Программа "Start.ru"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Баранова Ирина Владимировна

Материал содержит описание воспитательной работы по ранней профориентации на четыре года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybiraem_professiyu_programma_start.ru_.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  «Start.ru»

В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому необходимо владеть информацией о себе (своих уровне знаний и умений и др.) в меняющемся мире профессий и ситуации на рынке труда. В выборе профессии информированность - это залог успеха, она обеспечит осознанное и обоснованное планирование профессиональной карьеры.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от: 29.12. 2014 г., 31.12.2015г.) ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества. Поэтому в современной школе большое значение уделяют ранней профориентации детей. Ранняя профориентация поможет школьникам найти себя в будущей профессии. Эта идея озвучена в президентском проекте «Билет в будущее», который является дополнением к общим мерам, позволяющим реализовать «Стратегию развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).

Как правило, профориентация начинается лишь в средних и старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь резервы профориентации скрываются и  в начальном звене обучения.

В связи с этим, считаем актуальным и перспективным организацию профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями.      

Особенностями профессиональной ориентации в начальных классах занимались такие ученые, как Т. В. Васильева, О. Ю. Елькина, С. Н. Чистякова и другие. Основным содержанием профориентации в 1 – 4 классах они считают формирование у школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям, посредством включенности ученика в практическую деятельность.

Ежегодный анализ выбора профессий выпускниками школы, беседы с выпускниками и с родителями показывает, что большинство выпускников прошлых лет выбирали профессию по принципам: модно, следование чужим советам, большие заработки, результаты ОГЭ и ЕГЭ. Немаловажным аспектом оказывается и материальное состояние семьи ребёнка. Анализ трудоустройства выпускников позволяет сделать вывод, что около 30% наших  выпускников не работают по профессии, по которой они  обучались в ВУЗах или ССУЗах. Учащиеся 11 класса до сих пор не определились с выбором профессии, делая акцент на том, что всё зависит от сдачи ЕГЭ. При анкетировании родителей в 4- м классе выявилось, что около 50% родителей даже и не задумываются о том, какое будущее может быть у их детей.

При наблюдении за детьми в 1-2 классах выяснилось, что большинство детей имеют представления о профессиях, но ориентация на выбор будущей профессии опирается лишь на внешнюю сторону.

Проводимый анализ проблемы по профориентации школьников помог разработать и внедрить в педагогическую деятельность проект по ранней профориентации в начальной школе «Start.ru», который работает под девизом «Выбирайте будущую профессию с умом  и любовью к себе, тогда твоя профессия будет интересна и полезна».

Также при разработке проекта было принято во внимание то, что современному ребёнку трудно перенести себя в пространство практики. Из этой ситуации нужно выходить. Надо понять, какого ребёнка мы имеем, что он чувствует, чем живёт. Мы обратились к теории поколения Z.

Поколение Z – это люди, родившиеся в 1998–2010 годах. Это первое поколение, которое не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей, поэтому представителей поколения Z называют также «цифровыми людьми». Предполагается, что представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой и искусством. Особенности поколения Z являются:

  • зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве;
  • желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению;
  • ориентированность на потребление, индивидуализм;
  • желание как можно раньше всё попробовать и испытать.

Можно добавить поверх всего этого клиповое мышление. Какие же технологии можно применить сегодня для развития таких детей? Думаем, сочетание традиционных и современных:

- геймификация: достигаем целей играючи, что предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения.

- тьюторство как технология профориентации: тесты, опросы, всевозможная информация предоставляется детям, и они должны найти себя на основе полученных сведений, понять, что их интересует, и в какой степени это выражается. Цель тьюторства – помочь на раннем этапе  в профессиональном самоопределении. Для профессионального самоопределения необходимо выяснить типы мотивации и мышления, выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности.

 - форсайт: формируем образ будущего: технология, с помощью которой проектируется образ будущего и определяются конкретные действия. Хочется отметить, что нацеленность современных школьников на успех, даёт больше возможностей использовать форсайт. Основным принципом форсайта является то, что можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.

 Учитывая накопленный опыт и современные технологии, был разработан и реализуется проект «Start.ru».

Цель проекта: создание модели образовательной среды, направленной на развитие профессионального самопознания школьника.

Задачи:         

  1. осуществлять диагностическую работу по выявлению склонностей и интересов воспитанников;
  2. разработать и применять на практике цикл мероприятий и событий,  направленных на повышение знаний детей о мире профессий;
  3. апробировать виртуальные дидактические продукты  (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, онлайн - игры) для изучения профессий  в интерактивном режиме;
  4. организовать  совместную работу с родителями по расширению знаний детей.

