Воспитательное мероприятие по теме: "Хлеб - всему голова!"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Прохода Наталья Валерьевна

Воспитывать любовь к родному краю, труду людей, бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

   

   

Занятие по теме « Хлеб - всему голова »

   

Цели занятия:

- воспитывать у детей бережное, уважительное отношение к труду;

- добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба;

- учить детей беречь хлеб.

   

Оборудование: плакаты, детские работы, хлебобулочные изделия, колосья, каравай.

   

                                                           Ход занятия     

     

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы.

Вступительное слово учителя.

Наш классный час мы начнем с прослушивания песни « Русское поле» Френкеля.

- Какую картину вы мысленно себе представили?

- Да, большое желтое поле, огромное, как море.

                Рожь, рожь, дорога полевая

                Ведет неведомо куда.

                Рожь, рожь до свода голубого

                Поля без края и конца.

- Золотые поля - наше богатство, наш хлеб. Сегодня мы поговорим (о чем?). Да, о хлебе. Хочется произнести такие слова:

                 Слава миру на Земле!

                 Слава хлебу на столе!

Дети читают стихи.

1 ученик. Если мы хотим кого-то

                 Встретить с честью и почетом,

                 Встретить щедро, от души,

                 С уважением большим,

                 То гостей таких встречаем

                 Пышным круглым караваем.

2 ученик. С караваем соль подносим,

                 Поклонясь отведать просим-

                 Дорогой наш гость и друг,

                 Принимай хлеб - соль из рук!

3 ученик. Пышный, мягкий, пропеченный,

                 Подрумяненный слегка,

                 Хлеб с горбушкой золоченной

                 Шел к тебе издалека.

 

- А что такое хлеб? (высказывания детей)

- Хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из теста. Он дает нашему организму белки, углеводы. В нем содержатся витамины. Взрослый человек должен съедать 300-400 граммов, а дети 150-400 граммов.

- Вот здесь представлены разнообразные изделия из хлеба. Но у понятия «хлеб» несколько значений. Что же мы называем хлебом?

     

     

- Я буду зачитывать строчки, а вы мне помогайте - слово « хлеб» произносите хором.

                 Снег сошел, ушли метели.

                 И поля зазеленели.

                 Мы говорим ХЛЕБ.

- Что означает это слово? (озимые)

                 Золотой простор бескрайний,

                 Там работают комбайны.

                 Мы говорим ХЛЕБ.  

- Поясните это слово (поля)

                 Вот зерно течет рекой,

                 Чтобы сделаться мукой.

                 Мы говорим ХЛЕБ.

- Что это? (зерно)

                 Тесто кружится в квашне,

                 Запекается в огне.

                 Мы говорим ХЛЕБ (тесто).

   

- А сколько надо вложить труда, чтобы хлеб появился у нас на столе! А сколько людей занято при этом.

- Давайте установим порядок работ, которые необходимо выполнить, чтобы хлеб появился в магазине, на столе.

 На экране появляются слова:

                 вспахать землю

                 забороновать

                 сжать рожь

                 обмолотить

                 намолоть

                 замесить тесто

                 испечь

(ученики дают пояснения незнакомым словам и  восстанавливают порядок)

- И вот хлеб готов.

 

4 ученик. Ешь его, расти и помни:

                 В мире нет труда огромней,

                 Чтоб на стол к тебе явился

                 Свежий хлеб.

5ученик. В каждый дом, на каждый стол

                 Он пожаловал, пришел.

                 В нем здоровье, наша сила,

                 В нем чудесное тепло,

                 Сколько рук его растило,

                 Охраняло, берегло!

6 ученик. В нем земли родимой соки,

                 Солнца свет веселый в нем,

                 Уплетай за обе щеки,

                 Вырастай богатырем.

     

- Святое дело - вырастить хлеб. А как же называют профессию людей, которые выращивают, убирают хлеб? Да, это хлеборобы.

 

 

 

- День и ночь, в зной и дождь ведут они битву за урожай. Почет и честь вам, хлеборобы!

(На экране появляются слова, дети читают хором)

                 Слава миру на Земле!

                 Слава хлебу на столе!

                 Слава тем, кто хлеб растил,

                 Не жалел трудов и сил.

- Сейчас, ребята, мы не испытываем недостатка в хлебе. Но были такие времена, когда хлеб выдавали по карточкам, стояли большие очереди за хлебом. Хлеб был с примесью

сена, соломы, семян лебеды. Люди были рады любому кусочку.

Ученик. Во время Великой Отечественной войны стране особенно был нужен хлеб. Для фронта, для победы. У войны свой хлеб. 900 дней и ночей ленинградцы жили  в условиях блокады. Жители города получали 125 граммов хлеба. В музее истории хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Вид у него был совершенно другой, чем сейчас. Таков был паек для жителей города. А людям нужно было выжить - назло фашистам.

7 ученик. В годы тягот и сражений

                 Новый мир мужал и креп,

                 Шел народ в огне сражений

                 За свободу и за хлеб.

8 ученик. Мой юный друг!

