Диалог со сверстниками...
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Цель: познакомить с правилами вежливого общения; научить вести беседу или разговор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialog_so_sverstnikami.docx | 240.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 13: «Диалог со сверстниками.» Дата:_________________
Цель: познакомить с правилами вежливого общения; научить вести беседу или разговор.
Ход занятия:
1. Проверка домашнего задания.
- О чем говорили на прошлом уроке?
- Какими играми можно развлечь гостей?
- С какими правилами этикета мы познакомились?
2. Представьте, что вы смотрите мультфильм, а звука - нет; могли бы вы понять, ссорятся персонажи или веселятся, а может быть - просто беседуют. Как? (По
их мимике, жестам.)
- Как лучше всего понять в разговоре друг друга? (По речи, по тону, с которым мы говорим.)
- Когда два человека, или несколько людей, общаются между собой, обмениваются мыслями, мнением - это диалог.
Сегодня мы подумаем, какие правила должны быть в диалоге. Как правильно спрашивать, отвечать.
Итак, встречаются 2 товарища. С чего они должны начать свой диалог?
(На доске открывается запись.)
Приветствие
Здравствуйте, доброе утро (вечер, день), приветствую вас (рад приветствовать вас).
- Какое правило этикета мы отмечаем на этом этапе диалога?
Переход к разговору
Как дела (как живешь, какие новости, как себя чувствуете, какие успехи)?
3. Сюжетно-ролевые игры.
- Как твои дела. Рома?
- Очень плохо.
- Что случилось?
- Я потерял свои фишки и не могу их найти!
- Давай поищем вместе! Уверена, что вместе мы их найдем.
- Что вы ищите, ребята?
- Рома потерял фишки. Будь любезен, Слава, помоги нам!
- С радостью помогу вам! Рома, советую тебе в следующий раз класть фишки в эту коробочку, тогда они не будут рассыпаться и теряться.
- Спасибо за совет. Я очень вам благодарен, ребята.
- А как твое здоровье. Маша?
- Не могу пожаловаться. Я набираюсь сил под лучами весеннего солнца.
- Вежливо ли ребята между собой разговаривали? Какое правило этикета они выполняли? (Употребляй при разговоре вежливые слова.)
А теперь послушайте еще один диалог.
- Игорь, здравствуй! Так рада тебя видеть! Как твои дела? (Появляется Карина и, не выслушав ответа Игоря, обращается к ней.)
- Карина, привет, у меня столько новостей! Мне вчера купили щенка! Он такой красивый. А почему ты грустишь? Ой, я уже опаздываю, пока! (Убегает.)
- Можно ли назвать этот разговор диалогом?
- Вежливо вела себя эта героиня?
- О ком она говорила? Проявила ли она внимание к собеседникам?
- Какое правило этикета она нарушила? (Вежливость в общении требует
внимания к ответу собеседника и умения вежливо ответить на вопрос.)
4. Закрепление.
- С какими правилами этикета познакомились на уроке?
5. Домашнее задание.
В тетради записать вежливые слова.
Классный час 2. Учимся общаться
Цель: закрепить правила вежливого диалога в сюжетно - ролевых играх.
Ход занятия:
1. Проверка домашнего задания.
- Какие вежливые слова записали в тетрадь? У кого больше?
- Что такое диалог?
- Какие правила вежливого диалога узнали?
2. Сегодня на классном часе будем играть.
(Выбирается жюри, и раздаются задания каждой паре.)
Встретились 2 товарища. Они поприветствовали друг друга и начинают свою беседу. Один спрашивает, а другой отвечает, (беседуют об учебе, о том, как помогал маме, о выполнении домашнего задания, о любимой игрушке, о том, как прошли занятия в школе.)
Дети готовятся, а потом разыгрывают небольшие диалоги. Надо обязательно обратить внимание учащихся - было ли им интересно общаться. Узнали ли они что-нибудь новое.
Жюри оценивает работу.
3. Работа с диалогом.
