Программа "Start.ru"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Материал содержит описание воспитательной работы по ранней профориентации на четыре года обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybiraem_professiyu_programma_start.ru_.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Start.ru»
В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому необходимо владеть информацией о себе (своих уровне знаний и умений и др.) в меняющемся мире профессий и ситуации на рынке труда. В выборе профессии информированность - это залог успеха, она обеспечит осознанное и обоснованное планирование профессиональной карьеры.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от: 29.12. 2014 г., 31.12.2015г.) ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества. Поэтому в современной школе большое значение уделяют ранней профориентации детей. Ранняя профориентация поможет школьникам найти себя в будущей профессии. Эта идея озвучена в президентском проекте «Билет в будущее», который является дополнением к общим мерам, позволяющим реализовать «Стратегию развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
Как правило, профориентация начинается лишь в средних и старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь резервы профориентации скрываются и в начальном звене обучения.
В связи с этим, считаем актуальным и перспективным организацию профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями.
Особенностями профессиональной ориентации в начальных классах занимались такие ученые, как Т. В. Васильева, О. Ю. Елькина, С. Н. Чистякова и другие. Основным содержанием профориентации в 1 – 4 классах они считают формирование у школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям, посредством включенности ученика в практическую деятельность.
Ежегодный анализ выбора профессий выпускниками школы, беседы с выпускниками и с родителями показывает, что большинство выпускников прошлых лет выбирали профессию по принципам: модно, следование чужим советам, большие заработки, результаты ОГЭ и ЕГЭ. Немаловажным аспектом оказывается и материальное состояние семьи ребёнка. Анализ трудоустройства выпускников позволяет сделать вывод, что около 30% наших выпускников не работают по профессии, по которой они обучались в ВУЗах или ССУЗах. Учащиеся 11 класса до сих пор не определились с выбором профессии, делая акцент на том, что всё зависит от сдачи ЕГЭ. При анкетировании родителей в 4- м классе выявилось, что около 50% родителей даже и не задумываются о том, какое будущее может быть у их детей.
При наблюдении за детьми в 1-2 классах выяснилось, что большинство детей имеют представления о профессиях, но ориентация на выбор будущей профессии опирается лишь на внешнюю сторону.
Проводимый анализ проблемы по профориентации школьников помог разработать и внедрить в педагогическую деятельность проект по ранней профориентации в начальной школе «Start.ru», который работает под девизом «Выбирайте будущую профессию с умом и любовью к себе, тогда твоя профессия будет интересна и полезна».
Также при разработке проекта было принято во внимание то, что современному ребёнку трудно перенести себя в пространство практики. Из этой ситуации нужно выходить. Надо понять, какого ребёнка мы имеем, что он чувствует, чем живёт. Мы обратились к теории поколения Z.
Поколение Z – это люди, родившиеся в 1998–2010 годах. Это первое поколение, которое не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей, поэтому представителей поколения Z называют также «цифровыми людьми». Предполагается, что представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой и искусством. Особенности поколения Z являются:
- зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве;
- желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению;
- ориентированность на потребление, индивидуализм;
- желание как можно раньше всё попробовать и испытать.
Можно добавить поверх всего этого клиповое мышление. Какие же технологии можно применить сегодня для развития таких детей? Думаем, сочетание традиционных и современных:
- геймификация: достигаем целей играючи, что предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения.
- тьюторство как технология профориентации: тесты, опросы, всевозможная информация предоставляется детям, и они должны найти себя на основе полученных сведений, понять, что их интересует, и в какой степени это выражается. Цель тьюторства – помочь на раннем этапе в профессиональном самоопределении. Для профессионального самоопределения необходимо выяснить типы мотивации и мышления, выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности.
- форсайт: формируем образ будущего: технология, с помощью которой проектируется образ будущего и определяются конкретные действия. Хочется отметить, что нацеленность современных школьников на успех, даёт больше возможностей использовать форсайт. Основным принципом форсайта является то, что можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.
Учитывая накопленный опыт и современные технологии, был разработан и реализуется проект «Start.ru».
Цель проекта: создание модели образовательной среды, направленной на развитие профессионального самопознания школьника.
Задачи:
- осуществлять диагностическую работу по выявлению склонностей и интересов воспитанников;
- разработать и применять на практике цикл мероприятий и событий, направленных на повышение знаний детей о мире профессий;
- апробировать виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, онлайн - игры) для изучения профессий в интерактивном режиме;
- организовать совместную работу с родителями по расширению знаний детей.
