"Илья Муромец - богатырь Земли Русской"
методическая разработка (2 класс) на тему
Материал занятия ориентирован на детей обучающихся по программам 6.3 вида (можно использовать для детей дошкольного возраста). Материал преподносится в игровой форме, доступен для восприятия, увлекателен и позволяет решить поставленные задачи по воспитанию элементарных патриотических чувств и качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilya_muromets_-_bogatyr_zemli_russkoy.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательский час
«Илья Муромец – богатырь Земли русской»
1.Предварительная работа:
Беседа: «Герои и защитники», чтение былин в пересказе для детей Н.П.Колпаковой, рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», рассматривание иллюстраций В.М.Конашевича и В.Лукьянец, просмотр м/ф «Илья Муромец» 1975 г., разбор пословиц и поговорок о чести, подвиге, достоинстве, отваге.
2.Тема занятия.
«Илья-Муромец – богатырь Земли русской»
3.Программные задачи:
Обучающая
-сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси.
Развивающая
-развивать внимание, мелкую моторику рук, речь, эмпатию.
Воспитательная
- воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.
4.Основной вид деятельности:
слушание, моделирование, решение проблемной ситуации, продуктивная.
5.Вид занятия:
Воспитательский час
6. Тип занятия.
Комбинированный
7. Метод проведения.
Словесно - наглядный, с элементами игры.
8. Здоровьесберегающие технологии.
Динамическая пауза – упражнения для снятия мышечного напряжения.
Гимнастика для глаз.
Технология смены видов деятельности.
Рефлексия – снятие эмоционального напряжения.
9. Ресурсы.
Ноутбук, МР3 записи, слайды.
10. Материалы .
Листы цветной бумаги (серебро), материалы для моделирования, карточки для рефлексии.
11.Возраст детей:
9-10 лет, 2»В» класс
12. Подготовила воспитатель:
Наумова Л.И.
Ход занятия
Приглушенно звучит набат.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, звучит набат- это колокол. Какая-то беда случилась на нашей земле. Что произошло?
Слайд№1 ( изображение Соловья - разбойника)
Это страшный коварный Соловей – разбойник напал на наши земли. Хочет разорить их, отнять наши богатства, забрать в плен наших людей.
Ребята, что будем делать? Пропустим Соловья - разбойника?
Дети: Нет!
Воспитатель: Кого позовем на помощь?
Загадка:
Знают взрослые и дети,
Нет его сильней на свете.
Одного напомню я -
Э т о М у р о м е ц И л ь я. ( Слайд №2)
Ребята, кто такой Илья - Муромец ?
Дети: Русский богатырь.
Рассказ об Илье Муромце.
В городе Муроме, что недалеко от Москвы жил крестьянин, по прозванью Иван Тимофеевич, со своей супругой, Ефросиньей Яковлевной. Прожили они вместе пятьдесят лет, а детей у них не было. Часто старики горевали, что под старость прокормить их будет некому. Горевали-горевали, Бога молили, и родился у них, наконец, долгожданный сын. А имя ему дали Илья.
И вот живут они с сыном Ильей, живут, не нарадуются. Быстро растет сынок. Лето прошло, другое прошло, пора ему ходить начинать. Тут и увидели старички большое горе: сидит Илья недвижимо. Ноги у него как плети. Руками действует, а ногами никак не шевелит. Прошло и третье Лето, и четвертое, а Илье ничуть не легче. Еще пуще стали плакать старики: вот и есть сын, да никуда не годящий — обуза, а не подмога.
Так и просидел Илья сиднем целых тридцать лет – себе на печаль, родителям на горе.
И вот в одно прекрасное утро собрался Иван Тимофеевич на работу в лес, а Илью одного дома оставили. Он уже привычный был сидеть — дом караулить.
А день выдался жаркий. Сидит Илья, потом обливается. И вдруг слышит: подходит кто-то к его оконцу. Подошли и постучали. Потянулся Илья кое-как, открыл окошко. Видит, — стоят два странника, очень старые.
Посмотрел Илья на них и говорит:
— Чего вам, страннички, надобно?
— Дай-ка нам испить пива хмельного. Мы знаем, у тебя есть в подвале пиво хмельное. Принеси нам чашу в полтора ведра.
Илья им в ответ:
— И рад бы принести, да не могу — у меня ноги не ходят.
— А ты, Илья, попробуй сперва, тогда и говори.
— Что вы, старцы, тридцать лет я сиднем сижу и знаю — ноги у меня не ходят.
А они опять:
— Брось ты, Илья, нас обманывать! Сперва попробуй, а после и говори.
Пошевелил Илья одной ногой — шевелится. Другой пошевелил — шевелится. Соскочил с лавки и побежал, как будто всегда бегал. Схватил чашу в полтора ведра, спустился в погреб свой глубокий, нацедил пива из бочонка и приносит старцам.
— Нате, кушайте на доброе здоровье, страннички. Уж очень я рад, — научили вы меня ходить.
А те говорят:
— Нет, Илья, выкушай сперва сам.
Илья не прекословил, берет чашу в полтора ведра и выпивает на месте единым духом.
