Мир загадок
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление, 66 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_zagadok_1_a.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«МИР ЗАГАДОК»
1а класс
(духовно - нравственное направление)
Составитель: учитель начальных классов Музалевская Екатерина Владимировна
2018г.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
- готовность и способность к саморазвитию;
- развитие познавательных интересов, мотивов;
- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
- умение объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- умение выражать свои мысли, аргументировать;
- овладение креативными навыками, умением действовать в нестандартной ситуации;
- расширенное представление об окружающей действительности;
- овладение навыкам эмоциональной саморегуляции;
- овладение культурой мышления и поведения;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Метапредметные:
- умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- умение понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- умение согласовывать свои действия с партнерами;
- аргументировать свою точку зрения при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- умение выслушивать собеседника и вести диалог;
- самостоятельное включение в творческую деятельность;
- расширение кругозор;
- умение планировать работу и определять последовательность действий;
- овладение способностью высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.
Предметные:
- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
- овладение навыками творческого мышления и управляемого воображения;
- овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях.
Обучающийся научится:
- различать цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия твердого вещества от жидкого;
- понимать назначение различных органов чувств;
- осознавать возможность изменения объектов во времени;
- описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»;
- понимать относительность размера «для кого? для чего?»;
- описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по признакам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»
- выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение;
- использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать нестандартные методы решения различных задач;
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
- решать логически поисковые задачи, нестандартные задачи;
- находить несколько способов решения задач;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях.
Содержание курса внеурочной деятельности
Город самых простых загадок (26ч)
Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок. Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».
Улица «Форма». Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. Изменение формы. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки.
Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. Измерительные приборы. Понятие «мерки». Относительность размера. Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.
Улица «Вещество». Практическая работа: свойства материалов. Различное состояние вещества. Метод маленьких человечков. Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.
Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».
Город пяти чувств (10ч)
Какую работу выполняют различные органы чувств?
Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».
Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».
Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».
Улица «Обоняние». Какие бывают запахи? Фантазирование: изменение запаха.
Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.
Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.
Город загадочных частей (14ч)
Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.
Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв». Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет. Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.
Путешествие на машине времени (16ч)
Настоящее, прошлое и будущее предмета. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем? Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора. «Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок. Выполнение творческих работ по содержанию учебного материала. Обобщение знаний и умений в игровой форме.
Формы организации и виды деятельности
- экскурсия;
- игра;
- викторина;
- проект;
- познавательная деятельность;
- игровая.
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Город простых загадок (26ч) | |||
1 | Знакомство со Страной загадок. | 03.09 | |
2 | Город самых простых загадок. Улица «Цвет». Три основных цвета. | 05.09 | |
3 | Радуга. Сочинение «цветных» загадок. | 10.09 | |
4 | Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире | 12.09 | |
5 | Цвет в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования. | 17.09 | |
6 | Творческая работа. «Ниткопись». | 19.09 | |
7 | Улица «Форма». Геометрические фигуры в окружающем мире. | 24.09 | |
8 | Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. | 26.09 | |
9 | Практическая работа. Оригами. | 01.10 | |
10 | Изменение формы. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». | 03.10 | |
11 | Замок похожестей-непохожестей. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. | 15.10 | |
12 | Геометрические головоломки. Сочинение сказки | 17.10 | |
13 | Инсценирование сказки. | 22.10 | |
14 | Практическая работа. Головоломки. | 24.10 | |
15 | Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. | 29.10 | |
16 | Относительность размера. Знакомство с рекордами природы. | 31.10 | |
17 | Измерительные приборы. Понятие «мерки». | 07.11 | |
18 | Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост. | 12.11 | |
19 | Улица «Вещество». Вещество вокруг нас. | 14.11 | |
20 | Практическая работа: свойства материалов. | 26.11 | |
21 | Различные состояния вещества. | 28.11 | |
22 | Инсценирование физических явлений. | 03.12 | |
23 | Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» | 05.12 | |
24 | Вещества в изобретательских ситуациях . | 10.12 | |
25 | Моделирование загадок с помощью «метода маленьких человечков». | 12.12 | |
26 | Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка». | 17.12 | |
Город пяти чувств(10ч) | |||
27 | Улица «Зрение».Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки». | 19.12 | |
28 | Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий». | 24.12 | |
29 | В мире звуков. (практическая работа) | 26.12 | |
30 | Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. | 09.01 | |
31 | Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями». | 14.01 | |
32 | Улица «Обоняние». Фантазирование: изменение запаха. | 16.01 | |
33 | Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях. | 21.01 | |
34 | Аппликация. (практическая работа) | 23.01 | |
35 | Решение изобретательских задач «на обнаружение». | 28.01 | |
36 | Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств. | 30.01 | |
Город загадочных частей(14ч) | |||
37 | Знакомство с Городом загадочных частей. | 04.02 | |
38 | Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. | 06.02 | |
39 | Портрет жителей Города загадочных частей. (практическая работа) | 11.02 | |
40 | Сочинение загадок | 13.02 | |
41 | Игры и упражнения со словами. Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». | 25.02 | |
42 | Практическая работа «Конструктор из букв» | 27.02 | |
43 | Необычные предметы. Придумывание необычных предметов. | 04.03 | |
44 | Фантастическое животное (практическая работа) | 06.03 | |
45 | Необычный портрет (практическая работа) | 11.03 | |
46 | Инсценирование. Творческая работа. | 13.03 | |
47 | Город загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». | 18.03 | |
48 | Загадочные животные. Оригами (практическая работа) | 21.03 | |
49 | Сочинение загадок. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок про «местоположение» объекта. | 25.03 | |
50 | Придумывание метафор. Фантазирование. | 27.03 | |
Путешествие на машине времени(16ч) | |||
51 | Путешествие в прошлое. | 01.04 | |
52 | История возникновения предмета. | 03.04 | |
53 | Технология изготовления предмета. | 15.04 | |
54 | Творческая работа. Коллективное панно. | 17.04 | |
55 | Путешествие на машине времени в будущее. | 22.04 | |
56 | Какими будут объекты в будущем? | 24.04 | |
57 | Системный оператор («многоэкранка»). | 29.04 | |
58 | Описание объектов при помощи системного оператора. | ||
59 | Путешествие в город загадочных дел. | 06.05 | |
60 | Фантастический город (практическая работа) | 08.05 | |
61 | Фантастический город (практическая работа) | ||
62 | «Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок. | 13.05 | |
63 | Творческая Мастерская. | 15.05 | |
64 | Подготовка творческих работ | ||
65 | Праздник «Прощание со страной загадок» | 20.05 | |
66 | Подведение итогов «Я хороший - ты хороший» | 22.05 |
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол №____ от «____»_________________20____г.
Руководитель ШМО ___________/
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР _________/
«____»_________________2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник загадок
Загадкой можно подзадорить, озадачить, заинтриговать. Загадка может украсить любой урок, праздник, особенно в школе. Без нее не проходят ни конкурсы, ни викторины. ...
Подборка загадок о животных.
Подборку загадок о животных можно использовать на уроках окружающего мира, рисования....
Аукцион шуток и загадок
Интеллектуально-творческий аукцион...
140 загадок
140 загадок на разные темы...
ПЛАНЕТА ЗАГАДОК
ПЛАНЕТА ЗАГАДОК Программа внеурочной деятельности в начальной школе 1 – 4 класс...
Конкурс загадок о зиме
Здесь собраны загадки о самом прекрасном времени года- зиме, которые помогут Вам и Вашим ученикам познакомиться с явлениями природы и народными приметами зимы...
Конкурс загадок о зиме
Внекласное мероприятие...