Ожидаемые результаты:
- повысится уровень знаний воспитанников о разнообразии профессий в современном мире;
- к концу обучения в начальной школе дети будут иметь представление о своих склонностях и способностях, на основе этого каждый учащийся создаст свой «Атлас профессий»;
- разработаны методические рекомендации для родителей по развитию профориентационных интересов ребёнка;
- воспитанники будут осознавать значимость и необходимость в труде.
Принципы проекта:
- принцип индивидуального подхода;
-принцип социально-педагогической поддержки (процесс
совместного определения с ребенком его собственных интересов);
- принцип добровольности (процесс воспитания строится на добровольном участии ребёнка в том или ином деле, мероприятии. Необходимо опираться на интерес, творчество детей);
- принцип привлекательности будущего дела (учеников увлечь, заинтересовать результатом выполняемого дела);
- принцип свободы участия (ребёнку нужно предоставить возможность выбрать посильное и интересное для него занятие);
- принцип сотрудничества (объединение целей детей и взрослых. Общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание действий, общая устремленность в будущее);
- принцип успешности (участие каждого ребёнка во внеклассной работе, его реальный успех и достижения необходимо по достоинству оценивать).
Обеспечение проекта:
- ООП НОО МАОУ «МСОШ №1 имени В.Р.Гласко»
- программа развития МАОУ МСОШ №1»;
- материально- техническая база МАОУ МСОШ №1;
- занятость детей в учреждениях дополнительного образования (ДДЮТ, ДШИ, ДЮСШ, Дом спорта, районная библиотека);
- соглашение о сотрудничестве с учреждениями и предприятиями поселка (железная дорога, больница, СТО, мельница, магазины, мясное производство, ветстанция, Дом культуры, пожарная часть, отделение полиции и т.д.), где трудятся родители воспитанников;
- обеспеченность сетью Интернет в школе и дома;
- кадровое обеспечение: классный руководитель, педагог- психолог, педагоги дополнительного образования, заинтересованные родители.
Срок реализации: 4 года
Механизмы реализации:
Главным исполнителем Программы является классный руководитель. Соисполнителями мероприятий Программы – педагоги дополнительного образования, педагог- психолог школы, родители.
Этап | Формы профориентационной работы | Ресурсы |
1 класс | -увлекательные рассказы и беседы с примерами об интересующих профессиях; -экскурсии на предприятия, где трудятся родители; -анкетирование родителей; -конкурс рисунков «Профессия моего папы (мамы)» - диагностирование интересов учащихся | -кадровое обеспечение (учителя); -наличие помещений для занятий; -диагностический инструментарий; -соглашение с предприятиями посёлка; - материально- техническая база МАОУ МСОШ №1имени В.Р.Гласко; -план воспитательной работы класса |
2 класс | - проигрывание профессий (сюжетно-ролевые игры); - онлайн – игры; - курс «В мире известных профессий»; - классные часы «У меня растут года»; -диагностирование склонностей учащихся | -кадровое обеспечение (учителя, психолог школы, учитель информатики); -наличие помещений для занятий; -диагностический инструментарий; -программа курса «В мире известных профессий»; - наличие сети Интернет в школе; - обеспеченность родителей ПК и выходом в Интернет |
3-4 класс | - виртуальные экскурсии на предприятия, которые не функционируют в посёлке и крае; -курс «Профессии будущего»; -образовательные события; - участие в предметных олимпиадах; - участие в школьных мероприятиях (по итогам посещения внеурочных занятий – выставки и фестивали ); -консультации с педагогом- психологом; - встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки, родители); - праздники «Сам с усами»; - письмо в будущее; - игры-квесты; -«Атлас профессий»; - родительские собрания по теме «Будущее моего ребёнка»; -диагностирование способностей учащихся | -кадровое обеспечение (учителя, психолог школы, учитель информатики); -наличие помещений для занятий; -диагностический инструментарий; -программа курса «Профессии будущего»; - наличие сети Интернет в школе; -актовый зал школы; - план внеурочной деятельности школы; -цифровые ресурсы; - МТБ школы |
В течение всех годов обучения | -организация взаимодействия с родителями; - выбор и посещение детьми различных видов дополнительного образования в соответствии со своими интересами; -тьюторское сопровождение воспитанников | -родители класса; -план внеурочной деятельности школы, класса; - учреждения дополнительного образования |
Приоритетными направлениями проекта «Start.ru» являются:
1.Информационное: диагностика личности ребёнка, его склонностей, способностей и интересов.( Приложение 1)
2.Психолого- педагогическое: комплекс мероприятий, направленных на выявление, развитие и поддержку способностей и склонностей детей в учебной деятельности. Классный руководитель может выступать в роли тьютора, который предоставляет тесты, опросы, всевозможную информацию детям и родителям, где они могут найти себя на основе полученных сведений, понять, что их интересует, и в какой степени это выражается. (Приложения 2-7)
3.Воспитательное: внеурочная занятость детей: внутришкольная, учреждения дополнительного образования (Приложение 8)
Вся деятельность по проекту распределена по площадкам:
1 площадка – интерактивная: игры-онлайн, сюжетно- ролевые игры, игры-квесты, виртуальные экскурсии, образовательные события, курс «В мире профессий»;
2 площадка – самопознание: дополнительное образование, работа с психологом;
3 площадка – презентационная: «Атлас профессий», реклама профессий (на праздниках «Сами с усами»), подготовка презентаций, написание сочинений «Письмо в будущее»;
4 площадка – родительская: организация экскурсий на предприятия, консультации для родителей, беседы «Мастер своего дела».
