Проектная деятельность "Загадочная вселенная"
занимательные факты (2 класс) на тему
Создание условий для формирования у ребенка элементарных научных знаний о планете Земля, об истории открытия и освоения космоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadochnaya_vselennaya.docx | 85.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Проектная деятельность во 2 «Б» классе «Загадочная Вселенная»
Подготовила: учитель начальных классов
Багибекова Александра Тимуровна
2016 год
Проект «Загадочная Вселенная»
Руководитель проекта: Багибекова Александра Тимуровна, учитель начальных классов МБОУ «Знамеская СОШ»
Участники проекта: учитель, дети и родители.
Тип проекта: Исследовательски -творческий.
Срок реализации проекта: краткосрочный (2 -13 апреля)
Проблема: Недостаток знаний детей о космосе, снижение чувства патриотизма.
Гипотеза: Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная, творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Объект исследования: Неизведанный для нас мир космоса.
Цель проекта: Создание условий для формирования у ребенка элементарных научных знаний о планете Земля, об истории открытия и освоения космоса.
Задачи
Обучающие:
- формировать элементарные представления о техническом прогрессе; о значении космических исследований для жизни на Земле.
- Расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об истории освоения космоса, интересных фактах и событиях;
- Познакомить с первым летчиком космонавтом Ю.А. Гагариным;
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию;
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
Воспитательные:
- воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Узнавая новое, размышляя над тем, что вошло в их опыт, дети проживают интересный материал. Играя, погружаются в организованную взрослыми ситуацию, т. е. превращаются в исследователей космоса. Как поддержать интерес ребёнка к неизведаному. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребёнка помочь ему узнать новую интересную информацию про космос. Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Предполагаемые результаты:
- любознательный, активный: интересуется темой о космосе, проявляет интерес, задает вопросы, принимает активное участие в обсуждении данной темы;
- эмоционально-отзывчивый: эмоционально реагирует на стихи, рассказы, беседы о космосе;
- овладевший средствами общения: умеет делиться с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями от просмотра телепередач, прочитанного рассказа и т.д.;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия: проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками;
- способен с помощью речи решать конфликты: способен решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту;
- знает и применяет свои знания в продуктивной деятельности, способен конструировать по собственному замыслу;
- имеет первичное представление о себе, семье обществе, государстве, мире природе, имеет представление о космосе, о дне космонавтики, о том, что Вселенная - это множество звезд, о значении космических исследований;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеет слушать, отвечать на вопросы, не перебивает товарищей, может выучить стихотворение о космосе;
- овладевший необходимыми умениями и навыками: имеет представление о планетах, созвездиях, о том, что Солнце самая близкая к Земле звезда.
Этапы реализации проекта
1 этап -подготовительный
- Выявление первоначальных знаний детей о космосе
- Информация родителей о предстоящей деятельности
- Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов
2 этап - практический
- Проведение недели космоса в группе
- Работа с родителями по заданной теме
- Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр
3 этап - обобщающий
- Организация выставки детских работ
- Выставка работ о космосе (совместная работа детей и родителей)
- Заинтересованность и активное участие родителей в жизни группы
- Презентация – продукта проекта
Предварительная работа:
1. Подготовить презентации «Детям о космосе», «Солнечная система», «Первые космонавты»
2. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов, аудиозаписей, иллюстраций; дидактические игры, подбор игрового материала.
3. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
1 этап – подготовительный
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.
Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.
- Познавательные возможности школьников в области естествознания очень велики;
- Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений;
- Школьники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Как найти ответы на все интересующие вопросы:
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, тестирование, анкетирование детей и родителей.
2 этап - практический
Перспективное планирование по видам детской деятельности
Познавательно- исследовательская:
- Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?», «Шарики на ниточках», опыт с лучом света.
- Эксперименты: «Как образуются метеоритные кратеры»; «Почему в космос летают ракеты».
- Моделирование созвездий из светящихся пластмассовых или картонных звездочек; размера солнца и земли (арбуз и горошина).
- Проблемная ситуация «Космическое кафе и завтрак для космонавта», «Земля - наш дом во Вселенной», «День космонавтики»
- Решение проблемной ситуации: «Что будет, если…Земля приблизится к Солнцу», «Безопасный космический корабль»
- « Мультимедиа ночного неба, солнца, луны, планет.
- Составление карты звездного неба.
- Наблюдение - Как вы думаете, какого размера Луна? Она больше или меньше Солнца? Какого цвета небо днем, а вечером? Куда пропадают днем звезды?
Коммуникативная:
1.Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Первый в космосе»
Цель: Продолжать знакомство с первым летчиком космонавтом Ю. А. Гагариным.
5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
Игровая :
- Дидактическая игра: «Подбери правильную одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше?», «Изучение космоса», «Расставь по порядку», «Космические разведчики», «Что изменилось?», «Моделирование солнечной системы», «Путешествие в космос», «Составь правильно», «Назови созвездие», «Планеты и солнце», «Солнечная система», «Звук потерялся».
