Круг-общения "Хорошо-плохо"
методическая разработка (4 класс) на тему
Аннотация к серии занятий
«КРУГ – общения»
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Существует насущная потребность в совершенствовании деятельности, направленной на целенаправленное развитие мышления, как в информационном, так и в социальном пространстве.
Дети с тяжёлыми – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
Поступая в наше образовательное учреждение. дети с ТНР в первую очередь у них отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере – это сниженная мотивация, замкнутость, неуверенность в себе, повышенная раздражительность. Обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со своими сверстниками.
Проблема общения детей сохраняет свою актуальность. Речь ребёнка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
Развитие связной речи через формирование коммуникативных компетенций следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы СКОУ.
Самая важная функция языка – коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребёнка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.
Практика проведения занятий КРУГ- общения доказывает, что это один из первых личностно-ориентированных методов, развития коммуникативных умений. Во время таких занятий дети учатся выслушивать мысли своих товарищей, каждый имеет право сказать то, что ему хочется, происходит совместная работа в группе, выполнений заданий, которые даются заранее - это разыгрывание сценки, придумывание счастливого конца сказки.
Занятие КРУГ – это форум для ребят, позволяющий им проводить групповые обсуждения проблем, детям нужно уметь выразить себя, узнать друг друга, оценить свои сильные стороны и таланты других.
Выбранная нами форма проведения занятий КРУГ – общения это эпическая модификация группового собрания, но дополненная теплотой дружеского общения и товарищеской заботы о деле, это организованное поочерёдное высказывание учащимися суждений по теме.
Такие занятия проходят стоя в кругу, сидя за круглым столом, сидя на полу по кругу и детям нравится эта свободная форма общения. Каждое занятие начинается с приветствия, которые бывают разные: поздоровались по кругу ладошками, за носик. За ушко, за мизинец, пожатием руки. После приветствия у детей появляется уверенность, раскрепощение.
В серию занятий «Круг – общения» входят подзанятия «Минутка откровения», «Информационный час», «Минутка общения», «Минутка радости»
Данные занятия помогут детям с ТНР преодолеть барьер замкнутости, неуверенности, т.к. без полноценного общения ребёнок не сможет социально адаптироваться в обществе. Одна из важнейших задач нашей школы является социализация ребёнка и важнейшая её часть это умение общаться со сверстниками. Обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи после начальной школы уходят в общеобразовательные учреждения.
Из опыта работы хочется сказать, что к концу 4 класса словарный запас у детей на достаточном уровне, умеют выражать свои мысли вслух, появляется уверенность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krug_obshcheniya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат им. Героя Советского Союза И.Е.Егорова
г.о. Новокуйбышевск Самарской области
Конспект внеклассного мероприятия
для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи начальных классов
КРУГ-общения
«Хорошо-плохо»
Воспитатель высшей категории И.Н. Голощапова
Аннотация к серии занятий
«КРУГ – общения»
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Существует насущная потребность в совершенствовании деятельности, направленной на целенаправленное развитие мышления, как в информационном, так и в социальном пространстве.
Дети с тяжёлыми – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
Поступая в наше образовательное учреждение. дети с ТНР в первую очередь у них отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере – это сниженная мотивация, замкнутость, неуверенность в себе, повышенная раздражительность. Обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со своими сверстниками.
Проблема общения детей сохраняет свою актуальность. Речь ребёнка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
Развитие связной речи через формирование коммуникативных компетенций следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы СКОУ.
Самая важная функция языка – коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребёнка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.
Практика проведения занятий КРУГ- общения доказывает, что это один из первых личностно-ориентированных методов, развития коммуникативных умений. Во время таких занятий дети учатся выслушивать мысли своих товарищей, каждый имеет право сказать то, что ему хочется, происходит совместная работа в группе, выполнений заданий, которые даются заранее - это разыгрывание сценки, придумывание счастливого конца сказки.
Занятие КРУГ – это форум для ребят, позволяющий им проводить групповые обсуждения проблем, детям нужно уметь выразить себя, узнать друг друга, оценить свои сильные стороны и таланты других.
Выбранная нами форма проведения занятий КРУГ – общения это эпическая модификация группового собрания, но дополненная теплотой дружеского общения и товарищеской заботы о деле, это организованное поочерёдное высказывание учащимися суждений по теме.
Такие занятия проходят стоя в кругу, сидя за круглым столом, сидя на полу по кругу и детям нравится эта свободная форма общения. Каждое занятие начинается с приветствия, которые бывают разные: поздоровались по кругу ладошками, за носик. За ушко, за мизинец, пожатием руки. После приветствия у детей появляется уверенность, раскрепощение.
В серию занятий «Круг – общения» входят подзанятия «Минутка откровения», «Информационный час», «Минутка общения», «Минутка радости»
Данные занятия помогут детям с ТНР преодолеть барьер замкнутости, неуверенности, т.к. без полноценного общения ребёнок не сможет социально адаптироваться в обществе. Одна из важнейших задач нашей школы является социализация ребёнка и важнейшая её часть это умение общаться со сверстниками. Обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи после начальной школы уходят в общеобразовательные учреждения.
