Методическая разработка Тема «Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях группы продлённого дня»
методическая разработка (1 класс) на тему
У каждого первоклассника адаптация в школе проходит индивидуально. Для первоклассников, посещающих группу продлённого дня адаптация более успешна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya2018.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №544 с углублённым изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Тема «Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях группы продлённого дня»
Разработала:
Воспитатель ГПД
Кузьмина
Любовь Ильинична
Санкт-Петербург
2018
Проблема адаптации первоклассников к школьной жизни остаётся актуальной из года в год. Школа – это действительно принципиально новая для ребёнка среда. Когда необходима адаптация? Когда меняются условия среды. Адаптация – процесс привыкания, приспособление ребёнка к социальной среде школы.
У каждого первоклассника адаптация в школе, конечно, проходит индивидуально. Адаптация социальная – процесс взаимодействия личности со средой социальной, включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение (преобразование) среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам. Как помочь избежать непонимания? Как увлечь, заинтересовать? В течение учебного года учитель и воспитатель группы продлённого дня в тесном взаимодействии с каждым первоклассником будут оказывать помощь в решении психологических проблем социализации на начальном этапе сложного процесса получения знаний.
Для первоклассников, посещающих группу продлённого дня адаптация более успешна. Они быстро привыкают к режиму дня группы. Ежедневное посещение столовой, пребывание на свежем воздухе, посещение кружков и факультативных занятий, самоподготовка – активно вовлекают детей в ритм жизни школы.
С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера воспитатель определит разумное сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий и поможет первокласснику заниматься с интересом.
Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие и создания нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.
Воспитатель проводит в группе адаптационные занятия с первоклассниками.
Цель – создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволяют ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Задачи:
- Развитие у ребёнка навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами;
- Развитие у ребёнка когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
- Формирование у учащихся внутренней позиции школьника, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
- Оказание помощи учащимся в усвоении школьных правил.
Воспитатель проводит адаптационные занятия одновременно со всей группой, так как занятия направлены на знакомство, создание в группе дружеской атмосферы, взаимопонимания, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. Адаптационные занятия способствуют развитию эмоционально-волевой сферы, совершенствованию внимания, восприятия, памяти, воображения, процессов мышления, нравственных представлений. Такая форма работы позволяет выявить детей с личностными проблемами.
Продолжительность каждого занятия составляет не более 30 минут в зависимости от психологического состояния детей и сложности предлагаемых упражнений.
Игра «Рисуем фантастическое животное и даём ему название».
За 10 минут на листе А4 каждый рисует изображение с любой степенью художественности и называет его. С большим удивлением ребята узнают от воспитателя, что они нарисовали сами себя! Удивительную информацию получает и воспитатель, лучше понимая каждого школьника, его мироощущение, восприятие и воображение.
Задача воспитателя через ролевые игры и упражнения ввести детей в мир культуры, создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции, собственной оценки своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, действия. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Творческий подход к проведению занятий позволит использовать и придумывать игры на различные темы.
Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, учебной деятельности, в быту, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребёнку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно их регулировать в разных жизненных ситуациях.
В игре познаётся и приобретается социальный опыт взаимоотношений её участников, повышается мотивация к обучению. Кроме адаптационных занятий мы играем в игры, которые знакомы и интересны первоклассникам. Воспитатель является ведущим и одним из участников всех игр в группе продлённого дня.
К чему адаптируется первоклассник?
Первоклассник адаптируется к школьному обучению.
Стадии:
- Первые 2 – 3 недели обучения получили название физиологической бури (паники).
- Неустойчивое приспособление 4 - 6 недель (настройка) режим школы ребёнком принят.
Уровни:
- физиологический (статическая нагрузка);
- психологический (обучение);
- социальный (отношения в новом коллективе).
Критерии успешной адаптации:
- стабильность эмоциональной сферы;
- удовлетворительный уровень усвоения программы;
- адекватные отношения с учителями и одноклассниками;
- сформированность внутренней позиции школьника к школьному обучению.
Школьные психологи проводят диагностику адаптации первоклассников через 2 -3 месяца после начала обучения.
Степени школьной адаптации:
- Ребёнок с высоким уровнем адаптации. Любит школу, горд, что теперь он ученик.
- Ребёнок со средним уровнем адаптации. При должном внимании со стороны учителя и родителей ребёнок хорошо учится (хочет делать всё правильно, радовать маму).
- Дети с низким уровнем адаптации. К школе относится негативно или равнодушно, трудно включается в общую деятельность, могут отвлекать других детей.
- Школьная дезадаптация (школьный невроз) – процесс привыкания к школе не состоялся.
Через 6 – 8 недель после начала обучения можно сделать первые выводы об эффективности процесса адаптации, обращаем внимание:
- На эмоциональный настрой ребёнка;
- На уровень усвоения школьной программы;
- На отношения ребёнка с учителями и одноклассниками;
- На развитость внутренней позиции школьника.
Неблагоприятные варианты адаптации.
Основная задача выявить причину. Обязательные пункты плана действий.
Действия педагогов:
- Индивидуальный подход к ребёнку;
- Помощь в преодолении трудностей;
- Установление более тесного контакта.
Действия родителей:
- Изменить тактику воспитания, наказаний и поощрений;
- Дать больше самостоятельности в одном, больше помогать в другом;
- Обозначить темы разговоров и бесед с ребёнком.
Основные причины неуспешной адаптации – недостаточная готовность к школьному обучению. Проявления трудностей школьной адаптации зависят от личности ребёнка и причин, по которым они возникли. Наиболее распространённые варианты – это реакция активного и пассивного протеста, тревожность и неуверенность в себе.
Помощь ребёнку должна быть комплексной и объединять усилия родителей, педагогов, психологов, при необходимости специалистов (логопед, дефектолог, нейропсихолог, невролог).
Пройдя успешно период адаптации, ребёнок получает возможности дальнейшего физического, интеллектуального, социального и личностного развития, активно используя те ресурсы и условия, которые предоставляет новая для него среда.
Успешный школьник – здоровый школьник.
Литература
- Модестова Т.В. Скоро в школу: Рекомендации родителям по выбору школы и решению проблем адаптации. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.
- Лепешова Е. Я иду в школу: Что нужно знать родителям. – СПб.: Азбука, 2010.
- Адаптационные занятия с первоклассниками / авт.- сост. С.И. Тукачёва.- Волгоград: Учитель, 2007.
- Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики. Сост. Шорина С.В. Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005.
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учеб.-метод. Пособие.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
Адаптация- естественое состояние человека, проявляющаяся к приспособлении к новым условиям жизни , новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям. От успешной адапптац...
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Материал к выступлению на педагогическом совете...
ПРОГРАММА организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
Цель программы:создать психолого-педагогические условия,обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....
Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях ФГОС.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значен...
ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...
Создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению....