"Моя малая Родина"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodina.docx | 56.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Межевой»
Рассмотрено: на заседании Методического совета протокол № ____ от «_____»__________2018г. | Утверждено: Директор МБОУ «СОШ р.п. Межевой» ________________Е.В. Новикова Приказ №______ от «___»________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Моя малая Родина» 1-4 класс
учитель начальных классов Коляева Надежда Ивановна
2018-2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса «Моя малая Родина» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Саткинскому району, поселку Межевой, Челябинской области. Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам школьного музея и исследовательских работ учащихся , она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности малой Родины; содействует сохранению того, что создавалось народом проживающим на этой территории. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого не только п.Межевой, его округи, но и Челябинской области; формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал, но и умений грамотно его обработать, а затем применять на практике, представлять его. Программа призвана также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов, реализуется в течение года. Программа предназначена для проведения кружковой работы.
Программа «Моя малая Родина» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
- приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- научить видеть и понимать красоту живой природы;
- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
- познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
- развивать потребности общения с природой;
- развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 2 раза в неделю; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием (составлением проекта), призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
Организация достижения целей:
- Целенаправленная внеклассная воспитательная работа;
- Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
- События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
- Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
- Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
- Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: презентации, демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, проектов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, проекты, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и поселке;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Срок реализации 4года.
Режим занятий.
- Общее количество часов в год – 1класс -66 час.
- 2 класс -68час.
- 3 класс -68час.
-4 класс -68 час.
- Количество часов в неделю – 2 час.
Формы учета знаний, умений:
- педагогическое наблюдение;
- тематический опрос;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, проектов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
Ожидаемый результат:
- рост познавательной активности у ребят;
- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения к своему поселку, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Оценка результативности:
- подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск проектов);
- участие в различных конкурсах;
Работа с родителями
- индивидуальные встречи с родителями в течение года;
- посещение родителями различных выставок, работа с детьми над проектом;
- проведение занятий совместно с родителями.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
- Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
- Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
- Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Оценивать правильность выполнения действия;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- название страны, региона, где живет учащийся, родного поселка
- символику страны, края, города, школы;
- традиции русского народа и семьи,
- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
- технологию изготовления поделок из природного материала.
- правила ТБ в кружке.
Обучающиеся должны уметь:
- видеть и понимать красоту живой природы;
- вести простейшие наблюдения в природе;
- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе;
- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
- составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
- любовь к людям и природе;
- ответственное отношение к окружающей среде;
- доброжелательность к живым существам;
- стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
- стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
краеведческой информации.
- направленность личности в профессиональном выборе;
- сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
- выбор личных, жизненных приоритетов.
Тематическое планирование занятий
1 класс
«На Уральских просторах затерянный,
Всем ветрам на распашку открыт
Наш поселок, наш Межевой
Лет немало в ложбинке стоит».
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1.Введение. Я и природа(8ч) | |||
1. 2-3 4-5 6-7 8-9 | 1.Задачи кружка. Как вести себя на природе. Творческая мастерская. Природа и искусство. Природа в творчестве художников. Почему мы часто слышим слово «экология»? Сосновый бор. Экологическая тропа осенней экскурсии. Отношение человека к природе. Экологическая безопасность Пр. занятие. Творческая мастерская. | Задачи кружка. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. | |
2.История своего поселка. | |||
10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-27 28-29 30 31-32 | Знакомство с историей своего поселка. Прошлое и настоящее, перспективы развития. Изучение«малой родины»,её материальной и духовной культуры. Народы, проживающие на территории п. Межевой. Труд людей в поселке. (Уроки-экскурсии ) Спортивная школа. Спортсмены поселка. Спортивные династии п. Межевой. Составления проекта. Защита проекта «История своего поселка».
