Клубный час "Был город-фронт, была блокада".
методическая разработка (3, 4 класс) по теме

Ткачева Светлана Львовна

Методическая разработка направлена на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание личности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности в форме этической беседы.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке y школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Особенности проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включить инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. В нашей беседе были использованы материалы интернет-журнала "Kotello.ru"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внешкольное занятие655.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №213 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Клубный час

«Был город-фронт, была блокада».

методическая разработка

направление: изучение истории героического

прошлого нашей страны, в том числе

города Ленинграда во время блокады

1941-1944 гг.

Автор: Ткачева С.Л.

воспитатель ГПД

2016

Беседа.

Самая большая роскошь на свете – это

роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент  - Экзюпери

Беседа—метод изучения личности, ее мотивов, чувств, мышления, намерений, понимания стоящих задач, всегда общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами.

Цели:

Изучение исторического героического прошлого нашей страны, в том числе города Ленинграда во время блокады 1941-1944гг.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие личности.

Воспитание уважения к  подвигу города, труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени в блокадном Ленинграде.

Познакомить детей с интересными  необычными фактами  из жизни блокадного города,  роль  животных  (кошек)  в его спасении.

Задачи:

1. Раскрыть перед детьми значение подвига ленинградцев.

2. Развивать у школьников интерес к истории своей страны, города.

3. Гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка.

Предварительная работа:

- слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе

- слушание  разучивание и пение песен военных лет

- выставка поделок и рисунков

Формы и методы  реализации:

Внеурочное занятие по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся. Презентация. Как итог проведенного мероприятия выпуск стенгазеты-коллажа учащимися.

Возрастная группа:

2 и 3 классы

Ход беседы:

Первый этап беседы – индукция (наведение)

Воспитатель:

Грозные годы блокады.

Ленинград назван городом-героем, потому что благодаря героизму ленинградцев город, почти 900 дней находясь в блокаде, не сдавался врагам.

8 сентября 1941 года вокруг нашего города замкнулось кольцо блокады. В Ленинграде начался голод. Людям не хватало еды. Хлеба выдавали по 125 граммов на человека, поэтому было много воров, которые грабили на улицах, в домах. Чтобы не умереть с голоду, жители ловили грачей, охотились за кошками и собаками, из столярного клея варили суп, студень.

Водопровод тоже был нарушен. Приходилось ходить к реке Неве за водой. Многие умирали, так и не дойдя до лунки. Это было страшное время.

Зимой, когда Ладожское озеро замерзло, появилась возможность перевозить продукты по нему. «Дорога Жизни» - так называли эту дорогу надежды на спасение. Но и этот путь был ненадежен, потому что немцы его обстреливали.

Однако город жил и боролся, он выстоял в этой борьбе. Блокада была снята полностью 27 января 1944 года.

Но сегодня у нас необычная беседа. Мы с вами познакомимся с необычными и интересными фактами из жизни  блокадного города, а именно узнаем о роли животных (кошек) в его спасении. По окончании беседы создадим  коллективную творческую работу!

Посвящается всем кошкам, спасшим от смерти людей в те страшные 900 дней, ценой своей жизни

Кошки – герои блокадного Ленинграда Люди, которым в 1942 году удалось пережить Ленинградскую блокаду, вспоминают, что в то время в городе не стало кошек, зато количество крыс возросло в десятки раз. Порой полчища грызунов продвигались вдоль Шлиссельбургского шоссе к месту, где располагалась мельница, мелющая муку для всех жителей города

Памятник всем котам и кошкам блокадного Ленинграда. Кот ЕлисейПамятник всем котам и кошкам блокадного Ленинграда. Василиса

.Памятник всем котам и кошкам блокадного Ленинграда. Кот Елисей и кошка Василиса

В 1942–43 годах крысы буквально захватили город, вследствие чего, Ленинград охватил голод. Пакостных вредителей отстреливали, давили танками, но все попытки были бесполезными. Серые захватчики умудрялись взбираться на танки, едущие их давить, и шествовали на них . Мерзкие грызуны не только истребляли запасы продовольствия, но и были переносчиками вирусов, вызывающих ужасные эпидемические заболевания. Жителям Питера грозила эпидемия чумы.

Возможно, вам доводилось читать об этой страшной болезни, господствовавшей в Европе во времена Средневековья. А причиной было как раз то, что религиозные фанаты, считающие кошек колдовскими сообщниками, уничтожили огромное их количество, вследствие чего, развелось очень много крыс. Последние и стали пусковым механизмом инфицирования европейцев и заражения их чумой.

Весной 1943 г. председателем Ленсовета было подписано постановление, о выписке из Ярославской области четырех вагонов дымчатых кошек прямо в Ленинград. Состав доставил «мяукающую дивизию» под строжайшей охраной.
Наконец-то, коты вступили в бой, очищая все подвалы, чердаки и свалки от крыс. Кошки победили, и крысиная армия потерпела крушения.

Интересен тот факт, что после снятия блокады москвичи, вместе с продуктами питания, высылали в Петербург родственникам и друзьям кошек и маленьких котят.

