Урал - моя малая Родина.
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности. Моя малая Родина. Урал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodina.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
Программа внеурочной деятельности
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
(для учащихся 3 классов)
2017 год
г. Кировград
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории, конечно, это люди - гордость и слава родного города.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города, через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для учащихся 3 класса как цикл внеклассных и внешкольных занятий. Программа рассчитана на полугодие обучения и является основой для последующей реализации и углубление полученных знаний.
Программа составлена на основе материалов CD «Кружковая работа в школе. Краеведение» (изд. «Учитель»,2010), Интернет-информации и методической литературы (список прилагается). Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия рассчитаны на 1 час в неделю, 18- занятий в полугодие.
Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моего края», «Род, семья и я», «Мой город».
Содержание программы имеет краеведческую направленность: изучение истории своего края, географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и т.д.
Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием города, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, городе, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история - это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
ЦЕЛЬ:
Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе.
Задачи:
Образовательные:
- Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.
- Сформировать мотивацию к изучению истории и природы родного города.
- Изучение истории и природы своего родного села.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей малой Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.
Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
- Проведение 50-70% занятий вне класса: на экскурсии в природу, градообразующие предприятия, спортивные комплексы, висимский заповедник и т.д.
- Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
- На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
- будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Ожидаемые результаты.
К концу года обучения они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:
Знать:
1.Историю своей семьи,
2. Традиции своей семьи,
3. Историю своего города.
4. Экологические проблемы.
5. Знать посильные способы решения экологических проблем.
Уметь:
- Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,
- Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.
3. Самостоятельно обобщать собранную информацию
Принципы организации деятельности:
- гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- дифференцированный подход
- практическая направленность.
Формы организации деятельности:
- групповые
- коллективные
- индивидуальные.
Формы занятий:
- игра
- экскурсия
- беседа
- практическая работа
- творческая работа
- викторина
- проект
Формы отслеживания результатов:
- презентации
- проектные карты
- родословная книга класса
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование тем | Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит) | В том числе | |
теоретич. | практич. | |||
1 | Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности | 1 (1/0) | 1 | - |
2 | Растительный мир Урала. | 3 (2/1) | 2 (брошюра «Растительный мир Урала) | 1 (экскурсия «Висимский заповедник») |
3 | Животный мир Урала. | 3 (2/1) | 2 (брошюра «Животный мир урала») | 1 (видео ролик «Висимский заповедник») |
4 | Посильные способы решения экологических проблем. | 1 (1/0) | 1 (презентация «Посильные способы решения экологических проблем) | 0 |
5 | Моя родословная | 2 (1/1) | 1 | 1 (создание совместно с родителями генеалогического древа) |
6 | Город в котором мы живем. | 2 (1/1) | 1 | 1 (экскурсия в краеведческий музей) |
7 | Наша школа. | 2 (1/1) | 1 | 1 (презентация «Моя школа») |
8 | Спортивный комплекс. | 2(1/1) | 1 | 1 (экскурсия «Спортивный комплекс «Чайка») |
9 | Итоговое занятие. Проект «Моя малая Родина» | 2 (1/1) | 1 | 1 (проект «Моя малая Родина) |
Итого | 18 (11/7) | 11 | 7 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел | Основные способы работы | Формы занятий | Необход. дидактич. материал | Оборудо-вание | Кадры |
Природа моего города | Групповые Индивидуальные Практические Теоретические | Беседа, игра, экскурсия, практикум, викторина, проект, творческая работа | Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе; карточки-задания для усвоения нового материала; карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила); викторины, кроссворды, загадки, метаграммы, анаграммы; экологические игры, сказки, ситуации. | Рабочие альбомы. Канцелярские принадлежности. Шкаф для методических пособий. Клей ПВА. Кисть -2шт. Компьютер Сканер. Принтер. Стеллажи. Стенды. Опросники | Короткова Т.А. Порошина О.М. |
Род, семья и я | Групповые Индивидуальные Практические Теоретические | Беседа, игра, практикум. | Творческие работы учащихся, методические разработки, образец исследовательской работы. | Короткова Т.А. Родители бабушка, дедушка и другие родственники | |
Город в котором мы живем. | Групповые Индивидуальные Практические Теоретические | Беседа, экскурсия, сообщения, учащихся, проект | Методические разработки, творческие работы учащихся, исследовательская работа | Короткова Т.А. Татаринова Е.В. |
Использованные источники информации.
1. CD «Кружковая работа в школе. Краеведение», изд. «Учитель», Волгоград, 2010
2. Методическая литература (см. ниже)
Список литературы для педагога.
- В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
- В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
- Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
- Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
- В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
- В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.
- Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.
- В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г.
- О.С Газман В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.
- В. И. Даль Пословицы русского народа,-—М, 1957.
- Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман.— М.,1989.
- Т., Кедрина . Большая книга игр и развлечений.—М., 1992г
- М. Литвинова Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада.— М, 1986.
- Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.
- Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.— М., 1962.
- В.Д. Осиповский Родная старина. - Современник, 1999.
- Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.
Список литературы для обучающихся и родителей.
- В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
- В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
- Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
- Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
- В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...
Презентация К проектной работе «Моя малая родина»(Судьба и родина едины)
Проект «Судьба и Родина едины».Классный час: « Моя малая Родина».Цель:- формировать представления о родном крае, о своей станице;- вызвать интерес к истории родной станицы;- пр...
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....
Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"
На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...
Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».
Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что играет огромну...
Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня
Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...
" Что мы Родиной зовем? Моя малая Родина. Саратов- наш город родной"
Разработка по внеурочной деятельности...