Моя малая Родина
методическая разработка (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Джалильская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Сармановский муниципальный район, Республика Татарстан
Программа кружковой деятельности
«Моя малая Родина»
Автор: учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Газизова Рамзия Асфановна
2017 год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….3
Содержание программы………………………………………………..6
Тематическое планирование……………………………………………..8
Список использованной литературы……………………………………10
Пояснительная записка
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Работа по изучению «малой Родины» привлекает внимание к проблемам села, поселка, района помогает воспитанию уважения и любви к традициям и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь истории своего села с историей страны, воспитывает чувство гордости за прошлое своего края. Воспитание любви к Родине - процесс длительный, требующий от педагогов большой личной заинтересованности, убеждённости, вдохновения.
Страницы истории родного края и села могут стать объектом изучения их младшими школьниками. Приобщение ребёнка с раннего детства к корневым истокам русской культуры в условиях родного поселка позволяет формировать у него чувство собственного достоинства, гордости и ответственности за свой край.
Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, а также возможности семейной и народной педагогики и педагогики сотрудничества. Реализация программы не требует специальных материально-технических средств, учитель может использовать уже имеющееся оборудование и дидактические средства.
Программа разработана с учетом следующих законодательных и нормативно - правовых документов:
-Конвенцией ООН о правах ребёнка;
-Конституцией РФ;
-Законом РФ «Об образовании».
Программа предусматривает совместную работу педагогов школы, учащихся и их родителей, библиотекаря поселка, школы. Она решает образовательно-воспитательные и воспитательно-развивающие задачи, способствует развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста, погружению их в мир исторической реальности, углублению знаний о родном крае. Способствует раскрытию индивидуальных особенностей ребёнка и созданию атмосферы поддержки, сопереживания, совместной работы взрослых и детей.
Программа помогает проследить пространственные и временные связи: возникновение поселка, его развитие в прошлом и настоящем, накопление исторического наследия. Находясь в конце этой цепочки, каждый ученик способен почувствовать себя преемником культурного наследия, его хранителем и участником дальнейшего развития.
Работа по программе производится последовательно, переходя от одной темы к другой. Мероприятия, предусмотренные этой программой, частично повторяются. Программа строится с учётом постоянного освоения ребёнком культурно - исторического пространства, переходя от близкого к далёкому. Активное включение учащихся начальных классов в реализацию программы достигается путём учёта интересов, способностей, потребностей детей.
Программа предполагает использование разнообразных форм и методов работы с детьми, в том числе проблемно - поисковых методов, проектной деятельности. Предусматривается проведение фольклорных праздников, игр-путешествий, уроков-экскурсий, различных конкурсов, написание сочинений, организация встреч с интересными людьми.
В рамках программы дети изучают историю своей семьи, школы, поселка, сельского поселения. Учатся находить причины и следствия событий, происходящих в определённое время, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живущих в другом времени. Учащиеся знакомятся с символикой города, являющегося районным центром, осознают принадлежность к своему народу. Происходит формирование активной жизненной позиции.
Программа реализуется во внеурочное время, иногда переносится на классные часы.
Программа рассчитана на 1 учебный год
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Учебный период: 19 часов
Количество занятий: в 2 недели - 1 занятие
Количество часов в занятии: 1 час
Основные цели:
- сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
- расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления альбома, стенда;
- воспитывать нравственно-патриотические качества.
Задачи программы:
1. Воспитание чувства любви и восхищения родным краем, Татарстаном, России, к подвигу ветеранов, родному поселку, своему району.
2.Развитие и пробуждению у школьников интереса к изучению истории своей малой Родины, чувства уважения, толерантности по отношению к другому народу.
3.Приобщение школьников к общественно-полезной работе, деятельности по охране памятников культуры своего поселка, района.
4.В целях стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы заинтересовать и научить детей собирать материалы и правильно оформлять их, готовиться к проведению и участию в конкурсах, викторинах, краеведческих олимпиадах, собирать и правильно оформлять материалы после экскурсий.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, изобразительным искусством, музыкой.
Формы работы:
1.Беседы со сторожилами для сбора информации.
2. Погружение в летопись школы, малой Родины дополнение их прошедшими значимыми событиями.
3. Сбор вещественных и письменных материалов для занятий кружка.
4.Участие в выставках, конкурсах, художественной самодеятельности связанных с историей малой Родины и Сармановского муниципального района.
5.Организация выставок, экскурсий в районный музей, праздников с целью пропаганды знаний по истории поселка Джалиль и школы среди детей и взрослых.
Принципы, положенные в основу организации кружковой деятельности:
- Регулярность, последовательность и постепенность в организации занятий
- Добровольность, без желания успешной работы не будет. Необходимо самому выбрать задание по душе, соответствующее возрасту и возможностям.
- Если взялся - доведи выполнение задания до конца.
- Каждый ребенок должен видеть итог и осознавать значимость своей работы. Важен выход: выступление ребенка в классе или на занятии, страничка на стенде, найденная фотография, доклад и др.
- Самостоятельность в поиске без лишней опеки и команд.
- Педагог, родители должны быть всегда рядом, чтобы в нужный момент оказать помощь и поддержку, не лишать ребенка самостоятельности.
- Учить детей правилам: поведения в гостях, взятии интервью, тактичности, культуре речи и др. Очень важна эмоциональная интонация учителя, индивидуальный подход к каждому ребенку.
В ходе занятий необходимо выработать у членов кружка следующие умения:
- описывать события;
- оформлять материалы, оформлять стенд;
- проводить экскурсионную работу, работать с литературой;
- обобщать опыт, написать доклад для публичного выступления.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны в конце года
знать:
- своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ;
- символику своей школы;
- названия улиц, памятных мест,
- названия рек, прудов, деревень, входящих в Сармановский муниципальный район;
- символику Сармановского района, названия близлежащих деревень;
- национальный состав жителей села и близлежащих деревень, легенды своей деревни, обычаи предков, игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества;
- правила техники безопасности при работе во внеклассных мероприятиях, при уходе за памятниками, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения во время экскурсии;
- даты важнейших событий поселка Джалиль, школы, Сармановского района.
Уметь:
- составлять родословную;
- составлять устный рассказ о своей школе;
- составлять план-схему своей улицы, поселка;
- правильно определять их места расположения;
- находить на карте Татарстана границы Сармановского района;
- рассказывать историю поселка, района, Республики; .
- называть место, обстоятельства, участников и результаты важнейших событий;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-описывать условия, образ жизни и занятия людей;
- публично выступать.
Работа кружка заканчивается итоговым занятием, на которое приглашаются жители поселка, района, родители, учителя.
Содержание программы
1. Вводное занятие (1ч.)
Знакомство с членами кружка, согласование плана работы на год, выбор актива, техника безопасности, анкетирование.
2.История поселка Джалиль и Сармановского района(6 ч.)
Сбор материала о районном центре и становлении Сармановского района в разные годы.
Топонимика улиц поселка Джалиль. Строительство домов и объектов соцкультбыта, промышленных объектов. Кто строил дома, жители в разные годы.
3.История образования поселка Джалиль (2 ч.)
Изучение истории на местном краеведческом материале. Судьба деревень, входивших в состав поселения. Особенности времени.
4.Главное богатство земли – ее люди (1ч)
Изучение жизни и деятельности земляков, передовиков производства, Почетных граждан поселка Джалиль и Сармановского муниципального района. Окружающие тебя люди интересны своими делами. Передовики производства разных лет, орденоносцы, почетные граждане. Знакомство, встречи с интересными людьми, которые расскажут о жителях, их судьбах.
5. «Навеки в памяти народной». Великая Отечественная война и жители поселка. (3 ч. )
Изучение военной истории на местном краеведческом материале. Судьба города и района в годы Великой Отечественной войны. Особенности военного времени. Письма с фронта. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
6.История образовательного учреждения (2ч.)
Изучение истории возникновения и развития школы и образования в сельском поселении. История строительства школы. Учителя и ученики разных лет. Интересные воспоминания, традиции. Развитие школы, этапы. Учителя – ветераны: сердце, отданное детям. Учительские династии. Учительские семейные пары. Преемственность поколений. Проект «От школы прошлой, к школе будущего». Школьные традиции.
7. «Природа родного края».(3ч.) Территория и географическое положение поселка, Сармановского района. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Составление карты поселка.
8. Культурное наследие, местные традиции ( 2ч.)
Изучение культурного наследия и творчества жителей поселка Джалиль, факты культурной жизни поселка. Литературное, художественное, музыкальное творчество, фольклор, традиции, встреча с выпускниками.
9.Итоговое занятие (1ч.) Подведение итогов.
Тематическое планирование
4 класс(19 часов)
№ | Название темы | Кол-во часов | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
1. | Вводное занятие | 1 | |
История поселка Джалиль и Сармановского района (3 ч.) | |||
2. | Джалиль – поселок поэта татарского народа | 1 | Экскурсия. Просмотр фильма-презентации по теме. |
3. | Сармановский район (природа, народ и т д.) | 1 | Игра – викторина. Просмотр фильма-презентации по теме. |
4. | Символика Сармановского района | 1 | рисунки |
История образования поселка Джалиль(3 ч.) | |||
5. | История образования поселка Джалиль | 1 | Сбор материалов, фотоальбом |
6. | Причина исчезновения деревень | 1 | Сбор материалов,беседы Игра-викторина,встреча с коренными жителями этих деревень |
Главное богатство поселка - его люди (1ч) | |||
7. | Знаменитые люди нашего поселка и Сармановского района | 1 | Встреча с выпускниками,с учителями, сочинение |
«Навеки в памяти народной». Великая Отечественная война и жители поселка. (3 ч. ) | |||
9. | «Навеки в памяти народной» Участники ВОВ | 1 | Мероприятие, посвященное Дню Победы«Вахта памяти» |
10 | «На худые вдовьи плечи Лёг невыносимый труд» | 1 | Встречи, сбор материалов для альбома. |
11 | Они выполняли интернациональный долг | 1 | Сбор материалов. Материалы для стенда |
История образовательного учреждения (2ч.) | |||
12 | История открытия первой школы в поселке | 1 | Индивидуальная поисковая деятельность. Сбор материалов. |
13 | «Школьные годы чудесные…» | 1 | Беседа о школе, история школы, просмотр видеоматериала о школе |
«Природа родного края»(3ч.) | |||
14 | Природа родного края. «Вот моя деревня, вот мой дом родной…» | 1 | Экскурсия. Рисунки. Сочинения,стихи |
15 | Водоемы, ключи Сармановского района | 1 | Знакомство с легендами, рассказы жителей села |
16 | Прошлое, нстоящее и будущее поселка Джалиль | 1 | Экскурсия Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность |
Культурное наследие, местные традиции ( 2ч.) | |||
17 | Маленький поселок решает большие проблемы. Программа “Бәләкәч”в действии. | 1 | Беседа со школьниками |
18 | Пришла нам пора уезжать из села, Но чтоб Джалиль забыть? Никогда! | 1 | Встреча с выпускниками, учителями, сочинение |
19 | Итоговое занятие | 1 | |
всего | 19ч |
Список использованной литературы
- «Золотая коллекция Татарстана. Сармановский муниципальный район»
- Стратегия успеха. Сармановский район глазами детей, 2005.
- Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах. – Минск: Народная Асвета, 1987.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас.Учебник для 4 кл.нач .шк. В 2 ч.-М.:Просвещение, 2006.
- Рахимов И.И. Растительный и животный мир Татарстана.- Казань: Магариф, 2006
- Школа России. Концепция и программы для начальных классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.1( М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова , С.И.Волкова, С.И.Волкова и др.) - 5-ое изд.-М.: Просвещение, 2010
- Краеведение: Пособие для учителя./Под ред. А.В.Даринского.-М.:1987.
- Интернет ресурсы
РЕЦЕНЗИЯ
на программу кружковой деятельности
«Моя малая Родина»
Автор: учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Сармановский муниципальный район, Республика Татарстан
Газизова Рамзия Асфановна
Предложенная для рецензирования авторская программа, актуальна. Это связано в первую очередь с тем, что процесс нравственно-патриотического воспитания, начало которому закладывается в семье, должен быть обязательно продолжен учителем начальных классов не только в урочной, но и внеурочной деятельности, кроме того дети этого возраста сами хотят знать все о своей «малой Родине», а учитель должен поддержать это желание. Что и делает автор программы.
Программа помогает проследить пространственные и временные связи: возникновение поселка, его развитие в прошлом и настоящем, накопление исторического наследия. Находясь в конце этой цепочки, каждый ученик способен почувствовать себя преемником культурного наследия, его хранителем и участником дальнейшего развития.
Авторская программа построена так, что при ее выполнении происходит реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, а также возможности семейной и народной педагогики и педагогики сотрудничества. Занятия кружка не требуют специальных материально-технических средств, учитель может использовать уже имеющееся оборудование и дидактические средства.
Программа предполагает использование разнообразных форм и методов работы с детьми, в том числе проблемно - поисковых методов, проектной деятельности. Учащиеся, посещающие кружок участвуют в проведении фольклорных праздников, игр-путешествий, уроков-экскурсий, различных конкурсов, написании сочинений, организации встреч с интересными людьми. Дети изучают историю своей семьи, школы, поселка, сельского поселения. Учатся находить причины и следствия событий, происходящих в определённое время, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живущих в другом времени. Учащиеся знакомятся с символикой города, являющегося районным центром, осознают принадлежность к своему народу. Происходит формирование активной жизненной позиции.
Программа научна, доступна, интересна по поставленным целям и решаемым задачам, несет в себе мощный развивающий и воспитательный потенциал реализуется во внеурочное время, рассчитана на 1 учебный год, возраст кружковцев - 8-11 лет, всего 19 часов, в 2 недели - 1 занятие, продолжительность - 1 час. Может быть рекомендована учителям других школ для организации кружковой работы, преподавателям вузов, работающих со студентами обучающимися по направлению Педагогическое образование профиль Начальное образование
Рецензент:
Кандидат педагогических наук, доцент,
заместитель директора ЧОУ ВО «Казанский инновационный
университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)» Т.П.Тычинкина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...
Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею"
Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею". Выполнила ученица 3 класса....
Презентация К проектной работе «Моя малая родина»(Судьба и родина едины)
Проект «Судьба и Родина едины».Классный час: « Моя малая Родина».Цель:- формировать представления о родном крае, о своей станице;- вызвать интерес к истории родной станицы;- пр...
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....
Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"
На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...
Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».
Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что играет огромну...
Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня
Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...