Работа с родителями в реализации ФГОС
методическая разработка на тему
ФГОС увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе, влияя на формировании личности ребенка. роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_voytenko_g.v.pptx | 85.45 КБ |
rabota_voytenko_g.v.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Формирование личности ребенка во взаимодействии семьи и школы. ЗАДАЧИ Повышение осведомленности родителей в области образовательных проблем Активизация родительской позиции, формирование социального партнерства с родительской общественностью Повышение психолого – педагогической компетентности родителей.
Система взаимодействия учителя начальных классов и родителей Регулярные родительские собрания Создание коллектива родителей Просвещение Совместная деятельность в выработке общей политики учебной и воспитательной работы Совместная проектная деятельность Информационное взаимодействие родитель – учитель- ребёнок
Выделила для себя следующие направления в работе с род Проводить систематически родительские собрания По просьбе родителей приглашать психолога и представителей администрации школы. Привлекать к сотрудничеству родителей всех учеников класса. Проводить индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и их просьбе. Систематически встречаться с родителями детей группы риска Проводить консультации.
Поставила перед собой следующие задачи: Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка. Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей; знакомство педагога с организацией и методами семейного воспитания; отбор и обобщение лучшего опыта, использование его в работе; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании.
Формы работы с родителями собрания совместные праздники консульти-рование педагогичес - кий всеобуч тренинги лекции выставки работ учащихся беседы конференции конференции конференции совместные поездки конференции конференции Семейный клуб
Вовлечение родителей во внеурочную деятельность «День Знаний» (1 сентября); «Конкурс поделок из природных материалов»; «Театральный марафон»; «Новый год»; «8 Марта»; «Праздник бабушек и мам»; «День именинника»; «Здравствуй зимушка – зима».
Родительские собрания консультирование анкетирование круглый стол классные посиделки тематические собрания
Рекомендации к родительскому собранию Внешний вид учителя. Регламент. Начинать с положительных моментов. Снятие напряжения (доброжелательность, уважение). Рекомендации (советы) по решению спорных вопросов. Распространять опыт родителей в тех или иных вопросах (дать возможность поделиться опытом).
Заключение Работая совместно с детьми и их родителями, я вижу положительную динамику роста интереса родителей и детей к школьным проблемам. Внедрение в работу с родителями новых форм, позволило мне повысить активность родителей, помочь им в организации учебно-воспитательного процесса своих детей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа №49» Г.Печора, Республика Коми | |
Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Идеи. Опыт. Инновации». | Номинация: «Доклад по теме самообразования». Тема: «Работа с родителями в условиях реализации ФГОС». Разработчик: Войтенко Галина Владимировна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №49» г.Печора 2018 |
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...3
1.Взаимодействие с родителями в условиях реализации ФГОС……………………4
1.1 Структура и направления взаимодействия………………………………...4
1.2 Вовлечение родителей во внеурочную деятельность…………………11
1.3 Родительские собрания……………………………………………………13
2. Заключение………………………………………………………………………….15
3. Список литературы………………………………………………………………...16
Введение
«Что бы узнать ребёнка,
надо хорошо знать его семью»
Школьная жизнь начинается с 1 сентября в 1 классе и заканчивается выпускным балом. За одиннадцать лет дети учатся не только премудростям школьных наук, но формируются как личности. Жизнь ребенка в этот период находится под влиянием двух сфер – семьи и школы. Именно эти два значимых компонента взаимодействуют чаще всего и по своему влияют на формирование личности ребенка. Я считаю, что эффективность образования и воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно они взаимодействуют. Конечно же, ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель.
Именно поэтому я считаю данную тему актуальной для любого классного руководителя.
Цель моей работы– формирование личности ребенка в результате взаимодействия семьи и школ.
При работе по организации взаимодействия с родителями ставлю для себя приоритетные задачи, направленные на овладение новейшими педагогическими технологиями, поиск новых форм сотрудничества. С самых первых дней знакомства с классным коллективом, стараюсь сплотить всех детей и их родителей не только в дружеский коллектив, но и в коллектив единомышленников, где каждый обретет для себя новый этап в развитии. Это и является моей основной задачей.
Моя педагогическая практика показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между классным руководителем и родителями возникает взаимопонимание.
1.Взаимодействие с родителями в условиях реализации ФГОС
1.1 Структура и направления взаимодействия
Федеральный государственный образовательный стандарт увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.
