Обобщение опыта
статья на тему
Обобщение опыта духовно-нравственного воспитания младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 23.46 КБ |
pril_monitoring_dnv.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
- Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
- Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
- В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
- В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям.
Традиционными источниками нравственности являются:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.
3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.
5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.
7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.
8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Духовно-нравственное воспитание школьников включает в себя развитие в сфере личностных, общественных и государственных отношений.
На основе общей концепции я определила цель и задачи программы
духовно-нравственного воспитания
Цель:
организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка, формировала социально-успешную личность, духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
формировать и развивать:
- гражданское самосознание;
- сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания;
- осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
- творческие способности в соответствии со склонностями и интересами личности;
- осознание семейных ценностей как высших ценностей;
- потребность к самосовершенствованию и саморазвитию; способность успешно адаптироваться в окружающем мире.
В соответствии с Концепцией, в моей программе организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших детях – это любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших детях –нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших детях –уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших детях –родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших детях –красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Воспитательная работа в рамках программы включает:
- проектную и исследовательскую деятельность;
- организацию экскурсий и интегрированных образовательных путешествий;
- походы; кружки и секции;
- организация спортивных соревнований, праздников;
- организацию выставок (совместная деятельность детей и родителей);
- совместных праздников школы и общественности;
- беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;.
- рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
- конкурсы, беседы, сюжетно – ролевые игры, коммуникативные игры, эстафеты, праздники;
- блиц турниры, олимпиады, викторины;
- путешествия, тематические КВНы;
Таким образом, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Очевидно, что урок — это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения.
В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это — начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Я стараюсь организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.
Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций, когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.
При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода. Я его применяю, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.
Моделирование ситуаций — ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.
Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании играет краеведение. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета окружающий мир, история, литература. Здесь, на мой взгляд, систематизируются и расширяются представления учащихся о своем крае, понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, учителя выбирают разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п. Такая организация краеведческой работы содействует в том числе и формированию гражданственности.
Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления обучающихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.
Школьники участвуют в различных общешкольных и районных мероприятиях и акциях:
- «Братья наши меньшие» - забота о животных;
- «Синичкин день» - изготовление кормушек и скворечников;
- «Сормово очистим сами»;
- «Подарок маме и любимой бабушке» - изготовление поделок к празднику «Международный женский день»;
- «Подарок ветерану» - изготовление открыток ко Дню Победы;
- концерты к празднику «День матери», «День Победы» и др.;
Начиная с уже с первого класса я пытаюсь привлечь к процессу воспитания родителей своих учеников, пользоваться их опытом и поддержкой. На этом этапе мы рассматриваем ребёнка с различных сторон его развития и пытаемся уделить внимание тем пробелам, которые проявляются через воспитание в семье. И здесь наша работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности: классные часы, экскурсии на предприятия, проведение семейных праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, выезд за город, а также просветительская деятельность со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания. И, как признаются некоторые родители, им это необходимо.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.
С целью определения результативности реализации программы духовно- нравственного воспитания мною ежегодно проводится мониторинг, отслеживаются количественные и качественные показатели. (Приложение 1)
Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности, наблюдать удовлетворенность обучающихся и родителей проводимой работой (ее организацией, содержанием, методами, задействованностью учеников), изменения в гражданской активности учеников и родителей в жизни класса, школы, города.
Результативность работы подтверждается участием детей в олимпиадах, различных конкурсах, конференции НОУ.
Работа по обобщению моего педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста» размещена на сайте:
1. Личный сайт. http://nadyozhkina.ucoz.net/
2. Страница на сайте НС-портал: https://nsportal.ru/nadyozhkina-elena-aleksandrovna
Предварительный просмотр:
Приложение 1 - Мониторинг
Результаты реализации программы
Мониторинг деятельности проводится ежегодно; отслеживаются количественные и качественные показатели.
