Пионеры-герои. Конспект внеклассного занятия (2 класс)
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Пионеры-герои. Конспект внеклассного занятия (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pionery-geroi._konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_2_klass.docx | 150.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия
в 2 классе
Тема занятия: «Пионеры-герои. Мои ровесники в годы войны».
Цель занятия: воспитывать уважение к героическому прошлому нашей Родины.
Задачи занятия:
- рассказать детям о пионерах-героях.
- познакомить с судьбами некоторых из пионеров-героев.
- обратить внимание детей на нелегкие испытания, выпавшие на долю их родных в годы войны.
Оборудование:
1. презентация.
2. стенды с изображением и описанием боевых наград.
3. выставка книг о пионерах-героях, портреты пионеров-героев.
4. запись на доске «Пионеры-герои».
Литература:
- Подвигу жить!: Сборник/ Сост. Т. Ведина. — М.: Молодая гвардия, 1975.
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. — М.: Просвещение, 2012.
- Юные подпольщики/ Г. О. Набатов. — М.: Политиздат, 1966.
- http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/533996/
- http://mognovse.ru/eq-moi-rovesniki-v-vov-pioneri-geroi.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8
Этапы | Содержание | Примечание |
Орг. момент | Горнили “К бою!” трубы полковые. Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые На левый фланг, На левый фланг В солдатский строй. Великоваты были им шинели, Во всем полку сапог не подобрать. Но все равно в боях они умели Не отставать, Не отступать И побеждать. Жила в сердцах их глупая отвага. В двенадцать лет по-взрослому сильны, Они дошли с победой до рейхстага – Сыны полков, Сыны полков Своей страны. Где вы сейчас мальчишки боевые? Вы по весне прислушайтесь порой: Зовут героев трубы полковые На правый фланг, На правый фланг В солдатский строй! | |
Основная часть Сообщение темы | А вы знаете в каком году началась Великая отечественная война? А против кого мы воевали? Как вы думаете, только взрослые воевали на фронте? Сегодня мы поговорим о ваших сверстниках, для которых война была не игрой, а жестокой и суровой былью. Дети военных, огненных лет! Вы познали горечь потерь и утрат. Родина делала все, чтобы оградить вас от беды, уберечь, спасти. Вас везли по ледовой трассе из осажденного Ленинграда. Вас выносили на руках из-под развалин. С вами делились последним бойцы, уходившие в бой. Даже во вражеском тылу вам давали учебники: учитесь, не век же быть войне. Вы делили со страной и радость побед, и горечь поражений. Вы познали тяжелую науку ненависти, она звала вас в бой! Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и подпольщиков. Мы познакомимся с судьбами детей, проявивших мужество и стойкость, верность Родине и народу. Война была везде: и на огненных фронтах, и в глубоком тылу. Пионеры трудились на полях и заводах, собирали металл и лекарственные травы. Шли по дорогам сражений пионерские танковые колонны и бились в грозном военном небе пионерские эскадрильи. | |
а) Рассказ о Л.Голикове б) рассказ о В.Котике в) рассказ о З.Портновой | Шумела гроза над землею, Мужали мальчишки в бою… Знает народ: пионеры – герои Навечно остались в строю! Лёня Голиков — подросток-партизан. Бригадный разведчик ленинградской партизанской бригады. Участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Как вы думаете, для ребенка это много? 13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки на шоссе Луга — Псков неподалёку от деревни Варницы гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск. Леонид Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. Как вы думаете, какие там были документы? В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Указом Президиума Верховного Совета от 2 апреля 1944 года Леониду Александровичу Голикову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии был внесён в список пионеров-героев. Памятник Лене Голикову установлен в Великом Новгороде. Мы вспоминаем о боях недавних, В них совершён был подвиг не один. Вошёл в семью героев наших славных Отважный мальчик – Котик Валентин. Валя Котик учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. А для чего нужны эти сведения партизанам? Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. А на сколько лет он был старше вас? На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. Тяжелые танки полями прошли, И Зинино детство, как травку, смели. Зинино детство, ты кажешься сном… Есть партизанка в отряде лесном Зина Портнова была принята в подпольную организацию, которая развешивала листовки. Что такое листовки? Затем Зина устроилась в столовую к немцам и стала подливать немцам в еду порошок – отраву. А для чего она подсыпала отраву? Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, ела отравленный суп. Чудом осталась жива. Вскоре она стала настоящей разведчицей. Но однажды попала в плен. Её долго пытали, но девочка ничего не говорила. А что такое пытки? Смогли бы вы их выдержать и ничего не рассказать? Она выхватила пистолет у капитана, который её допрашивал, и выстрелила в него. Затем она бросилась бежать через окно. Ей надо было лишь успеть добежать до леса… но Зину догнали у берега реки. На следующий день зимним январским утром Зину расстреляли. Посмертно она удостоена звания Герой Советского союза. Подвиг Зины Портновой не забыли: ей поставлены памятники, ее именем были названы улицы в Ленинграде и Белоруссии. | Много Планы наступления германских войск. Для нападения на фашистов. Этим она убила более 200 немцев. |
Подведение итогов Рефлексия | Мы узнали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми. Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы. Кому мы посвятили свой классный час? А теперь постарайтесь высказать свои чувства к детям – героям войны. Классный час был ... (какой, 2-3 прилагательных) - Больше всего мне понравилось ... (что) |
Самоанализ внеклассного занятия «Пионеры-герои.