| Знакомство с историей своего поселка. Прошлое и настоящее, перспективы развития. Изучение «малой родины»,её материальной и духовной культуры. Народы, проживающие на территории п. Межевой. Труд людей в поселке. Посещение ДК, славянского центра, школы-интернат, пожарной части, больницы, почты, церкви, музыкальной школы. Страницы истории библиотеки. История в лицах. Спортивная школа. Спортсмены поселка. Спортивные династии п. Межевой. Защита проекта «История своего поселка». | |
3.Наша школа. | |||
Родная школа. Её история и традиции. | История шклоы. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. Выпускники – медалисты нашей школы. Учителя-ветераны, работавшие в нашей школе. Династии учителей. (семья Мошкиных, Твердохваловых, Корневых, Харьковых). Защита проекта «Наша школа». | ||
4.Я и моя семья. | |||
Мой дом. Родословная семьи. (составление проекта) | Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. Примерные темы работ: « Реликвии моей семьи» «Моя личная коллекция», «Рассказы моей бабушки». Праздники и обычаи моей семьи. Защита проекта «Я и моя семья». | ||
5.Моя улица. | |||
Урок-экскурсия по улицам п.Межевой. | Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски (П.Л.Зеленюк, Казмин, В.Г.Кисмерешкин). | ||
6.Природа нашего края. | |||
Природные и исторические примечательности поселка. | Знакомство с пещерами: «Ваняшкина яма», «Сикияз – Тамакская», «Шумиха», «Шахта -30» (Малая Покровская яма), «Шахта -47» (Большая Покровская яма), «Кургазакская». Защита проекта «Природа нашего края». | ||
Полезные ископаемые нашего поселка. | История развития ЮУБР п. Межевой. Шахтер – профессия сильных и мужественных. На глубинных просторах (вырезки из газет). Добыча известняка в поселке. Керамический цех. | ||
Водоемы нашего поселка. Экскурсия «Растения и животные водоема». | Река «Ай». Айские притесы (Шулемкин притес, Парамонвские притесы). | ||
Растения и животные нашей местности. Экскурсия. | Какие растения и животные встречаются на территории нашей местности. | ||
Пороги – памятник мирового значения. | Историко-природный комплекс «Пороги» Защита проекта «Природа нашего края». |
Тематическое планирование занятий
2 класс
«…Наши горы и недра
И озерная синь –
Сатка, полная света,
Сатка полная сил».
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1.Введение. | |||
Краеведение – наука о родном крае. Традиционные праздники нашего поселка («Масленица», «Рождество», «Курбан –байрам», «Сабантуй» Духовой оркестр под руководством В. Ф.Гареева. Знаменитые люди поселка. Наши земляки – участники ВОВ | Задачи кружка. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. | ||
2.История Саткинского района | |||
На перекрестке времен. | Город, расположенный среди гор и лесов Южного Урала. Символика г. Сатки. Народы, проживающие на территории Сатки и Саткинского района.. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. Век испытаний, век развития. Саткинские легенды, сказания,были». История п. Сулея, Ваняшкино,Романовка, Бакал, Айлино, Блиновка, С.Пристань, Н.Пристань,Бердяуш, Айская. Защита проекта «История Саткинского района». | ||
3.Я и моя семья. | |||
Моя семья. (составление проекта) | Знакомство со своей родословной. Профессии моей семьи. Этому я научился у своих родителей. Защита проекта «Я и моя семья». | ||
4.Достопримечательности г. Сатки | |||
Уроки-экскурсии. | Дворец «Магнезит». ДК «Строитель». ДК «Металлург». «Выставочный зал». Дворец спорта Магнезит. Спорт в районе. Шахматный клуб «Вертикаль». Школы г. Сатки и Саткинского района. Свято- Никольская церковь. Саткинский хлебокомбинат. Саткинский молокозавод. Защита проекта «Достопримечательности г. Сатки». | ||
5.Природа Саткинского района. | |||
Природные и исторические примечательности Саткинского района. | Горные памятники. | ||
Полезные ископаемые. | Царство синего камня. Саткинский «ЧПЗ» Комбинат «Магнезит» | ||
Водоемы Сатки. | Большая Сатка. Большая Калагаза. Березяк. | ||
Растения и животные Саткинского района . | Какие растения и животные встречаются на территории Саткинского района. | ||
Зюраткуль. Национальный парк. | Высокогорное озеро. Зеленый мир поднебесья. Животный мир Зюраткуля. Защита проекта «Природа Саткинского района». |
Тематическое планирование занятий
3 - 4 класс
«Живу я в глубине России,
В краю озер и рудных скал.
Здесь реки – сини, горы –сини
И в синих отсветах металл».
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1.Введение. | |||
Задачи кружка. | |||
2.Наш край на карте | |||
| Где расположен наш край. Карта Челябинской области. Кем был основан самый крупный город Челябинской области. Символы Челябинска. С какими областями, республиками и государствами граничит наша область. Заочное путешествие по Челябинской областной картиной галерее. Защита проекта «Наш край на карте». | ||
3.Города Челябинской области | |||
Самый северный город Самый южный город Самый западный город Самый восточный город Защита проекта «Города Челябинской области». | |||
4.Формы поверхности Челябинской области | |||
Ильменские горы. Нургуш. Таганай Уралтау. Юрма. | |||
Полезные ископаемые. | «В геологическое прошлое Земли» П.И.Отто – первооткрыватель меднорудных месторождений. Полезные ископаемые Челябинской области. Что дает наш край стране? Экологические катастрофы «Маяк». Защита проекта «Формы поверхности Челябинской области». | ||
5. Водоемы нашего края | |||
Реки Челябинской области. Озера Челябинской области. | Река Ай. Река Урал. Река Миасс. Озеро Увильды. Озеро Тургаяк. Озеро Инышко. Охрана водоемов. Водохранилища. Защита проекта «Водоемы нашего края». | ||
6.Растения лесов Челябинской области | |||
Какие растения встречаются на территории Челябинской области. Растения области, нуждающиеся в охране. Красная книга Челябинской области. Лекарственные и ядовитые растения. Защита проекта «Растения лесов Челябинской области». | |||
7. Животные лесов Челябинской области | |||
Растительноядные животные. Насекомоядные животные. Хищные животные. Насекомые. Птицы. Животные водоема. Красная книга Челябинской области. Защита проекта «Животные лесов Челябинской области». | |||
8. Грибы Южного Урала | |||
Грибы Южного Урала и их роль в природе. Защита проекта «Грибы Южного Урала». |
Список литературы
1.Буторина Л.А., Поляков В.О
«Ильменский заповедник» Челябинск Южно-Уральское книжное изд-во, 1991г
2. Андреева М.А., Маркова А.С.
География Челябинской области. Челябинск, Южно-Уральское книжное изд-во, 2002г.
3. Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: Учебное пособие для уч-ся 3 (4) кл. 2-е изд. Перераб. И доп.- Челяб.Юж-Урал
4. Владимир Садырин «Небо, камни, легенды», Екатеринбург «Сократ»,2007г.
5. Фото, видеоматериалы о Сатке. «Нескучное путешествие с дедом Саткознаем» (автор текста Л.Ежова) – Челябинск: Книга, 2010.
6. Магнезит, Творческое объединение «Каменный пояс», 2001г.
7. Строкова Н.П. «Мир удивительных растений. Челябинская область».
Челябинск « АБРИС», 2009г
(прилагается диск)
8. Легенды Южного Урала.
Сост. Кирилова И.А. – 2-е изд. – Челябинск; Аркаим, 2009 г.
9. Лазарев А.И. Народоведение: О русском народе, его обычаях и художественном творчестве.
Челябинск: Юж. Урал. кн. изд-во, 1997г
10. А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. Хрестоматия по литературе родного края 1-4кл. Челябинск: Взгляд, 2005 г.
11.«В самом сердце Урала» Екатеринбург «Сократ».
12. Азбука Челябинской области: (учебное пособие \ авт.-сост Наталья Денисова). 2013 г.
13. А.В.Лагунов «Насекомые Челябинской области» (прилагается диск).
14. «Горное сердце края» Заповедные уголки ЮЖНОУРАЛЬЯ
Челябинск. Издательство «Рифей» 1994 г.
15. Интернет ресурсы.
16. Вырезки из газет «Саткинский рабочий», «Межевой».
17. Мастера изумрудного края.
Сост. Кирилова И.А. – 2-е изд. – Челябинск; Аркаим, 2010с.
18.Тюмасева Зоя Ивановна, Гуськова Елена Владимировна «Окружающий мир» - региональные особенности, уральский вариант.
19. Челябинская картинная галерея. Белый город, 2003г.
20. Саткинский район. Энциклопедия.
21. «Подорожник» -детский литературно краеведческий журнал №1 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...
Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею"
Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею". Выполнила ученица 3 класса....
Презентация К проектной работе «Моя малая родина»(Судьба и родина едины)
Проект «Судьба и Родина едины».Классный час: « Моя малая Родина».Цель:- формировать представления о родном крае, о своей станице;- вызвать интерес к истории родной станицы;- пр...
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....
Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"
На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...
Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».
Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что играет огромну...
Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня
Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...