И.С. Тургенева "Воробей"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Методическая разработка мероприятия в начальных классах ,посвящённого 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherkasova_urok_turgenev.docx | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие,
посвящённое 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева
Черкасова Ирина Валерьевна,
учитель начальных классов
Тема: Стихотворение в прозе И. С. Тургенева "Воробей"
Цели:
Образовательные: познакомить с творчеством Ивана Сергеевича Тургенева, со стихотворением в прозе «Воробей», идейно-смысловым и художественным содержанием произведения.
Развивающие: развивать умения интерпретировать художественное произведение, развивать устную речь, развивать образное и логическое мышление, развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения.
Планируемые результаты:
предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения;
личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения;
системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, умение определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.
Материальное обеспечение : портрет писателя, презентация к уроку, отрывок из фильма, аудиозапись.
Методы и приемы: словесный, беседа, работа над лексическим значением слов, работа со словарём, нахождение кульминационного момента, определение темы, главной мысли, «фотографирование» и определение содержания по иллюстрации, предугадывание, фантазирование с опорой на иллюстрацию, включены задания проблемного характера, выборочное чтение.
Результат обучения: учащиеся должны познакомиться с автором, прочитать отрывок из произведения.
Продукт: ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос.
Ход занятия:
1.Актуализация знаний
Беседа «Любовь и страх - что сильнее?
- Что на свете не имеет ни цены, ни меры, ни веса?
- Есть в мире только один способ заслужить её - перестать требовать её и начать её дарить, не надеясь на благодарность.
- Это непреодолимое желание быть рядом, заботиться, оберегать, жертвовать собой. (Любовь).
Прочитайте эпиграф к уроку:
"Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь".
-О каком ещё чувстве говориться в нём? (О страхе)
- А где можем узнать точное лексическое значение этих слов - "любовь" и "страх"? (В толковом словаре)
Двое ребят ищут в словарях значение слов.
-Пока ребята ищут слова в словарях, мы порассуждаем.
-Вслушайтесь в эти пять звуков – любовь, как вы понимаете значение этого слова? Какая бывает любовь? (Любовь к маме, любовь мужчины и женщины, к Родине, к профессии, к природе, к людям, к жизни. )
- А вы когда-нибудь испытывали страх?
- Что такое страх?
- Какое значение дано в словаре? (Любовь - глубокое эмоциональное влечение, чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Страх - очень сильный испуг, сильная боязнь.)
-В эпиграфе говорится о том, что любовь сильнее страха. Вы согласны с этим? Сегодня на уроке мы должны в этом убедиться или доказать обратное
Подготовка к восприятию литературного произведения
У вас на столах лежат карточки с текстами. Попробуем по содержанию текстов определить главного героя.
(Читает 1 ученик)
Карточка № 1
Эта птица небольшого размера. Её вес от 20 до 35 граммов. Строение глаз птицы таково, что она видит мир в розоватом цвете. Сердце её делает до 850 ударов в минуту в состоянии покоя. При этом, сильный испуг опасен для птицы даже смертельным исходом, так как существенно повышает кровяное давление. Основной корм – растительная пища. Насекомых ловит для того, чтобы выкармливать птенцов, которым в период активного роста необходима белковая пища
Удалось ли вам догадаться, о ком идёт речь? Что помогло вам? (Описание внешности птички).
Какой это текст?
Прочитаем ещё один текст, возможно, он точнее расскажет о герое нашего произведения?
Карточка № 2
Как правило, эти птицы гнездятся парами. Самец и самочка сохраняют верность друг другу в течение всей жизни. После вылета птенцов из гнезда заботы о них, большей частью, ложатся на самца, в то время как самка подстраивает гнездо.
Это очень прожорливые птички. Часто они летают по садам и полям и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!»- кричали крестьяне, когда видели, как они уничтожают посевы. Так и зовут с тех пор.
Что помогло вам определить, что речь идет о воробье?
Этот текст немного отличается от первого. Он не такой строгий, но и не художественный. (Научно-популярный)
-Что нового узнали о воробье из этих текстов?
После того, как дети определили , кто главный герой, предлагаю посмотреть на нашего героя.
- Внимание на экран.
(Появляется название произведения).
Стихотворение в прозе И. С. Тургеньева "Воробей" и эпиграф
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И. Тургенев))
Определяем проблемные вопросы урока.
Прочитайте название произведения. Глядя на название произведения, фамилию автора, эпиграф, сформулируйте для себя задачу. Начните так: Сегодня на уроке я хотел бы узнать...