Мои ровесники в годы войны».
1. Дата проведения: 09.11.2017 г.
2. Тема и форма: «Пионеры-герои. Мои ровесники в годы войны»
3. Участники (возраст, количество): 8-9 лет, 28 обучающихся.
4. Место, условия проведения: классный кабинет.
5. Соответствие условий целям и задачам занятия:
условия проведения мероприятия соответствовали его целям и задачам.
6. Степень активности детей в занятии: все обучающиеся были активны.
7. Достигнута ли цель занятия? Выполнены ли задачи? (если какие-то из задач не были реализованы, объяснить причины).
Цель занятия достигнута, у детей сформировалось уважение к героическому прошлому нашей Родины. Задачи выполнены, дети выслушали рассказы о пионерах-героях, познакомились с их судьбами, обратили внимание на нелегкие испытания, выпавшие на их долю в годы войны.
8. Общее впечатление от занятия:
положительное, дети на рефлексии высоко оценили мероприятие.
Самоанализ занятия выполнен студенткой Орловой М.В.
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского
Конспект внеклассного занятия
в 2 «А» классе
в ГБОУ Школа № 967
студента 26 группы, 2 курса
Орловой Марии Владимировны
ФИО | Конспект (отметка и подпись) | Отметка (отметка и подпись) |
Учитель: Боярская О.С. | ||
Методист: Серебрякова Е.П. |
16 ноября 2017 года
Тема занятия: «Растем здоровыми».
Цель занятия: пропагандирование здорового образа жизни.
Задачи занятия:
- ознакомить обучающихся с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами.
- научить приемам снятия напряжения глаз.
- пропаганда здорового образа жизни.
Оборудование:
- презентация.
Литература:
- Педагогика. Игровые методики в классном руководстве: практ. пособие / Щуркова, Н. Е. — М.: Издательство Юрайт, 2017.
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. — М.: Просвещение, 2012.
- http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/620868/
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/01/13/puteshestvie-v-stranu-zdorovya-vneklassnoe
Этапы | Содержание | Примечание |
Орг. момент | Получен от природы дар Не мяч и не воздушный шар Не глобус это, не арбуз Здоровье. Очень ценный груз Чтоб жизнь счастливую прожить Здоровье нужно сохранить А как? Сейчас я вам скажу Что знаю сама – все расскажу. | |
Основная часть Сообщение темы | Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Посмотрите на карту, как называется страна, в которую мы попадем? Для путешествия нам необходимо выбрать вид транспорта. Угадайте, на чем мы отправимся в путешествие: Дом по улице идет На работу нас везет Не на курьих тонких ножках А в резиновых сапожках. Вот на таком веселом автобусе мы с вами и отправимся в путешествие. | На слайде написано «Страна Здоровья» Дети отвечают: автобус |
а) первая станция «Руки». б) Физкультминутка в) вторая станция «Зубы» г) третья станция «Глаза» д) четвертая станция «Здоровячок» | Занимайте места, отправляемся! Первая станция – руки! Мойте чашки и тарелки, Убирайте крошки, Не ленитесь умывать Грязные ладошки Если глянуть в микроскоп, То увидеть разных Можно вирусов на них Грозных и опасных. Там микробы притаились, - Смотрят из засады. Если грязь они найдут, Будут очень рады. Для болезней создадут Вирусное царство, И тогда придётся пить Горькие лекарства. Все микробы – нам враги, Это помнить нужно! Руки с мылом моем мы Тщательно и дружно. Чему учит нас это стихотворение? Правильно, нужно соблюдать гигиену рук. Через грязь передаются различные заболевания. Мойте руки перед едой с мылом. Если кожа будет сухой, то смажьте ее кремом. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Тщательно растирайте каждый сустав. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. Ребята, а мы приближаемся к следующей станции. Тридцать два веселых друга Уцепились друг за друга, Вверх и вниз несутся в спешке, Хлеб жуют, грызут орешки! Красные двери в пещере моей, Белые звери стоят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою Я с радостью этим зверям отдаю. О чем эти загадки? Чтобы пища лучше переваривалась, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6 – 7 годам их становится 20. Некоторые зубы выпадают и на их месте прорезаются новые, постоянные. К 10 – 11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Поэтому нужно дальше еще больше заботиться о зубах, так как новый зуб уже не вырастет. Плохо стало жить мне вдруг: Разболелся сильно зуб! Нету мочи никакой, Надо зуб лечить больной. С болью я брожу, как тень. Надо б к доктору идти, Как же мне его найти? Как называют врача, который лечит зубы? Как вы думаете, почему болят зубы? Что для них вредно? Правильно. А наш автобус подъехал к следующей станции. Она называется «Глаза». Ребята, если у вас устали глаза во время чтения или подготовки уроков, рекомендую провести зарядку для глаз. Все встали и вышли из автобуса. Выполняем круговые движения глазами, смотрим, какая красота вокруг. А теперь поморгали глазами, как бабочка крылышками. Поскакали глазками вверх-вниз, вправо-влево. Посмотрите вдаль, в окно, а теперь близко, на ручки. Закрыли глазки и постояли с закрытыми глазами. Не забывайте эти упражнения и тогда ваше зрение будет отличным. Садитесь! Отправляемся дальше. Следующая станция «Здоровячок». Причиной многих заболеваний является несоблюдение режима дня, неправильное питание, малоподвижный образ жизни. Лекарство от всех болезней спрятаны в загадках: Спелые, сочные, разноцветные, На прилавках всем заметные! Мы полезные продукты, А зовемся просто…(фрукты) Чтоб с болезнями справляться Надо смело…(закаляться) Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне: Пусть отмоет руки мне. (мыло) Не кормит, не поит А здоровье дарит. (спорт) Врач тем редко нужен, Кто со мною дружен. Кожа потемнеет, Сам похорошеет. (солнце) Чтобы мы никогда не болели, Чтобы дома и в школе мы бодрыми были, Чтобы было здоровье в отличном порядке, Всем нужно с утра заниматься… (зарядкой) | Дети отвечают: мыть руки. Дети отвечают: о зубах. Дети отвечают. |
Рефлексия. Подведение итогов. | Ну вот, ребята, наш автобус подъезжает к нашей школе, а путешествие закончилось. Что нового для себя вы узнали из путешествия? Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание «долгожитель»? (90 лет и более). Изменилось ли ваше настроение к концу урока? (большой палец вверх). |
Самоанализ внеклассного занятия «Растем здоровыми».
