Родительское собрание "Детство без жестокости и насилия"
материал на тему
Обратить внимание родителей правильно они воспитывают своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание "Детство без жестокости и насилия" | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Охрозаводская СОШ
Разработка родительского собрания
на тему:
Составил: Гурина Т.Ф.
учитель начальных классов
2012год
Слайд 1
Родительское собрание
«Детство без жестокости и насилия»
-Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодняшнее собрание разрешите мне начать словами известного психолога Антона Семеновича. Макаренко:
Наши дети – это наша старость;
плохое воспитание – это наше горе,
это наши слёзы, это наша вина перед
другими людьми, перед всей страной.
- Сегодня мы с вами обсудим проблему существования насилия, жестокости с детьми, познакомимся с причинами, видами насилия и поговорим о том, как уберечь себя от этой трагедии. Возможно кто - то из вас подумал «зачем мне это? Со мной ничего подобного произойти не может!» Надеюсь, что это будет так, а наш разговор останется только разговором.
- Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут не только среди нас, взрослых, но и среди наших детей. И возраст проявления агрессивного поведения явно помолодел…
- Давайте рассмотрим какие же бывают виды насилия . Слайд 2-6
А сейчас мы с вами попытаемся разобраться, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства) и физически (ударили).
А теперь я попрошу вас посмотреть на ответы детей, с которыми было проведено анкетирование по данному вопросу
- Давайте же попробуем разобраться, чем может быть спровоцировано такое поведение ? (ответы родителей)
1. Такое поведение можно расценить как импульсивность. Например, один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, что можно сделать еще. Завязалась драка.
2. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация. И в развитии драчливости детей огромную роль играет пример родителей.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.
Помните, если Вы зачастую наказывают ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует Ваше поведение. Вы должны помнить, что физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает у ребенка агрессивность. Слайд 7
3. Развитию драчливости способствуют телевидение и компьютерные игры. Естественно, изолировать детей от телевизора практически невозможно, но ограничить количество просматриваемых программ, а особенно фильмов, насыщенных сценами драк, физического насилия, просто необходимо. Содержание компьютерных игр также нужно контролировать.
- Иногда мы, родители, ведём себя очень неадекватно — готовы растерзать ребёнка за разбитую вазу, испорченную вещь, а то, что он пнул, например, беспризорного котёнка, мы спускаем ему с рук. При этом мы сами же
его в некоторой степени оправдываем «он не понимает, он нечаянно, я сделаю замечание и он больше так не будет». Слайд 8
Для снятия сильного эмоционального напряжения я хочу порекомендовать несколько упражнений (см. Приложение 1)
Психологи утверждают, что, зарождению жестокости у ребенка способствуют непосредственное насилие над ним в семье. Но в некоторых случаях достаточными аргументами для внедрения в детскую голову фразы «кто сильнее, тот и прав» являются неуважительное отношение к старшим, бабушкам и дедушкам.
- Уважаемые родители! Дети не могут сами сдерживать свои агрессивные инстинкты. Их необходимо этому учить. Давайте подумаем, как же это можно сделать? (предполагаемые ответы родителей)
Обратите пожалуйста внимание на последствия насилия для детей. Слайд 9
- Да, Вы правы. Расскажите ребенку о возможных способах выражения гнева и ярости.
1. При любой возможности - когда показывают драку по телевизору, когда вы видите дерущихся детей или ребенок гневно замахнулся на кого-то - объясняйте ему, что использование неприемлемо, что вредить другому человеку плохо. Сейчас сделать это будет очень сложно. Вам понадобится много раз повторять это, чтобы внушить ребенку, но постепенно он усвоит это положение, как закон.
2. Уделяйте внимание хорошему поведению. Часто ребенок начинает драться, чтобы привлечь к себе внимание, если его игнорируют или не хвалят, когда он ведет себя хорошо. Дети, которым кажется, что на них не смотрят, пойдут на все, вплоть до драки со сверстником, чтобы привлечь к себе внимание. Реагируйте на хорошее поведение ребенка, чаще хвалите его.
3. Узаконьте чувства ребенка. В отличие от действий любые чувства приемлемы. Дайте возможность выпустить пар. Для этого можно в домашних условиях:
- замешивать и мять тесто;
- взбивать подушки;
- мять глину, пластилин;
- кувыркаться;
- комкать газету и бросать ее в стену;
- можно предложить ребенку нарисовать карикатуру на обидчика, а затем ее порвать;
- плескаться в ванне.
4. Позволяйте ребенку кричать, выплескивать отрицательные эмоции. Если агрессии не дать выхода через слова, она проявится в поведении. Для этого можно использовать ”кастрюлю гнева”, ”мешок обид” и т.д. Слайд 10
И, конечно, нельзя оставлять без внимания больной вопрос всех родителей — наказание. За проявление жестокости и нанесение вреда людям наказание должно быть серьёзным. Насчёт физической расправы мнения разных специалистов очень противоречивые. Кто-то утверждает, что физические наказания травмируют ребёнка, кто-то говорит, что в меру они несут пользу. Тонкий момент заключается в том, что иногда просто нет другого выхода — ребёнок не понимает слов. Бывают ситуации, в которых требуется серьезное внушение, шоковая терапия — с помощью физического наказания. Но это не должно перейти в регулярное рукоприкладство… А что думаете Вы по этому поводу? Заполните пожалуйста предложенную вам анкету. (включить тихую спокойную музык, запись на диске) (см. Приложение 2)
- А на прощание я хочу рассказать Вам притчу. О ее основной мысли задумайтесь, пожалуйста, сами... Слайд 11
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, жестокость, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»
Уважаемые родители! Я надеюсь, что перед Вами никогда не будет стоять вопрос, кого из 2-х волков “кормить”… Подходит к концу и наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной. Обратите пожалуйста внимание на экран, где указаны номера телефонов и службы помощи в случае возникновении проблемы.
В завершении нашей встречи я хочу раздать вам памятки с дополнительной информацией (см. Приложение3), которая я уверена вызвала бы у вас размышления и желание построить взаимоотношения в семье по-новому. ... Слайд 12-13
Берегите себя и своих близких!
Список использованной литературы
- Антонян, Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю.М. Антонян. – М., 1995.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001.
- Байбурин А.К. Топорков А.Л. У истоков этики. - Л., 1990
- Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика. - М., 2000
- Захарьева И.А.Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков) – СПб.: изд-во СПб. Университета МВД России, 2000 Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно- практической конференции – М.: РИПКРО, 1997
- Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25-28
- Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 2003
- Фромм Э. Искусство любви // Душа человека. - М., 1992
Приложения
Приложение 1
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ СИЛЬНОГО
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ:
1. «МУХА». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
2. «ЛИМОН». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
3. «СОСУЛЬКА» («МОРОЖЕНОЕ»). Встаньте, закройте глаза. Руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
3. «ВОЗДУШНЫЙ ШАР». Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
4. «ВВЕРХ ПО РАДУГЕ». Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.
Приложение 2
Опросник для родителей
Влияние взаимоотношений ребенка и взрослого на формирование положительных установок у детей.
1. Ф.И. ребенка____________________________________________________________________
2. Как часто вы говорите вашим детям хорошие, добрые слова?______________________________
3. Какие это слова?_________________________________________________________________
4. Когда вы произносите эти слова
а) когда ребенок помог вам по дому
6) просто в любое время
в) беспричинно
г) другое
5. Замечали ли вы, как ребенок реагирует на похвалу? ____________________________________
6. Что происходит с ним, когда ругаете?_______________________________________________
7. Часто ли в вашем доме слышится смех или наоборот, в доме напряженно: члены семьи недовольны друг другом, упрекают друг друга в чем-то?_________________________________
8. Как реагирует ваш ребенок на конфликты родителей, если в доме брань, эмоциональная нестабильность? ____________________________________________________________________
9. Включен ли ребенок в конфликты взрослых, или Вы пытаетесь изолировать его? Как? _______
10. Каковы причины конфликтов в вашей семье?
а)материальный недостаток
б) алкоголь (другие вредные привычки)
в) непонимание супругов
г)вмешательство бабушек и дедушек
д) разные взгляды на воспитание ребенка
11. Когда ребенок вас не слушается, вы обычно:
а)кричите на него
б)разговариваете, уговариваете
в) молчите, не реагируете
г)можете избить
д) даете подзатыльник
е)пытаетесь объяснить, что он не прав
ж) другое
12. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на своем ребенке
а) часто б) иногда в) трудно сказать г)ни когда
13. Укажите причины, когда вам приходиться кричать, угрожать, бить ребенка
а) стремление воспитать
б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка
в)ссора с супругом
г) когда он о чем-то просит, требует
д) когда огорчает
е) избиение ради избиения
ж) желание убедить его в своей точке зрения
з)не могу объяснить
14. Появлялось ли у вас желание избить ребенка, выгнать его из дому, запереть в темной комнате
а) да б)нет в) иногда
15. Какой вид наказания вы выбираете при тяжелых провинностях ребенка? ________________
16. Укажите, пожалуйста:
Сколько вам лет _____________________________________
Сколько детей в семье?_______________________________
17. Когда вы сами были ребенком и не слушались родителей, они чаще всего:
а)кричали б)пытались убедить, уговорить в) молчали
г) использовали подзатыльник д)били е) пугали избиением
Приложение 3
Ребенок- родителю (памятка)
• Не балуйте меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю Вас.
• Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
• Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
• Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
• Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. Иначе я попытаюсь достичь еще больших «побед».
• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я ненавижу вас». Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
• Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на продолжение их.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного хуже. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позднее.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам знаю, почему поступаю так, а не иначе.
• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне слишком большое внимание.
• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и стану искать информацию где-то на стороне.
• Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
• Относитесь ко мне также, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
• И кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью ...
Правила общения родителей с детьми:
- постоянно подчеркивать свое уважение к индивидуальности сына или дочери, их стремления к самоутверждению в семейном микроколлективе;
- проявлять внимание, интерес и уважение по отношению ко всем детям в семье (родным и приемным);
- проявлять постоянную готовность и умение выслушивать ребенка, давать ему возможность говорить (выговариваться), спорить, высказываться, отстаивать свои мысли, взгляды, убеждения;
- перед тем как показать ребенку его ошибки и просчеты в поведении, начинать с похвалы и одобрения положительных качеств, даже при самом сложном и трудном характере сына (дочери);
- отдавать предпочтение ненавязчивым (неназойливым) советам, замечаниям, рекомендациям, беседам, диалогу и избегать стандартных поучений;
- не упрекать ребенка при наличии у него отрицательных черт и качеств;
- тактично показывать лучшие положительные качества своей личности (эрудицию, трудолюбие, пунктуальность, гуманное отношение к людям, честность и др.), но при этом не подчеркивать своего превосходства над детьми;
- проявлять по отношению ко всем детям любовь, доброжелательность, заботу, защищенность, радость и перспективу для жизнедеятельности;
- избегать крикливости и повышенного тона;
- постоянно учиться владеть средствами и приемами вербального (словесного) и невербального общения (выразительная и точная речь, мимика и пантомимика, жесты, выдержанный и спокойный тон, немногословие и т.п.).
Общение с ребенком Памятка для родителей
Общение с детьми должно быть не менее 3-4 часов в сутки;
Уважаемые родители, не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок- научился вас слышать.
Помните, что если вы - человек добрый , вас будут окружать добрые люди, если вы злой- злые.
Воспитание - это передача детям вашего жизненного опыта. Будьте милосердны!
Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу, здесь всегда поймут и вас, и вашего ребенка.
Создание благоприятной семейной атмосферы
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, величина сугубо
индивидуальная. Показатель один - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда
его будят родители.
Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие опенки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе». «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
Радуйтесь успехами ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни, ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Воспитание трудолюбия у детей в семье
Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось - не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте его доводить начатую работу до конца,
Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по
обслуживанию семьи. Не наказывай ребенка трудом!
Обязанности родителей: Родители обязаны:
1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
2. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.
3. Выполнять Устав образовательного учреждения.
4. Принимать участие в управлении школой (Совет школы).
5. В случае академической задолженности у обучающегося ответственность за ликвидацию ее в течение следующего учебного года возлагается на родителей (законных представителей).
6. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей.
7. Обеспечить в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка.
8. Обеспечить ребенка всем необходимым для посещения гимназии (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).
9. Регулярно посещать родительские собрания, посещать гимназию по вызову классного руководителя или администрации.
10. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.
11. По возможности выделять материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или гимназии.
12. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.
13. Родители обязаны следить за внешним видом ребенка. Обеспечить выполнение положения о внешнем виде учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "О жестоком обращении с детьми"
Материалы для прведения родительского собрания...
Профилактика жестокости и насилия в семье (советы родителям).
Профилактика жестокости и насилия в семье (советы родителям)....
Классный час " Семья и детство без жестокости и насилия"
Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди свестников, умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека, воспитывать нравстве...
Классный час Детство без жестокости и насилия
Классный час Жестокое обращение с детьми...
Презентация "Понятия жестокость и насилие".
Презентация подготовлена к занятию в "Школе здоровья" во 2 классе по рабочей тетради для учащихся Школы здорового образа жизни ЦДОиПО СГМУ, а также для психологов и социальных педагогов обще...
Методические рекомендации первичной беседы с ребенком (от 3 до 16 лет), пострадавшего от жестокого обращения, насилия.
Проблемы насилия и жестокого обращения в нашей стране возникают практически везде: дома, в детском саду, в школе, на улице… Понятно, что где бы ни столкнулся ребенок с подобной ситуацией, она о...
Родительское собрание «О воспитании без насилия и жестокости»
Цель: актуализировать проблему жестокости в семье по отношению к ребенку. Задачи: актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле...