Эстетическое воспитание младших школьников на занятиях в ГПД.
статья (1, 2 класс) на тему

Агускова Галина Федоровна

Эстетическое воспитание формируется на всех этапах развития личности. Важным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к творческой деятельности, развитию их склонностей и способностей. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающем мире призвана система эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_esteticheskoe_vospitanie.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Агускова Г.Ф., воспитатель

ГБОУ СОШ №425

имени академика П.Л.Капицы

Кронштадтского района

Санкт-Петербурга

Эстетическое воспитание младших школьников на занятиях в ГПД.

Эстетическое чувство, получаемое

человеком от природы, должно возвыситься

на ступень эстетического вкуса,

приобретаемого воспитанием и развитием.

В.Г.Белинский

В настоящее время наблюдаются качественные изменения образовательного пространства России. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) приоритетным направлением является духовно-нравственное, а это неразрывно связано с эстетическим воспитанием.

Педагогическая наука и образовательная практика обладает широким спектром средств и методов, направленных на нравственно-эстетическое воспитание. Творческая деятельность содержит огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.  Эстетическое воспитание личности  происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Оно гармонизирует способности человека, необходимые в различных областях творчества. Эстетическое воспитание выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек интуитивно тянется к добру.

Эстетическое воспитание формируется на всех этапах развития личности. Об этом говорят многие писатели, педагоги, деятели культуры (Л.В. Котенко,  Т.Н. Мальковская, М.С. Коган, В.А. Разумный и др.)  Это тесно связано с мировоззрением будущего общества. Формирование любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Чувство красоты природы, окружающей среды, вещей, создает в ребенке особые эмоциональные чувства, интерес к жизни, обостряет любознательность, развитие и мышления память, волю и другие психические процессы. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающем мире призвана система этетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, М.С. Каган говорит о том, что она должна объединять все предметы, внеклассные, занятия, общественную жизнь школьника, где каждый вид занятия имеет свою задачу в воспитании эстетической культуры. В ФГОС НОО уделяется особое внимание воспитанию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости  за свою Родину, историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности, формированию эстетических потребностей. Ученые дают много толкований понятия «эстетическое воспитание». Но хорошо сказал К. Маркс: «Эстетическое воспитание  целенаправленный процесс формирования творчески активной личности школьника, который способен воспринимать и оценивать прекрасное трагическое, комическое в искусстве и жизни и творить по законам красоты».
Эстетическое воспитание направлено на формирование эстетического сознания, по которому судят об эстетической культуре человека.

В начальной школе им могут служить персонажи народных сказок былин, песен. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным жанрам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, а также познание прекрасного в жизни, в природе. Школьник воспринимает природу не только созерцательно, но и

 действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими.

Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного отношения к растениям и животным стремление ухаживать за ними.

Проводили цикл занятий о животных:

  • «Мой любимый питомец»
  • «Сказки Кота Ученого»
  • «Цирковые собачки»
  • «Оформление альбома со своими домашними питомцами»

Проводя занятия по разучиванию стихов о временах года, природе обращали внимание на красоту, гармонию с особенностями эстетического восприятия прекрасного в окружающем мире и поэтических произведениях. Это побуждает выразить свои чувства в и переживания в изобразительной деятельности.

На экскурсиях в природу ребята отличаются непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом с прекрасным удивительным миром, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении и дать эстетическую оценку.

Примерные занятия на осенний сезон:

  • «Осенняя экскурсия в природу»
  • «Сентябрянка в гостях у ребят»
  • Экологическая игра «Лукошко грибника»
  • «Волшебница осень»
  • «В гостях у Лесовичка, кто живет в лесу»
  • КВН «Осень золотая»

Школьники с удовольствием занимаются бисероплетением, вышиванием, модульным оригами, шитьем, поделками из различных материалов, квиллингом, флористикой, вязанием и др. На таких занятиях формируется эстетический вкус. В конечном результате они  чувствуют гармонию подлинного своего произведения искусства.

Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к творческой деятельности, развитию их склонностей и способностей. Эти способности необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

Таким образом, мы, педагоги, посредством эстетического воспитания можем заложить мировоззрение человека именно в младшем школьном возрасте. Воспитывая отношение к миру прекрасного, происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности, познание реальной действительности, на котором базируется детское творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание младших школьников.

Эстетическое воспитание младших                       школьников....

Презентация "Эстетическое воспитание младших школьников"

Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а ...

«Эстетическое воспитание младших школьников»

Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью работы по формированию базовой культуры личности младших школьников. Психологические особенности учащих...

Родительское собрание. Тема "Эстетическое воспитание младших школьников".

Формирвоание представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка....

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...