Сохраним Саратовский край
методическая разработка на тему

Гантанова Наталья Яковлевна

Разработка внеклассного мероприятия о любви к степному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranim_saratovskiy_kray.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Начальная  общеобразовательная школа №3 р.п.Озинки»

Озинского района Саратовской области

Разработка экологического природоохранного мероприятия, проводимого во внеурочное время.

Конкурс «Сохраним Саратовский край»

Номинация: «Мы оберегом станем для природы»

Тема: «Бросим природе спасательный круг!»

                                       Работу подготовила

                  Гантанова Н.Я., учитель начальных классов

         МОУ «НОШ №3 р.п.Озинки»

Конкурс «Сохраним Саратовский край»

Номинация: «Мы оберегом станем для природы»

Тема: «Бросим природе спасательный круг!»

Оборудование: экран, презентация, ноутбук, проектор.

Ход мероприятия.

Ведущий:

 - Дорогие друзья! Начинаем наше заочное путешествие по родному краю. Богат и красив наш край. Но нуждается во всеобщей защите.  (СЛАЙД 2)

Ученик: 

Живу я в Озинском районе,
Где много света и тепла,
Полей игривое пространство, 
Кругом полынь, ковыль-трава.
Здесь нет морей, нет влаги вечной,
Здесь нету вечной мерзлоты....
Но есть цветы и их прекрасней,
Во всем ведь мире не найти...
Хоть я живу совсем немного,
Но научился понимать,
Что каждый кустик возле дома
Нам непременно, ежедневно,
Стараться нужно поливать.
Ухаживать за ними надо,
Так как район наш "суховат"
И для богатства огорода,
Вниманием не обделять.

Ведущий: (СЛАЙД 3)

- Наше путешествие начинается у реки. Ровная, спокойная, красивая река Чалыкла протекает на территории Озинского района. Свои голубые воды она несёт в Камелик, соединяясь вместе две реки впадают в Иргиз. Река становится необъятной. Есть  на реке Чалыкла изумительные уголки, где тишина, зелень трав, аромат цветов: место отдыха. Но всегда можно увидеть эти райские уголки в ненадлежащем состоянии. (СЛАЙД 4)

Ученик:

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки

И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули – и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!

Ведущий:

- Ребята, какой знак вы поставили бы у реки, для того чтобы не происходило то, что вы услышали. (СЛАЙД 5)

-Какой вы хотели видеть нашу речку?

Ведущий: 

- Река Чалыкла вьётся, вдаль убегая, синея сквозь туман, а за ней виднеются водянисто- зелёные холмы. Ровной стеной стоят стройные осины. (СЛАЙД 6)

Ученик:

 В Синегорье трепещут осинки,

Ветерок. Даль ковыльно –седа,

Ширь полей, степь до неба, и синькой

Разукрашены высь и вода.

Ведущий:

- А что же удивительного вы увидели в осиннике на холмах, которые принято называть у нас Синими горами? (СЛАЙД 7)

Ученик:

Ландыш милый, ландыш нежный,
Белый ландыш, ландыш снежный,
Наш цветок!
Встал ты меж зеленых створок,
Чтоб тебя, кто только зорок,
Видеть мог.
Колокольчики качая,
В воздухе веселом мая,
Бел и чист,
Ты, как звезды, в травах светишь,
Ты узором тонким метишь
Полный лист.
Восковой и весь нездешний,
Ты блаженней, ты безгрешней
Всех цветов.
Белый, белый, белый, белый,
Беспорочный, онемелый,
Тайный зов!
Как причастница одетый,
Ты влечешь в святые светы
Каждый взгляд,
Чтобы осенью ненастной,
Шарик странный, шарик красный,
Сеять яд.

Ведущий:

- Ребята, чем полезен ландыш? А чем опасен? Какой знак можно установить в осиннике? (СЛАЙД 8)

Ведущий:    Степь весною (Автор: Куприн Александр Иванович)

Раннее весеннее утро — прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке, там, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые, предрассветные тучи. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

Ведущий:

- Скажите, ребята, а о каком степном цветке вы ещё знаете? (СЛАЙД 9)

Ученик:

Горит тюльпан! Дрожит над степью пламя,
И нету силы, чтоб его унять.
Пожар апреля, алыми цветами
Бушует степь и радует меня.

Горит тюльпан. Дарит людям радость,
Пылает жарким светом сквозь траву,
И лучшей, кажется, судьбы не надо.
Да я и сам для этого живу.

Ведущий:

- А могут ли растения грустить или плакать? От чего?

Ученик:

А вы видали, как грустят тюльпаны?