Согласно ФГОС условия реализации образовательной программы направлены на «создание образовательной среды, обеспечивающей достижение целей основного образования, его доступность, открытость для обучающихся, их родителей и всего общества». Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать возможность обучающихся, их родителей в проектировании и развитии основной образовательной программы основного общего образования и условий ее реализации.
Задачи, которые ставит ФГОС перед образовательным учреждением в области работы с родителями:
- Повышение осведомленности родителей в области образовательных проблем;
- Активизация родительской позиции, формирование социального партнерства с родительской ответственностью;
- Повышение психолого–педагогической компетентности родителей.
Что же должно меняться в работе с родителями в контексте ФГОС?
Позиция школы - важно, чтобы повышение компетентности превращалось из монолога в диалог.
Содержание – ориентация на актуальную ситуацию.
Используемые формы и методы – интерактивные инструменты, использование Интернета.
Тщательно изучив ФГОС начала с того, что выделила особенности работы с родителями:
- Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой.
- Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности с родителями.
- Осуществляется партнерство «учитель – родитель – ребенок».
- Родители принимают участие в организации праздников.
- Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта).
- Работа ресурсного центра родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы.
Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но как этого добиться?
Мой нынешний четвертый класс пришёл ко мне в 2014 году. Дети пришли из разных детских садов «Золотая рыбка», «Теремок», «Гвоздичка», «Рябинушка», «Искорка». 11 мальчиков и 13 девочек. Уровень воспитанности класса был на низком уровне. Ребята могли друг друга оскорбить, обидеть. Ни как не хотели сплотиться.
Познакомившись с родителями на первом родительском собрании, я столкнулась с тем, что и родители не очень хотели втягиваться в школьную жизнь. Поэтому я поставила для себя задачу – во что бы то ни стало объединить детей и родителей, стать одной школьной семьей.
Для решения педагогических задач по взаимодействию с родителями я составила план самообразования «Современные формы работы с родителями». Работа по реализации плана самообразования проходила системно. И я хочу поделиться своим опытом организации работы с родителями.
Изучив опыт работы по взаимодействию с родителями, а также на своем опыте я поняла, что проблема отношений с родителями одна из самых важных. Очень часто, отправив ребенка в школу, родители начинают самоустраняться от участия не только в процессе обучения, но и воспитания своего ребенка. И у каждого родителя на это есть несколько причин:
- нехватка времени;
- «старое» отношение к учёбе;
- низкий уровень семейного воспитания;
- несоответствие требований родителей и возможностей детей.
Важная роль отводится учителю по организации помощи семье в воспитании детей, поднятии уровня ответственности родителей за воспитание ребенка. Я считаю, очень важным моментом, именно начиная с первого года обучения в школе сделать родителей участниками учебного и воспитательного процесса. Учитель должен предстать перед родителями авторитетным, знающим и способным помочь в решении любой, даже самой сложной ситуации человеком.
Для того, чтобы родители стали активными участниками учебно–воспитательного процесса, я решила действовать в разных направления. Постепенно, методом «проб и ошибок», у меня сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.
Система взаимодействия учителя начальных классов и родителей.
Выделила для себя следующие направления в работе с родителями:
- Проводить систематически родительские собрания.
- По просьбе родителей приглашать психолога и представителей администрации школы.
- Привлекать к сотрудничеству родителей всех учеников класса.
- Проводить индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и их просьбе.
- Систематически встречаться с родителями детей группы риска.
- Проводить консультации.
Поставила перед собой следующие задачи:
- Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
- Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей;
- знакомство педагога с организацией и методами семейного воспитания;
- отбор и обобщение лучшего опыта, использование его в работе;
- привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
- формирование у родителей потребности в самообразовании.
Но думаю, такие цели и задачи ставит перед собой каждый классный руководитель. Главным вопросом становится «Как постоянно поддерживать интерес родителей к школьной жизни?»
Какие же формы могут использоваться для работы с родителями в этой направлении?
Свою работу с родителями начинаю с индивидуального знакомства. Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу. Родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они занимаются дома совместно с ребенком. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому, какие кружки и секции посещает ребёнок. Именно при помощи таких бесед у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, а также насколько адекватно оценивают родители своих детей.
Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса. Паспорт очень помогает наметить мне цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в отдельности.
После этого мы вместе с родителями оформляем родительские дневники (Приложение 1). «Родительский дневник» предназначен для родителей и их родителей», стремящихся ближе узнать друг друга. Задания дневника направлены на совместную деятельность детей и родителей. Работая совместно над заданиями «Родительского дневника» родитель и ребенок больше узнают друг о друге. Анкеты и рекомендации помогут родителям выстроить свою траекторию взаимоотношений с ребенком. Такую форму работы я переняла у учителя из г.Омск Ильченко Лилии Петровны.