...что значит стихотворение в прозе?
... об И.С. Тургеньеве, так как ничего не знаю об этом авторе.
... что произойдет с маленькой птичкой, что научит нас любить?
...
Биография автора
Ребята, посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?
У него спокойные добрые глаза, но строгое выражение лица. На этом портрете он изображен пожилым, так как в его волосах видна седина.
И.С. Тургенев - великий русский писатель. Жил в то время, когда и И.А. Крылов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой. Родился в богатой дворянской семье. Благодаря родительским заботам, Тургенев получил блестящее образование. Он с детских лет читал и свободно говорил на трех европейских языках - немецком, французском и английском. Сначала он учился в дорогих частных пансионах и у домашних учителей. Потом в Московском университете, в Петербургском университете, в Берлинском Университете (в Германии). Очень любил И.С. охоту. Благодаря этому увлечению написал много произведений и стал известным. Но писал он не о самой охоте. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, и делал это так, как «…артист, художник и музыкант…» в одном лице. Поэтому, еще при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены спектакли, а позже и сняты художественные фильмы. Самые значимые для детей книги «Муму», «Записки охотника», «Бежин луг» (Выставка книг) . В своих рассказах Иван Сергеевич воспевает силу любви и жизни. Именно об этом мы сейчас и прочитаем.
Знакомство с новым жанром в литературе.
Стихотворение в прозе. Как вы думаете какие два жанра смешаны.
В чём особенность стихотворного жанра? Произведения в прозе? Чтобы ответить на эти вопросы, возьмите конверт . Работаем в паре. Распределите листочки из конверта на две группы.
Стихотворение | Проза |
Небольшое по объему произведение. | По объёму может быть достаточно большим. |
Присутствует ритм, рифма. | Нет рифмы. |
Текст делится на строфы. | Текст делится на абзацы. |
Присутствует обращение к чувствам, переживаниям лирического персонажа. | Присутствует обращение к чувствам, переживаниям лирического персонажа. |
В большей мере выражается личное переживание или впечатление. | В меньшей мере выражается личное переживание или впечатление. |
- Назовите признаки стихотворения. Прозы.
- Выскажите свое предположение, что значит стихотворение в прозе.
- Действительно ...
2. Первичное чтение рассказа учителем и выявление первичного восприятия текста.
Сейчас вы послушаете произведение . Подумайте, о каком своём переживании или впечатлении говорит автор?
Учитель читает произведение.
Иван Тургенев
ВОРОБЕЙ
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
-О каком своём переживании или впечатлении говорит автор? (О восхищении маленьким воробьём.)
- А что чувствовали вы, когда слушали? (Испуг, страх, жалость, гордость, восхищение, удивление, отчаяние, переживание)
- Я чувствовал страх, когда птенец оказался перед мордой огромного пса. Это происходило почти в начале текста.
– Какой момент в произведении был самый напряжённый?
- Когда собака приблизилась к маленькому воробью;
- когда с дерева слетел старый воробей и заслонил собой своего детеныша;
- когда автор сопоставляет размеры воробья и собаки.
- Почему автор назвал воробья «героической птицей»?
Лексическая работа.
Соотнесите слова и их значения
Красться - … | Проходить тайком, незаметно. | |
Жертвовать - … | Сильно восхищаться, преклоняться. | |
Смущённый - … | Замешательство, состояние застенчивости, неловкости. | |
Благоговея - … | Подвергать себя опасности ради другого. |
Самостоятельное чтение всего текста и деление его на части
- Сколько частей у вас получилось? (3 части)
Чтение первой части.(Читает 1 ученик). Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
-Где произошла эта история? Подтвердите свой ответ словами из текста. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.
- Каким словом связаны первый и второй абзац? (Вдруг)
-Почему автор употребил это слово?
-Как вела себя собака? Почему? Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
-Почему автор решил, что это был молодой воробей? Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.
- Почему он оказался на земле? Как это объяснил автор? Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно.
- Докажите, что автору жалко молодого воробья. (…сидел…беспомощно растопырив…крылышки. В слове крылышки – уменьш.-ласкат. суффикс –ышк-.)
-Как можно озаглавить эту часть? Возвращение с охоты.
Чтение второй части.(Читают по цепочке. Словесное рисование.)
После прочтения второй части мы опишем старого воробья. Возьмите карандаш и подчеркните те слова, которые помогут нам это сделать.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
-Найдите в тексте описание старого воробья. Какие части речи это будут? Прилагательные. Старый черногрудый воробей .
-С помощью чего автор показывает характер старого воробья и помогает нам увидеть, что он был смелым, отважным, самоотверженным? С помощью действий старого воробья.
-Найдите в тексте и подчеркните фразы, показывающие действия, с помощью которых мы видим, как вел себя старый воробей. Находят в тексте и подчеркивают:
«сорвавшись с близкого дерева», «камнем упал», «с отчаянным и жалким писком прыгнул», «ринулся спасать», «он замирал, он жертвовал собою».
-Слова появляются на доске.
-Давайте попробуем изменить эти фразы, используя синонимы. Слетев с близкого дерева, быстро прилетел, испугавшись прыгнул, бросился спасать, он боялся.
-Что изменилось бы в тексте, если бы автор использовал те фразы, которые предложили вы? Мы бы не почувствовали как стремительно все произошло, не увидели бы каким отважным был воробей.
- Неужели воробей хотел напугать пса?
(Сработал инстинкт защиты своего ребёнка. Воробей, защищая своё дитя, не думал о собственной жизни, о том, что ей тоже грозит опасность.)
- Какой писк издал взрослый воробей? Почему?
(Отчаянный и жалкий писк: воробей чувствовал, что смерть рядом.)
-Как он оказался рядом с собакой? Найти и прочитать.
- Как автор сравнивает собаку и воробья по росту и размеру?
-Как можно озаглавить эту часть? Встреча собаки и воробья.
Самостоятельная работа
- А сейчас ребята предлагаю вам выполнить работу, которая вам очень нравится. Напишите синквейн. Тема - ВОРОБЕЙ. Эту работу будете выполнять тоже в парах. Алгоритм написания синквейна на доске на слайде.
| 1.Воробей |
| 2. Старый, черногрудый |
| 3.Сорвался, ринулся, жертвовал. |
| 4.Заслонил собою свое детище. |
| 5.Любовь. |
Физминутка
Чтение третьей части.(Читает 1 ученик).
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
-Как повел себя Трезор?
-Почему? Что значит смущённо?
- Можно ли Трезора назвать воплощением зла? (Охотничий пес Трезор не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Она подчиняется охотничьему инстинкту, хватать дичь-это ее назначение, даже если эта дичь совсем маленький птенчик.)
Докажите, что автор не зря назвал воробья «Героической птицей»
-Как можно озаглавить эту часть? Сила родительской любви.
-Прочитайте еще раз эпиграф.
- О какой любви говорит автор.
- Какова главная мысль этого произведения? Что хотел донести до нас писатель на примере этого воробья?
(Главная сила не в физических показателях. Наша сила – в нашей любви к ближним, в самоотверженности. С любовью можно преодолеть многие трудности.)
- Если бы Иван Тургенев не дал своему произведению названия, как бы по-другому можно было бы его озаглавить (Маленькая героическая птица.)
3. Фаза рефлексии.
Обобщение
- В начале урока мы узнали, что это произведение - стихотворение в прозе. Просмотрите ещё раз весь текст и скажите, что почувствовали герои этой истории.
МОЛОДОЙ ВОРОБЕЙ: страх, заботу.
СТАРЫЙ ВОРОБЕЙ: страх, отчаяние, ужас.
СОБАКА: силу старого воробья, огромную любовь к своему детёнышу,
смущение, удивление.
- ПИСАТЕЛЬ: глубочайшее почтение перед этой маленькой героической птицей, восхищение.
- Какой вывод сделали вы для себя?
(Надо быть смелыми, храбрыми, добрыми.)
МЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ.
- Назовите главную мысль рассказа.
(Любовь – могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти.)
- Ребята, учитесь любить и любите. Любите своих родителей.
Материнское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей, и не помнить о них, оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь, а любовь /учитель читает слайд№1/ сильнее смерти и страха смерти. Только её, только любовью движется жизнь. Давайте помнить об этом.
Рефлексия
- У вас на партах лежат сердечки, как вы думаете почему?
Любовь – это чувство, идущее из самой глубины сердца.
- Это чувство, присуще и птицам и животным, но в высшей степени - человеку. Сердце ликует от радости любви, оттого что может дарить эту любовь людям. Сердце болит от горя, от скорби, от тревог.
- Пусть эти сердечки послужат символами любви ко всему, что вас окружает, а вы наполните их словами, которые вы бы хотели сказать своим мамам.
Мероприятие окончено.
- Мне нравится (1)