Воспитание сознательной дисциплины
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Что такое “сознательная дисциплина”, с какого возраста необходимо начать формировать это качество? Вот об этом мы и решили поговорить с вами на собрании.

Некоторым взрослым кажется, что если ребёнок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако, случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, даже не всякого ребёнка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, у которого это качество стало как бы свойством характера.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое своё слово и поступок перед окружающими. Что такое “сознательная дисциплина”, с какого возраста необходимо начать формировать это качество? Вот об этом мы и решили поговорить с вами на собрании.

Некоторым взрослым кажется, что если ребёнок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако, случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, даже не всякого ребёнка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, у которого это качество стало как бы свойством характера.
В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова записано “дисциплина” – ... обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу”. Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов “Энциклопедического словаря”, то можно прочитать, что дисциплина – это “определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации”.
На наш взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что “в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества”.

 Как же воспитывать в ребёнке такое качество? Хочется, прежде всего обратить внимание на то, что осознанная дисциплинированность ребёнка во многом зависит от воспитанности и дисциплинированности самих взрослых, с которыми дети общаются ежедневно. Значит и от родителей в первую очередь. 
От ребёнка требуется быть прилежным и настойчивым в ученье, добросовестным, верным слову, точным и аккуратным в работе, уметь организовывать своё время и досуг, проявлять уважение к старшим, заботиться о близких людях, быть скромным и вежливым. Также воспитание дисциплины, наверное, связано с приобщением ребенка к выполнению каких-то обязанностей.

Детям необходимо чувствовать свою принадлежность к семье, своё членство в ней. Если они не видят для этого положительных путей, они находят другие возможности доказать свою значительность. Посильная работа прививает навыки, учит приносить пользу, ценить заботу о себе окружающих людей и уважать чужой труд. Для родителей остаётся соблазн делать всё самим. Они думают, что так легче, и они всё делают “должным образом”. Такие родители лишают детей возможности научиться сотрудничеству и ответственности. 
Существует перечень работ, который ребёнок должен уметь делать в определённом возрасте:

  • шесть – восемь лет:
  • вытрясти коврики;
  • полить цветы;
  • почистить овощи;
  • приготовить простую еду (варёные яйца, тост, сандвич);
  • приготовить школьный завтрак;
  • повесить свою одежду в гардеробной;
  • собрать дрова для костра;
  • сгрести листья и траву;
  • вывести на прогулку животное;
  • содержать в чистоте контейнер для мусора;
  • следить за порядком в ящике для столовых приборов;
  • девять – десять лет:
  • поменять простыни на кроватях и убрать грязные в корзину;
  • управляться со стиральной машиной, отмерять моющие средства и отбеливатель;
  • совершать покупки по списку, в случае отсутствия товара делать альтернативный выбор;
  • соблюдать свои собственные договорённости (школа, доктор, кружок, спортивная секция и т.д.);
  • спечь печенье и пироги из смесей;
  • готовить еду для семьи;
  • получать и отвечать на свою почту;
  • обслуживать гостей;
  • планировать свой собственный день рождения;
  • выполнять какую-нибудь работу по соседству;
  • вязать, шить (даже используя швейную машинку);
  • мыть семейный автомобиль;

Значительное влияние на воспитание сознательной дисциплины оказывает участие школьников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, ученик берёт на себя определённые обязанности, приучается планировать своё время, отказывается от игр, развлечений во имя любимых занятий.

Благотворительное влияние оказывает участие в общественно - полезной деятельности, т.к. в этом случае учащиеся приучаются обязательно выполнять свои обязанности для достижения общественной социально - значимой цели, будут сплоченными, оказывая помощь друг другу. Учащиеся понимают, что достижение общей цели во многом определяется и зависит от организованности, ответственности каждого члена коллектива. С успехом можно использовать систему привлечения коллектива к организации дисциплины.

Одной из таких норм является организация дежурства учащихся в классе и в школе. А.С. Макаренко показал, что дежурные выступают как уполномоченные коллектива, ответственные за выполнение единого требования в школе, они наделяются отдельными правами, сменяемость дежурных ставит учащихся в различные позиции.

Большое значение в формировании навыков, привычек и дисциплинированного поведения имеет режим.

Режим - это система дисциплинарных, моральных требований, устанавливаемых от цели воспитательной работы.

Младшие школьники принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. Привычка вовремя вставать, вовремя ложиться спать, в определённое время выполнять домашнее задание - это важные привычки, которые являются основой сознательной дисциплины.

Для того чтобы воспитать в детях сознательную дисциплину нужно выработать целую систему привычек, правил поведения на уроках, в общественных местах.

При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителей, режим прочно утверждается в жизни ребёнка и становится важным средством воспитания дисциплины.

Также большое значение в воспитании дисциплины имеет сочетание требований. Без систематически продуманных требований нельзя представить организацию учебной, трудовой и общественно - полезной деятельности детей.

«Школа, - писал А.С. Макаренко, - должна с первого же дня предъявлять к ученику твёрдые, непререкаемые требования советского общества, вооружать ребёнка нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо». Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе и на уроке, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся.

Воспитание сознательной дисциплины требует систематической, планомерной, чётко организованной работы педагогического коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели:-    рассмотреть значение игры в коррекции поведения недисциплинированных детей;-    дать рекомендации родителям по воспитанию правдивости у ребенка;-...

Воспитание сознательной дисциплины школьников

Исследовательская работа, направленная на поиск путей в воспитании сознательной дисциплины школьников....

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ У СВОИХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

КАК СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ У СВОИХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Лекторий для родителей. Тема:"Воспитание сознательной дисциплины младших школьников"

Лекторий для родителей . Круглый стол. Родители поделились своими методами и приемами в воспитании сознательной дисциплины....

Презентация "Воспитание сознательной дисциплины".

Краткое содержание лектория для родителей....