Классный час "Лес - кладовая"
план-конспект урока (3, 4 класс) на тему

Романова Александра Анатольевна

Классный час посвящен Международному дню леса, который был основан по инициативе ООН в 1971 году.На занятии затрагиваются проблемы защиты леса, его значимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_les_kladovaya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

ЛЕС – КЛАДОВАЯ…

Романова Александра Анатольевна, учитель начальных классов                                                 МАОУ «Красночетайская СОШ»

Цель:

*познакомить с международными экологическими акциями;

*формирование у учащихся представление о значении леса в жизни природы и людей;                   *ознакомление с экологическими проблемами лесов, возникших по вине человека, *развивать познавательный интерес;                                                                                          *воспитывать любовь и бережное отношение к природе, учить  видеть красоту родного края.

  Оборудование:   -   мультимедийный проектор

-   портреты писателей «Литературное дерево»

-    картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели» , И Левитана «Март»

-   экологические знаки

-   выставка книг писателей: Сладкова, В.Бианки, Скребицкого, А.Галкина, Давыдова –Анатри    

-    Красная книга ЧР                                                                                                                  -   аудиозапись голосов птиц

-   иллюстрации перелетных птиц

-   учебник А.В.Рыбакова, Т.В.Артемьева Парус с.152-154

Предварительная подготовка:

  1. Слайды по ходу урока.
  2. Инсценирование  учащимися  диалогов Н. Сладкова.
  3. Подготовка масок и костюмов.
  4. Подготовка  группой учащихся  сообщения «Кто я?».
  5. Заучивание стихотворения группой учащихся М. Глазкова «Поделитесь  с птицами едой».
  6. Выпуск стенгазеты «Сорочьи новости», «Что узнал о птицах», «Птицы- предсказатели погоды», «Приметы и поговорки»

ХОД УРОКА

1Организационный момент Актуализация знаний. (3мин)

Ручейки бегут быстрее,

Свети солнышко теплее

Воробей погоде рад-

Заглянул к нам месяц….МАРТ   Закройте глаза прослушайте и скажите, куда вас сегодня приглашает месяц март..

Прослушивание фрагмента аудиозаписи «Звуки леса»

- Какие звуки вы услышали

- Пение птиц , шум деревьев.

-О чем же сегодня будет идти речь на уроке?

-О лесе.  

-Любите ли вы бывать в лесу? Почему?

-В лесу красиво, интересно, много растений, животных, птицы поют.

2.Сообщение темы урока                                                                                                         Сегодня,21 марта во всем мире отмечается Международный день леса, который был основан по инициативе ООН в 1971 году. Основная задача Международного дня леса – повышение знаний о значимости леса, его  защита. Наш урок называется : Лес –кладовая…,

-Скажите, что означает слово КЛАДОВАЯ?

- Кладовая – место, где сосредоточены какие-нибудь ценности(подземные кладовые—полезные ископаемые, морские кладовые, лесные кладовые –ягоды .грибы…)

Леса на территории Чувашии занимали третью часть территории, но с каждым годом их становится меньше. Почему?

-Пожары лесные, засуха, вырубка лесов. Красота лесов вдохновляла поэтов, художников и музыкантов на создание замечательных произведений искусства.Сегодняшний урок мне хочется назвать Лес –кладовая…

А чего кладовая?

ЛЕС –КЛАДОВАЯ

Пейзажей                 музыки                 здоровья    строительного материала

                     поэзии                    воздуха          животного мира           ягод грибов

3. Литературное дерево. Викторина.  (7 мин)

1.Назовите художников пейзажистов? (И.Шишкин,И Левитан. А Саврасов ,И Данилов..)

2.Назовите автора картины «Грачи прилетели».А.К.Саврасов

3.Назовите автора картины «Март»И Левитан.

4.Этому композитору помогал лес, лесной дом. Он ездил к губернатору, купцу Трощенко, с просьбой спасти лес, отчаянно пытался «не дать свершиться палачеству». (П.Чайковский)                                                                                                                                     5.Назовите Кто он? Наш земляк из Аликовского района . Перевел на чувашский язык произведения Пушкина, Бианки. Автор произведений«Пĕчĕк ĕçченсем» (Заботливые малыши, 1958), «Читлĕхри хăнасем» (Гости в клетке, 1959), «Тăван тавралăхра» (В родном краю, 1959), «Сурăм шарлакĕсем» (Сорминские пороги, 1961), «Юптарусем» (Басни, 1963), «Утнăçемĕн уçăлать çул-йĕр» (Дорогу откроет идущий, 1972), «Слезы дождя» (1968), «Смех не для всех» (1970), «Я и мои друзья» (1975). А. Галкин                                                       6. Русский писатель родился в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, много путешествовал. Автор детских рассказов Чей нос лучше? , Первая охота , Кто чем поет , Как Муравьишка домой спешил .В.Бианки 

