Традиции чайной церемонии
классный час (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: Знакомство с историей и традициями русского чаепития;
Задачи:
- формировать у учащихся этические представления о чае;
- обобщить и систематизировать знания о чае;
- формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития.
Ход мероприятия:
Учитель:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним народные обычаи,
Вспомним нашу старину.
Ученик 1:
Дорогие гости!
Как говорится-
Милости просим
В нашу светлицу.
Не нужно платы
И робеть не надо.
Всем, чем богаты,
Тем вам и рады.
Ученик 2:
Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите –
Ведь без них никак нельзя.
Ученик 3:
От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждём.
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
Ученик 4:
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждёт,
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
Ученик 5:
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу тёплую, желанную
Мы готовили для вас.
Ученик 6:
Хлебосольством и радушием
Знаменит наш русский край.
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
Ученик 7:
И места для вас приметные
За обеденным столом…
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш просторный дом.
Песня «К нам гости пришли»
- К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли. – 2 раза
С малинкой пирог,
И с капустой пирог,
А который без начинки –
Самый вкусный пирог – 2 раза
А сейчас вдвоём
Мы для вас споём,
Вы похлопайте в ладоши –
Мы плясать пойдём. – 2 раза
Ты топни ногой
Да притопни другой,
Я волчком кружиться стану,
А ты так постой. – 2 раза
Учитель: Гостеприимство – национальная черта нашего народа. И праздников у нас много. Но есть один праздник, яркий, веселый, который по душам всем. Это «Русский чай». Но Родиной чая считается Китай, тогда как же он оказался в России?
Ученица: История чая в России насчитывает не одну сотню лет. В нашу страну чай проник с Востока. Русский посол Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу из Китая подарок – 64 кг чая. В начале чай не очень понравился царю и боярам. Оно и понятно – до этого в России традиционно пили отвары из ягод и трав. Русские люди поначалу отнеслись к чаю очень настороженно, т.к. напиток привезли с Востока, который издревле связывался с опасностью и несчастиями. Долгое время чай был доступен только богатым людям по причине высокой цены. Ведь чай обменивался на дорогие меха и облагался налогами. Например, в 18 веке чай был в 110 раз дороже черной и красной икры. Именно поэтому в народе говорили: «Чайком побалуемся». Крестьянам же он был вовсе недоступен, поэтому они не имели даже представления, как его заваривать.
Сценка «Барыня»
(На сцене барыня с ларцом, ставит на стол, открывает его и нюхает одобрительно.)
Барыня: - Из заморских стран далеких
Мне прислали сундучок.
А в посылке написали,
Что заварка-то чаек…
Эй – ка Федька, подь сюда,
(выбегает Федька, кланяется в пояс барыне)
Ну-ка чаю завари!
(барыня уходит, Федька чешет затылок)
Федька: - Вот дала ларец мне чаю,
И велит его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Вот возьму, налью водички,
Всыплю чай я весь в горшок,
И приправлю перцу, луку,
Да петрушки корешок.
(наливает в чашку чаю, входит барыня)
Барыня: - Ну, что Федор, чай готов?
Дай отведать тех листов.
(пробует из чашки и сразу выплевывает)
Тьфу, что за гадость не пойму.
Ты решил меня сгубить.
Чашкой чая отравить.
Ах ты, глупый дуралей.
Получи скорей плетей.
На тебе, на тебе!
(барыня бьет Федьку, и убегают со сцены)
Федька выходит на сцену с горшком и чешет себя за затылок.
Федька: - Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом я догадался,
Что забыл я посолить!
Пойду барыню еще раз чаем угощу!
Учитель: А сейчас отгадайте загадку и узнайте с помощью чего заваривали чай?
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит (самовар)
- Посмотрите, как же правильно заваривали чай на Руси.
Видео о чае
Учитель: Ну вот, чай заварили, пора и к церемонии приступить. Чаепитие уже давно стало традицией русского гостеприимства. Традиции русского чаепития имеют давние корни. В народном творчестве по этому поводу множество пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки вы знаете?
- Чай зелёный по утрам – не захочешь к докторам!
- Выпил чай – забыл про печаль,
А кофе напился – заново родился.
- Сколько чая ты не пей, мало будет, хоть убей!
- Готовь кофе, чай – гостей привечай!
- Выпей чая с калачом и всё будет нипочём!
