Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе на тему: ««Синичкин день»
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Тема : «Синичкин день»
Цель занятия: формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах родного края.
Задачи:
- познакомить учащихся с зимующими птицами, с разными видами синиц;
- расширить представления детей о всероссийских праздниках;
- развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
- вовлечь учащихся в творческую и практическую деятельность
по охране и защите зимующих птиц;
- изготовить простейшие кормушки для птиц из вторичного сырья и развесить их в школьном дворе;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, инсценирование, демонстрация, практическая работа.
Форма проведения: внеклассное занятие
Условия для проведения: учебный класс
Оборудование: вывеска «Синичкин день», иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; таблица «Знаем ли мы птиц»; иллюстрации различных видов кормушек, макеты кормушек; запись «Голоса птиц»; кроссворд «Птицы нашего края»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_meropritiya_sinichkin_den.doc | 564.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Синичкин день»
Цель занятия: формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах родного края.
Задачи:
- познакомить учащихся с зимующими птицами, с разными видами синиц;
- расширить представления детей о всероссийских праздниках;
- развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
- вовлечь учащихся в творческую и практическую деятельность
по охране и защите зимующих птиц;
- изготовить простейшие кормушки для птиц из вторичного сырья и развесить их в школьном дворе;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, инсценирование, демонстрация, практическая работа.
Форма проведения: внеклассное занятие
Условия для проведения: учебный класс
Оборудование: вывеска «Синичкин день», иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; таблица «Знаем ли мы птиц»; иллюстрации различных видов кормушек, макеты кормушек; запись «Голоса птиц»; кроссворд «Птицы нашего края»;
Ход занятия.
Звучит пение синицы
Педагог: Ребята, а что за звуки раздаются у нас в классе? Кто умеет так петь?
1. Разгадывание кроссворда .
Педагог: А давайте вместе вспомним какие ещё птицы бывают? И разгадаем кроссворд.
Трещала с самого утра пора, пора.
А что пора?
Такая с ней морока, когда трещит… (сорока)
2:Стойкий, стужам не подвластный
Песней славит он зарю,
Знать не даром, галстук красный
дан с рожденья… ( снегирю)
3:Носит серенький жилет но у крыльев – чёрный цвет
Видим, кружат 20 пар и кричат: « Кар – кар, Кар – кар». (ворона)
4:Эта птица с хохолком,
Прилетает к нам зимой. (свиристель)
5: На дереве весит дворец,
Во дворце живет певец,
А зовут его … ( скворец)
6:Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе
И туда на крышу дома, носит ветки и солому
Натаскает ваты, пуха, хорошо птенцам и сухо
И в колодец - дымоход не за что не влезет кот
Вот смекалка, так смекалка, что за птица это …(галка)
кроссворд «Птицы нашего края»
с | |||||||||||
и | |||||||||||
н | |||||||||||
и | |||||||||||
ц | |||||||||||
а |
Педагог: - Давайте прочитаем какое слово выделено жирным шрифтом?
Педагог: - Как вы думаете чему будет посвящено наше занятие?
2. 1.Разговор о синице.
Педагог: Кто знает, почему эту птицу так зовут?
1 уч. Есть мнение, что синица от слова «сизый», «синий цвет», «сизый», который обозначает цвет головки и цвет лапок у птицы. Эта птица зимует в наших краях.
Педагог: А известно ли вам, что народе считают, что птицы, зимующие в наших краях прилетают к нам именно 12 ноября в день святых Зиновия и Зиновии, живших в пятом веке от Рождества Христова. Это добрый праздник. Этот день назвали Зиновий – синичник или Синичкин праздник.
Педагог: А что вы знаете о синице?
1 уч. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.
2 уч. Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся.
3 уч. Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.
4 уч. Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке.
5 уч. Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка от гнезда к яблоне, от яблони к гнезду. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.
6 уч. Синичий ряд обширный. В наших парках и лесах живут 6 видов этих птиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек. В солнечный полдень они звонко и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан».
7 уч. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
8 уч. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.
2.2. Работа с приметами и пословицами.
Педагог: Кроме этого, в народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником. Может кто знает эти приметы, назовите их?
- Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
- Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод или войну.
- Свистит синица - на ясный день.
- Синицы утром пищат - на ночной мороз.
2. работа над пословицами.
Педагог: -Существуют также и пословицы, вот они рассыпались на доске, попробуем их собрать:
«Мала синичка, да коготок остер».
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
«Невелика птичка – синичка, и та свой праздник помнит»
Педагог: -Какие добрые пословицы у нас получились. Как вы понимаете первую пословицу?
3. Работа с рисунками.
Педагог: На уроках Изо вы рисовали синичек. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Выйдем к доске с рисунком и расскажем о своей синичке.
1.Большая синица: Самая большая и заметная из всех синиц. Так и называют – большая синица. Отличаюсь от других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком.
2.Большая синица: Посередине брюшка и горла у меня есть чёрная полоса с синеватым отливом, на голове чёрная шапочка. Щеки белые. Гнездо устраиваю в дупле. Откладывает 8-13 белых с красноватыми крапинками яиц. Не от какого угощения не отказываюсь. Питаюсь семенами, насекомыми, кусочками солёного сала.