4. Работа в группе. Собери пословицу, назови примету.                                                                   Курица на одной ноге стоит              к дождю

Ласточки летают низко                       к стуже

Воробьи купаются ранней весной-      к морозу

Кукушка кукует на сухом дереве          к теплу

Гуси высоко летят                              тот плачет зимой

Кто спит весной                                  воды много будет

Пришел май                                     не будет в амбаре пусто

Унавозишь густо                             только успевай да не зевай

5. Экскурсия в школьный музей природы и экологии

Есть такая кладовая и у нас в школе. Это музей природы и экологии

Поэтому я приглашаю вас в школьный музей экологии и природы.  Вход сюда сегодня разрешается без пригласительных билетов только животному миру. А вы, вспомните правила, которые надо соблюдать находясь в гостях у природы.(дети получают рисунки и говорят как себя вести в лесу ,на лугу)

 5.1 (Дети называют правило поведения в лесу и проходят. Их встречают дети в костюмах птиц.) Путешествие продолжается.

Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры,глухие таёжные дебри. Лес очень важен для природы и человека. Дома вы читали произведение Скребицкого Дятлы. А узнаете ли этих пернатых. (дети в костюмах птиц читают свои рассказы о птицах Кто я?

5.2 Игра КТО  Я)

        У меня на голове черная шапочка. Спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой в бескормицу, ем все: и разные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? СИНИЦА

       Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, всех будить. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь на ногах, бегаю туда-сюда по дереву. Мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелететь с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать.А окраска у меня не слишком заметная. Кто же я? ПОПОЛЗЕНЬ

        Я красивая крупна я птица из семейства куриных. Нахожусь под охраной. В снежные зимы ночую в сугробах. Весной и летом весь день я провожу на лесной поляне. Питаюсь ягодами, травой, насекомыми. Гнездо вью прямо на земле под деревьями, пою песню и ничего не слышу. За это и прозвали меня…. ГЛУХАРЬ

        У меня большая квартира в кроне дерева. Обычно я строю несколько квартир, а потом выбираю одну. Я люблю полакомиться насекомыми, гусеницами, люблю фрукты овощи. А ещё люблю всякие блестящие  штучки прятать. Зато про меня стихи и сказки сочинили СОРОКА

        Я живу в рощах, лиственных и хвойных лесах., даже в садах. Я  работаю с утра до вечера. Упираюсь хвостом,  зацепляюсь сильными лапками, долблю клювом, а потом своим языком с зазубринами достаю насекомых. Гнездо устраиваю в дупле деревьев и каждый год их меняю. Называют меня «санитар леса» ДЯТЕЛ

Я работаю по ночам, днем сплю, Глаза у меня большие. Голову могу поворачивать на 360 градусов. Уничтожаю мохнатых гусениц, мышей, насекомых. В литературных произведениях меня называют мудрой. Кто я?.... СОВА

        Я очень наблюдательная, Меня считают плохой мамой, потому что я сама не высиживаю птенцов, а подбрасываю яйца в чужие гнезда, в каждое гнездо по одному. Умею их так маскировать  что трудно отличить мое яйцо от яйца хозяев гнезда. Правда оно бывает чуть больше. Мои птенцы прожорливые. Они выталкивают из гнезда других птенцов, а сами постоянно требуют еды. На 20-й день птенцы покидают гнездо и превосходят по размеру своих воспитателей их размера. Сама я почти не пою, а самец может пропеть вам 360 раз. КУКУШКА

ГРАЧ и ВОРОН

Этих птиц трудно отличить друг от друга, Особенно если они находятся высоко ,на деревьях. Грачи и вороны – близкие родственники. Они являются представителями многочисленного отряда Воробьиных, входя в одно семейство Врановых (вороновых)

птиц. Грачи, хотя и очень похожи на черных ворон, все же отличаются стройным телом, прямым и заостренным клювом длиной 54-63 мм. Отличается грач от вороны и иной формой крыла. Грач великолепно приспособлен к быстрым и дальним перелетам, которые ему приходится совершать каждый день, выкармливая птенцов. Но главная особенность грача, отличающая его от вороны и которых нельзя не заметить –это его «голое лицо».