Количественные показатели:
- участие в жизни класса, школы;
- участие в школьных, районных мероприятиях обучающихся;
- изготовление и представление различных проектов (на бумажных и электронных носителях);
Качественные показатели:
- освоение новых технологий и форм работы по патриотическому воспитанию;
- удовлетворенность обучающихся и родителей проводимой работой (ее организацией, содержанием, методами, задействованностью учеников);
- изменения в гражданской активности учеников и родителей в жизни класса, школы, города;
- повышение статуса класса в школе.
1 класс
Методика – «Золотая рыбка»: представь себе, что приплыла к тебе рыбка и спросила: «Что тебе надобно?» (1 желание)
Варианты ответов (желания) | Количество по классам | |||
1кл. (27 уч.) | 2 кл (30 уч.) | 3 кл. (29 уч.) | ||
Для себя | Материальные (игрушки, вещи, деньги) | 14 ч. | 12 ч. | 7 ч. |
Нравственные (иметь домашних питомцев, вырастить или построить что-то) | 4 ч. | 6 ч. | 6 ч. | |
Познавательные (хочу увидеть, хочу узнать) | 2 ч. | 2 ч. | 6 ч. | |
Для других | Материальные (вещи, деньги и т.д.) | 3 ч. | 3ч. | 3.ч |
Нравственные (чтобы мама не болела, чтоб был мир, чтобы все были счастливы, помочь кому-то и т.д.) | 4 ч. | 7 ч. | 7 ч. |
Методика «Радости и огорчения».
Первый вариант - методика незаконченных предложений: надо дописать два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда...» и «Больше всего я огорчаюсь, когда...»
Варианты ответов первоклассников (1 предложение) | Кол-во | Варианты ответов первоклассников (2 предложения) | Кол-во | |
Для себя | Матер. ценности (дают деньги, покупают вещи, игрушки) | 10 ч. | Матер. ценности (не дают деньги, не покупают вещи) | 10 ч. |
Эмоц. взаимоотношения со взросл. (хвалят за успехи в школе, за какие-то дела) | 13 ч. | Эмоц. взаимоотношения со взровл. (ругают, наказывают) | 12 ч. | |
Для других | Нравств. ценности (если дома все хорошо, если помог кому-то, поехали куда-то с семьей) | 2 ч. | Нравствен. Ценности (обидел кого-то, не поехал куда-то с семьей, не помог кому-то) | 1 ч. |
Взаимоотношения со сверстниками (со мной дружат, играют друзья и т.д.) | 2 ч. | Взаимоотношения со сверстниками (со мной не дружат или я не дружу и т.д.) | 3 ч. |
Второй вариант: дети получали лист бумаги, разделенный на две половины. Каждая часть имеет свой символ: солнце – «Что во мне хорошего?» (3-5 слов), туча – «Что во мне не очень хорошо?» (2-4 слова)
Варианты ответов первоклассников (1 вопрос) | Кол-во | Варианты ответов первоклассников (2 вопрос) | Кол-во |
Добрый Послушный Спокойный Дружелюбный Веселый Красивый Сильный Честный Отзывчивый Нежадный Умный трудолюбивый | 10 11 8 12 20 9 11 8 4 9 10 | Иногда злой Упрямый Ленивый Стеснительный Непослушный Невнимательный Вредный болтливый | 15 6 6 10 1 8 6 6 |
2 класс
Конкретные действия по контролю выполнения программы во 2 полугодии 2 класса.
Анкетирование родителей (2 полугодие, 2 класс)
Ответы на первый вопрос:
- Да, изменился – 22 чел.
- Нет, практически не изменился – 6 чел.
Ответы на второй вопрос:
- Стал взрослее – 16 чел.
- Стал увереннее в себе – 5 чел.
- Стал самостоятельнее – 12 чел.
- Стал ответственнее – 5 чел.
- Стал общительнее – 4 чел.
Ответы на третий вопрос:
- Больше времени стали проводить с ребенком – 16 чел.
- Заниматься вместе с ребенком каким-то делом – 13 чел.
Контроль выполнения программы в конце 3 и в 4 классах
Диагностики обучающихся начального общего образования по патриотическому направлению духовно-нравственного воспитания
Основные показатели воспитанности патриотизма
Признаки и уровни формирующихся качеств.
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России, РС (Я) и др.
3 – знает и может объяснить все основные понятия;
2 – объясняет понятия не полностью;
1 – в объяснении понятий допускает ошибки.