Вы видели, как в голубом тумане,

 Когда лежит предутренняя мгла,

Расплакались прозрачные тюльпаны

Росою на атласных лепестках?

Сверкающие капельки дрожали,

Стараясь удержаться, не упасть.

Цветочным ароматом и печалью

Пыталась влага насладиться всласть.

Нанизывая бисеринки боли

На тонкую невидимую нить,

Всю ночь цветы шептались, поневоле

Стараясь слезы свято сохранить.

А вы видали, как грустят тюльпаны?

Роса, сползая, оставляет след

На воске листьев, на упругом стане

Цветка, что кем-то срезан был в букет.

"О чем печаль?"- я у цветов спросила,

 "Быть может, мыслю с вами об одном?

И где же та неведомая сила,

Заставившая плакать, и о чем?"

В прохладной тишине цветы молчали,

И солнечные робкие лучи

Их ласково и нежно освещали,

Касаясь тонких струн моей души...

Рукой невидимою ветерок веселый

Качнет созданья хрупкие, шутя.

Росинки-слезы, порожденье боли,

С хрустальным звоном падая, слетят…

Ведущий:

- О чём грустил тюльпан? Находясь в степи среди тюльпанов, какой знак поставим? (СЛАЙД 10)

Ученик:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я, цветы, как люди плачут,
И росу роняют на песок.

Ведущий:

-  Запомните правило! Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из цветов, которые выращены человеком.

Ученик:

- Но не только красоту теряют люди. Ведь  во многих травах и цветах скрыты великие силы исцеления.

Сценка «Девочка-ромашка»

Ромашка:

Много трав растёт полезных
На земле страны родной. 
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

Травяная вредина :

Я  хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок. (дурман)

Ромашка:

 Разгадала твой обман!
Посмотрите: вот дурман –
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего. (вредина убегает)

Ведущий:  Ох уж эта травяная вредина! Так и норовит всё испортить. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

Травяная  ведьма:

 Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём,
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём.
Дома их поставим в воду.
Ведущий: Ох уж эта травяная вредина! Так и норовит всё испортить. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

Ромашка: 

Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
От лихих, как эта
Собирательниц букетов,
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвём не на потеху –
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства. 

Ведущий:

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину. (СЛАЙД 11)

Ученик:

         
Я вам лета каплю подарю,
Вы ладошки только протяните,
Осторожно положу зарю,
Или солнце жаркое в зените.

Я налью дурмана летних трав,
И щепотку утренних туманов,
А затем, букет ветров собрав,
Я насыплю рос вам, без обмана.

И медовый, липовый рассвет,
И закат дарю, такой горячий,
И еще, луны манящей свет,
И раскаты грома дам, в придачу.

Ничего не жалко для друзей,
Ну, берите, пусть смеется лето,
И пусть станет чуточку теплей,
Вам в душе, лучом его согретой.

Список литературы и используемых интернет – ресурсов

Жиренко О.Е.Внеклассные мероприятия. М.:ВАКО, 2012

Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.:ВАКО, 2007

Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах М.:МИРОС, 1994

http://www.stihi-pro.ru/stihi-o-zhizni/11778-ozinskiy-kray.html

https://rustih.ru/sergej-mixalkov-progulka/

https://yandex.ru/images/search

http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/12519

http://www.stihomaniya.ru/2014/03/stikhi-o-tyulpanah.html

http://lukoshko.net/prish/prish.shtml

http://www.stihi.ru/2010/07/30/3741

http://pandia.ru/text/78/583/80676.php

http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/12641


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России" Наш край – Саратовская область

Цели урока:Сформировать представление учащихся о родном крае; изучить географическое положение Саратовской области, используя методы исследования.Совершенствовать умение работать с картой и дополнител...

Наш край - земля Саратовская

Презентация "Наш край - земля Саратовская" по курсу "Окружающий мир", 4 класс...

«Саратовский край – земля моя родная» (Внеклассное мероприятие, посвященное 80-летию образования Саратовской области )

Цели мероприятия:образовательные:   Углубить знания о знаменитых людях Саратовской области;развивающие: развивать познавательный  интерес к профессиям, интеллектуальные и творческие способно...

Проект по теме: «Люблю тебя мой край родной» в рамках межшкольного проекта «80 лет Саратовской области»

Проект по теме:«Люблю тебя мой  край родной»в рамкахмежшкольного проекта«80 лет Саратовской области»...

Классный час "Саратовский край в годы ВОВ"

Классный час, посвященный Саратовской области в годы ВОВ....

Марафон проектов "Писатели Саратовского края"

     Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного д...