Выстроенная и целенаправленная работа по проекту «Start.ru» позволила добиться следующих результатов:
год | мероприятие | уровень | результат |
2014 -15г. | 1.предметные олимпиады 2. НПК «Я- исследователь» 3. фестиваль талантов 4. внеурочная занятость | район район школа | 2м- математика, 2 место- окружающий мир 3м – техническое направление 1м-актёрское мастерство школа – 100%, УДО – 25% |
2015-16 г. | 1.конкурс рисунков «Моё будущее» 2.конкурс рисунков «Профессия моей мамы» 3.конкурс презентаций «Моя родословная. Профессии моей семьи» | посёлок посёлок посёлок | 3 м (2 участника) 2 м (1 участник) 3 участника, 2 м (1 участник) |
2016-17 г. | 1.НПК «Я- исследователь» 2.выставка поделок ко Дню космонавтики 3.вольная борьба 3. внеурочная занятость 4. ярмарка добра (организация продажи вещей, сделанных своими руками) 5. конкурс фотографий «Мой питомец» | район, округ школа посёлок район школа РФ (заочный), Совушка | 1 м- секция «техника» 1 м- ракетоноситель, 3м – космическая станция 3м (3 чел) школа- 100%, УДО- 40% родительское участие – 75% 15 участников, 4 победителя |
2017-18 г. | 1.НПК «Я- ислледователь» 2. фестиваль «Детство без границ» (поделка) 3. турнир «Белая ладья» 4. фестиваль талантов 5. конкурс моделей космических кораблей (Лего-фэнтази) 6. конкурс «Чудо-печь» 7. внеурочная занятость | район округ район край район школа округ школа | 2 м – секция техника 2м- художественно- прикладное искусство 3м – команда 2м-вокальное искусство 3м- модель «Интерпрайзис» 5 участниц, 1м школа- 100%, УДО посёлка- 50% |
Анализируя свою деятельность по проекту, можно увидеть определённые трудности, которые влияют на организацию работы по ранней профориентации у младших школьников:
- младший школьник, в силу своих возрастных особенностей, подвержен огромному влиянию со стороны взрослых, особенно родителей и учителя, поэтому детей нужно знакомить с миром профессий в демократичной форме, не навязывая своего мнения;
2) каждый ребенок сталкивается с проблемой компетентности. Перед ним ежедневно возникают разнообразные познавательные задачи, которых невозможно избежать, какими бы трудными они ни были; у ребенка нет свободы действий, которая есть у взрослых. Поэтому задача учителей и родителей – помочь ребенку «научиться воспринимать свою компетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи;
- наличие у ребёнка только игровой мотивации;
- не стоит увлекаться «цифровой» стороной игр, это может привести к отвлечению от основной цели – ребёнок может «заиграться»;
- учителю необходимо отбирать те формы и методы работы, которые соответствуют психологическим особенностям младшего школьного возраста;
- не всегда родители с осознанием относятся к проблеме профориентации, делая упор на то, что ребёнку об этом ещё рано думать.
И в заключение хочется привести слова Виктора Гюго, точно характеризующие идею профориентационной работы в школе: «Правильный выбор профессии, позволяет реализовать себя и свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в будущем дне».
Список источников информации:
1. «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
2.Профилизация воспитания в условиях модернизации школьного образования : метод. пособие / [авт.-сост. Ф. П. Черноусова, засл. учитель Рос. Федерации]. - М. : Пед. о-во России, 2007
3. Землянская Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников /Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12