Со своими учениками мы часто путешествуем – посещаем музей, театр, цирк, выставки. Обязательно с нами по таким мероприятиям отправляются родители, которые помогают организовать детей, следят вместе со мной за дисциплиной. Такая работа помогает родителям почувствовать ответственность. И, кроме этого, они видят, чем живут дети, какие новые впечатления получают. Это помогает родителям лучше понять детей и учителя, сблизиться с детьми, найти общие интересы.
Наличие во многих семьях компьютера и доступ в интернет позволяет общаться с родителями и таким образом. Многие родители связываются со мной через электронный журнал, социальные сети. Таким образом, они могут предупредить меня о пропуске ребёнком школы по той или иной причине. Таким же образом родители могут задать возникшие у них вопросы. Например, получше узнать о предстоящей экскурсии, празднике. Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут через интернет получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо выполнить с ребёнком.
1.2 Вовлечение родителей во внеурочную деятельность
Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Но вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. А внеурочная деятельность позволяет расширить временные и пространственные рамки этой работы.
В своей работе я стараюсь привлечь родителей и к внеурочной деятельности.
Интересно проходят мероприятия, если наряду со школьниками участвуют и родители. В течение нескольких недель на кружке, после уроков мы с детьми готовимся к празднику: собираем материал для выставки, готовим подарки родителям, репетируем. А родители, в свою очередь, принимают участие в оформлении класса, готовят призы, а самое главное, участвуют в играх, конкурсах, сценках. Традиционно совместно проводим различные мероприятия, конкурсы, праздники (Фото в Приложение 2) в организации и проведении которых нам помогают родители. К таким праздникам относятся:
«День Знаний» (1 сентября);
«Конкурс поделок из природных материалов»;
«Театральный марафон»;
«Новый год»;
«8 Марта»;
«Праздник бабушек и мам»;
«День именинника»;
«Здравствуй зимушка – зима».
Родители помогают в подготовке костюмов и декораций. Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями.
Например, при подготовке познавательных игр, интеллектуальных конкурсов родители выступают в роли партнеров. Так, в начале учебного года, в 1 классе совместно с родителями мы подготовили для ребят игру «Безопасный путь», где дети с помощью родителей прокладывают безопасный маршрут до школы.
Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Для того чтобы вовлечь всех родителей своего класса во внеурочную деятельность, я использую заочные конкурсы для родителей. В своей практике я проводила конкурсы «Рисуют мамы» (выставка рисунков, выполненных мамами), «Лучший почерк» (в прописях у первоклашек), «Папины руки» (выставка поделок, выполненных папами). Могу отметить высокую активность родителей в подобных конкурсах. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. Подведение итогов обязательно. Вручение грамот победителям проходит на общем празднике в присутствии детей.
Один раз в учебном году я задаю целевые исследовательские домашние задания для детей и родителей в форме проектов, которые позволяют открыть в домашних условиях семейный исследовательский центр, активизировать интеллектуальные силы детей и взрослых, создать дома творческую атмосферу. Темы таких заданий могут быть разнообразны, например «Моя семья», «Математика в цифрах», «Пишем письмо», «Профессии» и другие. Такая деятельность вызывает интерес и плодотворное сотрудничество детей и взрослых. Важное место в домашней исследовательской работе занимает не только сам процесс, но и оформление и анализ полученных результатов. Такие задания позволяют детям и родителям во всеоружии подойти к участию в школьной научно – практической конференции «Первые шаги в науку».
