведено от количества христиан, замученных на Севастийском озере, страдания и гибель их во имя веры всегда очень близко к сердцу принимали на Руси.

В народе этот день называют по-разному:

Сороки - вторая встреча весны.

Сороки - второй весенний праздник.

На Сорок мучеников день с ночью меряется.

У русских повсюду существовала вера в то, что на Сороки дружно возвращаются из тёплых стран птицы и первая среди них - жаворонок.

 

     -В НАРОДЕ БЫТОВАЛИ ТАКИЕ ПРИМЕТЫ:

 -Жаворонок весну благославил.

-Сорок пичуг на Русь пробираются.

-Прочитаем цепочкой приметы ,напечатанные на листочках.

                                                  (Чтение примет).

                                                           РАБОТА В ПАРАХ.

-А сейчас поработаем в парах.

-Сложите из букв название птиц.

                   Йоброве,йолсове, рсквоец                              (воробей,соловей ,скворец)

                   -Найдите здесь лишнее слово.

-А каких ещё перелётных птиц знаете?

                                             (грач, чайка , скворец, жаворонок;

                                              кукушка, ласточка, трясогузка, соловей).

-В народе говорили «Жаворонок весну благословил».Давайте убедимся в точности этого  утверждения.

                                        ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЖАВОРОНКИ».

День Сорока мучеников наделялся в народном сознании особыми качествами, судьбоносными предсказаниями и пр.

Зима к этому времени окончательно уходит, но какое-то время ещё будет напоминать о себе холодными утренниками.

Ко дню Сорока мучеников был приурочен обряд «закликания мороза» - часто почти повторение того, что делалось на Святки. Хозяйки выпекали из ржаной или овсяной муки 40 шариков и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, обращаясь к морозу:

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овёс,

А теперь убирайся

Подобру-поздорову!

В народе  верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдёт в чужие дальние края, не будет мешать крестьянам в их весенних работах. И быстрее прилетят  «сорок сороков птиц», принесут на крыльях весну.

Магия числа 40, внимание к птицам и морозам - главным темам этого дня, способствовали появлению, развитию и укоренению в традиции некоторых ритуальных действий, обязательных поступков. Рано утром на Сороки мальчишки старались перебросить через крышу сорок щепок. Верили, что сорока в этот день на гнездо 40 палочек кладёт.

Самое широкое развитие получил обычай выпекать на Сороки печенье в виде птичек, которые назывались «жаворонками или «куликами». Давали сначала коровам-в благодарность  за молоко, масло,  овцам-за тёплые валенки, варежки да тулупы, а потом детям. И приговаривали:

         

-Ой вы, жаворонки, жавороночки ,

Летите в поле,несите здоровье:

Первое-коровье,

Второе-овечье,

Третье-человечье.

Дети, взяв испеченных птичек, собирались на пригорках. Бывало, жаворонков, куликов просто подбрасывали или же, взяв их за крылышки, качали, изображая полёт птиц. Свои действия ребятишки сопровождали специальными  закличками:

 В селе Болдино ребятишки так весну закликали:

Жаворонки! Жаворонушки!

Прилетите к нам да принесите нам

 Весну красную да лето тёплое.

Нам зима холодная  надоела, много хлебушка поела,

Руки , ноги поморозила.

Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,

На базарик перетаскали,

За копейки продавали, детям хлеба покупали

 В деревне Алексино выкликивали по-другому:

Уж вы, кулички-жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся!

Весна-красна, на чём пришла?

- На сошечке, на бороночке,

На лошадиной  голове,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку,

На пшеничном зёрнышку-у-у!

Дети  смоленских деревень на Сороки влезали с «тушками» на повети, на крыши сараев, овинов и оставляли их там или сажали птичек на деревья - яблони, ракиты, дубы, рябины, на плети в садах. Часть испеченных жаворонков относили на холмы, пригорки и клали на землю, на проталинки, чтобы матушка-земелюшка уродила богатый урожай..

Оставшихся птичек обычно съедали, а головку скармливали скотине или отдавали её матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён твой головастый был» , а часть насаживали на колья: чтобы гумно всегда было полно хлебом.

 Для детей и молодых людей делали качели, на которых они старались взлететь выше, чтоб быть  ближе к Богу, чтоб лён рос высоким (ведь на Смоленщине лён выращивали наравне с хлебом).

                                                      ХОРОВОДЫ, ИГРЫ.

Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.

(Дети водят хороводы «Золотые ворота», «»Карусель», играют в игру «Жаворонок»)

«Жаворонок». Игра.

По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик.

Он входит в круг, который образует играющие, и бегает в нём. Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза.

«Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком»

- А молодые парни и девушки выходили за деревню на берег реки или в поле, водили хороводы и прославляли весну:

Весна, весна красная! Приди, весна   , с радостью,

Приди, весна, с радостью,
Со льном высоким, с корнем глубоким,

С хлебом  богатым,

С дождём обильным.

. Молодые девушки собирались на берегу реки или за деревней. Они делились на несколько групп, и каждая располагалась на далёком расстоянии друг от друга. Одна группа начинала громко петь свою песенку-веснянку, заканчивая её призывным и протяжным «ГУ» или  «У-У-У-У-У!», другая группа подхватывала, пела свою песенку и так же заканчивала протяжно «У-У-У-У!» Такое распевание веснянок называется ВЕСНУ ГУКАТЬ.

  -Что значит «гукать»? Подберите синонимы к слову «гукать». (Словарь так объясняет значение этого слова с.     Зачитать.).

   -Сейчас мы тоже будем  гукать, звать весну. Разделимся на две группы-девочки и мальчики. Посоревнуемся, кто же больше ждёт тепла, солнца, весну. Я произношу предложение, а вы отвечаете протяжным, призывным «У-У-У-У-У!»

                                             ИГРА «КТО ГРОМЧЕ».

-Весна, весна, на чём пришла?           У-У-У-У-У!

-Весна, весна! Что ты нам принесла?             У-У-У-У-У!

-Приди, приди, весна, с  теплом, с милостью!           У-У-У-У-У!

-Жаворонки, прилетайте к нам!             У-У-У-У-У!

-Жаворонки, принесите с собою весну-красну!        У-У-У-У-У!

-Молодцы! Хорошо весну гукали! Значит,  скоро нас порадует теплом весна-красавица.

                                                     ЗАГАДКИ.

-И где же можно было проявить наблюдательность, смекалку, находчивость, ум как не на этих играх, отгадывая загадки. Вот сейчас мы  и проверим себя.

1.Сильнее солнца,        2.Не стукнет, не брякнет, а сам придёт.   (День).

Слабее ветра,                      3.Горя не знаем, а горько плачем.          (Облака).

                                             4.Заревел вол за сто сёл, за сто речек.     (Гром).

Ног нет, а идёт.                   5.Чего в сундук не запрёшь?                    (Луч солнца).

Глаз нет, а плачет.        6.Голубая простыня весь свет одевает.  (Небо).

                (Туча).                   7.Что вниз вершиной растёт?                 (Сосулька).

                                             РАБОТА С ТЕСТОМ,

-Ну, какой же праздник без жаворонков? Я приготовила солёное тесто, из него мы изготовим эти весенние сувениры. Представьте себя хозяюшками, фантазируйте, изобретайте. Помогайте друг другу. Помните, что не только чистыми руками стряпать надо, но и с чистым добрым  сердцем.

     (Работа по группам, индивидуальная).

      Итоги работы.    Молодцы! Работали дружно, были доброжелательны , помогали друг другу.  Дружный, творческий коллектив будущих кондитеров.  

      - Настало время угощать. Каждая хозяйка угощала с улыбкой, с  добрыми словами:                                           –Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и   вкусным. Угощайтесь, пожалуйста, гости  дорогие.

       Итоги занятия.

-Спасибо, за хорошую работу на занятии. Вы были активны, доброжелательны.

Перед вами лежат листочки. Если вам занятие понравилось, возьмите зелёный листок, Если что-то не понравилось, возьмите жёлтый листок, если ничего не понравилось, возьмите красный листок. А теперь прикрепите на нашу берёзку. Какое дерево получилось?  (Нарядное. зелёное, весеннее…). Видите, какие красивые эпитеты вы придумали. И берёзка, действительно, пробудилась после зимней спячки и стала по-весеннему нарядной.

Сегодня, на примере  христианского праздника Сороки  в Смоленской губернии,  мы приоткрыли страничку  истории культуры нашей Родины, хочется выразить надежду, что  «за событиями и за сутолокою дней»  вы будете помнить о старине, беречь и приумножать красоту и богатство русских обычаев и традиций.

-За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки-жаворонушки.  Не забудьте дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетали к вашему дому.

                 Жаворонки прилетели

                 На головушку сели.

               Хоть птицы к нам возвращаются,

               А до тепла ещё далеко:

              Сорок мучеников,

               Сорок утренников,

                Сорок заморозков!

-Будем ждать весну-красну! С праздником вас всех! Любви, тепла, счастья в каждом доме, в каждой семье!

                                   

                 Использованная литература:

1.Панкеев И.. « Обычаи и традиции русского народа».      1998 г.

2. Шмаков С. « Нетрадиционные праздники в школе».  1997 г.

3. Материалы  Интернета.


                              ПРИМЕТЫ

1.Если на крышах домов на Сороки лежит снег , то и на конец марта, начало апреля  пролежит.

2 .Увидел скворца--весна у крыльца.

3.Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне веревьев, домов- к холодному лету и обратно.

4. Чайка прилетела – скоро лёд пойдёт.

5. Сорок сороков птиц на Сороки прилетают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час и презентация "Первые весенние цветы"

На этом классном часе дети знакомятся с первыми весенними цветами. Цель мероприятия: показать красоту природы, развивать познавательную активность, воспитывать умение видеть эту красоту...

Первый весенний праздник

Сценарий посвященный 8 марта....

Презентация к уроку ИЗО по теме "Рисование первых весенних цветов" 3 класс.

Презентация начинается с показа первых цветов,  использованы стихи, показано поэтапное рисование нарциссов....

"Прекрасный день- 8 Марта". Сценарий первого весеннего праздника для учащихся начальных классов

Сценарий разработан для учащихся 2-4 классов малокомплектной школы. Стихи, песни, сценки, импровизации, предложенные в сценарии, помогут провести интересный праздник для мам, бабушек, девочек и всех п...

Весенний праздник - праздник мам!

Праздник подойдет к дню матери и к "международному женскому дню" расчитан на общение ребенок - мама....

Презентация "Первые весенние цветы"

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по стихотворениям С.Я. Маршака "Апрель" и А.Майкова "Весна"...