— А ну-ка, добрый молодец, Илья Муромец, скажи теперь, сколь чуешь в себе силушки?
— Много, — отвечает Илья. — Хватим мне силы.
Переглянулись старцы меж собой и говорят:
— Нет, верно, мало еще в тебе силы. Не хватит. Сходи-ка в погреб и принеси вторую чашу в полтора ведра.
Нацедил Илья втору чашу, приносит старцам. Стал им подавать, а они, как прежде, говорят:
— Выкушай, добрый молодец, сам.
Илья Муромец не прекословит, берет чашу и выпивает единым духом.
— А ну-ка, Илья Муромец, скажи, много ли ты чуешь силушки?
Отвечает Илья странникам:
— Вот стоял бы здесь столб от земли до неба, а на том столбе было бы кольцо — взял бы я за то кольцо, да своротил бы всю подвселенную.
Опять переглянулись меж собой странники и говорят:
— Больно много мы ему силы дали. Не мешало бы поубавить. Сходи-ка, братец, в погреб, принеси еще чашу в полтора ведра.
Илья и тут не стал прекословить, побежал в погреб. Приносит чашу, а старцы говорят:
— Выпей, Илья.
Илья Муромец не спорит, выпивает чашу до дна.
А старцы опять его спрашивают:
— Ну-ка, Илья Муромец, скажи теперь, много ли в тебе силушки?
Отвечает Илья:
— Убавилась моя силушка наполовинушку.
— Ладно, — говорят странники, — будет с тебя и этой силы.
И не стали его больше за пивом посылать, а стали говорить ему:
— Слушай, добрый молодец, Илья Муромец. Дали мы тебе ноги резвые, дали силу богатырскую. Можешь ты теперь без помехи по Русской земле погулять. Гуляй, да только помни: не обижай слабого, беззащитного, а бей вора-разбойника. С тех пор Илья Муромец всегда защищал страну свою от злодеев и разбойников.
Раздается приглушенный свист (МР 3 запись.)
Ребята, это Соловей – разбойник свистит, надо поторопиться! Давайте поможем побыстрее Илье - Муромцу собраться в поход , чтобы защитить всех от разбойника.
Игра – моделирование «Собери богатыря в поход»
Описание:
Изображение богатыря (картинка); разные предметы: кольчуга, шлем, лук и стрелы, автомобиль, конь, автомат, джинсы, бейсболка, кожаная куртка, микроволновая печь, щит, булава и др.
Что понадобиться древнему богатырю в походе?
Дети подбирают изображения необходимых вещей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы быстро и правильно собрали богатыря в поход, но чего-то не хватает? Посмотрите внимательно! Правильно меча богатырского то нет. Злые разбойники похитили меч его. Ребята, что будем делать?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно надо выковать новый меч.
Кто делает мечи?
Правильно – кузнец. Посмотрите на слайд (№3). Как вы думаете, кузнец сильный, выносливый? Нам тоже надо набраться силы, прежде чем изготавливать меч для Ильи Муромца!
Физкультминутка (звучит МР 3 запись: Пахмутова А.Н. «Богатырская наша сила»- минус)
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки
Поклонились влево, вправо. Получается на славу!
Воспитатель: Теперь приступаем к делу!
Продуктивная деятельность: изготовление меча в технике «оригами».
Воспитатель: Какие замечательные, острые и крепкие мечи у вас получились! Наверное, близко уже Соловей-разбойник, давайте посмотрим!
Гимнастика для глаз:
Поднесите руку ко лбу и посмотрите далеко-далеко.
Посмотрите влево (голову не поворачивайте)
Посмотрите вправо.
Светит солнце – зажмурьте глаза крепко-крепко.
Откройте глаза и поморгайте часто – часто.
А теперь передадим меч Илье Муромцу - защитнику Земли русской.
Он отправится в поход, а наше занятие закончилось, вы все молодцы!
Хорошо справились с заданиями!
Рефлексия
Воспитатель:
Перед вами лежат карточки – солнышко и тучка. Если занятие вам понравилось - поднимите солнышко, а если - нет, то поднимите тучку.
Источники:
текст рассказа:
текст физкульттминутки:
https://infourok.ru/fizkultminutki-dlya-nachalnoy
картинки:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Богатыри земли русской"
Данная презентация рассказывает о былинных героях Древней Руси. Может быть использована на уроках литературного чтения....
"Богатыри земли Русской"
Презентация может быть использована на внеклассном мероприятии, уроке чтения в 3-4 классахъ при изучении темы Кто такие богатыри. В материале используются репродукции картин В. Васнецова, ...
`Воспитательный час:"Илья Муромец - богатырь земли русской"
Расширить знания о защитниках земли русской.Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли, способствовать восприятию их в качестве положительного идеала....
Викторина "Илья Муромец - страж земли Русской"
Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им....
конспект урока литературного чтения: Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской»
Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской» Цели:– Формирование умения моделировать, дифференцировать и работать в группе для создания проектной работы по теме «Илья Муромец – богатырь зе...
Илья Муромец богатырь земли Русской. А. К. Толстой. ”Илья Муромец”.
Литературное чтение 4 класс. "Планета знаний"...