"Инновационные технологии в деятельности классного руководителя"
методическая разработка на тему
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.
Поэтому необходимо использовать инновационные технологии в воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_deyatelnosti_klassnogo_rukovoditelya.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Никольская Т.В., учитель начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Котовска Тамбовской области
Тема: «Инновационные технологии в деятельности классного руководителя»
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Выпускник современной школы должен:
- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.
Поэтому необходимо использовать инновационные технологии в воспитательной работе. Причин для размышления можно назвать несколько:
- Как поддержать интерес учащихся к классным часам?
- Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
- В какой форме проводить родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
- Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать чему-то ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?
Наряду с традиционными формами работы в повышении профессиональной компетенции классных руководителей они используют и инновационные технологии, среди которых:
− технология коллективного планирования,
− технология поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества,
− технология учебно-методической игры,
− технология мониторинга,
− проектные технологии,
− технология мастер-класса,
− технология проблемно-ориентированного анализа,
− технология решения педагогических задач;
− технология сотрудничества
- телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
- информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
-нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
-социальное проектирование;
- организационно-деятельностные игры (ОДИ);
-технология исследовательской деятельности
Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология - это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
В своей работе я применяю следующие технологии: здоровьесберегающие и оздоровительные технологии, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его. (физкультминутки, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: прогулки, экскурсии, спортивные праздники и т.д.).
Игровые технологии использую также при проведении классных часов и при проведении семейных праздников. Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями.
Моё внимание привлекла технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставилась личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей.
В следующую группу я бы хотела объединить технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Ученики сами видят проблему и пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.
Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учиться ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Человек пытается дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. На стадии вызова особенно популярны приёмы: верные - неверные утверждения, прогнозирование по названию, кластеры, вопросительные слова, тонкие и толстые вопросы. На 2- ой стадии осмысление происходит сама работа с текстом. На этапе рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Незаменима данная технология при объяснении трудного материала, например "Токсикомания», «Компьютер: за и против».
В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же, обучающиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.(презентации детей о погибших выпускниках, Героях СССР) В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.
Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у обучающихся, и у их родителей.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Пусть учитель будет в классе солнышком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность классного руководителя
выступление на педсовете - текст с презентацией...
Творческий проект "Инновационная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы образовательного учреждения"
Я искренно рада поделиться с мыслями о самых важных, волнующих проблемах нашего времени, связанных с воспитанием подрастающего поколения- будущего и настоящего и самого ценного достояния республики.Кл...
Творческий проект "Инновационная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы образовательного учреждения"
Я искренно рада поделиться с мыслями о самых важных, волнующих проблемах нашего времени, связанных с воспитанием подрастающего поколения- будущего и настоящего и самого ценного достояния республики. К...
Презентация "Инновационные технологии в деятельности классного руководителя"
Педагогическая технология - это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий дл...
«Инновационные технологии в работе классного руководителя с родителями обучающихся»
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственн...
Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС
Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей....
"Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС"
Данный материал поможет вспомнить и систематизировать основные моменты, таких воспитательных технологий как технология здоровьесберегающая, технология развития критического мышления и другие....