3.Лазоревка: Синичка – лазоревка, чуть меньше большой синицы. Спинка у неё зеленая, хвост, шапочка и крылья светло – голубые, грудка ярко-жёлтая. Люблю полакомиться вредителями, спрятавшимися в коре фруктовых деревьев, поэтому не бываю в общих синичьих стаях.
4.Длинохвостная синица: Небольшая, пушистая длиннохвостая синица. У меня длинный пёстрый хвост, поэтому меня ещё называют ополовником. Питаюсь семенами осины и берёзы. Летаю обычно отдельными стайками. Шапочка, спинка, хвост – голубые, а всё остальное оперенье – белое.
5.Московка: Московка - чёрная синичка. Весь верх и горло тёмные, только щёчки и брюшко белые. Имею заметный признак – белое пятно на затылке. Может выделывать акробатические номера, подвесившись вниз головой в поисках корма.
6.Гаичка: Синичка – гаичка. Очень похожа на московку, но белого пятна на затылке у меня нет. Люблю полакомиться семенами осины и берёзы, но не упущу подвернувшееся насекомое.
7.Гаичка: Ещё гаичку называют пухляком, не птичка, а дымчатый пуховой шарик. Очень люблю бывать в компании дятла, с ним весело и сытно. Всех короедов он не успевает съесть, вот и достаются они мне.
8. Гренадерка: Гренадёрку можно узнать по вздёрнутому хохолку на голове. За этот хохолок меня ещё называют – хохлатая синица. Вся моя семья летом питается насекомыми, только поздней осенью и зимой приходится нам питаться семенами. Я специалист по хвойным деревьям.
4. Практическая работа «Изготовление кормушек»
Педагог: А известно ли вам, что в день Зиновия – синичника или в синичкин день люди делали доброе дело для птиц- готовили им кормушки. Давайте мы тоже сейчас будем делать доброе дело.
( Дети изготавливают кормушки))
5. Корм для зимующих птиц
Педагог: В зимнюю пору синице приходится туго. С приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, делать ещё одно доброе дело. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». Как вы понимаете эту пословицу?
Ученик: Добрые дела возвращаются.
Педагог: А что же любят синички..
1 уч.: любят сало
2 уч: любят семечки подсолнуха
3 уч.: любят пшено
4 уч: любят семена растений
5 уч.: любят овес
6 уч: любят хлебные крошки
7 уч.: любят остатки мучных продуктов
8 уч.: любят остатки мясных продуктов
Педагог: Давайте положем наше угощения с добрыми мыслями в кормушки
6. Сценка «Прилетели птички – бойкие синички»
Педагог: Пожелаем же добрые слова птичкам и повесим им кормушки.
1 уч.: Мы кормушки смастерили.
2 уч: Птичек в гости пригласили!
3 уч.: Прилетели птички – бойкие синички.
Угощение клевали,
И тихонько напевали:
4 уч.: Динь-дилень, динь-дилень,
Что за праздник! Что за день!
5 уч.: Что за чудо – мастера!
Было им совсем не лень
6 уч: В праздник наш – Синичкин день,
Смастерить кормушки
Птичкам для пирушки!
7 уч.: Не забывайте зимой о птичках. Будьте добрыми!
8 уч.: Устраивайте птичьи столовые. Помогайте им пережить трудное зимнее время.
7. Заключение «Праздничный подарок»
Педагог: Я думаю, ребята, вы поняли, что птицам зимой необходима наша помощь. По народному календарю в синичкин день вывешивают кормушки. А как вы думаете, где их надо развешивать?
1 уч.: Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм.
2 уч.: Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
Педагог: Давайте после этого занятия оденемся, возьмём кормушки, которые мы смастерили и в нашем школьном дворе создадим «птичью столовую».
Это будет настоящий добрый подарок не только синичкам, но и всем птичкам, которые остались зимовать в нашем крае.
8. Рефлексия
Педагог: И в итоге занятия продолжите фразу:
«Сегодняшнее занятие заставляет задуматься о….»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе "22 апреля -.День Земли"
Сценарий внеклассного мероприятия «День Земли». Мероприятие экологической направленности для учащихся начальных классов....
Конспект внеклассного мероприятия 2 класс на тему "Волшебный мир театра"
Тема: «Волшебный мир театра»Цели: Ознакомление учащихся с историей театра; развитие возможностей воспитания в разнообразных видах сценической деятельности....
Конспект внеклассного мероприятия 2 класс на тему "Все профессии важны"
Тема: «Все профессии важны»Цели: Расширение представления учащихся о профессиях и их важности для людей; воспитание уважительного и доброго отношения к людям разных профессий....
Конспект внеклассного мероприятия 3 класс на тему "Интеллектуальная игра Любознайки"
Тема: Интеллектуальная игра «Мозговая гимнастика»Цели: Развитие познавательных способностей и внимания; развитие образного мышления и восприятия; формирование умения работы в команде....
Конспект внеклассного мероприятия 1 класс на тему "Ценностные ориентации класса"
На тему «Ценностные ориентации класса».Цели:1. Формирование ценностного отношения учащихся к жизни;2. Формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданско...
Презентация к внеклассному мероприятию по экологии на тему «Синичкин день»
Экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции. Создание условия для знакомства детей с зимующими птицами.Развитие умения соотносить изменения в природе с жизнью зи...
Конспект внеклассного мероприятия (праздник) «8 марта - Международный женский день» (3 класс)
Цель деятельности учителя: формирование представлений у обучающихся о традициях празднования «Международного женского дня - 8 марта»....