- Как с утра напьёшься чая – день летит не замечая.
- За беседой и чайком дело спорится ладком.
- Чай – здоровья эликсир, кладезь бодрости и сил.
Учитель: А теперь отгадайте загадки:
Пузатый, носатый
На печке сопел,
Потом вдруг нечаянно
Песню запел.
(чайник)
Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают.
Да в сметану макают?
(блин)
Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал – там и пропал.
(сахар)
Чёрненько, горяченько,
А все любят. (чай)
Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его…
(лимон)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (бублик)
Неприступная на вид
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри! (сахарница)
Сверху дыра.
Снизу дыра.
А посередине -
Огонь да вода. (Самовар)
Ящик на коленях пляшет –
То поет, то горько плачет.
(Гармонь.)
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
(Молоко.)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб.)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог.)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушеная в запас,
От простуды лечит нас.
(Малина.)
Стоит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
(Черная смородина.)
Душистый цветок –
Вкусный медок.
(Цветы липы.)
Учитель: Мы за чаем не скучаем
Мы частушки сочиняем.
Частушки не случайные,
Частушки тоже чайные!
Сейчас частушки пропоем,
Потом чайку еще нальем!
Частушки
На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так пропойте ж под чаек
Чайные частушки!
Самовар поет, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока!
Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой!
Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай - чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день – денёчек
Он бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней
Кто здоровым хочет быть,
Больше чая надо пить.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
Выпивая чашку чая,
я обычно не скучаю...
Потому что никогда
Я не пью его одна.
Подавай-те чашку чая,
Ведь мы любим русский чай.
В чае мы души не чаем,
Наливай горячий чай.
Учитель: В России пили чай вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное с «удовольствием». В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар и хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Обычно к чаю подавались сушки, сухари, бублики, варенье ароматное, удивительно приятное, мед, сахар. А еще к чаю подавались горячие масляные блины.
Песня «Блины»
1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
ой, блины, блины, блины,
вы блиночки мои!
2. В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
ой, блины, блины, блины,
вы блиночки мои!
3. Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
ой, блины, блины, блины,
вы блиночки мои!
4. Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
ой, блины, блины, блины,
вы блиночки мои!
5. На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
ой, блины, блины, блины,
вы блиночки мои!
6. «Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы».
ой, блины, блины, блины,
вы блиночки мои!
Учитель: Вот и угощенья готовы. А мы за чаем не скучаем – мы немного поиграем!
Игра «Кто больше знает названий чая»
Учитель: Посмотрим какие же названия, а может быть и сорта чая вы знаете?
Игра «Я предпочитаю с чаем….»
Учитель: Я называю вам букву алфавита, а вы должны назвать блюдо или продукт на эту букву, который обычно употребляют с чаем.
Учитель: Россия чайная страна, и чай пьют у нас много. Но настоящая культура чаепития потеряна. Чай пьют по-разному: на ходу, убегая на работу или в буфете, пьют чай в поездах из скучного стакана... Но это все не чаепитие, а привычная часть утренней или вечерней трапезы. Чаепитие – это другое. Чаепитие – это дружеская беседа за столом, старинный домашний обычай, ритуал, добрая традиция многих народов. Если Вас пригласили на чаепитие – значит вас пригласили на дружескую беседу. А у кого из вас в семье бывает такое чаепитие?
Учащиеся отвечают.
Учитель: А сейчас поговорим о том, что и как едят за столом.
Ученица 1: Чайный стол сервируют заранее. На один конец ставится самовар, около него поднос с чашками и стаканами. Здесь место хозяйки.
Ученица 2: Наливает чай хозяйка. Если в доме есть взрослая дочь, то эта обязанность передается ей. Обязанность нетрудна, но требует известной ловкости, грации, умения.
Ученица 3: Чашки никогда не следует наливать до краев и надо стараться угодить на вкус каждого. Но и гости не должны быть слишком требовательны, особенно молодые, они должны пить чай, каким его дают.
Ученица 1: Дуть на чай, чтобы он остыл, нельзя. Наливать же в блюдечко неприлично. Обязанность хозяйки — предлагать печенье, пироги и пряники.
Ученица 4: Чашку принято было подавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье».
Ученица 5: Принимая чай, полагалось отвечать: Спаси Бог Вас или Благо дарю вам».