                 Я от тебя хочу

                 Лишь одного-

                 Чтоб к хлебу

                 Относился ты с любовью.

                 Ведь люди,

                 Чтобы ты имел его

                 За хлеб платили

                 Собственною кровью.

   

- Да, хлеб - это жизнь. Именно комсомольцу из-под Рязани он стоил жизни. Он погиб, спасая от огня хлебное поле.

Рассказ ученика.

Это случилось под Рязанью. Анатолий Мерзлов вместе с друзьями работал на пшеничном поле. Он работал на своем старом тракторе. От случайной искры вспыхнула солома. Рядом было еще поле неубранной пшеницы. Оно могло загореться. Анатолий бросился к трактору. Сражаясь с огнем, он погиб.

- Геройский поступок он совершил? (ответы детей)

- Сейчас мы не знаем нужды в хлебе, хлеба у нас много, наша Родина - хлебная держава. А бережено ли мы относимся к хлебу?

9 ученик. Мальчик,

                 Ногою пинающий хлеб,

                 Мальчик,

                 Голодных, не знающих лет,

                 Помни,

                 Что были лихие года,

                 Хлеб –

                 Это жизнь, а не просто еда.

 

 

                 Хлебом клялись,

                 За хлеб умирали

                 Не для того,

                 Чтобы в футбол им играли.

                 В слове народная мудрость таится.

                 Вот что в народе у нас говорится:

                 Если ты хлеб ценить перестал,

                 Ты человеком быть перестал

- А мы бережем, ценим хлеб? Подсчитано, что если за один день человек не доест и выбросит всего 50 г хлеба, то это составит 200 кг. 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

                 Хлеб – драгоценность

                 Им не сори! Хлеба к обеду в меру бери

- А как вы относитесь к хлебу в столовой? (рассуждение детей). Так какой же вывод мы делаем? (надо беречь хлеб)

- У вас на партах на листочках несколько законов – как нельзя поступать с хлебом. Дети читают:

                 1. Не бери лишнего хлеба.

                 2. Не оставляй крошки на столе.

                 3. Не играй с хлебом.

                 4. Не выбрасывай хлеб.

                 5. Не относись неуважительно к хлебу.

- А что можно сделать с остатками хлеба? (сухари, гренки, испечь пирог, накормить птиц)

 

- А сколько загадок, пословиц, поговорок сочинил русский народ о хлебе!

Проводится игра « Собери пословицу». Работа в парах.

                 Земля - матушка,                     без хлеба нет.

                 Хлеба ни куска,                      а хлеб - батюшка.

                 Без золота проживешь,          так в тереме тоска.

                 Без печки холодно -                не будет и обеда.

                 Не будет хлеба -                      без хлеба голодно.

- Эти пословицы определяют роль хлеба в нашей жизни.

  Пришло время и отдохнуть. Ученики поют частушки.

   

                 Эй, девчушки - хохотушки,

                 Начинайте петь частушки,

                 Начинайте веселей,

                 Чтоб порадовать гостей.

 

                 Мы в Марьино живем,

                 Сушки, пряники жуем.

                 Мы частушек много знаем

                 И сейчас для вас споем.

 

                 Прянички печатные

                 До того нарядные!

                 Мы не сразу их съедим,

                 А сначала поглядим.

 

                     

                 Хлеб не падает к нам с неба,

                 Появляется не вдруг.

                 Чтобы вырос колос хлеба,

                 Нужен труд десятков рук.

         

                 Дождик, дождик поливай-

                 Будет славный урожай:

                 Будет белая пшеница,

                 Будет рожь и чечевица.

         

                 Мы пропели вам частушки

                 Чтоб порадовать гостей!

                 Напекли мы вам ватрушки,

                 Бубликов и калачей.

 

 

- Цени, уважай и береги хлеб, ведь в нем - человеческая мудрость. Помни всегда и везде:

                 Хлеб - это судьба народа,

                 Хлеб - это судьба страны.

 

Звучит песня « Хлеб - всему голова»

   

  1.  Итог занятия.

- О чем мы сегодня говорили? А почему мы говорили о хлебе?

- Что мы взяли для себя? О чем будем помнить?

- Что вам больше всего понравилось?

                                               

                                     

 

   

                     

 

               

                 

                 

                 

   

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Классный час на тему «Хлеб всему голова» (сценарий)

Данный классный час призван расширить знания учеников о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. А также, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к тр...

План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...

Классный час по теме «Хлеб – всему голова»

Цели:1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к ро...

Внеклассное мероприятие на тему«Хлеб — всему голова»

Внеклассное мероприятие на тему«Хлеб — всему голова»....

Внеклассное мероприятие по информатике «Алгоритм всему голова»

Внеклассное мероприятие по информатике «Алгоритм всему голова»Предмет: информатика.Тема: Алгоритмы.Класс: 4.Форма: командная игра.Состоит из 3 этапов: организационный, основной и заключите...

Сценарий воспитательного мероприятия - классный час "Хлеб всему голова - не просто слова"

Занятие для обучающихся начальной школы, направленное на расширение кругозора в области профессий и развитие бережного отношения к хлебу, как национальной ценности, и к труду человека....