1. Дата проведения: 16 ноября 2017 г.
2. Тема и форма: «Растем здоровыми», виртуальная экскурсия.
3. Участники (возраст, количество): 8-9 лет, 28 обучающихся.
4. Место, условия проведения: классный кабинет.
5. Соответствие условий целям и задачам занятия:
условия проведения мероприятия соответствовали его целям и задачам.
6. Степень активности детей в занятии: достаточно активны.
7. Достигнута ли цель занятия? Выполнены ли задачи? (если какие-то из задач не были реализованы, объяснить причины).
Цель занятия достигнута – обучающиеся ознакомились с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами, научились приемам снятия напряжения с глаз, у детей сформировалось понимание значения здорового образа жизни.
8. Общее впечатление от занятия:
обучающиеся высоко оценили занятие на рефлексии, всем понравилось.
Самоанализ занятия выполнен студенткой Орловой М.В.
Анализ организации и проведения игры.
1. Дата проведения: 17.10.2017 г.
2. Название игры: «Брось-поймай».
3. Участники (возраст, количество): 8-9 лет, 22 обучающихся.
4. Место, условия проведения: рекреация.
5. Педагогические задачи игры:
- развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.
- физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.
- сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.
- снижение зрительного напряжения.
- переключение внимания, профилактика утомления.
6. Описание игры:
играющие встают перед натянутой веревкой (на высоте поднятой вверх руки ребенка), в руках у каждого мяч. Дети перебрасывают мяч через веревку, пробегают под ней и ловят мяч двумя руками после отскока от пола.
7. Степень активности детей в игре:
все обучающиеся задействованы, активно учувствовали.
8. Какие трудности возникли при проведении игры:
не возникли.
9. Пожелания и предложения по дальнейшему использованию данной игры в практике досуговой работы: игра очень понравилась детям, в дальнейшем буду ее использовать.
Анализ выполнен студенткой Орловой М.В.
Конспект коллективного творческого дела.
Тема: Работа с бумагой. Аппликационные работы. Проект «Аквариум». Коллективная творческая работа.
Цель: Выполнить коллективную работу в технике оригами.
Задачи:
- образовательные: закреплять умения и навыки работы с бумагой, с ножницами, учить выполнять последовательные действия, познакомить с видами аквариумов и аквариумных рыбок;
- развивающие: развивать творческие способности, мелкую моторику рук, уверенность в своих силах и способностях;
- воспитательные: воспитывать трудолюбие, эстетические чувства, аккуратность при выполнении работы, умение работать в коллективе.
Оборудование: плакат – аквариум, аквариумные рыбки, плакат для выполнения коллективной работы, таблица «Правила при работе с ножницами».
Ход КТД:
І. Организационный момент.
ІІ. Основная часть.
Посмотрите дом стоит, до краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домики жильцы – все умелые пловцы.
- Так в каком домике живут рыбки? В аквариуме.
- Правильно! Аквариум – это целый подводный мир. Так же как мы не можем жить без воздуха, так и рыбы не могут жить без воды, это их дом. На дне много разноцветных камушков, ракушек, имеются там и подводные растения. А кто знает, как они называются?
- Да. Водоросли. Некоторые рыбы питаются ими, а еще подводные растения насыщают воду кислородом, который также необходим подводным обитателям.
- А сейчас давайте познакомимся с аквариумными рыбками.
Гуппи.
Эти рыбки достигают в длину 5 – 6 см. Выведено большое количество пород. Окраска гуппи разнообразна.
Меченосцы.
Меченосец достигает в длину 8 см, иногда встречаются и более крупные особи.
Золотая рыбка.
Имеет окраску от жёлто – золотистой до ярко – красной. Она легко приручается.
Сомики.
Это спокойные, мирные, дружелюбные рыбки. Большую часть времени эти рыбки проводят на дне, где постоянно роются в грунте, выбирая из него остатки несъеденного корма.
Скалярии.
