Воспитательные технологии формирования коллектива младших школьников.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Вела-Диас Елена Валерьевна

Материал поможет в создании коллектива в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологии воспитания52.5 КБ
Office presentation icon Презентация582.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание является важным звеном целостного образовательного процесса.

Современная реальность открывает перед ребёнком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений c другими и самим собой. Однако окружающий мир предъявляет свои требования к способности ребёнка адаптироваться в нём, к его толерантной готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения   социальному поведению, искусству общения между людьми разного пола и разных национальностей, усвоения коммуникативных и речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций.

В 1 класс дети приходят из разных семей, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Возможно ли скорое становление коллектива в этом случае? Постараюсь ответить на этот вопрос.

Не для кого из нас не секрет, что многие родители, отправляя детей в детский сад, в школу, хотят, чтобы ребёнок получил определённую сумму знаний и дают им мудрые и важные советы (слушай учителя, на уроке не разговаривай, не бегай, не шали). Ребенок, безусловно, старается выполнять, все, что ему говорят, но при возникновении конфликтной ситуации, рассказывают о ней дома. В связи с тем,  что в возрасте 6 – 9 лет учащиеся не могут адекватно проанализировать ситуацию и из-за страха перед наказанием они преподносят её родителям в выгодном для себя свете. «Добрые родители», безоговорочно веря своему чаду, говорят: «Ты что не можешь за себя постоять? Дай сдачи, да так чтобы было неповадно в следующий раз».

 Поэтому на первом этапе работы с классом, начиная с 1сентября, для меня главной задачей является: «Научить детей общению друг с другом, умению договариваться между собой».

К наиболее специфическим особенностям младшего школьного возраста многие исследователи относят впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, личную тягу к учителю, послушание, подражательность, тщательность в выполнении заданий, направленность на внешний мир, легкомыслие, наивность и т.д., сочетаемыми с такими особенностями данного возраста, как отсутствие стремления проникнуть в сущность явления, отсутствие претензий на самостоятельность и независимость. Специфику этого возраста по Л.С.Выгодскому составляет так называемый «кризис 7 лет», связанный с феноменом «обобщения переживаний». Цепь неудач или успехов приводит к формированию устойчивого комплекса – чувство неполноценности из-за несостоявшихся ожиданий, связанных с неудачами в новом виде деятельности – учёбе, общении с новыми людьми или чувства собственной исключительности, связанного с завышенной оценкой окружающими успехов ребёнка. Это приводит к усложнению эмоционально-мотивационной сферы и возникновению внутренней жизни, что влечёт появление смысловой ориентировочной основы поступка – звена между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями, т.е. ребёнок определяет личностный смысл поступка. Он начинает размышлять, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Часто кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей становится кривляние, манерность, искусственность поведения, склонность к капризам, конфликтам.

Что же делать учителю? В своей работе я прибегаю к методу сюжетно-ролевой игры, конструированию воспитательных ситуаций, т.е. ориентирую учащихся на внешне-задаваемые воздействия. Это приносит свои результаты. Воспитание становится личностным только тогда, когда ученики пытаются вырабатывать собственные смыслы в предлагаемых им мероприятиях, когда дополняют их содержание личными переживаниями и пониманиями, учатся подчиняться не только объективным законам, но и нравственным проявлениям. Ребёнок может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хоть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Естественно возникает необходимость «закладки фундамента» эмоциональной направленности личности. По мнению В.В.Давыдова ребёнок должен испытывать наслаждение от самого процесса анализа вещей и их происхождения: «если еще в младшем школьном возрасте такое стремление не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическими источниками радостного и эффективного учения».

Воспитание самосознания, произвольного поведения возможно лишь тогда, когда ребёнок сам о себе складывает мысленный образ «Я». При этом он должен пройти 3 уровня:

  • Доморальный (когда ребёнок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических соображений)
  • Конвенциональной морали (когда поведение ориентировано на внешние нормы и мнения окружающих)
  • Автономной морали (ребёнок вырабатывает независимую от окружающих систему собственных принципов поведения)

Конструирование воспитательной ситуации предполагает использование технологий: задачного подхода, внутреннего диалога и имитационных игр, которые требуют привлечение личностных структур сознания учащихся.