Ожидаемые результаты:

  1. повысится уровень знаний воспитанников о разнообразии  профессий в современном мире;
  2.  к концу обучения в начальной школе дети будут иметь представление о своих склонностях и способностях, на основе этого каждый учащийся создаст свой «Атлас профессий»;
  3.  разработаны методические рекомендации для родителей по развитию профориентационных интересов ребёнка;
  4.  воспитанники будут осознавать значимость и необходимость в труде.

Принципы проекта:

- принцип индивидуального подхода;

-принцип социально-педагогической поддержки (процесс
совместного определения с ребенком его собственных интересов);

- принцип добровольности (процесс воспитания строится на добровольном участии ребёнка в том или ином деле, мероприятии. Необходимо опираться на интерес, творчество детей);

- принцип привлекательности будущего дела (учеников увлечь, заинтересовать результатом выполняемого дела);

- принцип свободы участия (ребёнку нужно предоставить возможность выбрать посильное и интересное для него занятие);

- принцип сотрудничества (объединение целей детей и взрослых. Общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание действий, общая устремленность в будущее);

 - принцип успешности (участие каждого ребёнка во внеклассной работе, его реальный успех и достижения необходимо по достоинству оценивать).

Обеспечение проекта:

  1. ООП НОО МАОУ «МСОШ №1 имени В.Р.Гласко»
  2. программа развития МАОУ МСОШ №1»;
  3. материально- техническая база МАОУ МСОШ №1;
  4. занятость детей в учреждениях дополнительного образования (ДДЮТ, ДШИ, ДЮСШ, Дом спорта, районная библиотека);
  5. соглашение о сотрудничестве с учреждениями и предприятиями поселка (железная дорога, больница, СТО, мельница, магазины, мясное производство, ветстанция, Дом культуры, пожарная часть, отделение полиции и т.д.), где трудятся родители воспитанников;
  6. обеспеченность сетью Интернет в школе и дома;
  7. кадровое обеспечение: классный руководитель, педагог- психолог, педагоги дополнительного образования, заинтересованные родители.

Срок реализации: 4 года 

Механизмы реализации:

Главным исполнителем Программы является классный руководитель. Соисполнителями мероприятий Программы – педагоги дополнительного образования, педагог- психолог школы, родители.

Этап

Формы

профориентационной

работы

Ресурсы

1

класс

-увлекательные рассказы

и беседы  с примерами

об интересующих профессиях;

-экскурсии на предприятия,

 где трудятся родители;

-анкетирование родителей;

-конкурс рисунков «Профессия

моего папы (мамы)»

- диагностирование интересов учащихся

-кадровое обеспечение (учителя);

-наличие помещений для занятий;

-диагностический инструментарий;

-соглашение с предприятиями посёлка;

- материально- техническая база МАОУ МСОШ №1имени В.Р.Гласко;

-план воспитательной работы класса

2

 класс

- проигрывание профессий

 (сюжетно-ролевые игры);

- онлайн – игры;

- курс «В мире

известных профессий»;

- классные часы

«У меня растут года»;

-диагностирование склонностей учащихся

-кадровое обеспечение (учителя, психолог школы, учитель информатики);

-наличие помещений для занятий;

-диагностический инструментарий;

-программа курса «В мире известных профессий»;

- наличие сети Интернет в школе;

- обеспеченность родителей ПК и выходом в Интернет

3-4

класс

- виртуальные экскурсии

 на предприятия,

которые не функционируют

в посёлке и крае;

-курс «Профессии будущего»;

-образовательные события;

- участие в предметных олимпиадах;

- участие в школьных мероприятиях (по итогам посещения внеурочных занятий – выставки и фестивали );

-консультации с

педагогом- психологом;

- встречи детей с

мастерами своего дела

 (бабушки, дедушки, родители);

- праздники «Сам с усами»;

- письмо в будущее;

- игры-квесты;

-«Атлас профессий»;

- родительские собрания

 по теме «Будущее моего

 ребёнка»;

-диагностирование способностей учащихся

-кадровое обеспечение (учителя, психолог школы, учитель информатики);

-наличие помещений для занятий;

-диагностический инструментарий;

-программа курса «Профессии будущего»;

- наличие сети Интернет в школе;

-актовый зал школы;

- план внеурочной деятельности школы;

-цифровые ресурсы;

- МТБ школы

В течение

всех

годов обучения

-организация взаимодействия

 с родителями;

- выбор и посещение

 детьми различных

видов дополнительного

образования в

соответствии со своими интересами;

-тьюторское

сопровождение  воспитанников

-родители класса;

-план внеурочной деятельности школы, класса;

- учреждения дополнительного образования

Приоритетными направлениями проекта «Start.ru» являются:

1.Информационное: диагностика личности ребёнка, его склонностей, способностей и интересов.( Приложение 1)

2.Психолого- педагогическое: комплекс мероприятий, направленных на выявление, развитие и поддержку способностей и склонностей детей в учебной деятельности. Классный руководитель может выступать в роли тьютора, который предоставляет тесты, опросы, всевозможную информацию детям и родителям, где они могут найти себя на основе полученных сведений, понять, что их интересует, и в какой степени это выражается. (Приложения 2-7)

3.Воспитательное: внеурочная занятость детей: внутришкольная, учреждения дополнительного образования (Приложение 8)

                                                                                       

                                                                                                     

                                                                                                 

                                               

        

Вся деятельность по проекту распределена по площадкам:

1 площадка – интерактивная: игры-онлайн, сюжетно- ролевые игры, игры-квесты, виртуальные экскурсии, образовательные события, курс «В мире профессий»;

2 площадка – самопознание: дополнительное образование, работа с психологом;

3 площадка – презентационная: «Атлас профессий», реклама профессий (на праздниках «Сами с усами»), подготовка презентаций, написание сочинений «Письмо в будущее»;

4 площадка – родительская: организация экскурсий на предприятия, консультации для родителей, беседы «Мастер своего дела».

Выстроенная и целенаправленная работа по проекту «Start.ru» позволила добиться следующих результатов:

год

мероприятие

уровень

результат

2014 -15г.

1.предметные олимпиады

2. НПК «Я- исследователь»

3. фестиваль талантов

4. внеурочная занятость

район

район

школа

2м- математика, 2 место- окружающий мир

3м – техническое направление

1м-актёрское мастерство

школа – 100%, УДО – 25%

2015-16 г.

1.конкурс рисунков «Моё будущее»

2.конкурс рисунков «Профессия моей мамы»

3.конкурс презентаций «Моя родословная. Профессии моей семьи»

посёлок

посёлок

посёлок

3 м (2 участника)

2 м (1 участник)

3 участника, 2 м (1 участник)

2016-17 г.

1.НПК «Я- исследователь»

2.выставка поделок ко Дню космонавтики

3.вольная борьба

3. внеурочная занятость

4. ярмарка добра (организация продажи вещей, сделанных своими руками)

5. конкурс фотографий «Мой питомец»

район, округ

школа

посёлок

район

школа

РФ (заочный), Совушка

1 м- секция «техника»

1 м- ракетоноситель, 3м – космическая станция

3м (3 чел)

школа- 100%, УДО- 40%

родительское участие – 75%

15 участников, 4 победителя

2017-18 г.

1.НПК «Я- ислледователь»

2. фестиваль «Детство без границ» (поделка)

3. турнир «Белая ладья»

4. фестиваль талантов

5. конкурс моделей космических кораблей (Лего-фэнтази)

6. конкурс «Чудо-печь»

7. внеурочная занятость

район

округ

район

край

район

школа

округ

школа

2 м – секция техника

2м- художественно- прикладное искусство

3м – команда

2м-вокальное искусство

3м- модель «Интерпрайзис»

5 участниц, 1м

школа- 100%, УДО посёлка- 50%

      Анализируя свою деятельность по проекту,  можно увидеть определённые трудности, которые влияют на организацию работы  по ранней профориентации у младших школьников:

  1. младший школьник, в силу своих возрастных особенностей, подвержен огромному влиянию со стороны взрослых, особенно родителей и учителя, поэтому детей нужно знакомить с миром профессий в демократичной форме, не навязывая своего мнения;

2) каждый ребенок сталкивается с проблемой компетентности. Перед ним ежедневно возникают разнообразные познавательные задачи, которых невозможно избежать, какими бы трудными они ни были; у ребенка нет свободы действий, которая есть у взрослых. Поэтому задача учителей и родителей – помочь ребенку «научиться воспринимать свою компетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи;

  1. наличие у ребёнка только игровой мотивации;
  2. не стоит увлекаться «цифровой» стороной игр, это может привести к отвлечению от основной цели – ребёнок может «заиграться»;
  3. учителю необходимо отбирать те формы и методы работы, которые соответствуют психологическим особенностям младшего школьного возраста;
  4. не всегда родители с осознанием относятся к проблеме профориентации, делая упор на то, что ребёнку об этом ещё рано думать.

     И в заключение хочется привести слова Виктора Гюго, точно характеризующие идею профориентационной работы в школе: «Правильный выбор профессии, позволяет реализовать себя и свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в будущем дне».

     

 

 Список источников информации:

1. «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение  Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)

2.Профилизация воспитания в условиях модернизации школьного образования : метод. пособие / [авт.-сост. Ф. П. Черноусова, засл. учитель Рос. Федерации]. - М. : Пед. о-во России, 2007

3. Землянская  Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников /Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12