Возможно потому, что зима у нас в России всегда была долгой и холодной, грач-вестник весны, всегда был окружен ореолом благожелательности и симпатии. А ворону, напротив, всегда недолюбливали. Даже приметы о вороне и граче сложены в народе разные. Если про ворону говорят: «Раскаркалась ворона – быть беде». То с грачами связана иная примета: «Если грачи покинули свои гнезда – быть беде». Такое отношение к грачам существует не только в России. В Англии  за убийство грача сурово наказывали. Если грачи покинули гнездо, значит в семье, рядом с которой они гнездились, не будет наследника.

       Я редкая перелетная птица. В полете похожа на орла. Вес 2 кг, длина тела 62-72 см, размах крыльев 170-185 см.Занесена в Красную книгу Чувашии. Прилетаю в начале мая, когда пробуждаются ящерицы и змеи. Кроме рептилий, питаюсь лягушками,  рыбами. насекомыми. Зимую в Африке и на юге Азии. В чуваши меня можно увидеть в долинах рек Суры, Цивиль. Мое гнездо было обнаружено в национальном парке «Чаваш   вармане» ЗМЕЕЯД

Вывод

Ребята, я забыла.как называется тема нашего занятия?

-Лес –кладовая..

- Так . что хранится в этой кладовой.

-Птицы, животные.

- Как мы можем сохранить их и помочь им.

Подкармливать, не шуметь в лесу , не трогать гнезда….

7.Знакомство с строителями .                                                                                                                        Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадайте и узнаете о ком мы будем читать.                                                             Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
- О ком загадка? Из каких слов вы отгадали загадку

-Бобр - один из самых крупных грызунов: он может достигать более метра в длину (вместе с хвостом) и весить 30 кг! У него мощные зубы. Ему достаточно пяти минут, чтобы «срубить» дерево 10 см в диаметре. Для строительства и укрепления своей плотины он использует стволы деревьев! Жилье строит из веточек в форме шалаша, вход в него находится под водой. Бобр любит кору деревьев. Сейчас бобр находится под охраной, но на него долго охотились ради его ценного меха.                                                                     Плотины помогают в создании водоемов и разведении рыбы. Водоемы питают корни деревьев и не дают лесам засыхать.
                                                                                         8.Домашнее задание:                                                                                                                             1 группа – рассказать, что хорошо и что плохо у бобра.                                                                   2 группа – словесное описание   бобра.                                                                                            3 группа – составить диалог бобра и птицы.                                                                                4 группа – найти и выучить стихотворение про бобра.

9.Рефлексия. Каждый должен задуматься, какими увидят леса наши потомки и сможет ли лес дать им то, что дает нам сегодня?

Запишите на листочках  и подарите лесу. О чем должен помнить человек, приходя в лес? Что вам понравилось на уроке?

Кто  из героев или учащихся вам понравился на уроке?

Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?  

- Какие пожелания вы хотели бы сказать?

Заключительное слово учителя.

Используемые материалы

1.ЭКОША Информационный листок Молодежной дружиныЧР при поддержке ЗАО «ЦСП Типография Брындиных».

2 Сайт Приокско_Террасного заповедника http://www.danki.ru

3 Красная книга Чувашской Республики Т1,2,Ч.2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кладовая педагогического мастерства

Материал к районному конкурсу "классный самый классный". Из опыта работы....

Чудесная кладовая

Представлен конспект урока  по курсу «Кубановедение» в 3 классе. Учащимся предоставляется возможность приоткрыть дверь в огромный мир природы, почувствовать себя исследователями. В ходе урока фо...

природная кладовая алтая

"Природная кладовая Алтая" - сценарий праздника,  посвященный 75-летию Алтайского края. В разработке представлен материал для учащихся 1-2-х классов, прилагается презентация. поскольку школа - ре...

Кладовая педагогического мастерства "Партнерство классного руководителя и семьи"

Если спросят меня: " Кто я?" Ответить однозначно нельзя. Я- мама, я- женщина, я- учительница! Учитель- это не просто профессия, это образ жизни. А я не просто учитель. Я- первая учительница! Родители ...

кладовые земли

кладовые земли...

Классный час: "Лес – чудесная кладовая."

Расширить представление детей о  лекарственных растениях; познакомить с Красной книгой природы, растениями и животными, занесенными в нее; раскрыть величие и красоту природы родного края; в...

Классный час «Старость-кладовая мудрости».

Цели и задачи:воспитание чуткости, внимательного отношения к пожилым людям;воспитание уважения к пожилым людям;усвоение этических норм поведения с людьми старшего возраста...