Классный час "Дорожим мы стариною..."
классный час на тему

Усова Алла Павловна

Знакомство с фольклором 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhim_my_starinoyu.rar1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Дорожим мы стариною…»

Цель урока:    Развитие эстетическо-нравственных ценностей и знакомство с  

                        культурой русского народа.

Задачи урока:

                   - Изучение жанров фольклора и народного прикладного

                     искусства;

                   - Развитие навыков коллективного творчества в групповой  

                      работе;

                   - Воспитание нравственной культуры поведения учащихся;

Оборудование:

мультимедийный  проектор с презентацией  по занятию

 оформление в стиле русской избы. На столе самовар, посуда с угощениями, бублики в связке. Немного в стороне – столики с выставкой изделий народных промыслов: хохлома, платки, матрешки и т.д

Кружки (красного, зелёного, синего) цвета, ваза, таблички с названиями промыслов, таблички с названием творческих групп, краски, кисточки, деревянные ложки, матрёшка (болванка), карточки с заданиями для творческих групп.

Ход классного часа

  1. Организационный момент

(Обучающиеся рассаживаются на стульях полукругом. Звучит запись 1 куплета песни  и показ слайдов «Русская изба»)

- Здравствуйте, ребята! Зовут меня Алла Павловна. Наше с вами знакомство  я хочу начать с вопроса:

- О чем песня, которую вы сейчас прослушали? (о старине)

- Тема нашего классного часа «Дорожим мы стариною…»   (Слайд 1) 

- 2014 год объявлен в стране  годом Культуры

- Ребята, какие у вас возникают ассоциации, когда вам говорят слово «культура». Назовите одно слово, которое вам первое приходит на ум. 

                                    2.  Целепологание

                                             Очень часто за событиями

                                             И за суматохой дней

                                             Старины своей не помним,

                                             Забываем мы о ней.

                                             И хоть более привычны

                                             Нам полеты на Луну,

                                             Вспомним русскую культуру,

                                             Вспомним нашу старину.

- Ребята,  фольклор – что это такое?»  (выслушиваются ответы детей).

- Фольклор – это устное народное творчество.      

 Фольклор  состоит из таких жанров, как  русские народные песни, пословицы, поговорки, сказки, потешки.      (Слайд 2) 

Из произведений устного народного творчества мы узнаем о событиях старины, о жизни наших предков.

- Посмотрите по сторонам. Сегодня наш класс оформлен необычно. Нам кажется, что мы попали в русскую избу. Здесь и старинные вещи, и русский стол с угощениями.

- Представим, что мы в деревенской избе собрались на посиделки. Раньше люди очень часто вот так собирались вместе, зажигали лучины и начинали…    

                                 (мультфильма  «Небылицы»)    (Слайд 3)   

                                 (Сажусь  с детьми в кружок)

                             3. Знакомство с жанрами фольклора

1.                    

- Ребята, как вы думаете, что рассказывал русский мужик барину?  

                                                                                                         (Небылицу)

- Небылица - то, чего не бывает в действительности; вымысел.  (Слайд 4)

- Вот так весело рассказывали крестьяне друг другу небылицы, а иногда    

  прямо на месте сочиняли их.

                         

2. - Собирались крестьяне на посиделки позабавиться да потешиться.      

- Как у нашего соседа весела была беседа.

  А у нас на весь двор ещё лучше разговор.

- Мы сейчас разыграем сценку, позабавимся да потешимся.

- Поделимся на две группы: одна группа произносит  слова за Прошку, а другая группа за Федула   (выбираются по 1 из группы на инсценировку)

                                   Сценка «Федул»

Прошка.

Федул, а Федул,

Что ж ты губы – то надул?

Федул.

Кафтан прожёг.

Прошка.

Починить – то можно?

Федул.

Можно, да иглы нет.

Прошка.

А велика ли дыра?

Федул.

Один ворот остался.

  1. У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит. (Слайд 4 Небылицы    

                                                                       Русская  народная  музыка)

   Собирайся, детвора, Ждёт вас русская игра.  

Всех приглашаю на игру в «Трифона».                    (Слайд 5 пустой)

(Все участники игры встают в хоровод, берутся за руки, идут по кругу и поют:

                   Как у дяди Трифона

                   Было семеро детей,

                   Было семь сыновей.

                   Они не пили, они не ели,

                   Друг на друга глядели,

                   Разом делали вот так.

 учитель показывает какое-либо движение (например, хлопает в ладоши, поднимает руки, вертит головой…), а играющие его повторяют.

4. На посиделках часто устраивали конкурсы частушечников.

-  А почему они так называются «Частушки»?             (Слайд 6   В.В.Даль)

Более 200 лет назад жил один барин и звали его Владимир Иванович Даль.

Он собрал более 200000 слов и составил словарь живого великорусского языка. Чтобы не забылись русские слова, чтобы не обеднел наш язык. Давайте заглянем в словарь и узнаем, что означает слово «частушка» Частушка - частая, скорая песня, бойкая плясовая.       (Слайд 7)

- А пели их, чтобы посмеяться над собой и повеселиться.

