Проектная деятельность "Загадочная вселенная"
занимательные факты (2 класс) на тему

Сазонова Александра Тимуровна

Создание условий для формирования у ребенка элементарных научных знаний о планете Земля, об истории открытия и освоения космоса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadochnaya_vselennaya.docx85.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Проектная деятельность во 2 «Б» классе «Загадочная Вселенная»

                                   Подготовила: учитель начальных классов
Багибекова Александра Тимуровна                                    

C:\Users\Любовь\Desktop\824515.jpg

2016 год

Проект  «Загадочная Вселенная»

Руководитель проекта: Багибекова Александра Тимуровна, учитель начальных классов МБОУ «Знамеская СОШ»

Участники проекта: учитель, дети и родители.

Тип проекта: Исследовательски -творческий.

Срок реализации проекта: краткосрочный  (2 -13 апреля)

Проблема:  Недостаток знаний детей о космосе, снижение чувства патриотизма.

Гипотеза: Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная, творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Объект исследования: Неизведанный для нас мир космоса.

Цель проекта: Создание условий для формирования у ребенка элементарных научных знаний о планете Земля, об истории открытия и освоения космоса.

Задачи

Обучающие: 

  • формировать элементарные представления о техническом прогрессе; о значении космических исследований для жизни на Земле.
  • Расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об истории освоения космоса, интересных фактах и событиях;
  • Познакомить с первым летчиком космонавтом Ю.А. Гагариным;                                  

Развивающие: 

  • Развивать творческое воображение, фантазию;
  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность;

Воспитательные:

  • воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;                                                    
  • Привлечь родителей к совместной деятельности.

Актуальность: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Узнавая новое, размышляя над тем, что вошло в их опыт, дети проживают интересный материал. Играя, погружаются в организованную взрослыми ситуацию, т. е. превращаются в исследователей космоса. Как поддержать интерес ребёнка к неизведаному. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребёнка помочь ему узнать новую интересную информацию про космос. Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Предполагаемые результаты:

- любознательный, активный: интересуется темой о космосе, проявляет интерес, задает вопросы, принимает активное участие в обсуждении данной темы;

 - эмоционально-отзывчивый: эмоционально реагирует на стихи, рассказы, беседы о космосе;

- овладевший средствами общения: умеет делиться с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями от просмотра телепередач, прочитанного рассказа и т.д.;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия: проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками;

 - способен с помощью речи решать конфликты: способен решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту;

- знает и применяет свои знания в продуктивной деятельности, способен конструировать по собственному замыслу;

- имеет первичное представление о себе, семье обществе, государстве, мире природе, имеет представление о космосе, о дне космонавтики, о том,  что Вселенная - это множество звезд, о значении космических исследований;

 - овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеет слушать, отвечать на вопросы, не перебивает товарищей, может выучить стихотворение о космосе;

 - овладевший необходимыми умениями и навыками: имеет представление о планетах, созвездиях, о том, что Солнце самая близкая к Земле звезда.

Этапы реализации проекта

1 этап -подготовительный

  1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе
  2. Информация родителей о предстоящей деятельности
  3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов

2 этап - практический

  1. Проведение недели космоса в группе
  2. Работа с родителями по заданной теме
  3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр

3 этап -  обобщающий

  1. Организация выставки детских работ
  2.  Выставка работ о космосе (совместная работа детей и родителей)       
  3. Заинтересованность и активное участие родителей в жизни группы
  4. Презентация – продукта проекта

              Предварительная работа:

1. Подготовить презентации «Детям  о космосе», «Солнечная система»,  «Первые космонавты»
2.
 Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов, аудиозаписей, иллюстраций; дидактические игры, подбор игрового материала.

3. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.

                         

1 этап – подготовительный

Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.

Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.

  • Познавательные возможности школьников в области естествознания очень велики;
  • Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений;
  • Школьники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.

Как найти ответы на все интересующие вопросы:                        

Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, тестирование, анкетирование детей и родителей.

2 этап - практический

Перспективное планирование по видам детской деятельности

Познавательно- исследовательская:

- Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?», «Шарики на ниточках», опыт с лучом света.

- Эксперименты: «Как образуются метеоритные кратеры»; «Почему в космос летают ракеты».

- Моделирование созвездий из светящихся пластмассовых или картонных звездочек; размера солнца и земли (арбуз и горошина).

- Проблемная ситуация «Космическое кафе и завтрак для космонавта»,  «Земля - наш дом во Вселенной», «День космонавтики»

- Решение проблемной ситуации: «Что будет, если…Земля приблизится к Солнцу», «Безопасный космический корабль»

- « Мультимедиа ночного неба, солнца, луны, планет.

- Составление карты звездного неба.

- Наблюдение - Как вы думаете, какого размера Луна? Она больше или меньше Солнца? Какого цвета небо днем, а вечером? Куда пропадают днем звезды?

Коммуникативная:

1.Беседа «Что такое космос».

Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.

2. Беседа «Голубая планета - Земля».

Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

3. Беседа «Луна - спутник Земли».

Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

4. Беседа «Первый в космосе»

Цель: Продолжать знакомство с первым летчиком космонавтом Ю. А. Гагариным.

5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».

Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

Игровая :

  • Дидактическая игра: «Подбери правильную одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше?», «Изучение космоса», «Расставь по порядку», «Космические разведчики», «Что изменилось?», «Моделирование солнечной системы», «Путешествие в космос», «Составь правильно», «Назови созвездие», «Планеты и солнце»,  «Солнечная система», «Звук потерялся».
  • Сюжетно-ролевая творческая игра « Путешествие на Луну», «Космонавты», «Исследование новой планеты»,  «Путешествие на луну»
  • Сюжетно-ролевая игра «История Вселенной. Галактика – наш космический город»
  • Игра-путешествие по созвездиям «Звездная страна» (составление карты звездного неба: узнавание созвездий, рассказывание о них и нахождение их места на карте).

Восприятие  художественной   литературы  и  фольклора:

П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп?», И. Холи «Я тоже к звездам полечу», Г. Юрлин «Что внутри?», К.А. Порцевский «Моя первая книга о космосе», Л. Талиманова «Сказки о созвездиях», рассказы по картинкам « О чем люди летают в космос?», Е.П. Левитан «Твоя Вселенная», Е.П. Левитан «Звёздные сказки», Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе; Чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне», « Как мальчик стал космонавтом» А. Леонов и др.

Трудовая:

- Изготовление Космической книги сказок – с детскими рассказами и рисунками;

- Изготовление космического корабля из коробок или строительного материала для последующей сюжетно-ролевой игры «Полет на Луну».

Изобразительная:

  • Лепка «Ракета из пластилина»
  • Рисование: «Летающие тарелки», «Мы летим в КОСМОС»,  «Инопланетяне из пластилина», «Космонавт»
  • Конкурс «Ловкий карандашик» - рисунки о космосе
  • Изготовление очков для наблюдения за Солнцем из старой отснятой фотопленки черного цвета
  • Аппликация «Разноцветные планеты»

           Конструирование:

  • Конструирование планет солнечной системы из конструктора «Лего»
  • Складываний созвездий из мозаики.
  • Конструктивные игры: «Космодром»; «Космический корабль»

Двигательная:

- Подвижные игры: «Обитатели космоса», «Метеоритный дождь»,

         - «Тренировка космонавтов», «Планеты, стройся!» и др.

         -  Разминка «Подготовка к полету».

- Дыхательная гимнастика.

-  Гимнастика для глаз.

Музыкальная:

Музыкальная игра: Е. Теличеева «Космонавты»,  Слушание «Знаете, каким он парнем был!» муз. А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравовой,

 «Мы в космос улетаем на работу», « И на Марсе будут яблони цвести», «Родина слышит, Родина знает» Ю. Чичкова,  Я. Серпина, «Ракеты», А. Филипенко «Марш юных космонавтов».

3 этап  - обобщающий

1.Анализ проведённой работы. Результат.

2. Выставка детских творческих  работ. 

3.Выставка работ изготовленных совместно  с родителями.

4.Подготовка, оформление и защита презентации «Загадочная Вселенная»

 Результат: В ходе реализации проекта пришли к выводу, что подобная образовательная деятельность (самостоятельная и совместная), игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Мониторинг знаний детей по теме «Загадочная вселенная» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы.

 Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными,  полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не все знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительный мониторинг показал, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.

  Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Литература 

1. Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки»

2. Дубкова С.И. «Сказки звёздного неба», «Белый горд».

3. Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах»., «Твоя Вселенная»,

 «Звёздные сказки» М., Педагогика.

4. Майорова Г. «Игры и рассказы о космосе».

5. Парамонов Ж. «Забавная астрономия для малышей».

6. Порцевский  К. А. «Моя первая книга о Космосе»

7.  Расскажите детям о космосе (Карточки для занятий в детском саду)

8. Юрлин «Что внутри?»  Издательство малыш

 Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

9. Талимонова Л. «Сказки о созвездиях»

10. Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине»                          

11. «Астрологическая энциклопедия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ход урока "Путешествие по Вселенной знаний". К фильму

Учитель начальных классов г.Жуковского МОУ Гимназии №1 Борисова В.В.                   Первый урок-путешествие в...

Презентация по теме"Вселенная"

Наиболее интересные факты о роджении и развитии вселенной представлены в красочной презентации....

Солнце. Вселенная. Мир глазами астронома

Данная презентация знакомит учащихся с наукой астрономией, с возникновением Вселенной, с планетами Солнечной системы...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема: "Вселенная, или Космос"

Презентация к уроку окружающего мира в первом классе по системе Л. В. Занкова Рассказывает о небесных телах солнечной системы....

Проектная работа "Откройте Вселенную для себя"

Проектная работа "Откройте Вселенную для себя"  предназначена для работы на уроках окружающего мира  и проведения внеклассных мероприятий в начальной школе....

Проектная работа "Откройте Вселенную для себя".

Проектная работа "Откройте Вселенную для себя" предназначена для работы на уроках окружающего мира и проведения внеклассных мероприятий в начальной школе....

Проектная деятельность по изучению Вселенной

Ушедший ХХ век, который был так богат научными открытиями в области космонавтики, по праву считается веком космоса, так как именно с ним связано начало космической эры человечества. Человек, впервые з...