Тема "Этикет".
методическая разработка (2 класс) на тему
Это мероприятие направлено на формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанного на знании культурных традиций русского народа и норм этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket.docx | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия : Этикет.
Цель: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.
Задачи:
- развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
- формировать умение высказывать суждения;
- учить осуществлять поиск и обработку информации;
- формировать умение и готовность слушать, вести диалог;
- обобщить и расширить знания о правилах этикета.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.
Ход занятия
Класс разделен на 4 группы.
1. Орг. момент (Эмоциональный настрой на занятие)
Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?
- Проходите, пожалуйста, на свои места.
2. Актуализация знаний.
Тему нашего занятия сформулируем, разгадав кроссворд.
(Разгадывание кроссворда). Слайд №1 по щелчку
- Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
- Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
- Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
- Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
- Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
- Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)
3. Целеполагание.
1. Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.
А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей).
2. Работа со словарем.
Найдите в словарях определение, что такое этикет?
“Этикет” - слово французское, толкуется как “установленный порядок поведения где-либо”.
3. Чтение стихотворения учеником.
Что такое этикет?
Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то – нет!
Это правила такие
Поведения, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет
И дурных привычек нет!
- Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях. Слайд №2
4. Беседа по теме.
С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.
Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.
Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской “Одиссее” говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. Первая книга об этом так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году.
Слайд 3. Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.
Слайды 4, 5. Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.
Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.
Первые письменные правила поведения были даны в “Поучениях” Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения: “Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...”.
Позже, в первой половине XVI века, в России была написана “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.
Слайд 6. Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.
В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.
Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.
В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.
Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”
5. Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?” Слайд 7
Обсуждение просмотренного отрывка.
- Почему мы так говорим?
- Все ли вам было понятно в его речи?
- Что вам показалось смешным?
- Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).
Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.
- Какие еще правила общения вы знаете? Слайд 8
6. Этикет в школе (разыгрывание школьных ситуаций).
Вы учитесь в 4 классе ивы уже знаете правила поведения и на уроке, и на переменах. Посмотрите сценки. Правильно ли поступают дети?
1. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (сценка).
Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: "Здравствуйте, Татьяна Ивановна!".
2. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка)
Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за косичку и кричит в ухо: "Здорова, Ларина!"
- Какие правила поведения вы можете назвать? Слайд 9
7. Этикет за столом.
Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Царевна Несмеяна”. Слайд 10
- Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.
Обсуждение просмотренного отрывка.
- Что было необычного в поведении мальчика?
- Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.
- А как вы ведете себя за столом?
- Какие правила вы можете предложить? Слайд 11
8. Этикет в гостях.
- У вас есть друзья. Вы ходите друг к другу в гости. Как вы себя ведете?
- Сейчас предлагаю посмотреть фрагмент о том, как хозяйка встречала гостей. В чем она была неправа?
Просмотр фрагмента из журнала “Ералаш”. Слайд 12
Какие правила этикета вы можете предложить? Слайд 13
9. Работа в группах.
Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Подберите подходящие картинки и пословицы к вашему виду этикета.
- Посмотрите, что у нас получилось? (На доске плакат)
10. Подведение итогов.
- Что такое этикет?
- Какие правила этикета запомнили?
- Нужны ли сейчас знания этих правил?
11. Рефлексия. Слайд 14
Высказывания ребят (по желанию)
Я научилась…
Мне стало ясно…
Я поняла…
Теперь я знаю…
Я буду стараться…
Я узнала…
12. Стихотворение (читает учитель)
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!
Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.
Цитата: “Поведение - это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”. (И.Гёте)
Спасибо за урок. Слайд №15