Из опыта работы хочется сказать, что к концу 4 класса словарный запас у детей на достаточном уровне, умеют выражать свои мысли вслух, появляется уверенность.
Цель: формировать и корректировать коммуникативные навыки, умение высказывать своё мнение.
Задачи:
Образовательная:
учить логически, строить высказывания;
способствовать видеть хорошее и плохое в поступках сказочного героя, явлении природы;
совершенствовать навык связного высказывания.
Воспитательная:
воспитывать культуру общения;
воспитывать способности следовать нормам поведения;
воспитание нормы социального поведения детей.
Развивающая:
дать возможность учащимся высказывать своё мнение;
развивать речь, логическое мышление, память;
развивать умение выслушивать друг друга.
Оборудование:
Карточки с буквами, иллюстрации с образами Бабы Яги
Научно-методическое обеспечение:
Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, направленные на повышение уровня и качества речи.
Форма проведения: КРУГ- общения
План
I.Подготовительный этап
Ребята стоят в кругу
Приветствие
Добрый день мы всем сказали
Добрый день ответим мы
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Добрый день, Саша! (приветствие детей друг с другом ладошками)
Ребята, вы сейчас передали своими ладошками тепло и добро друг другу, вы почувствовали?
II. Основной этап
1. Словесная игра «Наоборот»
2. Обсуждение образа Сказочного героя ( хорошо-плохо)
3. Итог-рефлексия
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Воспитатель:
Поиграем в игру «Наоборот», я вам называю слово, а вы мне противоположное
Мы грустим – (веселимся)
Мы ссоримся – (дружим или миримся)
Мы ленимся – (трудимся)
Мы жадничаем – (делимся)
Основная часть
КРУГ – общения ( сидя на стульчиках по кругу)
Воспитатель:
Ребята, сегодня наше общение с вами будет в необычной обстановке – в кругу
А вы знаете, что такое хорошо, а что такое плохо?
Что значит быть хорошим? (высказывания детей)
А что по - вашему плохо? ( высказывания детей)
Каких сказочных героев вы знаете? (ответы детей)
Какого сказочного героя вы любите больше всего?
Хотели бы чаще его видеть на праздниках?
Я загадаю вам загадку, а ответ вы соберёте по карточкам ( раздаю детям карточки с буквами, должно получится слово Баба Яга)
В дремучем лесу затерялась избушка
В избушке живёт непростая старушка
Берёт помело, да в ступу садится
И тут же над лесом взлетает, как птица
(Баба Яга)
Сегодня мы с вами поразмышляем про этого сказочного героя ( на доске образ Бабы Яги)
Ребята, а что хорошего в Бабе Яге?
(ответы детей – веселит всех, не боится летать, всех накормит, помогает всем, обладает волшебной силой)
Вспомним сказки, где Баба Яга совершает хорошие поступки
(Василиса Прекрасная – дав огонь – череп с горящими глазами;
Царевна Лягушка – указала путь к Кощею, чтоб освободить царевну;
Сказка о молодильных яблоках и живой воде – дала совет, как найти воду и яблоки0
Про хорошее сказали, а что плохо в Бабе Яге? ( на доске образ Бабы Яги)
(ответы детей – вредит, крадёт детей, пугает)
В каких сказках Баба Яга совершает плохие поступки?
( Гуси-лебеди - крадёт братика;
Ребята, а вы знаете, что существуют дразнилки про имена и раньше в старину на народных гуляниях по - доброму дразнилки произносили, вы слышали когда - нибудь дразнилки, например Андрей воробей не гоняй голубей, гоняй галочек из – под палочек или Мишка кубышка – еловая шишка или Антошка, не допечённая картошка.
И про Бабу Ягу тоже есть дразнилка, послушайте:
Баба Яга костяная нога, побежала в огород
Испугала весь народ.
Побежала в баньку
С печки упала, ногу сломала.
Давайте все вместе проговорим эту скороговорку ( проговаривание)
Ребята, а кто запомнил слова дразнилки – попробуйте проговорить ( проговаривание детьми)
Итог: Ребята, что вам помогло угадать сказочного героя, про которого мы сегодня вспоминали? (загадка, буквы)
Рефлексия:
Ребята, посмотрите на картинки и скажите, что вы видите? (дождь)
Про дождь можно сказать «Хорошо – плохо»
Что хорошего в дожде? (умывает улицы, питает землю, растения)
А что плохого в дожде? (лужи, промокнут ноги, размывает дороги)
Покажите, как капает дождь (щелканье пальчиками)
Ребята, если вам понравилось, как мы сегодня общались, то капельки дождя нарисуйте, где дождь – это хорошо.
Спасибо всем за занятие!