- Послушайте частушки наших прабабушек.    (Запись частушек) (Слайд 7)

5. - Ребята, люди  не только  пели русские народные песни, рассказывали сказки,  но  и работали.

-  Как вы думаете, чем любили заниматься наши предки долгими зимними вечерами?

Плели корзины,   вышивали, пряли, резали миски и ложки. Любая вещь - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом.

- Свои работы отправляли на ярмарку. (Собираю работы: матрёшка, хохлома, гжель)

- Что же такое ярмарка? ( Собирались люди и вели торг)

- Давайте посмотрим, как проходили ярмарки на Руси (Песня «Золотая

                                                                                                            Ярмарка)      

6. - Раньше на Руси по селам и деревням, да по ярмаркам ходили люди с коробами, торговали мелким товаром.

 Назывались они коробейниками.       

- Носили коробейники в своих коробах игрушки и посуду,  кружева,  одежду,  платки.

 Это тоже фольклор - народные промыслы.   (Слайд 8)

 

 Ходили коробейники  и созывали народ прибаутками.  (Слайд 9)           

                  - Не ходите никуда, подходите все сюда!

                    Гляди, не моргай. Рот не разевай! Товар покупай!                                                                    

7. 

 Вот русская  Матрёшка   (Более ста лет назад недалеко от Москвы, в селе Абрамцево жили замечательные художники. Они придумали  занятную деревянную куклу и назвали её Матрёной. Отсюда и название игрушки - Матрёшка.) 

                 - Все товары хороши, что угодно для души!

                   Тары-бары-растабары. Расторговываю товары!

 Хохломская роспись  (старинный русский промысел. Он возник близ села Хохлома. Это было большое торговое село. Мастера расписывали мебель, домашнюю утварь, а чаще всего посуду.

А это изделие из  подмосковной  Гжели  ( Посуда расписывалась голубыми и синими красками по белому фону)

                                 4.  Творческая мастерская

- Я знаю,  среди вас есть художники, музыканты  и писатели? Пересядьте за столы, по цвету своих кружков  (До начала занятия прицепить кружки)  

- Сейчас каждая группа создаст свой современный шедевр.

- Писатели  составят из частей пословицы,

- Музыканты  из слов составят  частушки и исполнят её.

- Художники придумают роспись  для современной матрёшки и деревянной ложки.

                           (Дети  работают      (под музыку  на Слайде  9)

5. Итог

                               (дети возвращаются на свои места)

-  А теперь предлагаю провести  наши посиделки и посмотреть, что получилось  у нас.

- Но сначала детвора ждёт вас новая игра. Приглашаю всех в круг на игру    

                          «Угадай, чей голосок»

- К устному народному творчеству относятся пословицы. В них заключается народная мудрость  и  передавались они  из уст в уста.

-  Давайте послушаем, какие пословицы получились у ребят. (называют на месте, каждый свою часть)                            

Семь раз отмерь...           (один раз отрежь)

Без труда...                               (не вытащишь и рыбку из пруда).

Не имей сто рублей...           (а имей сто друзей)

Поспешишь...                     (людей насмешишь)

-  А теперь друзья подружки

 Пропоём наши частушки.  Я  начинаю, а вы продолжайте.    (Слайд 10)

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно.

Развеселые частушки

Споем вам обязательно! 

                                                  (дети)

Ой, ноги мои                                                                  
Что мне делать с вами?
Для  хороших,  для гостей.
Пляшите вы сами.

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася  назад –
Сапоги мои лежат.

 - А это работы наших ребят, расписные ложки

Подходите, покупайте! Веселее  разбирайте!  (разбирают свои ложки)

                                            5. Рефлексия

-  Сегодня  на  посиделках,  мы с вами будто окунулись в старину.

   Мы поиграли, повеселились.  

 - Какие жанры устного народного творчества  мы вспомнили?

-  Я думаю, что праздник вам понравился

                                        Букет «Настроения»

- Если у вас весёлое настроение  положите в корзину  красный цветок,  если грустное  – жёлтый цветок       (сначала  девочки, потом мальчики)

- За хорошую  работу, подарю вам леденец на палочке. Вот такие петушки можно было встретить в старину на ярмарках.           (Слайд 11 по щелчку)

 Всем большое  спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим"

Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим" адресована учащимся 3-4 классов. Описание игры. Поле игры разбито на сектора тех цветов. Каждая команда запоминает  свой цвет, отвечает на вопрос. К...

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим"....

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим", способствует привитию любви к культуре и традициям русского народа....

Классный час "Преданья старины глубокой".

Классный час посвящён нашему городу - Москве. Был опубликован в газете "Начальная школа. Первое сентября"....

Классный час "Родная старина"

Игра проводится в конце изучения блока истории в рамках предмета "Окружающий мир".В игре принимают участие команды учеников 4 класса. Соревнуясь в выполнении заданий, команды зарабатывают очки-обереги...

Классный час "Старинная русская одежда"

Классный час "Старинная русская одежда"...