Форма тела почти треугольная. Длина этих рыб 15 см, а высота 20 см. Известно семь вариантов их окраски: полосатая, двухцветная, голубая, золотая, чёрная, дымчатая, мраморная.
- Вот мы побывали в гостях у аквариумных рыбок.
- А теперь посмотрите на аквариум.
- Скажите, чего или кого не хватает в нём?
- Да, в аквариуме не хватает рыб. И сегодня мы сделаем рыбок своими руками.
ІІІ. Повторение правил безопасной работы.
- Прежде, чем мы приступим к работе, давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами: (работа с таблицей).
ІV. Физкультминутка «Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
V. Практическая работа.
— Разбор последовательности выполнения поделки по технологической карте
1) получить квадрат с линией сгиба по диагонали, сложить его в треугольник по данной линии:
2) полученный треугольник сложить пополам и развернуть, получается на квадрате две линии сгиба по диагонали:
3) сложить квадрат пополам, так, чтобы получился прямоугольник с линиями сгиба от середины к краям – противоположным углам
4) боковые стороны вогнуть вовнутрь по линиям сгиба, так, чтобы получился треугольник:
5) дорисовать контуры рыбки и вырезать, оформить поделку:
- И что же у нас получилось?
- Да, у нас получилась рыбка. Только она у нас почему–то скучная. Нужно срочно поднять настроение рыбкам и отправить их в дальнее путешествие, в наш «аквариум».
Готовых рыбок «заселяем» в аквариум.
Вот плывём мы, вот ныряем
Дно морское достигаем
И, внезапно попадаем
В сад волшебный под водой
Посмотри, какой нарядный,
Разноцветный он какой!
VІІІ. Подведение итогов урока.
- Сегодня мы познакомились и сделали аквариумных рыбок.
- Назовите рыбок, каких вы запомнили?
Каждый из вас вложил свою частичку души труда в создании этого шедевра. Можно завершить наш урок пословицей:
«Без труда, не вынешь рыбку из пруда».
Анализ организации и проведения коллективного
творческого дела.
1. Дата проведения: 13.11.2017 г.
2. Название КТД: «Аквариум».
3. Участники (возраст, количество): 8-9 лет, 25 обучающихся.
4. Место, условия проведения: классный кабинет.
5. Педагогические задачи КТД:
- развить творческие способности, мелкую моторику рук.
- воспитать умение работать в коллективе.
6. Описание КТД:
познакомить детей с видами аквариумных рыб, показ выполнения работы в технике оригами, заполнение «аквариума»-плаката поделками детей.
7. Степень активности детей в игре:
все обучающиеся задействованы, активно учувствовали.
8. Какие трудности возникли при проведении игры:
молчание при самостоятельной работе обучающихся.
9. Над чем мне ещё предстоит работать, чтобы совершенствовать свои профессиональные качества?
Учиться не молчать во время работы обучающихся.
Анализ выполнен студенткой Орловой М.В.
7. Материалы диагностики.
Из портфолио классного руководителя.
Диагностика в работе классного руководителя.
Характеристика … класса.
Класс сформирован в … году. В настоящее время в … классе … учеников (… мальчиков и … девочек) в возрасте 8-9 лет. Самый младший в классе … (… г.р.), самая старшая –… (… г.р.). Все семьи благополучные.
… семьи находятся в ТСЖ, из них … многодетная семья (…), в … семье мама воспитывает ребёнка одна … , … и … получают в школе бесплатное питание. … ученица (…) проживает с бабушкой и дедушкой. Её бабушка … на данный момент уже опекуном не является.
В классе большое количество детей с ярко выраженным сангвинистическим темпераментом, и в то же время есть достаточно не менее ярких холериков и флегматиков. Сочетание этих типов темперамента в одном коллективе создаёт определённые трудности в работе учителя. Многие дети уравновешенны. К возбудимым относится …, …, также не усидчивы …, …, …, к заторможенным, ранимым относятся … и ….
При этом нужно отметить достаточно высокий уровень интеллектуального развития детей, внимания, памяти, речи, положительный характер учебной мотивации. Многие дети имеют ярко выраженную индивидуальность, ясное яркое мышление: …, …, …, …, …. Они не только хорошо учатся, отличаются повышенной активностью, но ещё и очень любознательны, обладают широким кругом знаний, развитой речью, любят экспериментировать, фантазировать. Нужно отметить успешное обучение … и …. Девочки не очень активны в силу их характеров, но очень усердны и прилежны. В классном коллективе также есть ученики, которые неактивны на уроках, пассивны при выполнении самостоятельных заданий, ленивы, имеют низкий уровень мотивации. Это …, … и …. Учителю постоянно приходится на уроке активизировать и контролировать их деятельность. Так же не очень активен в учёбе …. Ему пока очень сложно даётся русский язык, он с мамой в прошлом году переехал из Таджикистана, учился по другой программе, к тому же он младше всех в классе.
В классе есть … левши: … и … .
Многие дети в коллективе дружелюбны, добры. Возникают мелкие конфликты, хотя крупных ссор за последний год не было. Вовремя замечено и устранено негативное отношение некоторых ребят к чужим неудачам (не до конца: …, …). У большинства детей отмечается стремление участвовать как в командных, так и в индивидуальных соревнованиях. Причём дети очень эмоционально переживают как успех, так и неудачу. В основном дети легко и радостно идут на контакт. Большинство любит общаться и стремятся к общению. Только … и … не любят шумных праздников, не очень эмоциональны, имеют мало друзей. Лидерский характер имеют – … , … , … , … , … , … .
У детей отмечается большой интерес к музыке, компьютеру, танцам, рукоделию. Среди любимых учебных предметов отмечают физкультуру, изобразительное искусство, математику, русский язык, окружающий мир, театр. Весь класс с удовольствием посещает занятия внеурочной деятельности «…», большая половина класса – «…», третья часть класса – «…». Абсолютно все ученики … класса занимаются в кружках, есть ученики, которые успевают посещать по … кружков и секций: … , … , … , … .
Родители активно посещают родительские собрания, сотрудничают со школой.
Картина здоровья: в классном коллективе есть дети с нарушением осанки и зрения. … , … и … – контроль по зрению, … , … и … – контроль по осанке.
Исходя из всего сказанного, перед классным руководителем и классным коллективом поставлены следующие задачи:
1. Продолжить работу по созданию сплочённого коллектива.
2. Вести нравственное воспитание, создать возможности для накопления опыта нравственных взаимоотношений.
3. Укреплять здоровье учащихся, воспитывать бережное отношение учеников к своему здоровью.
4. Воспитывать общечеловеческие качества. Способствовать развитию познавательных интересов, развитие любознательности, творческой самостоятельности. Развивать эстетический вкус.
5. Проводить работу по формированию положительной мотивации к учению.
Характеристика …, обучащегося … класса.
Ученику … лет … мес., поступил в ГБОУ Школа № 967 в ... г. Дошкольное учреждение не посещал.
Ученик – старший ребенок в семье, имеет двух младших сестер. Основную роль в воспитании мальчика играет мама. Помогают в воспитании отец, бабушка и ее муж. Жилищно-материальные условия семьи удовлетворительные.
Физическое развитие соответствует возрастным нормам.
Мальчик понимает обращенную к нему речь, выполняет несложные инструкции. Словарный запас недостаточен. Навыки словообразования, словоизменения слабые. Самостоятельный рассказ по картинке беден, сводится к перечислению предметов и действий, изображенных на ней.
Новые сведения запоминает с трудом. Овладение навыками языкового анализа и синтеза затруднительно. Пространственные и временные представления недостаточны (плохо ориентируется на листе бумаги, путает сходные по написанию буквы). Причинно-следственные связи устанавливает с помощью взрослого.
Внимание неустойчивое, слабо концентрированное, легко отвлекается на посторонние раздражители. Слуховая память развита недостаточна, с трудом запоминает стихи и предложения.
Мышление. Затрудняется в установлении сходства и различия предметов. Затруднительна классификация предметов. Контроль за выполнением заданий низкий.
Ученик … плохо усвоил табличное сложение и вычитание в пределах 20, табличное умножение не знает, составные задачи изученных типов не решает.
При списывании допускает ошибки на замену и пропуск букв, на изученные орфограммы, под диктовку пишет тоже с ошибками, не разграничивая предложения.
Темп чтения низкий, пересказать прочитанное не может. Письменные работы мальчика неаккуратные. Домашнее задание выполняет не всегда.
Испытывает трудности в планировании предстоящей работы, определении путей и средств в достижении учебной цели.
Внешний вид … чаще неопрятный, грязный. Мальчик эмоционально неустойчив, все возникающие между ним и одноклассниками конфликты старается решить силой. В классном коллективе друзей не имеет.
Мама родительские собрания посещает редко, учебой ребенка не интересуется. Состоявшиеся беседы между классным руководителем и мамой положительных результатов не дали.
8. Работа классного руководителя с родителями.
Разработка родительского собрания на тему: «Как помочь
ребенку стать внимательнее?»
Цель:
- познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников;
- внимание и его основные свойства;
- изучить упражнения и игры по развитию внимания
Ход собрания
– Уважаемые папы и мамы! Сегодня наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельностью наших детей. Во многом результаты учения напрямую связанны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие свойства, как концентрация, устойчивость, переключение, увеличение объема усвоенной информации. А также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия. Как часто психологи, педагоги и врачи слышат: «Мой ребенок – умный мальчик, но ему трудно учиться. Потому что он невнимательный и плохо запоминает» и зачастую это так. Не умея сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто теряется в информационном море.
На сегодняшний день существует немало методов тренировки внимания и памяти. Давайте разберемся, что такое внимание?
Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент – необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Выделяют 3 вида внимания. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. В сознании детей фиксируется то, что эмоционально, значимо, имеет яркую окраску, необычную форму.
С возрастом, в процессе игры, обучения и общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
В процессе игры, общения, работы может возникнуть интерес, увлеченность, которые обычно снижают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.
Психологами установлена положительная связь между свойствами внимания и успехами в учении. Свойства внимания:
- Объем,
- Устойчивость,
- Распределение,
- Переключение,
- Сосредоточение.
По тому, сколько объектов ребенок может удержать в своем сознании короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.
Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания является отвлекаемость внимания.
Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания. Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.
Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях поведения и внешнего вида, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, устойчивость позы, твердость и уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания связаны с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, неуверенностью, тревожностью.
У ребенка преобладает непроизвольное внимание, основой которого является ориентировочный рефлекс. Ребенок еще не может в достаточной степени управлять своим вниманием. Всё свое внимание младший школьник направляет на новое, яркое, то есть на то, что бросается в глаза.
Развитие произвольного внимания связано с развитием ответственного отношения к учению, с формированием самой учебной деятельности. Ученики внимательно работают лишь с интересным материалом. Объем внимания младших школьников меньше, чем у взрослых. Распределение внимания слабее. Младший школьник не может распределить внимание между разными видами работы, например, между чтением и слушанием товарища.
На внимание существенное влияние оказывают индивидуальные особенности. У сангвиников кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, разговорчив, но его ответы на уроке свидетельствуют, что он с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле сосредоточены. У некоторых детей причина невнимательности – леность мысли, у других – отсутствие серьезного отношения к учению, у третьих – повышенная возбудимость центральной нервной системы.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и, следовательно, к проблемам в учебной деятельности.
Помните, внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. И главными помощниками ребенку в этом могут стать его родители. Сегодня мы можем предложить вам эффективные средства развития внимания: игры и игровые упражнения. (Тренинг для родителей – Приложение 2)
Подводя итог нашего разговора, предлагаем следующие рекомендации:
- Помогите нашим детям стать внимательными;
- Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры и подбирая их в литературе;
- Постарайтесь научить детей играть в шашки и шахматы;
- Учите детей быть наблюдательными – учим наблюдать изменения происходящие в мире, видеть незнакомое в знакомом, необычное в обычном.
Рефлексия.
– Сегодня на родительском собрании я понял (а), что внимание …
Алгоритм индивидуальной беседы с родителями учеников.
Для классного руководителя и учителя-предметника общение с родителями неотъемлемая и не всегда лёгкая часть работы. А ведь эффективность учебной деятельности зависит, в числе прочего и от взаимодействия школы и семьи учащегося. Поэтому очень важно правильно организовать индивидуальную работу с родителями. Уметь выстраивать алгоритм индивидуальной беседы.
Темы, имеющие проблемное содержание:
- отношения с одноклассниками;
- необходимость усилить контроль над ребёнком;
- недостаток внимания и сочувствия к ребёнку;
- слишком жёсткая позиция родителей.
Организация индивидуальной встречи с родителями:
- заранее договориться о времени встречи;
- помещение чтобы никто не мешал.
Приглашая родителей для беседы важно использовать правильные формулировки.
Например:
- Я хотела (бы) с вами поговорить. Я думаю, ваш ребёнок мог бы учиться лучше. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.
- Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить трудности поведения вашего ребёнка посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.
Не следует начинать разговор со следующих фраз:
- У вашего ребёнка совсем плохие дела.
- Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.
- Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь не сдаст.
Построение беседы с родителями:
- поблагодарите родителя за то, что пришёл (не важно, работает или сидит дома и является только после пятого приглашения)
- выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями
- расскажите о текущей ситуации ребёнка, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти.
- излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают.
Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Поинтересуйтесь мнением собеседника, какой видится ситуация ему, и тут же спросите: «Как вы думаете, что можно сделать?» Обязательно выслушайте его до конца. Стараясь максимально приблизить собеседника к тому, в чём проблема и как её можно решить.
В разговоре уместны следующие высказывания:
- Я понимаю. Что трудно, придя с работы, проконтролировать ситуацию в полной мере. Наверное, что-то получается, что-то нет (полувопрос)
- Я сама мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных ситуаций не бывает.
- Это же ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем вы.
В разговоре не стоит употреблять такие выражения, как:
- Конечно, если ребёнком не заниматься, так он и будет одни двойки получать.
- Меня не интересует, какие у вас проблемы на работе, значит, найдите возможности…
- Если вас не устраивает наша школа, ищите другую.
Для улучшения взаимоотношения взаимопонимания с родителями, позитивного общения постарайтесь:
- избегать безапелляционных высказываний;
- сохранять доверительный тон сотрудничества;
- не использовать обобщающих штампов;
- оценивать ситуацию по принципу «здесь и сейчас»
- не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности учащихся.
Наша работа очень нужная и интересная, но отнимающая много времени и энергии. Вместе с родителями она становится легче и продуктивнее.
Памятки и рекомендации по проблемам детей младшего школьного возраста для родителей.
Памятка для родителей по развитию внимания у детей
Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание - один из самых психических процессов, который является весомой составной частью результативности учебной деятельности. Старайтесь помочь ребенку тренировать его внимание.
1.В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
2.Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Привлекайте внимание к другим процессам и явлениям , связанным с этими увлечениями.
3.Используйте для тренировки внимания любую возможность: прогулки на свежем воздухе, поездки, походы.
4.Не назидайте и не фиксируйте неудачи ребенка, делайте акцент на достигнутые успехи.
5.Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
6.В семейном кругу демонстрируйте даже малые достижения ребенка по развитию внимания.
7.Наберитесь терпения и не ждите немедленных успехов.
8.Используйте специальную литературу по тренировке внимания детей.
Памятка для родителей, у которых ребенок левша
Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок нуждается во внимании, поддержке и терпении. Это и есть главные условия его достижений в учебной деятельности, помните об этом!
1.Никогда не проявляйте негативного отношения к тому, что ваш ребенок левша.