Учитель: Эти слова произносились за столом так часто, что буквально пронизывали воздух и создавали ту особую, добрую магию, которая так интриговала иноземцев. Настоящий чай, традиционно, должен жечь губы, и не только оттого, что он очень кипяченый, но и потому, что терпкий.
Ученица 6: Терпкость эту сглаживает варенье – черничное, яблочное, смородиновое, в общем, сами выберите когда самовар оттуда будете доставать.
Ученица 7: Чтобы горячий стакан не обжигал руки, его ставили в металлический подстаканник с ручкой.
Ученица 8: Не удивляйтесь, если гости, допив чай, опрокинут его вверх дном и положат на него остаток рафинада – это значит, что чаепитие удалось по всем законам пузатого самовара.
Ученица: Есть в природе нашего народа
Вечные особые черты,
Не страшны ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты!
Ученик: Гость войди! Традиций не нарушив,
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье –
Хлебосольство и открытый дом!
Песня на мотив «Голубой вагон»
- Если вы пришли сегодня в гости к нам
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.
П-в
Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай.
Каждому, каждому
Счастья ты пожелай
И улыбнись друзьям и учителям!
- Знаем лучше доктора серьезного
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем мальчиков и девочек
Выпить ароматного чайку.
П-в
Учитель: Хоть закончен разговор
Приглашаем всех за стол
Чашка чаю ждет гостей
Приглашаем всех друзей!
1. Маша П: Чайный стол сервируют заранее. На один конец ставится самовар, около него поднос с чашками и стаканами. Здесь место хозяйки.
4. Петрова М. : Дуть на чай, чтобы он остыл, нельзя. Наливать же в блюдечко неприлично. Обязанность хозяйки — предлагать печенье, пироги и пряники.
Звонко К. Наливает чай хозяйка. Если в доме есть взрослая дочь, то эта обязанность передается ей. Обязанность нетрудна, но требует известной ловкости, грации, умения.
Орлова К. Чашки никогда не следует наливать до краев и надо стараться угодить на вкус каждого. Но и гости не должны быть слишком требовательны, особенно молодые, они должны пить чай, каким его дают.
Самоанализ внеклассного мероприятия
Учитель (Ф.И.О.): Зуйкова Юлия Геннадьевна
Класс: 3 «А»
Тема мероприятия: «Традиции чайной церемонии»
Цель: расширить знания детей о космосе, известных космонавтах, основателях космонавтики, познакомить с историей создания ракетной техники; развивать любознательность, стремление к познанию нового, речь учащихся; воспитывать гордость за свою страну, чувство патриотизма;
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.
Форма проведения: конкурсно-познавательная программа.
К данному мероприятию ребята готовились активно и увлечённо: готовили мини-сообщения о космонавтах, разучивали песни, стихи, частушки, танец. Мероприятие проведено в форме конкурсно - познавательной программы, в ходе которой учащиеся мастерили ракету, разгадывали кроссворд, слушали стихи и частушки. Мероприятие получилось доступным и посильным по содержанию для детей данного возраста. А как результат повысилась культура поведения в повседневной жизни. Ведь каждый из детей принял участие в проведении занятия.
Форма проведения занятия обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление. Выбранные методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию выбранного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы словесные методы: объяснение, вопросы; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.
Формы организации деятельности на занятии: фронтальная, групповая. Активность учащихся на разных этапах была высокой.
Мероприятие цели достигло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное меропритяие "ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ"
Разработку можно использовать ко II части программы « Две недели в лагере здоровья». Разделы « День 6. Как правильно накрыть на стол» «День 14. Как правильно вести себя за столом». Возраст ...
Внеклассное меропритяие "ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ"
Внеклассное мероприятие рассчитано на детей 3 класса...
Классный час ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
Классный час на тему ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ является одним из воспитательных мероприятий, посвященных здоровому образу жизни....
чайные традиции в разных странах мира
презентация содержит информацию о том как и с чем пьют чай в разных странах мира ,как его правильно заваривать,о его пользе...
Чайная церемония
Прививать потребность здорового образа жизни, правильного питания, употребления чая, учитывая его целебные свойства....
ИЗО "Чайная церемония в Китае"
Презентация к уроку....
Чайные истории и традиции
Впервые чай в Европу был завезен в 1610 году голландскими торговцами, но любовь европейцев напиток завоевал намного позже. А теперь жители Земли ежеминутно выпивают более двух миллионов чашек чая.А се...