1.3 Родительские собрания
Основной остается форма родительских собраний и консультаций. Но, зачастую, посещаемость родительских собраний с каждым годом снижается. И классному руководителю становится сложно добиваться необходимых результатов. Многие родители считают, что родительские собрания сводятся к беседам только лишь об успеваемости. Не раз слышала от родителей не только своего класса, что непросто высидеть на собрании 1,5 часа после тяжелого трудового дня, «играть» в различные психологические игры, думая о том, что с ребенком еще необходимо выполнить уроки, собрать его в школу и приготовить ужин. А мне хотелось, чтобы родительские собрания обогащали, были интересными и полезными. Для того, чтобы собрания проходили эффективно и динамично, я провожу предварительное анкетирование. Пытаюсь понять, какие вопросы в воспитании детей наиболее остро стоят у родителей, в чем им необходима моя помощь и поддержка. Обработав анкеты, я составляю тематику родительских собраний. Приглашая родителей, я заранее объявляю им тему собрания. Недавно я решила ввести в свою деятельность новую форму родительского собрания «круглый стол». На таких собраниях родители не сидят как ученики за партами. Мы садимся за общий стол, и за чашечкой чая решаем сложившиеся проблемы, обсуждаем интересующие вопросы. Также в ходе собрания, я представляю отчет по учебно – воспитательной работе в виде электронной презентации с множеством фотографий с проведенных мероприятий. Многие родители, удивляются, что такие мероприятия проходят в классе и в школе. Значит родитель не всегда в курсе школьных дел. И именно такой отчет позволяет устранить подобный пробел. После презентации вновь рабочие моменты, совместное планирование дальнейшей работы. Такие собрания родители с теплотой называют «домашние посиделки». А в январе 2018 года я не только представила фотоотчет. Мы с ребятами вместе провели родительское собрание. Показали родителям театрализованное представление. Такая форма родительских собраний очень сблизила и сплотила «моих» родителей. Только в редком случае, по уважительной причине, родители могут пропустить родительское собрание. Я добилась поставленной цели.
Представлю рекомендации по проведению родительских собраний:
- Внешний вид учителя.
- Регламент.
- Начинать с положительных моментов.
- Снятие напряжения (доброжелательность, уважение).
- Рекомендации (советы) по решению спорных вопросов.
- Распространять опыт родителей в тех или иных вопросах (дать возможность поделиться опытом).
Не каждый родитель может на всеобщее обозрение выставить тот или иной интересующий вопрос. Поэтому, в течение учебного года провожу и мини – собрания для родителей, которых объединяет общая проблема. Считаю, что это более эффективная форма работы с такими родителями.
Классному руководителю важно понимать, какую задачу он ставит перед собой, когда хочет пригласить родителей на встречу. Если мы хотим, чтобы родители поняли/узнали, то необходимо провести лекторий, если мы хотим, чтобы родители научились – клубы, практикумы. Если мы хотим, чтобы родители приобрели новый опыт, обязательно нужно провести семейные праздники, детско – родительские мероприятия.
В течение всего учебного года родители имеют возможность обратиться за индивидуальной консультацией. В процессе таких встреч разъясняю им проблемы ребёнка, совместно ищем наиболее продуктивные пути решения возникших проблем. По необходимости подбираю упражнения и задания для работы ребёнка с родителем дома. Подбираю памятки и составляю рекомендации для работы с ребёнком по мере необходимости.
Заключение
Работая совместно с детьми и их родителями, я вижу положительную динамику роста интереса родителей и детей к школьным проблемам. (Приложение 3-4.)
Внедрение в работу с родителями новых форм, позволило мне повысить активность родителей, помочь им в организации учебно-воспитательного процесса своих детей.
Быть родителями – длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о жизни детей в школе, их участие в мероприятиях, в жизни школы и класса, применение новых форм работы с родителями активизирует воспитательные умения, но кроме этого необходимо учить молодых родителей переосмысливать свои стереотипы их установки, развивать рефлексию, учить анализировать собственную деятельность.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Список литературы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 233. – Стандарты нового поколения.
- Шахвердов Г.Г., Лесгафт П.Ф. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности. – Л.: Лесгафт.
- Работа учителя начальных классов с родителями в рамках стратегии ФГОС НОО Сидоркович Л.Г. (МБОУ СОШ №3 г.Армавир), 2014.
- Цырлина Т.В. На пути к пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века. – Москва.
- В помощь классному руководителю - Красико-Принт – Москва, 2003.
- Родительские собрания в начальной школе. Учитель – Москва, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС.
Статья по развитию мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС....
Развитие мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС.
Статья по развитию мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС....
Роль родителей в реализации ФГОСа нового поколения.
Роль родителей в реализации ФГОСа нового поколения....
Организация работы с родителями при реализации ФГОС начального общего образования
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Эффективность воспитания детей зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Родите...
Статья по теме: Организация работы ГПД в условиях реализации ФГОС.
Но также очень важно отметить и серьезные проблемы, осложняющие качественную работу групп продленного дня - это проблему организации предметно-пространственной среды: наличие специально приспособленны...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».В.СухомлинскийФедерал...
Доклад на тему: «Реализация работы с родителями по реализации требований обновленных ФГОС НОО»
Взаимодействие ОУ с родителями учащихся всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (...