Развлекательно-познавательная программа «Хоровод народов России»
методическая разработка (4 класс) на тему
Формирование гражданской позиции у воспитанников, воспитывание уважительное отношение к культуре народов России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horovod_druzhba_narodov.docx | 383.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Керченская специализированная школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов»
Развлекательно-познавательная
программа
«Хоровод народов России»
(2-7 классы)
Воспитатель 5группы
Татарикова С.А.
г. Керчь
2016 г.
Цель: Формировать гражданскую позицию у воспитанников, воспитывать уважительное отношение к культуре народов России
Задачи:
- Расширение знаний, представлений детей о культуре, обычаях и традициях народов, населяющих Россию.
- Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
- Развитие творческих способностей детей, их самостоятельности и инициативности.
- Развитие интереса учащихся к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная система.
Оформление: уголок с образцами национальной росписи, выставка народного промысла, шары.
(музыка 1) Дети под песню «Большой хоровод» входят в зал. (подпевают)
Ведущий 1: Сегодня мы, приглашаем Вас в наш дружный хоровод, чтобы познакомится, с традициями, обычаями народов России.
(слайд 1) Россия - самое большое по площади государство мира. Оно располагается на континенте Евразия, имеет выход в три океана – Тихий, Северный Ледовитый и Атлантический
- Россия – самая большая по территории страна мира. почти в два раза больше площади таких государств, как Канада, США, Китай. По численности населения же Россия занимает лишь 9е место.
Ученик
Дети раз отца спросили:
-Все ли русские в России?
- Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.
Ученик
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!
Ученик
Пусть по-разному песни поют
- Украинец, таджик и якут,
- Все народы России – моя
- Трудовая большая семья.
Ученик
На просторах российской страны
- Много разных народов живут
- Все народы как братья равны
- Всем народам – любовь и почет
Ученик
Дружба народов – не просто слова,
- Дружба народов навеки жива.
(дети садятся на стулья)
Ведущий 2: (слайд 2) Национальный состав страны отличается исключительным многообразием. В России проживают более 180 народов. (слайд 3) Самый многочисленный народ России это, конечно же, русские. К ним относится около 112 миллионов человек.
(слайд 4)На втором месте по численности находятся татары, их насчитывается около 5,5 миллионов.
(слайд 5)Третье место занимают украинцы, которых в России около 2 миллионов.
(слайд 6, 7, 8, 9)Еще четыре народа насчитывают в своем составе более одного миллиона человек. Это башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.
Народы, проживающие в России, отличаются друг от друга бытом, нравами, материальной и духовной культурой.
Ведущий1:
Послушайте стихотворение «Россиюшка», которое написал 10-летний мальчик – Лев Протасов из Екатеринбурга (МУЗЫКА 2) (звучит музыка Ludovico_Einaudi_-_Divenire)
«Россиюшка»
Ученик__
Мал ещё, но рассудить я в силе,
И никто меня не упрекнёт —
Нет страны, прекраснее России!
Этот вывод знаю наперёд!
Вырасту — поезжу я по миру.
И уверен, к берегам Родным,
Будет тяга непреодолимой,
Хоть откуда — но вернусь я к ним!
Потому, что Русский я по Духу!
Потому, что Русь — моя Земля!
Потому, что Мать моя — Славянка
И меня в России родила!
Потому, что здесь мой дом и школа!
Дед, Отец и все мои друзья,
Русская, любимая Природа,
Речь родная, здесь моя Семья!
Потому, что Прадед мой по крови,
За Россию нашу — в землю лёг!
Подвиг наших воинов-героев,
Знаю — помнит не один народ!
Станешь ты — великой и могучей,
Расцветёшь, как яблонька весной!
Для меня ты будешь самой лучшей!
Самой ненаглядной и родной!
Ведущий 2: В результате исторических событий, Россия стала единственным государством, имеющим столь разнообразный культурный и этнический состав. Сегодня познакомимся с несколькими народами.