2.Не демонстрируйте леворукость своего ребенка с негативной позиции посторонним и незнакомым людям.
3.Не драматизируйте школьные неудачи своего ребенка, связанные с тем, что он левша.
4.Преодолевайте неудачи с помощью дополнительных, интересных занятий, которые помогут школьнику справиться с учебными проблемами: откройте для своего ребенка мир лепки и рисования, вязания и плетения макраме.
5.Писать левой рукой непросто. Помогите ребенку избежать перегрузки и переутомления.
6.Не раздражайтесь, если ребенок сделал что-нибудь не так. Лучше поддержите его и отметьте успехи.
7.Демонстрируйте ребенку положительные достижения леворуких людей.
8.Не пытайтесь что-то делать за ребенка, в этом случае вы только усуглубляете его проблемы.
9.Закрепляйте достигнутые ребенком умения, постоянно их тренируя.
Помните! Леворукость ребенка не патология, а один из вариантов нормы! Среди леворуких людей достаточно талантов и гениев. Возможно, ваш ребенок – один из них.
У леворукого ребенка есть свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым для того, чтобы помочь ему достичь успеха.
1.Ребенок должен учиться писать прямо, не загораживая себе линию строки.
2.Нельзя требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.
3.При письме и рисовании свет должен падать справа.
4.При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребенком траекторию движения руки. Это поможет ребенку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребенок должен еще самостоятельно повторить и только потом приступить к письму.
Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники. Они боятся насмешек одноклассников, но еще больше-негативной оценки взрослыми их деятельности. Родители должно терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребенка, помня о том , что письмо дается ему гораздо труднее, чем другим детям.
Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие мелкой моторики рук. Очень хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении , запоминает контуры. Еще одно упражнение- лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма.
Родители, помните: несмотря на праворукость нашего общества, блоху смог подковать только Левша!
Памятка для родителей
«Как относиться к отметкам ребенка»
1.Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется предстать перед вами хорошим. Если это не получается, он начинает врать и изворачиваться.
2.Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат труда оказался невысок. Объясните, что важен не только высокий результат, больше важны знания , которые он сможет приобрести в результате ежедневного , упорного труда.
3.Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
4.Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
5.Никогда не выражайте в присутствии ребенка сомнений по поводу объективности выставленной ему оценки. Есть сомнения- идите в школу и пытайтесь объективно разобраться в ситуации.
6.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
7.Поддерживайте ребенка в его (пусть даже не очень значительных) победах над собой, над своей ленью.
8.Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
9.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Памятка для родителей
«Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий»
1.Посидите рядом со своим ребенком на первых порах. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависят его будущее школьные успехи.
2.У вашего ребенка еще не сформирована привычка делать уроки. Вырабатывайте эту привычку спокойно, терпеливо, мягко напоминая о необходимости заняться домашним заданием.
3.Оформите ребенку рабочее место: поставьте удобный стол, купите красивую настольную лампу. Повесьте на стену над столом расписание уроков, интересные стихи- пожелания ученику перед началом выполнения уроков. Приучайте школьника выполнять уроки только в этом учебном уголке.
4.Объясните ребенку главное правило учебной работы: учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
5.Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это сделать или он устал, на первых порах помогите ему. Пройдет немного времени, и маленький ученик будет без напоминаний убирать свое рабочее место.
6.Если ребенок делает уроки в вашем присутствии, попросите его сформулировать, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снижает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
7.Если ребенок что-либо делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
8.Учите школьника не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на приготовление уроков.
9.При выполнении письменных заданий обращайте внимание на то, чтобы ребенок писал чисто, без помарок. Не заставляйте его многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет интерес к школе и учению.
10.Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
11.Научите ребенка выполнять любое дело, в том числе и домашнее задание, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
Памятка для родителей
по предупреждению детской агрессивности
Уважаемые папы и мамы! Внимательно прочтите эту памятку. Вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые не касаются воспитательной системы вашей семьи. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой. После анализа подумайте над тем, что нужно изменить, чтобы вычеркнуть из списка еще несколько пунктов. Пока еще не поздно!
Агрессивность ребенка проявляется, если:
-ребенка бьют;
-над ребенком издеваются зло шутят;
-ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
-родители заведомо лгут;
-родители пьют и устраивают дебоши;
-родители воспитывают ребенка двойной моралью;
-родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
- родители не умеют одинаково любить своих детей;
-родители настраивают детей друг против друга;
-родители не общаются со своим ребенком;
-вход в дом закрыт для друзей ребенка;
-родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;
-родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят, что он лишний.
Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
Уважаемые родители!
1.Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2.Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте несбыточных надежд.
3.Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
4.Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
5. Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе.
6.Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему- либо или кому- либо.
7.Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
8.Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
9.Не стройте свои отношения с ребенком в зависимости от его учебных успехов.
Помните, что ребенок – это воплощенная возможность . Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!
Памятка для родителей «Как поощрять ребенка в семье»
1.Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
2.Поощряйте ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимает и пожмет руку.
3.Словесно выражайте радость по поводу даже маленьких успехов своего ребенка.
4.Ипользуйте чаще выражения: «Ты прав», «Мы согласны с твоими мнением» -это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
5.Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите правильно их принимать.
6.Формируйтте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачные выступления, сюрприз и т.д.
7.Учите ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему (независимо от цены подарка).
8.Дарите подарки ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи (причем ребенок должен иметь представление об этих возможностях).
9.Для поощрения ребенка используйте не только подарки материального плана , но и моральные поощрения, придуманные вами, которые в последствии, возможно, станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления , стихи, газеты, дружеские шаржи…
10.Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился разумно распоряжаться ими. Вы должны знать, каким образом он распорядился деньгами, и обсудить целесообразность таких расходов.
11.Позволяйте ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
12.Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения.
Помните, ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Наблюдение и анализ опыта учителей в организации
родительских собраний.
Целью работы с родителями таких детей является:
Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную здорового человека, умеющего быть счастливым.
Основные задачи работы:
1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы.
2. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.
3. Формирование здорового образа жизни, как основополагающей системы воспитания ребенка с ОВЗ.
4. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
5. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
6. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, оздоровления, просвещения и др.
Воспитательная функция семьи заключается в следующем:
1) Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).
2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).
3) Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:
Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Работу с родителями можно разделить на два направления:
1) со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры, культуры здоровья;
2) с частью родителей в форме занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
Традиционные | Нетрадиционные |
Родительские собрания Общешкольные конференции Индивидуальные консультации педагога Посещения на дому | Родительские тренинги Круглые столы Устные журналы Практикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги |
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Формы психолого-педагогического просвещения
- Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
- Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, здоровый образ жизни. сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в Центре. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
- Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
- Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
- Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
- Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
- Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей – друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
- Родительские чтения – интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
- Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
- Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 2–5 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
- Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
9. Образовательная траектория
Материалы из периодики и интернет-ресурсов.
- Детский портал «Солнышко»
- Социальная сеть работников образования NSportal.ru
- Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru
- Сайт LearningApps.org
- Сайт для педагогов, родителей и детей Razdeti.ru
- Сайт ОткрытыйУрок.рф
- Сайт Инфоурок
- Научно-методический журнал «Классный руководитель»
- Электронный журнал «Справочник классного руководителя»
10. Отчет о практике.
Вид практики - Производственная практика
Этап практики - ПП.03.01 Классное руководство
ОТЧЕТ
Орловой Марии Владимировны,
обучающегося второго курса, группы 26 учебного корпуса «Колледж «Арбат» ИСПО им. К.Д. Ушинского ГАОУ ВО МГПУ, специальность – 44.02.02 Преподавание в начальных классах (заочная форма обучения).
Сроки практики с 13 октября 2017 г. по 23 ноября 2017г.,
База практики Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 967».
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Практика проходила на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 967» во 2А классе, классный руководитель Боярская Ольга Станиславовна.
Положительные стороны практики (узнали, увидели, научились):
Во время прохождения практики я ознакомилась с функциональными обязанностями классного руководителя, координацией деятельности классного руководителя с другими специалистами школы, ознакомилась с документацией классного руководителя, изучила план воспитательной работы, портфолио классного руководителя, портфолио классного коллектива, наблюдала за ведением классных часов, сама преподавала классные часы, организовала коллективное творческое дело, игру. Изучила материалы диагностики классного руководителя, посетила родительское собрание, разработала родительское собрание, алгоритм индивидуальной беседы с родителями, памятку и рекомендации по проблемам детей, организовывала детский досуг на переменах, оказывала индивидуальную помощь и поддержку детям в предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций. Изучила условия развития ученического самоуправления. На практике увидела методику и формы работы классного руководителя с обучающимися, способы формирования благоприятного климата в классе, межличностный отношений.
Трудности, испытываемые на практике:
Волнение перед проведением первого классного часа.
Замечания и предложения по проведению практики:
Малое время прохождение, пожелание увеличить количество часов.
Обучающийся (подпись) ___________________/Орлова М.В./
Групповой руководитель подгруппы практикантов _____________/________________/
______________________ 201___ г.
11. Экспертная оценка сфер деятельности практиканта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растем здоровыми. Конспект внеклассного занятия (2 класс)
Растем здоровыми. Конспект внеклассного занятия (2 класс)...
Конспект внеклассного занятия 1 класс "Весна, весна! И все ей рады"
Внеклассное мероприятие 1 классТема: «Весна, весна! И все ей рады!»Цели: 1. формирование представлений о весеннем времени года, о признаках весны;воспитание позитивного эмоционально-ценнос...
Конспект внеклассного занятия 2 класс тема "12 апреля - День Космонавтики" + презентация
Конспект внеклассного мероприятия по теме«12 апреля – День Космонавтики» Выполнила:Студентка 41 группыЛяхова Анна МихайловнаПроведение: 12.04.2019 г....
Беседа по теме: Пионеры-герои Великой Отечественной войны в 3 классе
Занятие для ознакомления учеников третьего класса с биографиями и судьбами пионеров-героев и с их подвигами во время Великой Отечественной войны. Занятие для повышения интереса к истории, расширения к...
Конспект внеклассного занятия (3 класс). Тема: интеллектуальная игра "Умники и умницы".
Цели: закрепление знаний учащихся; развитие любознательности и кругозора; укрепление дружескихвзаимоотношений....
Конспект внеклассного занятия. 2 класс. "Беслан - наша трагедия"
Внеклассное занятие «Беслан – наша трагедия» Цель данного занятия, формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии....