Распространение опыта по внеклассному занятию "Дом"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Приобщение детей к истокам родной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_razrab._dom.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Дом».

Цели: приобщение детей к истокам родной культуры;

          развитие познавательных интересов.

Оборудование: иллюстративный материал, подборка «Это интересно»,                                                                                                                                                                                                          

                         книги, старинные изречения, пластилин.

На доске: «Себя покоить - дома не построить».

                                       Ход занятия.

        1.Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим разговор о доме. Вас ждёт много интересного и увлекательного.

Птицы вьют гнёзда, звери устраивают норы, как, например, бобры, или берлоги, как медведь. А человек? Человек возводит дом.

   Правда, так было не всегда. В самые древние времена люди не умели строить дом. Лес, к примеру, для первобытных людей был миром и жилищем. Отдыхая на ложе, сплетённом из трав, которое привязывал между двух деревьев, наш далёкий предок чувствовал себя как дома. Только когда лил проливной дождь, он прятался под плотную непромокаемую крышу, навес, опирающийся на два высоких пня. Этот дом не имел стен, дверей, окон.

Но когда возникли родовые племена, семейства, появилась нужда в доме.

         

        2. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Для него было важно не только обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и наполнить дом теплом, любовью, покоем. Такое жилище можно было соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков. При строительстве дома выбирали сухое, высокое, светлое место.

   Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Под брёвна первого венца укладывали деньги, шерсть, зерно – символы богатства и семейного тепла, ладан- символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением плотников и всех участвовавших в работе.

* Словарная работа: обряд

                                  венец

                                                  ладан

        Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья хорошо ложились в сруб, удерживали тепло, долго не гнили. Однако при выборе деревьев нужно было соблюдать множество правил, нарушение которых могло принести в дом несчастья. Нельзя было брать «священные» и «проклятые» деревья, старые и сухие деревья. Большое несчастье случиться, если в сруб попадёт «буйное» дерево, то есть дерево, выросшее на перекрёстке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома.

* Словарная работа: сруб «священные» и «проклятые» деревья

     3.Сообщение детей

  • «Как придумали двери».

Мужчины первобытного племени, отправляясь на охоту, тревожились за женщин и детей, которые оставались одни дома, то есть в пещере у очага. Поэтому они крепко-накрепко запирали дверь -  надёжную защиту от непогоды и непрошенных гостей: злых и свирепых зверей или людей из враждебного племени. А дверью служил обыкновенный камень-валун, которым задвигали вход в пещеру.

  • «Световые отверстия».

Световые отверстия – окна – от старого очи – глаза дома. Окна были небольшие – высотой в одно бревно. Они закрывались дощечками или завешивались бычьим пузырём. Сколько радости, света принесло человеку стекло! В доме стали прорубать больше окон и больших размеров. Окна располагались в определённом порядке. А путешественник Кей-Код увидел вот что в Америке. Окна располагались так, как будто каждый из живущих высверлил в стене отверстие именно там, где ему было нужно. Были окна для взрослых и для детей.

  • «Земляной пол».

Полом служила земля, утрамбованная так, что он делался твёрдым, как камень. В России с десятого века пол деревянный. С появлением мебельной краски пол стали красить. Позже появился паркет. В одиннадцатом век в Великобритании изобрели линолеум.

  • «Очаг».

Герой сказки «По щучьему велению», Емеля, не только спал, отдыхал, пел песни, но и ездил на ней. В каждой сказке есть намёк. Печь – изобретение удивительное, тёплое, заботливое, родное. Расставаться с ней человеку было тяжело. Русская печь, и хлебопекарня, и отличный диван с подогревом. Печку красили, рисовали орнаменты, цветы, фантастических птиц, зверей.

Даже у одного турецкого султана была мечта иметь такую печь, какие бывают в России. Русские печники поставили ему печь во дворце. Султан был просто в восторге и наградил печников медалями «За искусство», а также денежными премиями.

  • «Распахнутые руки дома».

Распахнутые руки дома – это крыльцо. Оно связывает дом с улицей, с соседями. Тёплыми летними вечерами собирались на крыльце посидеть, поговорить, обсудить последние новости. Крыльцо было резным, ажурным и выходило в сторону улицы. На крыльцо вели ступеньки, а для удобства делались перила. Крыльцо дома называли красное.

       4. Интерьер избы отличался простой. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место. Мужчины обычно работал, отдыхали днем на мужской половине избы. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках.

        В будние дни дом выглядел довольно скромно. В нем не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день дом преображался: стол выдвигался на середину, накрывался белой скатертью, на полке выставлялась праздничная утварь.

    5. Крестьянский дом трудно было представить без многочисленно утвари. В русской деревни употреблялась деревянная утварь. Утварь изготавливалась, приобреталась, хранилась русскими крестьянами.

     6. «Дом – это жилище, в нем идеи жизнь. Это вселенная, место, куда вселились люди вместе с нужными им вещами, растениями и животными… Домочадцы – эти дети дома. Причем не только ребятишки, но и взрослые. Дом прочно соединяет людей общими заботами и работами.

      7. Подборка «Это интересно».

Просмотр слайдов. Виды домов разных стран в разные времена.

         8. Активное занятие. Из пластилина дети лепят дом на выбор.

        9. Итог.

Обсуждение пословицы.

Вопросы:

-Что узнали нового на занятии?

-Что было для вас самым интересным?

     Список используемой литературы.

  1. Журнал «Начальная школа» 2008г, №6.
  2. Иллюстрированная энциклопедия «Русская изба» 2001г.
  3. Н. Орлова, Детская энциклопедия «Дом и то, что в доме» 2000г.
  4. Ф. Макдональд, Научно-популярное издание «Все обо всем» «Жилища», 2002г.

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение опыта работы учителя посредством сети Интернет

Задачи: 1.    Установить новые связи в образовательном Интернет – пространстве посредством  активного обмена информацией.2.    Создание положительного имиджа педагог...

Распространение опыта использования современных образовательных технологий

Распространение опыта использования современных образовательных технологий на институциональном, всероссийском и международном уровне...

Распространение опыта

Распространение опыта...

5.1- 5.5. Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской). Форма 17.

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4классе "Я дружу с книгой". Задачи: продвигать чтение качественной литературы среди детей и родителей, приобщать детей к чтению. Учит...

Обобщение и распространение опыта. Программа городского круглого стола "Введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы: проблемы и перспективы".

24 января 2018 года. Выступление по теме "Обучение детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: из опыта работы"....