Усатый спецназ

Усатый спецназ

Как бы грустно это не звучало, коты спасали ленинградцев от смертельного голода, принося хозяевам свою добычу. А, когда есть было совсем нечего, единственная возможность для сохранения человеческой жизни – это было приготовление обеда из кошки. Животные согревали маленьких мерзнущих детей, были для них небольшой отрадой в те страшные времена. Поэтому, многие детки посвящали пушистым питомцам стихотворения и песенки. Многие хозяева делили свои положенные крохи хлеба со своими питомцами…

 Многие хозяева делили своих положенные крохи хлеба со своими питомцами...

История о коте-слухаче: Это старая военная история о рыжем коте-«слухаче», который поселился при зенитном подразделении, располагавшемся под Ленинградом, и в точности предсказывал каждый последующий вражеский налёт. Самое интересное то, что во время приближения советского самолета животное не подавало никаких знаков. Благодаря уникальному дару, командование батареи кормило ценного кота и даже приказало одному из солдат присматривать за рыжим «слухачом».

Кошачий призыв

После снятия блокады было совершено еще одну «мобилизацию котов». В этот раз, Мурки и Барсики были доставлены из Сибири, специально для музеев, дворцов и даже для знаменитого Эрмитажа. Некоторые приносили животных по собственному желанию. Первым добровольцем стал черно-белый кот по кличке Амур. Его хозяйка охотно пожертвовала любимым питомцем ради того, чтобы победить ненавистных врагов. В общем, в Ленинград направили около 5 тысяч мурчащих истребителей для очищения Эрмитажа от грызунов. О них заботились: кормили, лечили, но самое важное – уважали и до сих пор уважают за добросовестную работу и помощь.

Усатые секюрети Эрмитажа

Усатые секьюрити Эрмитажа

 

Пару лет назад в музее создали Фонд друзей Эрмитажных котов. Благодаря фонду, собираются средства для разных кошачьих потребностей, организовываются различные акции, выставки.

На сегодняшний день, в Эрмитаже «служит» около полусотни котов и кошек. У каждого из них имеется личный паспорт и фотография в нем. Этим животным дали почетное звание высококвалифицированных специалистов по очистке подвалов Эрмитажа от грызунов.

Эрмитажный кот Эрмитажный кот 

Даже в кошачьем сообществе соблюдается четкая иерархия. У них есть свои аристократы, средний класс и чернь. Эрмитажные коты поделены на четыре отряда. У каждой группы своя строго отведенная территория. В чужие подвалы «не свои» не лезут, ведь можно серьезно схлопотать.

Кошачья охрана всемирно известного музеяКошачья охрана всемирно известного музея 

Сотрудники музея знают каждого своего питомца не то что в лицо, а в спину и даже в хвост. А имена котам дают женщины, подкармливающие их. Работники знают историю и подробности жизни каждого кота.

Прежде чем обидеть кошку, отругать ее за проказы и баловство, вспомните, что ее сородичи отдавали свои жизни ради жизни человека и его детей, они боролись с врагами, грели и утешали,  просто любили нас, таких слабых и жестоких в самое страшное и тяжелое время.

Второй этап беседы – самоконструкция (переход от чувств, эмоций к реальным действиям - самопроявление)

Воспитатель:

Сегодня мы познакомились с удивительными фактами из истории нашего города. А теперь я хочу послушать вас. Расскажите чего нового вы узнали, а о чем уже слышали.

Дети рассказывают, идет беседа.

Воспитатель

В заключении предлагаю сделать коллаж – газету из картинок (фотографий) блокадного Ленинграда и текста, который вам надо составить к этому коллажу.

Третий этап беседы – социоконструкция (совместная работа учащихся)

Делаем коллаж – газету

Четвертый этап – афиширование

Вывешиваем коллаж-газету на стенд школы.

использованные материалы:

интернет-журнал «Kotello.ru»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая кадриль "Дело было вечером, делать было нечего..."

Стихотворение о жизки учителей Кошехабльского района на  фестивале учительских клубов....

Методическая разработка внеклассного военно- патриотического мероприятия "Был город- фронт, была блокада".

Мероприятие направлено на формирование знаний учащихся о героизме наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны....

«Был город –фронт, была победа"

«Был город –фронт,была победа»…900 –дневной блокаде Ленинграда      посвящается....

Конспект занятия Была блокада

Материал подготовлен для обучающихся начальной школы с  интеллектуальными нарушениями...

"Не стоит забывать былое". День полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады.

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине,  формирование нравственных ценностей....

Методическая разработка для обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Конспект урока " Была блокада..."

КОНСПЕКТ УРОКА МУЖЕСТВА «БЫЛА БЛОКАДА…» (1-3 классы для обучающихся с умеренной умственной отсталостью)...

Методическая разработка сценария воспитательного часа «Но были они ленинградцы!» в рамках Комплексной программы мероприятий к юбилею снятия блокады Ленинграда"

  Сохранение исторической памяти – не просто важный, но и совершенно необходимый процесс. Он не позволяет фальсифицировать факты истории, ставит под запрет ее переписывание.  Он...