Ведущий 1: Ценные сведения о жизни народов можно получить при изучении устного народного творчества – былин, легенд, сказок, песен. Развитые культуры оставляют после себя письменные источники, в которых отражаются самые разные стороны жизни народа.
Ведущий 2: У множества народов России пословицы и поговорки разные по содержанию, но одинаковые по смыслу. Сейчас мы сыграем в такую игру. Надо будет подобрать к пословицам и поговоркам народов России русский вариант. (слайды 10 пословицы России)
Ведущий 1:В наш хоровод мы приглашаем представителей русского народа.
Музыка 3( исполняется русский народный танец 4 группа)
Ведущий 2: (слайд 11) Герб России, символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад и на восток. Корона на голове у орла - символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр, эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют держава.
Скипетр - символ власти, а держава – символ могущества страны.
У русского народа существует много национальных символов, вот некоторые из них.
Ученик_2 кл______________Загадка (слайд 12)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.
Хоровод «Во поле берёза стояла» (танцует 5 группа)(музыка 4)
Ученик_2кл_______
Эту куколку открой — Будет третья во второй.
Половинку отвинти, Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти Куколку четвертую.
Яркий красненький платочек,
Русский сарафан в цветочек,
А внутри сюрпризы есть:
Может три, а может, шесть.
(слайд 13)
Ведущий 1: Матрешки - символ загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке. При росписи (гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов.
Ученик__2 кл______
Этот зверь любитель мёда.
Даже в имени есть мёд.
Разбрелся по всему миру,
И в лесах везде живёт.
Видов много зверь имеет,
Но каким бы ни был он.
Косолапою походкой
Он с рожденья наделён.
(слайд 14)
Ведущий 2: Как правило, в народном сознании медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сообразительностью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным.
Ученик__2 кл________
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень" да "брень".
(слайд 15)
Ведущий 1:Балалайка - замечательный инструмент, по-праву носящий звание одного из основных символов русской культуры. Балала́йка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент.
Знания о приёмах игры и репертуар передавались от отцов и дедов к сыновьям и внукам в устной форме. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.
(Танец «Скоморохи»), музыка из м/ф Бременские музыканты. (музыка 5)
Ведущий 2: Любили на празднике русские люди и поиграть. Попробуем и мы поиграть в русскую народную игру «Игровую». Приглашаю 2,3,4 классы. Дети встают в круг, берутся за руки. В центре круга – водящий.Играющие ходят по кругу и произносят слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Ведущий 1:Несмотря на все многообразие и разность в культурах, представители различных наций связаны одной исторической судьбой. Не раз на протяжении многих веков народы сплоченно боролись против завоевателей. Такое единство породило укрепление и развитие народных традиций, что стало одной из особенностей нашей многонациональной Родины.
С давних времен в России проживало огромное количество наций и народностей. При этом большинство россиян доброжелательно относятся к самым разным народам, населяющим страну.
Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. У нас был проведён конкурс работ «Народные промыслы России». С результатами этого конкурса вы можете ознакомиться здесь.
Ведущий 2: В наш хоровод приглашаем украинцев.(слайд 16) В России проживает 2 млн. украинцев. Не перечесть все те легенды, сказки, песни, стихотворения о дорогих и родных украинскому сердцу символах(калина, барвинок, тополь, подсолнух) Они воспроизведены в вышивках на рубахах, полотенцах.
Ученик_7 кл________Украинский народ донельзя певучий. Давняя легенда рассказывает о соловье (Папка слайды 16.1. для Украины) (включается музыка «трио Маренич» на двух проигрывателях одновременно»)Старые люди рассказывали, что когда-то давно эта красивая птичка не бывала в Украине. Гнездилась в далеких краях и не знала туда дороги. Но поскольку соловьи были донельзя певучие, то летали по всему свету и собирали песни всех народов для индийского царя.
Залетел один соловей и на Украину, но в деревнях было тихо.
– Что-то люди здесь не живут? - подумал соловей. - Ни песни, ни музыки не слышно. Но зашло солнышко, и люди вместе стали возвращаться домой. То здесь, то там слышались песни. Но песни были грустными. Тяжелый труд забирал все силы. Здесь соловей запел и развеселил их. Забыли люди усталость и запели своему заморскому гостю.
Со всех земель слетелись соловьи к царскому саду, с принесенными ими песни. Но все это было уже знакомо царю и он сердился. И тут под окнами запел соловей из Украины, и правитель потерял покой. Такие песни он вдобавок не слышал - и велел тому соловью напевать песни на ночь...
Удивленные соловьи весной вместе полетели на Украину, послушать эти песни, перевести их на птичий слог, чтобы петь в далекой Индии. На Украине они высиживают птенцов, чтобы продолжить род там, где они слышали наилучшие в мире песни.
Ведущий1: мы приглашаем калмыцкий народ.(Выходят дети в калмыцких национальных костюмах)(слайд 17)
Ученик_5 кл__________- Мы живем между Черным и Каспийским морями. Нас 330 тысяч.
- Когда средь степи - одинок
Стою над гладкою равниной
И чистотой дышу полынной, -
Мне чудится, что я - высок,
Я осязаю бесконечность,
Душа моя вмещает вечность.
Где все преграды бытия?!
Неразличимы быль и небыль,
На свете только степь и небо.
На свете - птицы, степь и я!..
О, счастье духа, счастье тела -
Простор, не знающий предела!
Ученик___5кл_________: Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. У калмыков существует давным-давно установившийся обычай - с уважением относиться к пожилым людям, старшим товарищам, гостям. На этот счет есть поучительные калмыцкие поговорки: "Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок".
Ученик_5кл__________Эти моральные правила исполнялись из поколения в поколение и выражались в следующем:
- когда старший или гость собирался в путь, то молодые готовили его в дорогу и седлали коня;
- когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь;
- раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился;
- когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры; - младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос;
- пожилым уступали дорогу.
Ведущий 2: Лотос является национальным символом Республики Калмыкия. Его цветок изображён на флаге республики. (Слайд 18)
На Востоке этот прекрасный цветок всегда считался символом гармонии, совершенства и чистоты. Предки калмыков поклонялись этому символу божественной чистоты на протяжении веков. Обычно растущий в мутной, почти стоячей воде или на болотах, вдали от шумных городов, лотос чист и прекрасен. Каждый вечер он закрывает свой цветок и прячется под воду, а утром появляется снова. Но цветок его всегда остается сухим, излучая чистоту и свежесть. Чистота и красота лотоса — вот то, что делает его священным!
(Слайд 19)
Ведущий 1: «Ребята, давайте вспомним калмыцкую народную игру «Серебряный пояс»! Ребята, а вы знаете почему пояс называется меӊгн бус? Потому что раньше калмыки на пояс нашивали серебряные монетки для того чтобы во время танца они звенели.
Описание игры: играющие садятся на пол или на палас, образуя круг. Учитель выбирает водящего, который взяв серебряный пояс, ходит по кругу за спинами сидящих. Улучив момент, он незаметно кладет этот пояс позади кого-либо из сидящих и бежит по кругу. Игрок, за спиной которого был оставлен пояс, вскакивает, берет пояс и бежит, пытаясь догнать убегающего и осалить его этим поясом, а водящий пытается занять место догоняющего. Если ему это удается, то догоняющий игрок становится водящим. Есть еще вариант этой игры: водящий незаметно подкладывает серебряный пояс и убегает, а тот кто обнаружил пояс у себя за спиной бежит в противоположную сторону и кто быстрее добегает до пустого места тот его и занимает, а тот кто не успел становится водящим.
Ведущий2: приглашаем в наш хоровод представителей якутского народа.
( Выходят дети в национальных якутских костюмах)(слайд 20)
Ученик_2 группа____________Из всех народов, живущих в тайге и тундре, самая сильная и древняя культура – у якутов. Якуты – многочисленный народ, населяющий обширные пространства Сибири по обоим берегам реки Лены, скотоводы и охотники: древнее жилище – юрта. Как нередко бывает в русских былинах, в произведениях якутского народа – олонгхо – все сказочно огромно. Юрта, где рождается народный богатырь, величиной в тридцать комнат; у нее сорок стеклянных окон, подпирают ее восемьдесят лиственниц; у этой юрты медный пол, тройная серебряная крыша, тройные стены. Так плотно захлопывается дверь в юрте, что семьдесят человек не распахнут; так широки сени, что лошади рысью за целый день их не обежать. А входная дверь такая, что восемьдесят человек открыть не могут.
Ведущий 1: Государственный герб Республики Саха (Якутия) (слайд 21) представляет собой круг, в центре которого помещено изображение древнего всадника со знаменем (взятое с наскальных рисунков с реки Лены) на фоне солнечного диска - щита, обрамленного традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических фигур. напоминающих кристаллики ограненного алмаза, (слайд 22) также своеобразного символа Якутии Солнце серебристого цвета, всадник - темно-красного, обрамление - темно-голубого, орнамент - белого.
Голубой цвет на гербе символизирует честь, верность, надежность и искренность. Белый и серебристый - чистоту чувств и помыслов людей.
(слайд23) Ещё с глубокой древности, у якутского народа, сохранился хомус - музыкальный инструмент который вмещается в ладони, но при этом обладает уникальной способностью издавать звуки живой природы.(звучит хомус музыка 7)
(Инсценируется якутская сказка «Бабушка Чачакан-Чачакан»)
Ученик 2 группа Жила в одном селении бабушка Чачакан-Чачакан. Как-то раз зимой пошла она к реке за водой. Подошла к проруби, видит – прорубь ледком затянуло. Пробила бабушка лед, льдинки в сторону отвела и целое ведерко воды зачерпнула. За ним и второе. А ведерки у бабушки красивые были – из бересты, с узорами. Взяла бабушка оба ведерка в руки, домой пошла. Да поскользнулась на гладком льду, упала у самой проруби и всю воду пролила. А утро морозное было. Пока бабушка охала, да вставать собиралась, подол-то у нее ко льду и примерз. Никак бабушке не подняться. Смотрит – кто бы ей помог? Поглядела она на солнце, которое только-только взошло, и спрашивает: - Солнце, солнце, не ты ли всех на свете сильнее? - Да, бабушка, я очень сильно. Да только меня черная туча закрыть может.
Бабушка – к туче: - Туча, туча, не ты ли всех на свете сильнее?
- Да, бабушка, у меня силы много, да только меня ветер унести может
Бабушка – к ветру:
- Ветер, ветер, не ты ли всех на свете сильнее?
- Да, бабушка, я очень силен, но мне гора может путь преградить.
Глядит бабушка на каменную гору:
- Гора, гора, не ты ли всех на свете сильнее?
- Да, бабушка, я очень сильна, да только меня человек расколоть может.
Бабушка – прохожему:
- Человек, человек, не ты ли сильнее всех на свете
- Да, бабушка, я очень силен, да только я огня боюсь
Бабушка – к огню:
- Огонь, огонь, не ты ли на свете всех сильнее?
- Да, бабушка, я очень силен, да только меня вода залить может.
Бабушка – к воде:
- Вода, вода , не ты ли на свете всех сильнее?
- Да, бабушка, я очень сильна, да только меня земля выпить может.
Бабушка – к земле:
- Земля, земля, не ты ли на свете всех сильнее?
- Да, бабушка, уж я-то наверное сильнее всех.
Рассердилась бабушка:
- Так отпусти ты мою юбку, чего ты ее держишь?
Дернула она свое платье, а оно уж оттаяло. Встала бабушка Чачакан-Чачакан на ноги, ведра в руки взяла, набрала снова воды и домой пошла.
Ведущий 2: Мы предлагаем вам поиграть в национальную игру
- «Атах тэпсиитэ» - Пятнашки
под якутскую национальную музыку (Музыка №8) (Дети встают парами, лицом друг к другу, кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца. Ритмичность движений, их плавность соблюдать обязательно)
Перетягивание на палках (Мас тардыпыыта) якутская игра
Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.
Ведущий 1: мы приглашаем в наш хоровод представителей татарского народа (слайд 24)
(Выходят дети в национальных костюмах татар.)
(слайд 25) Государственный герб Татарстана представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой, на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан". Вся фигура барса подчеркивает могущественность, величие. Барс - символ плодородия. (слайд 26) Он считался особо священным животным, поэтому он представлен со знаком святости - крыльями. Острые зубы и когти животного свидетельствуют о его способности постоять за себя и за тех, кого оно защищает. Щит на боку барса означает защиту, покровительство. Изображенная на нем астра символизирует долголетие, жизнь, процветание.
Ученик__4 кл__________- На обширной территории от Тамбова — на западе, до Омска — на востоке и от Перми и Кирова — на севере, до Крыма и Астрахани — на юге компактными группами проживают татары. Мы очень любим музыку, танцы, песни . А где же можно повеселиться, как не на «Сабантуе» - празднике земледелия татар. Послушаем народную татарскую песню, которая звучит на Сабантуе. (Звучит музыка, исполняется народный танец - 6 группа) (музыка 9)
Ученик_4 кл____________- На Сабантуе не только пели и плясали, но и устраивали состязания в силе, ловкости, быстроте. Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе по-прежнему остается национальная борьба на кушаках. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем противника за талию и таким образом ведет борьбу, стараясь положить его на лопатки.
Ведущий 2: - Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя и сейчас мы проведем эти игры. (Учащимся предлагается поучаствовать в играх: бег в мешках, перетягивание каната, бег с ложкой и яйцом.)
Ведущий 1: А сейчас ребята посмотрим мультфильм «Мост» (просмотр мультфильма)
1.Как вы считаете, кто прав, кто виноват в мультфильме?
2.Что бы Вы посоветовали лосю и медведю в этой ситуации?
3. В чём смысл данного мультфильма? Граждане, живущие в многонациональном государстве должны уметь договариваться друг с другом, идти на взаимные уступки.
- Ученик 3го класса___________________
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете
Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою.
- Ученик 3го класса___________________
- На просторах России
- Много разных народов живет.
- Все народы, как братья равны,
- Всем народам — любовь и почет.
Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!
Музыка №10
Песня «Я, ты , он, она…»
Подведение итогов.
Используемая литература:
1. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_5705/
3. http://www.kakprosto.ru/kak-244557-kak-poyavilas-rossiya
5. С.Маршак «Десять рассказов»
6. http://www.twirpx.com/post/2359/
7. http://allskazki.ru/world/yak/11.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказочная эстафета" развлекательно-познавательная программа
Данный материал может использоваться для проведения досуга младших школьников.Цель: Расширять культурные потребности учащихся;- закрепить знания по изучению народного фольклора;- развивать...
Развлекательно - познавательная программа "Дорожная грамота"
Сценарий развлекательно - познавательной программы "Дорожная грамота", для детей начальной школы....
Рабочая программа "Игры народов России" - спортивно - массового направления, составлена в соответствии с ФГОС НОО (с 1 по 4 класс).
Рабочая программа "Игры народов России" составлена на основе авторской программы О.В. Бартецкой "Подвижные игры народов России"...
Развлекательно–познавательная программа для начальной школы ко Дню Матери
Воспитывать любовь и уважение к матери.Развивать культуру поведения на общественном мероприятии.Развивать выразительность речи, артистизм.Содействовать сплочению коллектива детей и взрослыхУчить детей...
Развлекательно-познавательная программа «Азбука нравственности»
Воспитанникам даются нравственные ориентиры...
Рабочая программа ВД "Народы России-дорога дружбы"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народы России: дорога дружбы» входит в программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образо...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся Развлекательно - познавательная программа для учащихся 3-х классов «Вперёд, мальчишки»
Цели:познакомить обучающихся с историей возникновения праздника и поздравить будущих защитников Отечества.Задачи: расширить кругозор учащихся;способствовать формированию чувства патриотизма;развивать ...