- Найдите диалоги, каждый по своей теме. Чем они отличаются? (Если время позволяет, можно еще раз их проиграть.)
4. Закрепление.
- Должен ли быть диалог интересным для каждого собеседника?
- Какое еще правило этикета мы узнали? (Разговор должен быть интересен для каждого собеседника).
5. Домашнее задание.
Составь свой собственный диалог. Запиши его в тетрадь.
Классный час 3. Учимся общаться
Цели: закрепление правил вежливого диалога при общении друг с другом; знакомство с правилами вежливого общения с взрослыми.
Ход занятия:
1. Проверка домашнего задания.
Прослушиваются диалоги, придуманные детьми дома. Повторение правил вежливого общения.
2. Общение с взрослыми.
- Кто такие взрослые?
- С какими взрослыми мы встречаемся дома?
- С какими взрослыми вы встречаетесь в школе? (Схема на доске.)
Взрослые
Родители твой учитель и другие учителя служащие школы
Как вежливо общаться с взрослыми - об этом наш урок.
- Будет ли отличаться диалог с друзьями от диалога со взрослыми? (Будет.)
Итак, посмотрим:
а) приветствие:
- Как приветствуете родителей?
- Как поздороваетесь со своим учителем? А с незнакомым вам учителем?
- Как поздороваетесь со служащим школы?
б) обращение:
- Как вы обратитесь к маме, к папе?
- Как вы обратитесь к учителю, который вам знаком?
- Как вы обратитесь к учителю, который вам незнаком?
- Как вы обратитесь к служащему школы?
3. Сюжетно-ролевые игры.
Диалог ребенка с мамой:
- Доброе утро, мамочка!
- Доброе утро, мое солнышко! Как ты спала?
- Спасибо, очень хорошо! А что ты приготовила на завтрак?
Диалог ребенка с папой:
- Привет, пап!
-... Как твои дела в школе?
- ... Я получила сегодня пятерку!
- ... Очень рад за тебя! Надеюсь, что ты и ...
Диалог ученика с учителем другого класса:
- Здравствуйте!
- Здравствуй!
- Скажите пожалуйста, в вашем классе учится ...?
- Это мой друг. Я вчера был у него. Он заболел. Попросил меня сказать вам об этом.
Диалог ребенка с поваром:
- Скажите,...., а булочки есть?
- .. я хочу купить одну булочку и чай!
-.. Было очень вкусно!
Диалог ученика со служащим школы:
- Здравствуйте,...!
- Здравствуй!
- Извините пожалуйста, вы не находили в коридоре моей сменной обуви?
Я, кажется, ее здесь оставил.
- Да это она!... вам большое!
Обсуждение ситуации (Уделить внимание тону, жестам, мимике). Выслушивается мнение жюри.
Выводы и обобщение учителя:
- о ситуациях;
- о работе жюри.
4. Закрепление.
- Отличается ли диалог с другом от диалога со взрослым? (Да.)
- Чем? (Жестами, тоном, мимикой, уважительным обращением.)
- Есть ли общие правила этикета в построении диалога со взрослыми и диалога со сверстниками?
- Какие это правила?
Тема 14: «Доброжелательность в общении.» Дата:_____________
Занятие 2. Как ты разговариваешь с товарищами (доброжелательность в общении)
Доброе слово лучше мягкого пирога
Цель: дать обобщенное представление о доброжелательности, внимательности, сочувствии как основе общения с одноклассниками.
Начать занятие можно с рассмотрения смысловой взаимосвязи однокоренных слов:
добро, доброта, доброжелательность, подчеркнув, что доброжелательный человек всегда всем окружающим желает добра. Важно вместе с учащимися разобраться, в чем заключается смысл слов добрый и добренький (добренький может казаться таким…)
Желание добра - доброжелательность (сопереживание, сочувствие)
Далее читаются и анализируются следующие стихотворные строки:
Добрым быть совсем - совсем не просто,
Не зависит доброта от роста…
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды…
«Просто ли быть добрым, доброжелательным? Как вы понимаете слова: не зависит доброта от роста? Почему доброта «взамен не требует награды»?
Кого можно назвать добрым человеком? Что является самым главным показателем доброты? (дела)
Какие примеры добрых поступков вы можете привести? – таков приблизительно круг вопросов для беседы с классом. Разговор о добрых поступках, намерениях можно связать с умением пожелать человеку доброго, веселого настроения.
Эмоционально усилит эффект от беседы прослушивание стихов «Мы желаем счастья вам…»
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким:
Если счастлив сам –
Счастьем поделись с другим.
В русле темы беседы полезно провести работу над содержанием пословиц: «Добрым – добрая слава», «Добрые умирают, да дела их живут», «Доброе дело два века живет».
Ребята вспоминают вместе с учителем героев сказок, стихов, которые совершали добрые дела и проявляли доброжелательность. В качестве задания можно предложить изготовить дома один лепесток цветика – семицветика с пожеланием добра, написанным на обороте лепестка.
В содержание беседы хорошо вплетается игра «Как порадовать Буратино». Дети разыгрывают сценки, например, с таким сюжетом: Буратино грустный, в этом состоянии у него не получается быть вежливым. Им недовольна Мальвина.
«Что еще случилось с Буратино?» - спрашивает учитель. Далее ребята сами предлагают сюжеты для инсценировок.
После показа сюжетов учитель строит беседу вокруг таких вопросов: Как каждый из вас относится к своим друзьям? Доброжелательно? Внимательно? В чем это выражается?
Дидактические материалы
Задания
- Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность – это…
- доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
- желание и стремление оказать внимание только близким родственникам или товарищу;
- желание и стремление оказать помощь любому человеку;
- умение ничего не делать;
- нежелание быть добрым.
- Закончи предложение:
Доброжелательный человек всегда…
Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим?
- Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим?
Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови недобрых.
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Сделай рисунки к сказкам.
- Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
- Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
- Вычеркни лишнее:
- желать добра
- сочувствовать
- сопереживать
- воровать
7. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Слово не птица: вылетит – не поймаешь.
Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.
Глупым словом – глухое ухо.
Долго думал, да хорошо сказал.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Доброе молчанье лучше пустого бормотанья.
Текст
Лапуся (С. Михалков)
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
-Дверь открыта!
Притвори ее, герой!
Я ему в ответ сердито
Отвечаю- Сам закрой!
За обедом скажет мама:
- Хлеб, лапуся передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
-Не могу сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…
Я не знаю, как мне быть
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
Голубчик,
Ешь скорей! Стынет супчик!..
А они ко мне:
- Сыночек,
Положить еще кусочек?
А они ко мне:
- Внучок, ляг, лапуся, на бочок!
Беседа «Что такое вежливость». Конспект
Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
Вежливость - это первая и самая приятная добродетель.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость. Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям и учителям начальных классов при проведении бесед с детьми на нравственно-этические темы.
Цель:
- формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Задачи:
- выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;
- помочь детям понять значение вежливости в жизни людей через разучивание стихотворений, инсценировок, чтение художественных текстов;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о вежливости;
- воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.
Предварительная работа: разучивание инсценировок: заучивание стихов.
Материал: шапочки и элементы костюма лисы, медведя, вороны для инсценировки; мяч.
Ход:
Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.
1. Ученики одной школы на вопрос «Что такое вежливость?» ответили так: «Вежливость – это…
- воспитанность;
- хорошее поведение;
- правила поведения человека;
- когда человек вежливый, к нему хорошо относятся;
- вежливый человек говорит добрые слова.
Считаешь ли вы себя вежливыми? Ответьте на вопросы словами «да» или «нет».
1) Умеешь ли ты благодарить родителей (продавца, библиотекаря, друга и др.) за выполненную просьбу, оказанную услугу, преподнесённый подарок и т.д.?
2) Называешь ли ты по имени тех, с кем здороваешься?
3) Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе, трамвае, троллейбусе?
4) Пропускаешь ли ты вперёд младших при входе в школу, в столовую?
5) Выполняешь ли ты просьбы старших?
2. Чтение стихов «Вежливые слова»
1 Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
2
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
3
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
4
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
5
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
6
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
7
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
8
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
9
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
Вопрос: А теперь ещё раз задай себе вопрос: вежлив ли ты?
Задание: Давайте проверим, на сколько вы вежливы в игре «Вежливые слова».
Игра «Вежливые слова».
Воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок называет вежливое слово.
Ребята, я убедилась, что вы знаете много добрых, вежливых слов. Дарите чаще их своим близким, родным, товарищам!
3. В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как Ворона прочитала книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать.
Предлагается инсценировка отрывка из сказки «Ценная бандероль»
Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:
- Приятного аппетита!
- Спасибо, - отвечает Медведь. – Присаживайтесь к нам.
- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.
- Тогда на дорожку возьмите! – угощает Медведь Ворону.
- Спасибо!
Взлетела Ворона на ёлку и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:
- Голу-у-убушка, как хороша-а!
Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.
- Да кто же теперь этой басни не знает? – кричит ей сверху Ворона. – А уж коли сыру захотела, так проси по-вежливому!
- Пожалуйста… будьте добры! – заговорила сладким голосом Лиса.
- Вот это другое дело! – похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.
В. Капнинский
Вопрос: Назовите вежливые слова, которые помогли Вороне и Лисе получить то, что они просят.
4. Оцените с точки зрения вежливости речевое поведение некоторых ребят.
1) Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком.
Надо ли поздороваться тебе?
2) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, поздоровался: «Здравствуйте, Юрий Васильевич!»
Как поступил бы ты? Что сказал бы?
3) Ты вошёл в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья.
Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как ты это сделаешь?
5. Мы узнаём человека, который хочет к нам обратиться, не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал писатель В. Солоухин.
А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить; рот – поглощать пищу; глаза – смотреть, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.
Задание: Продолжи список ситуаций, в которых особенно важно улыбнуться собеседнику: «Приветствие», «Ты в гостях», «У тебя гости» …
6. Предложить послушать стихотворение В. Бокова «Доброе слово».
Ребенок:
- А Вы седой! – сказали мне при встрече.
- А были чёрный!
- Был, - ответил я.
И что-то мне тот час легло на плечи.
И придавило камнем бытия.
- А ты не старый! – как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как-будто крылья развязали.
И туго свистнул воздух под крылом.
И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне дотоле мысли
Заволновались нивою густой.
- Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей.
Вопросы: Отчего у героя стихотворения испортилось настроение? Какие слова развязали ему крылья?
Итог беседы:
В обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок не может выстроить отношения со сверстниками. Как ему помочь?
Статья «Отверженный – гонимый» Ольга Крушельницкая, Антонина Третьякова. из номера: «АиФ Здоровье»№18-19 2011...
Отношения со сверстниками.
Очень часто в начальных классах мы слышим о том ,что ученики обзывают.Можно, конечно, отмахнуться. Не обращай, мол, внимания. Ты ведь не такой, как тебя обзывают, правда? Ну и все, забыли. А не получа...
Родительское собрание на тему: "Культура поведения в отношениях детей со своими сверстниками"
Формирование личности школьника происходит в разных видах деятельности: в учении, труде, игре, в отношениях с товарищами и осуществляется каждый день; в будничной жизни, прежде всего, формируется инди...
Программа формирования коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников
Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Задачи: · Формирование культуры общения и поведения;·...
Организация интеграции дошкольников с кохлеарной имплантацией в среду здоровых сверстников в рамках группы кратковременного пребывания на базе общеобразовательной школы.
В статье представлен опыт интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду в МБОУ "СОШ № 7" г Рубцовска...
Проект «Диалог культур через диалог детей»
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этническому ...
Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).
Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и...