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свою семью, класс, школу, республику.
3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;
2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;
1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине
3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;
2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями;
1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.
4. Служение своими силами
3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел;
2 – участвует в организованных другими делах;
3 – неохотно принимает участие в делах.
5. Забота о своей школе
3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;
2 – участвует в делах класса и школы;
1 – в делах класса участвует при побуждении.
Расшифровка показателей
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - хороший уровень;
«1» - низкий уровень.
При проведении диагностики используются следующие формы:
- наблюдение педагогом;
- лист самооценки качеств личности;
- анкетирование;
- рисуночный тест;
- беседа;
- мини-сочинения.
Методика незаконченных предложений
Примерная анкета «Родина в моей жизни». (3-4 классы)
1. Моя большая Родина – это…
2. Моя малая родина – это…
3. Самыми трудными событиями моей Родины были…
4. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
5. Когда я вырасту, я хочу…
6. Я не хочу, чтобы моя Родина…
7. По отношению к Родине я испытываю…
8. Я благодарен своей Родине за то, что…
9. Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…
10. Я стремлюсь быть…
11. Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…
Продолжи предложения:
1. Самое дорогое для человека – это…
2. Патриот своей Родины – это…
3. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
4. Долг для меня – это…
5. Свет в окнах моего дома – это…
6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…
7. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…
8. Помогать Отечеству – значит…
9. Смыслом семейной жизни для меня является…
10. Закон для меня – это…
11. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…
12. Символы нашего государства для меня…
Методика "Незаконченный рассказ"
(Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, Владос, 1995.)
Цель: изучение стремления младших школьников к проявлению гуманных отношений.
Характеристика уровней проявления социальных эмоций и их влияние на поведение детей младшего школьного возраста
1. Высокий
Оказание помощи: Помощь оказывают во вcех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества.
Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу; всегда готовы уступить товарищу. Мотивируют свое поведение.
Забота о животных: Проявляют заботу и чуткость во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение.
Реакция на успех и неудачу других: Признают удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие. Могут мотивировать свое поведение.
Реакция на эмоциональное состояние других: Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются. Мотивируют свое поведение.
2. Выше среднего
Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях по собственному желанию, но не мотивируют свое поведение.
Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу.
Забота о животных: Проявляют заботу и чуткость, но не всегда мотивируют свое поведение.
Реакция на успех и неудачу других: Признают удачу других, радуются за товарищей, в случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие, но не мотивируют свое поведение.
Реакция на эмоциональное состояние других: Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются в зависимости от ситуации, но не мотивируют свое поведение.
3. Средний
Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых.
Отношение к сверстникам: К сверстникам относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляют чувство жадности.
Забота о животных: Проявляют заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров).
Реакция на успех и неудачу других: Проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо».
Реакция на эмоциональное состояние других: Различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей.
4. Низкий
Оказание помощи: Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя.
Отношение к сверстникам: Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам.
Забота о животных: Отсутствует проявление заботы. Проявляют чувство жадности.
Реакция на успех и неудачу других: Не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое место.
Реакция на эмоциональное состояние других: Не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны радоваться и переживать за других.
Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.
Для диагностики процесса и результата духовно – нравственного развития личности используется методика «Проявление личностных качеств в поведении ребенка», разработанная Н.Александровой и Н.Курносовой. Она позволяет судить об уровне сформированности нравственных качеств личности.
Методика «Наши отношения»
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Проведение. Школьнику предлагается ознакомиться, например, с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
Например, для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Вопрос | Кол-во учащихся, давших ответ |
1. Наш класс очень дружный и сплоченный | 3 ч. |
2. Наш класс дружный | 10 ч. |
3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя. | 7 ч. |
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя | 7 ч. |
5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры | 0 |
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. | 0 |
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Вопрос | Кол-во учащихся, ответивших на вопрос |
1. В нашем классе принято помогать без напоминания | 16 ч. |
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям. | 4 ч. |
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик | 6 ч. |
4. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит учитель | 1 ч. |
5. В нашем классе не принято помогать друг другу | 0 |
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу | 0 |