- Сюжетно-ролевая творческая игра « Путешествие на Луну», «Космонавты», «Исследование новой планеты», «Путешествие на луну»
- Сюжетно-ролевая игра «История Вселенной. Галактика – наш космический город»
- Игра-путешествие по созвездиям «Звездная страна» (составление карты звездного неба: узнавание созвездий, рассказывание о них и нахождение их места на карте).
Восприятие художественной литературы и фольклора:
П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп?», И. Холи «Я тоже к звездам полечу», Г. Юрлин «Что внутри?», К.А. Порцевский «Моя первая книга о космосе», Л. Талиманова «Сказки о созвездиях», рассказы по картинкам « О чем люди летают в космос?», Е.П. Левитан «Твоя Вселенная», Е.П. Левитан «Звёздные сказки», Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе; Чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне», « Как мальчик стал космонавтом» А. Леонов и др.
Трудовая:
- Изготовление Космической книги сказок – с детскими рассказами и рисунками;
- Изготовление космического корабля из коробок или строительного материала для последующей сюжетно-ролевой игры «Полет на Луну».
Изобразительная:
- Лепка «Ракета из пластилина»
- Рисование: «Летающие тарелки», «Мы летим в КОСМОС», «Инопланетяне из пластилина», «Космонавт»
- Конкурс «Ловкий карандашик» - рисунки о космосе
- Изготовление очков для наблюдения за Солнцем из старой отснятой фотопленки черного цвета
- Аппликация «Разноцветные планеты»
Конструирование:
- Конструирование планет солнечной системы из конструктора «Лего»
- Складываний созвездий из мозаики.
- Конструктивные игры: «Космодром»; «Космический корабль»
Двигательная:
- Подвижные игры: «Обитатели космоса», «Метеоритный дождь»,
- «Тренировка космонавтов», «Планеты, стройся!» и др.
- Разминка «Подготовка к полету».
- Дыхательная гимнастика.
- Гимнастика для глаз.
Музыкальная:
Музыкальная игра: Е. Теличеева «Космонавты», Слушание «Знаете, каким он парнем был!» муз. А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравовой,
«Мы в космос улетаем на работу», « И на Марсе будут яблони цвести», «Родина слышит, Родина знает» Ю. Чичкова, Я. Серпина, «Ракеты», А. Филипенко «Марш юных космонавтов».
3 этап - обобщающий
1.Анализ проведённой работы. Результат.
2. Выставка детских творческих работ.
3.Выставка работ изготовленных совместно с родителями.
4.Подготовка, оформление и защита презентации «Загадочная Вселенная»
Результат: В ходе реализации проекта пришли к выводу, что подобная образовательная деятельность (самостоятельная и совместная), игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Мониторинг знаний детей по теме «Загадочная вселенная» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы.
Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не все знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительный мониторинг показал, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Литература
1. Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки»
2. Дубкова С.И. «Сказки звёздного неба», «Белый горд».
3. Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах»., «Твоя Вселенная»,
«Звёздные сказки» М., Педагогика.
4. Майорова Г. «Игры и рассказы о космосе».
5. Парамонов Ж. «Забавная астрономия для малышей».
6. Порцевский К. А. «Моя первая книга о Космосе»
7. Расскажите детям о космосе (Карточки для занятий в детском саду)
8. Юрлин «Что внутри?» Издательство малыш
Рассказ «Счастливого пути, космонавты»
9. Талимонова Л. «Сказки о созвездиях»
10. Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине»
11. «Астрологическая энциклопедия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока "Путешествие по Вселенной знаний". К фильму
Учитель начальных классов г.Жуковского МОУ Гимназии №1 Борисова В.В. Первый урок-путешествие в...
Презентация по теме"Вселенная"
Наиболее интересные факты о роджении и развитии вселенной представлены в красочной презентации....
Солнце. Вселенная. Мир глазами астронома
Данная презентация знакомит учащихся с наукой астрономией, с возникновением Вселенной, с планетами Солнечной системы...
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема: "Вселенная, или Космос"
Презентация к уроку окружающего мира в первом классе по системе Л. В. Занкова Рассказывает о небесных телах солнечной системы....
Проектная работа "Откройте Вселенную для себя"
Проектная работа "Откройте Вселенную для себя" предназначена для работы на уроках окружающего мира и проведения внеклассных мероприятий в начальной школе....
Проектная работа "Откройте Вселенную для себя".
Проектная работа "Откройте Вселенную для себя" предназначена для работы на уроках окружающего мира и проведения внеклассных мероприятий в начальной школе....
Проектная деятельность по изучению Вселенной
Ушедший ХХ век, который был так богат научными открытиями в области космонавтики, по праву считается веком космоса, так как именно с ним связано начало космической эры человечества. Человек, впервые з...