Смысл имитационно-игровых ситуаций состоит в возможности играя решать предлагаемые задания и свободно выражать свои творческие силы.

Таким образом, становится возможной специально-организованная работа по воспитанию самосознания, становлению абстрактного мышления.

К наиболее сложной задаче личностно-ориентированного воспитания относится выработка у учащихся понимания смысла происходящего, стремление к высказыванию собственной точки зрения, выработка умения соотносить собственную мотивацию определением жизненных перспектив и внутренней свободой.

Необходимо обратить внимание еще на один аспект воспитания. Воспитание ТОЛЕРАНТНОСТИ. Что это такое толерантность? Все словари ХХ века однозначно указывают прямое толкование слова. Толерантность произошло от латинского (tolerantia) – терпимость (терпеть – «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить что-либо бедственное, тяжелое неприятное»).  Однако же современные ученые утверждают, что термин толерантность в современный язык пришло из английского (tolerance) – и означает готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, даже в том случае, когда эти убеждения/взгляд тобой не разделяются и не одобряются.

Смысловая разница очевидна: «терплю» с трудом, в ущерб себе, «отношусь толерантно» - сам так делать не буду, но признаю право других поступать так, как среди них принято, понимаю их традиции, культуру и т.д.

Наша страна была и остаётся многонациональным государством. Переселенцы, беженцы, эмигранты – все ищут защиту в столице нашей Родины – в Москве. И всех принимает наш родной город, как хлебосольный хозяин. И раньше в классах обучались дети 2-3, максимум 5 национальностей, и теперь так происходит. Мой класс можно считать многонациональным. В нём обучаются дети 10 национальностей: азербайджанцы, армяне, киргизы, узбеки, сирийцы, корейцы, татары, молдаване, украинцы и русские. И за каждой национальностью своя культура, в том числе культура взаимоотношений. Поэтому перед собой я ставлю следующую задачу: «Научить взаимодействовать друг с другом детей разных национальностей». В решении этого вопроса приоритет отдаётся диалоговым формам общения:

  • Ты, да я, да мы с тобой (вечер знакомств), на этом вечере учащиеся рассказывают о своей стране, особенностях национальной культуры,  тем более что на летние каникулы они с родителями едут на Родину.
  • «Путешествие в музей религий» - классный час
  • «История национального костюма»
  • Самый замечательный семейный праздник

Вы знаете, что в детском саду и в начальной школе на дни рождения детей родители, как правило, приносят угощения. В нашем классе многие приносят сладкие блюда национальной кухни, в приготовлении которых сами принимали участие.

Процесс формирования классного коллектива происходит на протяжении всех 4 лет обучения в начальной школе, и продолжается в средней. Для себя я разделила этот процесс на два этапа, у каждого этапа определила свои задачи.

В 1-2 классах «Научить общению друг с другом, умению слушать, слышать и выслушать»

Для решения этих задач, в своей работе я использую:

  • Прошло лето, здравствуй осень (беседа - знакомство)
  • Краски осени (экскурсия)
  • Красный, жёлтый, зелёный (викторина)
  • Весёлые старты
  • Праздник именинников и т.д.

В 3-4 классах опираясь на предыдущий результат, ставлю перед собой новые задачи:

«Сплочение детей в единый коллектив, развитие навыка совместной деятельности, вынесения коллективного решения», используя в своей работе разнообразные формы

  • КТД «Путешествие в страну дорожных знаков»
  • Групповые формы работы «Природа в опасности»
  • Встреча с интересным человеком
  • Игра-путешествие «Как встречают Новый год в разных странах?» или «Новый год шагает по планете»

Если в 1-2 классах организация и проведение праздников в классе ложится целиком на плечи учителя и родителей, то в 3, тем более в 4 классах учитель выступает в роли координатора. Дети сами составляют программу праздника, а учитель облекает её в красивую рамку, накрывают на столы и ухаживают друг за другом и гостями они тоже самостоятельно. Таким образом, на протяжении 4 лет я добиваюсь поставленных перед собой целей.

Перемена! Порой её организация для учителя гораздо сложнее, чем организация урока. Неорганизованная перемена приводит к возникновению конфликтов. Представьте себе, как обидно Серёже, что на уроке похвалили не его, а кого-то другого. Ведь он хотел сказать тоже самое, но его не спросили. Вот вам и повод для конфликта. Выходя на перемену, Серёжа отомстит своему обидчику: толкнёт его, или начнёт дразнить. Это же кровная обида! Мишаня же, помня наставление родителей, даст обидчику да так, чтобы тот больше не приставал. Чтобы избежать такого рода конфликты и не разбирать их потом пол урока, успокаивая «героев», учителю необходимо организовать поведение детей на перемене, т.е. организовать различные игры. Если детей научить этому с первых дней пребывания в школе, то в дальнейшем они самостоятельно будут играть на переменах. В этом я убеждаюсь ежедневно. Дети моего класса самостоятельно играют на переменах и привлекают к игре первоклассников.

Воспитание дружного классного коллектива возможно только при тесной взаимосвязи с родителями, путем проведения

  • Родительских лекториев
  • Организации совместных праздников, экскурсий, походов
  • Индивидуальных бесед.

Важно понять, что ребёнок – индивидуальная, свободная, яркая личность, находящаяся в постоянном движении, поиске, личность, которая должна строить своё будущее. Мы, учителя и воспитатели, должны развивать представление ребёнка о возможных способах толерантного взаимодействия, развивать потенциальные возможности, сформировать установки на сотрудничество, построение позитивных отношений, возможности апробировать приобретённые знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

В процессе общения ребёнок выбирает свой индивидуальный способ самопрезентации поведения и общения. Сохранение и развитие индивидуальности каждого – вот основная задача, которая требует ежедневного кропотливого труда учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательные технологии формирования коллектива младших школьников. Учитель начальных классов Вела-Диас Е.В.

Слайд 2

Три уровня самосознания Доморальный (ребёнок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических соображений) Конвенциональной морали (поведение ориентировано на внешние нормы и мнения окружающих) Автономной морали (ребёнок вырабатывает независимую от окружающих систему собственных принципов поведения)

Слайд 3

Технологии воспитательной ситуации. Задачного подхода Внутреннего диалога Имитационных игр

Слайд 4

Толерантность – ( от латинского tolerantia ) – терпимость. Терпеть – «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить что-либо бедственное, тяжелое, неприятное». Толерантность – (от английского tolerance ) – готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения, взгляды других людей даже в том случае, когда они тобой не разделяются и не одобряются.

Слайд 5

Мероприятия, направленные на воспитание толерантной формы общения. Ты, да я, да мы с тобой (вечер знакомств), на этом вечере учащиеся рассказывают о своей стране, особенностях национальной культуры, тем более что на летние каникулы они с родителями едут на Родину. «Путешествие в музей религий» - классный час «История национального костюма» Самый замечательный семейный праздник

Слайд 6

Задачи формирования классного коллектива. В 1-2 классах «Научить общению друг с другом, умению слушать, слышать и выслушать» Для решения этих задач, в своей работе я использую: беседа – знакомство, экскурсии, викторины В 3-4 классах опираясь на предыдущий результат, ставлю перед собой новые задачи: «Сплочение детей в единый коллектив, развитие навыка совместной деятельности, вынесения коллективного решения», используя в своей работе разнообразные формы: КТД, встреча с интересным человеком, игра-путешествие, групповые формы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...

формирование коллектива младших школьников

Коллектив как специально организованное  объединение учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Мой класс создан впервые. Для того, чт...

Организация работы по формированию коллектива младших школьников.

Формы работы педагога по формированию коллектива младших школьников....

Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "

«Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель...

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате...

Роль классного руководителя в формировании коллектива младших школьников

Статья опубликована в электронном научно-практическом журнале: «СОВУШКА» 2015. №1Публикация доступна по ссылке (выходные данные статьи):Ласкова О.В. Роль классного руководителя в формировани...

Формирование коллектива младших школьников в условиях внедрения ФГОС

Выступление на муниципальном методическом объединении...